Значение оригами для развития детей.
методическая разработка (3 класс) на тему

Генрих Елена Серафимовна

...Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ — искусство, близкое ему и доступное...

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ОРИГАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40—45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ — искусство, близкое ему и доступное.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс (33 часа)

  1. Тема:   Знакомство с оригами – 1 ч.

Виды деятельности:  Знакомство с видами бумаги, её основными свойствами и инструментами для её обработки. Правила безопасности при работе с ручными инструментами.

  1. Тема: Беседа по охране труда- 1 ч.

Виды деятельности: Правила безопасности при работе с ручными инструментами.

  1. Тема: Квадрат -  основная форма оригами – 4 ч.

Виды деятельности: Знакомство с понятием «Базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Знакомство с условными знаками, принятыми оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие виды складывания.

  1. Тема: Базовая форма «Треугольник»- 3 ч.

Виды деятельности: Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу»

  1. Тема: Базовая форма «Воздушный змей»- 3ч.

Виды деятельности: Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке».

  1. Тема: Базовая форма «Двойной треугольник» - 3 ч.

Виды деятельности: Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.

  1. Тема: Базовая форма «Двойной квадрат» - 3 ч.

Виды деятельности: Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».

  1. Тема: Базовая форма «Конверт»- 3 ч.

Виды деятельности: Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».

  1. Тема: Цветы к празднику 8 марта – 3 ч.

Виды деятельности: 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах ( Нарцисс – волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

  1. Тема: Летние композиции – 4 ч.

Виды деятельности: Цветочные композиции на основе простых базовых форм о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций.

  1. Тема: Впереди лето! – 2 ч.

Виды деятельности: Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

  1. Итоговые занятия. Оформление выставочных работ – 3ч.

Виды деятельности: Подведение итогов работы за год. Беседа на тему: «Чему мы научились на занятиях». Выставка моделей, изготовленных в течении года. Проведение конкурса: «Самые умелые руки». Вручение наград и призов.

2 класс (34 часа)

  1. Тема: Вводное занятие – 1 ч.

Виды деятельности: Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

  1. Тема: Простые базовые формы оригами – 1 ч.

Виды деятельности: Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приёмов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных базовых знаков и схем.

  1. Тема: Осенние композиции – 3 ч.

Виды деятельности: Полевые и садовые цветы: ромашка, колокольчик. Складывание цветов. Оформление композиций.

  1. Тема: Базовая форма «Треугольник» - 3 ч.

Виды деятельности: Домик с крыльцом. Домик с трубой. Домик с верандами. Деревья и травы.

  1. Тема: Базовая форма «Воздушный змей» - 3ч.

Виды деятельности: Лебеди ( 2 способа), утка с утенком.

  1. Тема: Базовая форма «Двойной треугольник» - 2 ч.

Виды деятельности: Тропическая рыбка. Отделка модели.

  1. Тема: Базовая форма «Двойной квадрат»- 3 ч.

Виды деятельности: Золотая рыбка. Краб. Композиция «Аквариум».

  1. Тема: Базовая форма «Конверт» - 3 ч.

Виды деятельности: Рыбка – бабочка. Водоросли и камешки. Оформление аквариума.

  1. Тема: Базовая форма «Рыба» - 3 ч.

Виды деятельности: Царевна – лебедь. Пингвин ( 2 способа). Композиция «Пингвины на льду».

  1. Тема: Базовая форма «Дверь» - 2 ч.

Виды деятельности: Мышь и поросенок. Буренка. Композиция «В деревне».

  1. Тема: Цветы – 3 ч.

Виды деятельности: Тюльпан, нарцисс, мак.

  1. Тема: Поздравительная открытка к празднику 8 марта – 3ч.

Виды деятельности: Оформление поздравительной открытки. Конкурс «Я люблю свою маму».

  1. Тема: Сказочные персонажи – 2 ч.

Виды деятельности: Иванушка, Аленушка, Колобок…

  1. Тема: Итоговое занятие – 1 ч.

Виды деятельности: Изготовление композиции «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год.

  1. Тема: Оформление выставочных работ – 1 ч.

Виды деятельности: Выставка моделей, изготовленных в течении года.

3 класс (34 часа)

  1. Тема: Вводное занятие – 2ч.

Виды деятельности: История развития искусства оригами. Входная диагностика.

  1. Тема: Чудесные превращения бумажного листа – 5ч.

Виды деятельности: Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.

  1. Тема: Модульное оригами – 5 ч.

Виды деятельности: Изделия, складывающиеся из одинаковых моделей- модулей. Бусы для ёлки. Новогодние украшения- звёзды из 4, 8 и 16  модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

  1. Тема: Оригами на праздничном столе- 5 ч.

Виды деятельности: Правила этикета. Складывание приглашений, Поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

  1. Тема: Валентинки оригами – 1 ч.

Виды деятельности: Изготовление валентинок.

  1. Тема: Цветы к празднику 8 марта – 3 ч.

Виды деятельности: Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы, японская ваза для цветов.

  1. Тема: Оригами – почта- 3 ч.

Виды деятельности: Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо. Оригинальный конверт ( 2 варианта).

  1. Тема: Базовая форма «Дом» - 3 ч.

Виды деятельности: Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.

  1. Тема: Впереди Лето – 3 ч.

Виды деятельности: Складывание самолетов и истребителей. Лётные соревнования моделей.

  1. Тема: Итоговое занятие – 2 ч.

Виды деятельности: Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами.

  1. Тема: Оформление выставочных работ – 2ч.

Виды деятельности: оформление тематических выставок «На лесной поляне», «Мы встречаем новый год», «Цветы для наших мам».

4 класс ( 34 часа)

  1. Тема: Вводное занятие – 2 ч.

Виды деятельности: Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности.

  1. Тема: Превращения бумажного листа – 2 ч.

Виды деятельности: Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Оригами в интернете. «Путешествие по стране оригами» - компьютерные презентации.

  1. Тема: Изделия из складки – 4 ч.

Виды деятельности: гвоздика, роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.

  1. Тема: Базовая форма «Катамаран»- 5 ч.

Виды деятельности: Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки орнамент из модулей. Кусудама.

  1. Тема: Новогодние украшения – 4 ч.

Виды деятельности: Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объёмная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

  1. Тема: Базовая форма «Птица» - 4 ч.

Виды деятельности: Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на её основе. Журавлик на гнезде. Ваза «Два журавля».

  1. Тема: Цветы и вазы оригами – 3 ч.

Виды деятельности: Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.

  1. Тема: Базовая форма «Лягушка» - 3 ч.

Виды деятельности: Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.

  1. Тема: Творческие работы – 3 ч.

Виды деятельности: Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».

  1. Тема: Итоговое занятие – 2 ч.

Виды деятельности: Сочинение- эссе «оригами в нашей жизни». Анализ работ.

  1. Тема: Оформление выставочных работ – 2 ч.

Виды деятельности: Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.

Тематическое планирование

1 класс ( 33 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Знакомство с оригами

1

2

Беседа по охране труда

1

3

Квадрат- основная форма оригами

4

4

Базовая форма «Треугольник»

3

5

Базовая форма «Воздушный змей»

3

6

Базовая форма «Двойной треугольник»

3

7

Базовая форма «Двойной квадрат»

3

8

Базовая форма «Конверт»

3

9

Цветы к празднику 8 марта

3

10

Летние композиции

4

11

Впереди лето!

2

12

Итоговые занятия. Оформление выставочных работ

3

2 класс ( 34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Простые базовые формы оригами

1

3

Осенние композиции

3

4

Базовая форма «Треугольник»

3

5

Базовая форма «Воздушный змей»

3

6

Базовая форма «Двойной треугольник»

2

7

Базовая форма «Двойной квадрат»

3

8

Базовая форма «Конверт»

3

9

Базовая форма «Рыба»

3

10

Базовая форма «Дверь»

2

11

Цветы

3

12

Поздравительная открытка к празднику 8 марта

3

13

Сказочные персонажи

2

14

Итоговое занятие

1

15

Оформление выставочных работ

1

3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

2

2

Чудесные превращения бумажного листа

5

3

Модульное оригами

5

4

Оригами на праздничном столе

5

5

Валентинки оригами

1

6

Цветы к празднику 8 марта

3

7

Оригами – почта

3

8

Базовая форма «Дом»

3

9

 Впереди – лето!

3

10

Итоговое занятие

2

11

Оформление выставочных работ

2

4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

2

2

Превращения бумажного листа

2

3

Изделия из складки

4

4

Базовая форма «Катамаран»

5

5

Новогодние украшения

4

6

Базовая форма «Птица»

4

7

Цветы и вазы оригами

3

8

Базовая форма «Лягушка»

3

9

Творческие работы

3

10

Итоговое занятие

2

11

Оформление выставочных работ

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как средство всестороннего развития детей

         Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Много полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами! Бумагу можно мять, разрезать...

Оригами как средство всестороннего развития детей

Оригами как средство всестороннего развития детей...

Занятия оригами для развития детей с ОВЗ

В презентации представлен теоретический и практический материал по теме "Занятия оригами для развития детей с ОВЗ"...

Занятия оригами для развития детей с ОВЗ

В презентации представлен теоретический и практический материал по теме "Занятия оригами для развития детей с ОВЗ"...

«Обучение искусству оригами – способ интеллектуального и эстетического развития детей младшего школьного возраста»

Если вы решили познакомить своих учеников с оригами, но сомневаетесь - прочтите эту короткую статью. Перед вами раскроются все привлекательные стороны данной области. Оригами можно сравнить с маленьки...

Статья "Значение оригами для развития ребёнка"

Работа пальцами рук хорошо развивает мелкую моторику у детей, активизируя и стимулируя участки, которые отвечают за внимательность и память малыша. Отличным и, к тому же, доступным занятием для развит...

Значение лепки в развитии детей

В статье описаны основные принципы значения для развития детей при работе с пластилином. ...