Статья "Значение оригами для развития ребёнка"
статья

Анна Валериевна Пияковская

Работа пальцами рук хорошо развивает мелкую моторику у детей, активизируя и стимулируя участки, которые отвечают за внимательность и память малыша. Отличным и, к тому же, доступным занятием для развития данных способностей станет создание разнообразных фигур из бумаги – оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья ОРИГАМИ18.04 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ОРИГАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40—45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ — искусство, близкое ему и доступное.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

 Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате "Что такое искусство" предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Оригами развивает способность работать руками, приучает пальцы к точным движениям, что особенно важно для детей, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой и координацией рук. Дети, увлекающиеся оригами, обладают пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме. Педагоги по оригами считают, что занятия им развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия.

Казалось бы, какая может быть связь между мелкими движениями рук и развитием речи у детей? На деле такое взаимодействие существует. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами, педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Хорошо известно, что формирование правильной речи тесно связано с дыханием. Надо учить ребенка координировать воздушную струю, правильно пользоваться силой голоса, управлять интенсивностью выдоха. Необходимо также развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (вытянуть губы вперед трубочкой, растянуть в широкую улыбку...). Речь образуется во время выдоха. Специальные дыхательные упражнения развивают фонетическое дыхание, особенно удлинённый, сильный выдох. И вот тут "палочкой-выручалочкой" становятся игрушки - оригами. Координировать воздушную струю помогают сделанные детьми простые лёгкие фигурки. Их можно подвесить на ниточку и слегка на них дуть, растягивая рот и сжимая губы. Управлять силой выдоха можно учиться при изготовлении надувных игрушек.

Особое значение для развития мелкой моторики имеет модульное оригами. Это техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль , а затем они соединяются путем вкладывания их друг в друга –так получаются разные фигурки.

Модульное оригами является разновидностью прикладного искусства по изготовлению поделок из бумаги. От классической техники отличающееся тем, что в исполнении мастеров оригамистов для создания объекта необходимо сделать множество одинаковых частей или модулей, каждый из которых также складывается в технике оригами. При этом модули позволяют создавать как маленькие, так и большие поделки. Для этого они вкладываются друг в друга, но не закрепляются клеем. В зависимости от размеров одного модуля и способа их соединения между собой могут получаться самые разнообразные конструкции, что позволяет привлекать к творчеству как детей, так и взрослых. 
Ведь для того, чтобы фигурка получилась красивой, необходимо складывать углы и сгибы ровно. Обучение оригами для детей нужно начинать с самых элементарных фигур, постепенно повышая их сложность. При создании фигур дети смогут научиться пользоваться ножницами: делать разрезы, вырезы, надрезы. В некоторых случаях им может понадобиться клей. А бумагу для складывания необязательно использовать только белую. Детям намного интереснее складывать фигуры из цветной бумаги. 

Создание фигур из бумаги на самом деле довольно кропотливая работа, и малышу нужно будет очень постараться и затратить некоторое время для получения хорошего результата. От создания оригами он получит не только пользу, но и огромное удовольствие и радость. Складывая различной сложности фигурки, ребенок будет развивать воображение, формировать свой вкус, тренировать память. К тому же, он быстро и наглядно изучит геометрические фигуры и их составляющие. 

Любой ребенок заинтересуется оригами. Ведь то, что он создаст своими руками, превратится в интересную игрушку. И с ней потом можно будет играть или раскрашивать ее красками или фломастерами, проявив фантазию и занявшись еще одним полезным творчеством – рисованием.

Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешного обучения ребенка младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Оригами и развитие ребенка" 2 класс

Полная рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами. Развитие ребенка" для 2 класса...

Зависимость психического развития ребёнка от развития речи

Зависимость психического развития ребёнка от развития речетворческой системы человека и  становления интеллекта...

Понятие о стабильных и критических периодах развития ребёнка. Содержание кризисов развития.

Современному учителю для плодотворной работы необходимо знание возрастных и психологических особенностей детей на разных этапах их развития.В данной работе рассмотрены возрастные кризисы детей к...

Оригами - средство развития младших школьников

Оригами - прекрасное средство для развития детей. Оно  прдоставляет большие возможности развития учащихся....

Занятия оригами для развития детей с ОВЗ

В презентации представлен теоретический и практический материал по теме "Занятия оригами для развития детей с ОВЗ"...

Занятия оригами для развития детей с ОВЗ

В презентации представлен теоретический и практический материал по теме "Занятия оригами для развития детей с ОВЗ"...