Рабочая программа по предмету " Коммуникативная стимуляция"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по предмету " Коммуникативная стимуляция" обучающейся 7 класса составлена на основе программы " Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью"/ Под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой , допущеной к использованию в образовательных учреждениях Научно- методическим экспертным советом Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция» обучающейся 7 класса Фаины М. составлена на основе программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- распоряжением Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
- распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
- инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»;
- письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
- письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;
- Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;
-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год и рассчитана на 2 часа в неделю (исходя из 34 недель).
При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности девочки. Фаина, 2003 года рождения, диагноз: F-73.42.
При обследовании: на контакт идет легко, но контакт непродуктивный, поверхностный, непродолжительный. Понимание речи резко ограничено. Собственная речь представлена в виде звуков. По-разному реагирует на различные голосовые интонации.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:
-специальных методов и приемов: метода наглядности, создания на уроках-занятиях доброжелательной атмосферы, полисенсорного подхода, упражнений на установление зрительного контакта;
-создание специальных условий по стимуляции коммуникативной сферы: использование на уроках-занятиях ярких красочных игрушек, музыкальных инструментов, различных атрибутов (шляпа с колокольчиками, очки и т.д.), оборудования «темной» сенсорной комнаты.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.
Предполагаемые результаты освоения программы:
- Усвоил;
- Частично усвоил;
- Не усвоил.
Педагогический прогноз: эмоциональные / двигательные реакции на обращение, общение со взрослым, более продолжительный зрительный контакт, попытки ответных голосовых реакций на обращение взрослого.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебные предметы | Годы обучения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Зрительно-слуховая стимуляция | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Тактильная стимуляция | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стимуляция обонятельной чувствительности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Коммуникативная стимуляция | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Максимально допустимое количество часов (в течение недели) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗДЕЛУ
«Коммуникативная стимуляция»
№ | Тема | Количество часов |
Обследование коммуникативной сферы (желание вступать в контакт, умение удерживать зрительный контакт, наличие ответных голосовых реакций, реакций на свое имя, жесты, умение выражать свои потребности, предпочтения и др.) | 2 | |
Формирование зрительного контакта | 6 | |
Формирование эмоциональной активности | 15 | |
Стимуляция реакций на эмоциональные раздражители | 16 | |
Стимуляция ответных реакций на голосовые раздражители | 14 | |
Стимуляция ответных голосовых реакций | 8 | |
Повторение, закрепление пройденного материала | 5 | |
ИТОГО | 66 |
Содержание программы
Обследование коммуникативного восприятия. Обследование коммуникативной сферы (выявление желания вступать в контакт, умения удерживать зрительный контакт, наличие ответных голосовых реакций, реакций на свое имя, жесты, умения выражать свои потребности, предпочтения и др.)
Формирование зрительного контакта и эмоциональной активности: стимулирование коммуникативной сферы через совместные игровые действия на установку положительного эмоционального контакта. Введение ритуала приветствия и прощания, знакомство и эмоционально-окрашенное взаимодействие со взрослым. Упражнение на установление зрительного контакта. Использование различных атрибутов для привлечения внимания ребенка к лицу взрослого. Упражнение на различение понятий «Я – ты».
Стимуляция реакций на эмоциональные раздражители. Игровые упражнения с использованием различных ярких звучащих, доступных восприятию игрушек, предметов. Игры и игровые упражнения на формирование основ эмоционального реагирования. Развитие умения разглядывать себя в зеркале. Игровые ситуации, в ходе которых ребёнок стимулируется к сосредоточению взгляда на глазах, губах и.т.д. Развитие восприятия невербальных и вербальных высказываний с помощью визуальных раздражителей (яркие игрушки, световые приборы), звуковых раздражителей (использование звучащих игрушек, напевание педагогом песенки, и.т.д..
Стимуляция ответных реакций на голосовые раздражители: игры и игровые действия на стимуляцию выражения своих чувств (озвучивание эмоциональных реакций ребенка, взрослый своей мимикой, тоном показывает ребенку пример эмоционального реагирования, показывает примеры тактильных реакций (обнимает, берет за руку, хлопает в ладоши), одобряет реакции подражания у ребенка, всегда реагирует на проявление ребенком своего настроения, самочувствия). Обучение сопровождению своих действий, эмоций, желаний коммуникативными средствами (звуками, звукокомплексами).
Стимуляция ответных голосовых реакций на речевые сигналы: обучение пониманию простейших речевых сигналов и реагированию на них (узнать свое имя, реагировать на просьбу, слушать запреты, радоваться похвале): обращаться к ребенку по имени, использовать простые инструкции, слова запреты и поощрения, эмоционально интонируя речь, сопровождая ее тактильными «подсказками», жестами, эмоционально поощряя ответную реакцию ребенка.
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
Проект образовательной программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Т.А. Алексеева, Л.Б.Баряева, Л.И.Кайкина, Л.В.Капустянская и др; под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 2012. – с.45
Список литературы (дополнительный)
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. - М.: ДРОФА, 2007.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культурой ребенка. М., “Просвещение”, 1988.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд. М.; 1978.
- Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. - СПб.: КАРО, 2006.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2000.
- Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена. 2006.
- Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. - СПб.: Речь, 2008.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2010.
- Поддьякова Н.Н., Аванесовой В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду”, М., “Просвещение”, 1981
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
- Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. - СПб.: ХОКА, 2007.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика- Синтез, 2007.
- Карстен Хундейде Направляемый диалог. Совместное издательство Института раннего вмешательства, 1999.
- Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в псковском центре лечебной педагогики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
- Штрасмайер В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста: Пер. с нем./ Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Сара Ньюмэн. Игры и занятия с особым ребенком. Серия «особый ребенок» М., Издательство «Теревинф» 2007г.
- Е. Янушко. Игры с аутичным ребенком. М. М., Издательство «Теревинф» 2004г.
Электронные ресурсы
- Сайты
- www.school-collection.edu.ru
- http://zavuch.info/forums.html
- http://www.gramma.ru
- http://www.openclass.ru
- http://www.gramota.ru
- Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/
Предметно-развивающая среда:
- крупные яркие игрушки;
- музыкальные инструменты (погремушки, маракас, бубен, дудочка, губная гармошка);
- музыкальные игрушки (музыкальные книги, тематические игрушки с озвучиванием, резиновые пищалки);
- игрушка - мобайл звуковая;
- зеркало;
- различные атрибуты (шляпа с колокольчиками, красочные очки, маска, браслеты с колокольчиками на руки, яркие бусы и т.д.)
Литературный материал
Малые фольклорные формы: «Молоток», «Ладушки – ладошки», «Птичка – птичка», «Петушок – петушок», «Кисонька – Мурысенька», «Будут пальчики вставать…», «Ручку ручкою погладим…», «Водичка-водичка…», «Сорока-белобока», «Зайка начал умываться», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Топ-топ», «Потянушечки - потягушечки», «Шарик наш воздушный, ветерку послушный..» и др.
Приложение 1
Игры и игровые упражнения
- «Ку-ку», «Где киска спряталась?», «Волшебная шляпа» - формирование эмоционального контакта;
- «Зеркало», «Игры – прятки», «Мои руки», «Вверх – вниз», «Мое тело», «Я и мое отражение» - узнавание себя в зеркале, стимуляция реакций на эмоциональные раздражители.
- «Весело-грустно», «Ласково-строго», «Ладушки-ладошки», «Мы едем, едем, едем..», «Я радуюсь, я огорчаюсь» - формирование ответных эмоциональных и голосовых реакций.
- «Кисонька-Мурысенька», «Веселая песенка», «Птичка прилетела», «Посмотри на меня», «Две игрушки», «Вокальный теннис» - формирование ответных реакций на речевые сигналы.
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
Коммуникативная стимуляция (66ч)
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Первое полугодие 1 четверть – 16 часов | |||
Обследование коммуникативной сферы (желание вступать в контакт, умение удерживать зрительный контакт, наличие ответных голосовых реакций, реакций на свое имя, жесты, умение выражать свои потребности, предпочтения и др.) | 2 | 04.09.2017 07.09.2017 | |
Установление положительного эмоционального контакта | 2 | 11.09.2017 14.09.2017 | |
Стимулирование ответной реакции на обращенную речь педагога. Приветствие. | 2 | 18.09.2017 21.09.2017 | |
Стимуляция выражения собственных чувств | 2 | 25.09.2017 28.09.2017 | |
Стимулирование голосовых реакций на раздражители | 2 | 02.10.2017 05.10.2017 | |
Стимулирование сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах говорящего. | 2 | 09.10.2017 12.10.2017 | |
Формирование основ эмоционального реагирования | 3 | 16.10.2017 19.10.2017 23.10.2017 | |
Повторение, закрепление пройденного материала. | 1 | 26.10.2017 | |
Первое полугодие
| |||
1. | Развитие умения разглядывать себя в зеркале | 2 | 09.11.2017 13.11.2017 |
2. | Стимулирование ответной реакции на обращенную речь педагога при приветствии и прощании. | 2 | 16.11.2017 20.11.2017 |
3. | Различение понятий «Я-ТЫ» | 2 | 23.11.2017 27.11.2017 |
4. | Разглядывание собственной мимики и мимики, жестов, движений учителя в зеркале. | 1 | 30.11.2017 |
5. | Формирование образа тела, игры перед зеркалом | 2 | 04.12.2017 07.12.2017 |
6. | Стимулирование собственных чувств ребенка | 2 | 11.12.2017 14.12.2017 |
7. | Обучение пониманию речевых сигналов | 2 | 18.12.2017 21.12.2017 |
8. | Повторение, закрепление пройденного материала. | 1 | 25.12.2017 |
Коммуникативная стимуляция
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Второе полугодие 3 четверть – 20 часов | |||
1. | Стимуляция сосредоточения внимания ребенка на глазах, губах, жестах говорящего | 3 | 11.01.2018 15.01.2018 18.01.2018 |
2. | Стимуляция потребности в зрительном контакте, умения поддерживать контакт | 3 | 22.01.2018 25.01.2018 29.01.2018 |
3. | Стимуляция голосовых реакций на различные раздражители «Вместе песенку споем» | 3 | 01.02.2018 05.02.2018 08.02.2018 |
4. | Стимуляция ответных реакций на обращение взрослого «Приветствие – прощание» | 3 | 12.02.2018 15.02.2018 19.02.2018 |
5. | Стимуляция выражения собственных чувств | 2 | 22.02.2018 26.02.2018 |
6. | Совместные действия на побуждение выражения «согласия / несогласия» | 3 | 01.03.2018 05.03.2018 12.03.2018 |
7. | Формирование эмоциональной активности в ответ на обращение взрослого | 2 | 15.03.2018 19.03.2018 |
8. | Повторение, закрепление пройденного материала. | 1 | 22.03.2018 |
Второе полугодие 4 четверть - 16 часов | |||
1. | Стимуляция реакции подражания | 3 | 02.04.2018 05.04.2018 09.04.2018 |
2. | Стимуляция голосовых реакций на речевое обращение | 3 | 12.04.2018 16.04.2018 19.04.2018 |
3. | Стимуляция развития выразительности лица | 3 | 23.04.2018 26.04.2018 28.04.2018 |
4. | Стимуляция попыток делать выбор в созданной ситуации | 3 | 03.05.2018 07.05.2018 10.05.2018 |
5. | Учить соблюдать очередность в игре | 2 | 14.05.2018 17.05.2018 |
6. | Повторение, закрепление пройденного материала | 2 | 21.05.2018 24.05.2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-271444-1372762884.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-271444-1372762884.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-271444-1372762884.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-271444-1372762884.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/16/picture-1395675-1660643553.jpg)
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/16/picture-1395675-1660643553.jpg)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение». Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
образовательная программа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-616308-1427800650.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...