П.К 4.4 Педагогические разработки
материал (3 класс) на тему

Горшкова Евгения Александровна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий для формирования грамматического навыка на уроках английского языка в начальной школе.

Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика.

 Грамматика – один из важнейших аспектов в изучении любого языка, так как без знания грамматики о полноценном общении не может быть и речи. Сам по себе словарный состав не является языком — он лишь служит строительным материалом. Действенным инструментом словарный состав становится тогда, когда поступает в распоряжение грамматики. Именно поэтому так важно обучать детей грамматике с самого начала изучения языка. Работая с детьми, преимущественно младшего школьного возраста, очевидно, что загружать учеников правилами, схемами и огромным количеством тренировочных упражнений бесполезно. Дети попросту теряют интерес не только к изучению грамматики, но и языка в целом. Поэтому важно выбрать яркий, необычный и увлекательный метод изучения грамматики. Одним из таких методов, безусловно, являются грамматические игры.

Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребёнка в особенности. Также, игры помогают сформировать  у детей первоначальные умения в области иностранных языков без особых трудностей, помогая справиться с переживаниями, которые препятствуют атмосфере обучения.

та проблема изучалась многими методистами, среди которых известные методисты И.Л. Бим, С.Ф. Шатилов, Г.В. Рогова, Н.И. Гез,  Е.Н.Соловова, В.Н. Рахманинова, Л.С. Панова, С.Ю. Николаева, М.И. Жинкин, Е.И.Пассов и другие. В методической и периодической литературе довольно часто печатаются советы учителей и методистов по обучению грамматическому материалу на разных этапах изучения иностранного языка.   

Но, поскольку программы меняются, а соответственно меняются требования к знаниям учеников, методические приемы требуют постоянного совершенствования.

Е.И.Пассов выделяет следующие цели использования игры в ходе учебного процесса:

  • формирование определенных навыков;
  • развитие определенных речевых умений;
  • обучение умению общаться;
  • развитие необходимых способностей и психических функций;
  • запоминание речевого материала.

Многие исследователи отмечают, что в этом  возрасте цель обучения успешнее достигается при игровой мотивации, поэтому на начальном этапе в обучение одним из эффективных средств является игра. Игровая деятельность широко используется в практических целях. Игра – это основной способ достижения всех задач обучения на начальном этапе.

Игры можно использовать в начале или в конце урока для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение, что решается по усмотрению учителя.

Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствуют качественному усвоению материала и делают процесс познание, который становиться для учеников потребностью.

На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. Учитывая это, необходимо использовать на уроках разнообразные игры, соревнования, наглядный материал. Опыт работы с учениками младших классов показал, что такие виды работы дают положительный эффект. 

 Об обучающих возможностях игр известно уже давно. Используя игры, как средство обучения в учебном процессе, многие педагоги отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Мы предположили, что если использовать игровые технологии для формирования грамматических навыков, то их формирование у младших школьников будет происходить более успешно.

На практике нами было апробировано 6 занятий в 3 классе по темам: «Вводное занятие», «Предлоги места», «There is/are», «Модальный глагол can», «Обобщающее занятие», «Подведение итогов».

На первом уроке  был проведён констатирующий срез целью  выявления сформированности грамматических навыков у учащихся. На констатирующем этапе учащиеся выполняли тест, состоящий из 7 вопросов. Тест составлен на основе пройденного ранее материала, а именно, на грамматических правилах  «Предлоги места», «There is/are», «Модальный глагол can». Время выполнения теста: 20 минут.

Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что у 60% школьников высокий уровень владения грамматикой . У 30% учеников знания грамматики находятся на среднем уровне. 10% учеников имеют низкий уровень знаний грамматики.

В целом, большинство обучающихся (более 50%) продемонстрировало свои знания о грамматике на среднем и высоком уровнях.

Очевидно, что уровень сформированности грамматического навыка у учащихся  3  класса после проведенной апробации улучшился. У 4 учащихся уровень высокий, у 4 учащихся выше среднего и только у 2 учащихся уровень остался средним. Егор Е. повысил свой уровень до уровня выше среднего и  Дима Х. повысил свой уровень до высокого. Остальные показатели  в среднем не изменились. Знание формы грамматического явления (1 критерий) явно возросло. Уровень сформированности грамматического навыка на текущий момент можно определить как «высокий».

Можно сделать вывод, что использование данного сборника игр на уроках английского языка в начальной школе способствует более эффективному формированию грамматического навыка. 


  1. Ануфриева, Р.А. Игры как средство развития интереса к изучаемому языку//Иностранные языки в школе. 2009. – №9. –15-16с.
  2. Гарбуз О.В., Курбатова И.В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку Часть 2// Учебное пособие для преподавателей и студентов педколледжей// Челябинск, 2009-115с.
  3. Гальскова Н.Д. , Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст]: Уч. пособие для студ. лингв. университетов и факультетов иностранного языка высших педагогических учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...