Внеурочная деятельность" Дорогою добра"
рабочая программа на тему
Внеурочная деятельность" Дорогою добра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для работы с учащимися начальных классов МОБУ СОШ с.Усман-Ташлы МР Ермекеевский район РБ.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа школьного учебного плана при нагрузке 1 час в неделю. Срок реализации программы – 1 год.
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ
с.Усман-Ташлы, на основе учебного плана МОБУ СОШ с. Усман-Ташлы на 2017-2018 учебный год.(принят решением педагогического совета протокол № 1 от 24.08.2017г.)
Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс.
«Дорогою добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа включает в себя 35 занятий и рассчитана на 2017-2018 учебный год обучения.
Цельпрограммы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
- Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Раздел 1. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
4. Афоризмы.
5. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
6. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
7. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
8. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
11. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
12. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
13. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
14. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
15. Быть сострадательными к чужому горю.
16. Не обижать животных и птиц.
17. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
18. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Дорогою добра» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, поЭ.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Для оценки результативности программы «Дорогою добра» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.
Раздел 2. Содержание учебного курса.
Наименование разделов и тем. | Кол-во часов |
Раздел № 1 Общечеловеческие нормы нравственности | 6 |
Раздел №2 Культура общения | 7 |
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | 4 |
Раздел № 4 Дружеские отношения | 7 |
Раздел №5 Этикет. | 4 |
Раздел №6 Понять другого | 4 |
Раздел №6. Искусство и нравственность | 3 |
Раздел 3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
примерная | фактическая | ||||
Раздел № 1 Общечеловеческие нормы нравственности | 6 | ||||
1. | Совесть-основа нравственности | 1 | 07.09 | ||
2. | Дал слово держи. | 1 | 14.09 | ||
3. | Заповеди: как мы их исполняем. | 1 | 21.09 | ||
4. | О сострадании и жестокосердии.Помощь и милосердие | 1 | 28.09 | ||
5. | Спешите делать добро. | 1 | 5.10 | ||
6. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 1 | 12.10 | ||
Раздел №2 Культура общения | 7 | ||||
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | 1 | 19.10 | ||
2. | Культура общения в современной семье. | 1 | 26.10 | ||
3. | О терпимости к ближним. | 1 | 9.11 | ||
4. | Этикетные ситуации. | 1 | 16.11 | ||
5. | В мире мудрых мыслей. | 1 | 23.11 | ||
6. | Встреча и развлечение гостей. | 1 | 30.11 | ||
7. | Поведение в гостях. | 1 | 7.12 | ||
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | 4 | ||||
1. | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | 1 | 14.12 | ||
2. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | 21.12 | ||
3. | Наш труд в классе. | 1 | 28.12 | ||
4. | Мой труд каждый день дома. | 1 | 18.01 | ||
Раздел № 3 Дружеские отношения | 7 | ||||
1. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | 25.01 | ||
2. | Преданный друг. | 1 | 01.02 | ||
3. | О доброте и бессердечие. | 1 | 8.02 | ||
4. | Об уважительном отношении к старшим. | 1 | 15.02 | ||
5. | О зависти и скромности. | 1 | 22.02 | ||
6. | О доброте и жестокосердии. | 1 | 01.03 | ||
7. | В мире мудрых мыслей. | 1 | 15.03 | ||
Раздел №4 Этикет. | 4 | ||||
1. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | 22.03 | ||
2. | Поведение в гостях. | 1 | 05.04 | ||
3. | Как дарить подарки. | 1 | 12.04 | ||
4. | Этикет разговора. | 1 | 19.04 | ||
Раздел №5 Понять другого | 4 | ||||
1 | Золотые правила. | 1 | 26.04 | ||
2. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | 03.05 | ||
3. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | 10.05 | ||
4. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | 17.05 | ||
Раздел №6. Искусство и нравственность | 2 | ||||
1 | Искусство и нравственность. | 1 | 24.05 | ||
2 | Положительные герои в былинах и сказаниях. Нравственное содержание древних мифов. | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Внеклассное занятие внеурочной деятельности. "Добро творящий Жизнь творит"
На данном занятие у детей формируется представление о доброте, хороших и добрых поступках, расширяются знания о рли доброты в жизни каждого человека. В урок включен показ видеофильма "Притча о с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление...
Программа по внеурочной деятельности "Добрый мир"
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и пр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
Рабочая программа....
Конспект внеурочного занятия «Добро пожаловать в Бразилию!»
«Добро пожаловать в Бразилию!»...
Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия...