Характеристика и конспект проектной задачи во внеурочной деятельности «Семейные традиции русской крестьянской семьи»
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Данная проектная задача является одним из итоговых моментов по работе над проэктом "Семейные традиции русской семьи», которая велась три года и включала в себя урочную деятельность. посещение музеев и занятия по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача во внеурочной деятельности
Название проектной задачи | «Семейные традиции русской крестьянской семьи» |
Предмет | Межпредметная (литературное чтение, окружающий мир, технология) |
Класс, время | 2 класс, ноябрь |
Тип задачи | метопредметная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) |
|
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача. | Литературное чтение:
Окружающий мир:
Технология:
Общеучебные умения:
|
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися:
|
Способы и формы оценивания результатов работы |
|
Оборудование и материалы |
|
«Семейные традиции крестьянской семьи»
Ход игры
1 слайд Россия
Объявление темы проектной задачи.
-Тема сегодняшней проектной задачи «Традиции русской крестьянской семьи»
- Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж.
Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык.
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
2 слайд Русские красавицы (2 конфеты)
- А знаете ли вы, какую одежду носили в русских деревнях? (сарафаны, рубахи, лапти)
- Рассмотрите внимательно фотографию. Какой цвет использовался в нарядах чаще всего? (КРАСНЫЙ) Он был символом красоты, поэтому и девицу называли красна девица.
- Оденьте нарядно Марию и Ивана при помощи клея.
Представление работ у доски.
- Среди нарядных пар есть одетые в свадебные наряды. Как вы думаете, у какой команды Мария и Иван приготовились к свадьбе?
3 слайд Загадки
- На Руси очень любили загадки. У вас на столах конверты с загадками. Прочтите их внимательно и отгадайте. Отгадку можно написать прямо на листке с загадкой.
4 слайд Мама (1 конфета)
- Прочитайте загадку. Как её отгадала ваша команда?
- Мать должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить». Под материнской опекой проходили обычно первые 5 — 7 лет жизни ребенка. Она кормила детей, купала, укладывала спать, лечила, играла с ними, пела им песенки, рассказывала сказки. Когда дети подрастали, мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать учила их жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, то есть помогала им освоить круг традиционных женских занятий.
5 слайд Папа (1 конфета)
- Прочитайте загадку. Как её отгадала ваша команда?
- В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», — говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.
Общественное мнение требовало от отца в воспитании детей прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям «ласкоту», то есть нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «ненаказанный сын — бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку.
- Русские крестьяне, прививая детям любовь к Отчине, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и проявления уважения к старшим по возрасту. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.
6 слайд Дедушка и бабушка (2 конфеты)
- Прочитайте загадку. Как её отгадала ваша команда? (дедушка, бабушка)
-Родители внушали подрастающему ребенку словами и свои примером, что человек обязан заботиться о состарившихся родителях, проявлять к ним, ослабшим от тяжелой работы и немощным, внимание и уважение.
По крестьянской этике уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя вопрос о том, достоин или недостоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению крестьян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей на земле. Крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить — себя веселить», стараться не держать на людей злобу. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и «бывальщины» религиозно-поучительного характера. В сказке «Иван, крестьянский сын», например, герой, нагрубивший старухе, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от нее полезный совет.
7 слайд Сын и дочь
(1 конфета)
А. - Прочитайте загадку. Как её отгадала ваша команда? (сын)
- По русским представлениям, сын является продолжателем «рода-племени», наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Поэтому его появление на свет воспринималось как особенно радостное событие.
Подросший сын должен был освоить все то, что знал отец: как надо пахать, сеять, косить, ухаживать за лошадьми, охотиться, рыбачить, работать топором, долотом, сверлом, а также строить свои взаимоотношения с людьми.
Сыну полагалось также перенять отцовское отношение к жизни, его манеру поведения, то есть все то, что считалось в обществе «правильным поведением».
(1 конфета)
Б. - Прочитайте загадку. Как её отгадала ваша команда? (дочь)
- В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день.
Положение разновозрастных сестер в семье также было неодинаковым. Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, ее «заместителем». В домашних делах она нередко полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли «большухи» — хозяйки двора. Поэтому отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.
В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.
8 слайд Народные промыслы
- Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». что если ребенка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду. обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять бабки».
9 слайд Артель за работой (1 конфета за каждый верный ответ)
- А что было делать зимой? (заниматься народными промыслами)
- Соедините описание народного промысла с его названием.
10 слайд Хохлома
Чтение описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.
11 слайд Гжель
Чтение описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.
«Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!»
Л. Куликова.
12 слайд Уральская роспись
Чтение описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.
13 слайд Народная мудрость (1 конфета за каждый верный ответ)
- Проверим, как вы слушали. Вам даны конверты с разрезанными пословицами. Ваша задача правильно соединить часть пословиц.
14 слайд Игрушки (1 конфета за каждый верный ответ)
- Крестьянские дети не только работали, но и играли.
- Соедините описание игрушки с её названием.
15 слайд Богородская игрушка
Чтение описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.
16 слайд Дымковская игрушка
Чтение описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.
17 слайд Лоскутная кукла
Чтение описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.
18 слайд Любовь к родной земле
- Любовь к отчизне русские крестьяне старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось «русское христианское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: «глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».
19 слайд Рефлексия
- Закончилось наше знакомство с традициями русской крестьянской семьи. Поднимите руку кому было интересно на проектной задаче и он уходит с неё с хорошим настроением.
- Кому было скучно, неинтересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-512681-1414905571.jpg)
урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."
урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-890723-1486542850.jpg)
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 1 класс
Тема: "Зимушка-зима. Новый год."Цель: познакомится с новогодними стихотворениями; изготовить маску для новогоднего карнавала.Задачи: образовательная: разучивание новогодних стих...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-32920-1358532188.jpg)
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»
Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец по имени Балаш. (Он) Балаш собирал лечебные травы и помогал всем и людям и зверям. У купца бы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/10/picture-933656-1499636696.jpg)
Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»
Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1167271-1569950293.jpg)
Конспект урока по дисциплине –внеурочная деятельность. Тема внеурочного занятия: «Семья и семейные ценности»
Тема внеурочного занятия: «Семья и семейные ценности»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-596580-1630590078.jpg)
Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс
Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1415700-1670192310.jpg)
Конспект занятия в рамках внеурочной деятельности с учениками 4 класса на тему "Моя семья и семейные ценности".
Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья &nda...