Рабочая программа по предмету " Коммуникативная стимуляция"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по предмету " Коммуникативная стимуляция" обучающейся 7 класса составлена на основе программы " Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью"/ Под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой , допущеной к использованию в образовательных учреждениях Научно- методическим экспертным советом Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_stimulyatsiya.docx | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция» обучающейся 7 класса Фаины М. составлена на основе программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- распоряжением Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
- распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
- инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»;
- письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
- письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;
- Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;
-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год и рассчитана на 2 часа в неделю (исходя из 34 недель).
При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности девочки. Фаина, 2003 года рождения, диагноз: F-73.42.
При обследовании: на контакт идет легко, но контакт непродуктивный, поверхностный, непродолжительный. Понимание речи резко ограничено. Собственная речь представлена в виде звуков. По-разному реагирует на различные голосовые интонации.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:
-специальных методов и приемов: метода наглядности, создания на уроках-занятиях доброжелательной атмосферы, полисенсорного подхода, упражнений на установление зрительного контакта;
-создание специальных условий по стимуляции коммуникативной сферы: использование на уроках-занятиях ярких красочных игрушек, музыкальных инструментов, различных атрибутов (шляпа с колокольчиками, очки и т.д.), оборудования «темной» сенсорной комнаты.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.
Предполагаемые результаты освоения программы:
- Усвоил;
- Частично усвоил;
- Не усвоил.
Педагогический прогноз: эмоциональные / двигательные реакции на обращение, общение со взрослым, более продолжительный зрительный контакт, попытки ответных голосовых реакций на обращение взрослого.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебные предметы | Годы обучения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Зрительно-слуховая стимуляция | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Тактильная стимуляция | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стимуляция обонятельной чувствительности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Коммуникативная стимуляция | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Максимально допустимое количество часов (в течение недели) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗДЕЛУ
«Коммуникативная стимуляция»
№ | Тема | Количество часов |
Обследование коммуникативной сферы (желание вступать в контакт, умение удерживать зрительный контакт, наличие ответных голосовых реакций, реакций на свое имя, жесты, умение выражать свои потребности, предпочтения и др.) | 2 | |
Формирование зрительного контакта | 6 | |
Формирование эмоциональной активности | 15 | |
Стимуляция реакций на эмоциональные раздражители | 16 | |
Стимуляция ответных реакций на голосовые раздражители | 14 | |
Стимуляция ответных голосовых реакций | 8 | |
Повторение, закрепление пройденного материала | 5 | |
ИТОГО | 66 |
Содержание программы
Обследование коммуникативного восприятия. Обследование коммуникативной сферы (выявление желания вступать в контакт, умения удерживать зрительный контакт, наличие ответных голосовых реакций, реакций на свое имя, жесты, умения выражать свои потребности, предпочтения и др.)
Формирование зрительного контакта и эмоциональной активности: стимулирование коммуникативной сферы через совместные игровые действия на установку положительного эмоционального контакта. Введение ритуала приветствия и прощания, знакомство и эмоционально-окрашенное взаимодействие со взрослым. Упражнение на установление зрительного контакта. Использование различных атрибутов для привлечения внимания ребенка к лицу взрослого. Упражнение на различение понятий «Я – ты».
Стимуляция реакций на эмоциональные раздражители. Игровые упражнения с использованием различных ярких звучащих, доступных восприятию игрушек, предметов. Игры и игровые упражнения на формирование основ эмоционального реагирования. Развитие умения разглядывать себя в зеркале. Игровые ситуации, в ходе которых ребёнок стимулируется к сосредоточению взгляда на глазах, губах и.т.д. Развитие восприятия невербальных и вербальных высказываний с помощью визуальных раздражителей (яркие игрушки, световые приборы), звуковых раздражителей (использование звучащих игрушек, напевание педагогом песенки, и.т.д..
Стимуляция ответных реакций на голосовые раздражители: игры и игровые действия на стимуляцию выражения своих чувств (озвучивание эмоциональных реакций ребенка, взрослый своей мимикой, тоном показывает ребенку пример эмоционального реагирования, показывает примеры тактильных реакций (обнимает, берет за руку, хлопает в ладоши), одобряет реакции подражания у ребенка, всегда реагирует на проявление ребенком своего настроения, самочувствия). Обучение сопровождению своих действий, эмоций, желаний коммуникативными средствами (звуками, звукокомплексами).
Стимуляция ответных голосовых реакций на речевые сигналы: обучение пониманию простейших речевых сигналов и реагированию на них (узнать свое имя, реагировать на просьбу, слушать запреты, радоваться похвале): обращаться к ребенку по имени, использовать простые инструкции, слова запреты и поощрения, эмоционально интонируя речь, сопровождая ее тактильными «подсказками», жестами, эмоционально поощряя ответную реакцию ребенка.
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
Проект образовательной программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Т.А. Алексеева, Л.Б.Баряева, Л.И.Кайкина, Л.В.Капустянская и др; под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 2012. – с.45
Список литературы (дополнительный)
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. - М.: ДРОФА, 2007.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культурой ребенка. М., “Просвещение”, 1988.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд. М.; 1978.
- Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. - СПб.: КАРО, 2006.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2000.
- Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена. 2006.
- Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. - СПб.: Речь, 2008.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2010.
- Поддьякова Н.Н., Аванесовой В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду”, М., “Просвещение”, 1981
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
- Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. - СПб.: ХОКА, 2007.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика- Синтез, 2007.
- Карстен Хундейде Направляемый диалог. Совместное издательство Института раннего вмешательства, 1999.
- Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в псковском центре лечебной педагогики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
- Штрасмайер В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста: Пер. с нем./ Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Сара Ньюмэн. Игры и занятия с особым ребенком. Серия «особый ребенок» М., Издательство «Теревинф» 2007г.
- Е. Янушко. Игры с аутичным ребенком. М. М., Издательство «Теревинф» 2004г.
Электронные ресурсы
- Сайты
- www.school-collection.edu.ru
- http://zavuch.info/forums.html
- http://www.gramma.ru
- http://www.openclass.ru
- http://www.gramota.ru
- Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/
Предметно-развивающая среда:
- крупные яркие игрушки;
- музыкальные инструменты (погремушки, маракас, бубен, дудочка, губная гармошка);
- музыкальные игрушки (музыкальные книги, тематические игрушки с озвучиванием, резиновые пищалки);
- игрушка - мобайл звуковая;
- зеркало;
- различные атрибуты (шляпа с колокольчиками, красочные очки, маска, браслеты с колокольчиками на руки, яркие бусы и т.д.)
Литературный материал
Малые фольклорные формы: «Молоток», «Ладушки – ладошки», «Птичка – птичка», «Петушок – петушок», «Кисонька – Мурысенька», «Будут пальчики вставать…», «Ручку ручкою погладим…», «Водичка-водичка…», «Сорока-белобока», «Зайка начал умываться», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Топ-топ», «Потянушечки - потягушечки», «Шарик наш воздушный, ветерку послушный..» и др.
Приложение 1
Игры и игровые упражнения
- «Ку-ку», «Где киска спряталась?», «Волшебная шляпа» - формирование эмоционального контакта;
- «Зеркало», «Игры – прятки», «Мои руки», «Вверх – вниз», «Мое тело», «Я и мое отражение» - узнавание себя в зеркале, стимуляция реакций на эмоциональные раздражители.
- «Весело-грустно», «Ласково-строго», «Ладушки-ладошки», «Мы едем, едем, едем..», «Я радуюсь, я огорчаюсь» - формирование ответных эмоциональных и голосовых реакций.
- «Кисонька-Мурысенька», «Веселая песенка», «Птичка прилетела», «Посмотри на меня», «Две игрушки», «Вокальный теннис» - формирование ответных реакций на речевые сигналы.
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
Коммуникативная стимуляция (66ч)
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Первое полугодие 1 четверть – 16 часов | |||
Обследование коммуникативной сферы (желание вступать в контакт, умение удерживать зрительный контакт, наличие ответных голосовых реакций, реакций на свое имя, жесты, умение выражать свои потребности, предпочтения и др.) | 2 | 04.09.2017 07.09.2017 | |
Установление положительного эмоционального контакта | 2 | 11.09.2017 14.09.2017 | |
Стимулирование ответной реакции на обращенную речь педагога. Приветствие. | 2 | 18.09.2017 21.09.2017 | |
Стимуляция выражения собственных чувств | 2 | 25.09.2017 28.09.2017 | |
Стимулирование голосовых реакций на раздражители | 2 | 02.10.2017 05.10.2017 | |
Стимулирование сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах говорящего. | 2 | 09.10.2017 12.10.2017 | |
Формирование основ эмоционального реагирования | 3 | 16.10.2017 19.10.2017 23.10.2017 | |
Повторение, закрепление пройденного материала. | 1 | 26.10.2017 | |
Первое полугодие
| |||
1. | Развитие умения разглядывать себя в зеркале | 2 | 09.11.2017 13.11.2017 |
2. | Стимулирование ответной реакции на обращенную речь педагога при приветствии и прощании. | 2 | 16.11.2017 20.11.2017 |
3. | Различение понятий «Я-ТЫ» | 2 | 23.11.2017 27.11.2017 |
4. | Разглядывание собственной мимики и мимики, жестов, движений учителя в зеркале. | 1 | 30.11.2017 |
5. | Формирование образа тела, игры перед зеркалом | 2 | 04.12.2017 07.12.2017 |
6. | Стимулирование собственных чувств ребенка | 2 | 11.12.2017 14.12.2017 |
7. | Обучение пониманию речевых сигналов | 2 | 18.12.2017 21.12.2017 |
8. | Повторение, закрепление пройденного материала. | 1 | 25.12.2017 |
Коммуникативная стимуляция
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Второе полугодие 3 четверть – 20 часов | |||
1. | Стимуляция сосредоточения внимания ребенка на глазах, губах, жестах говорящего | 3 | 11.01.2018 15.01.2018 18.01.2018 |
2. | Стимуляция потребности в зрительном контакте, умения поддерживать контакт | 3 | 22.01.2018 25.01.2018 29.01.2018 |
3. | Стимуляция голосовых реакций на различные раздражители «Вместе песенку споем» | 3 | 01.02.2018 05.02.2018 08.02.2018 |
4. | Стимуляция ответных реакций на обращение взрослого «Приветствие – прощание» | 3 | 12.02.2018 15.02.2018 19.02.2018 |
5. | Стимуляция выражения собственных чувств | 2 | 22.02.2018 26.02.2018 |
6. | Совместные действия на побуждение выражения «согласия / несогласия» | 3 | 01.03.2018 05.03.2018 12.03.2018 |
7. | Формирование эмоциональной активности в ответ на обращение взрослого | 2 | 15.03.2018 19.03.2018 |
8. | Повторение, закрепление пройденного материала. | 1 | 22.03.2018 |
Второе полугодие 4 четверть - 16 часов | |||
1. | Стимуляция реакции подражания | 3 | 02.04.2018 05.04.2018 09.04.2018 |
2. | Стимуляция голосовых реакций на речевое обращение | 3 | 12.04.2018 16.04.2018 19.04.2018 |
3. | Стимуляция развития выразительности лица | 3 | 23.04.2018 26.04.2018 28.04.2018 |
4. | Стимуляция попыток делать выбор в созданной ситуации | 3 | 03.05.2018 07.05.2018 10.05.2018 |
5. | Учить соблюдать очередность в игре | 2 | 14.05.2018 17.05.2018 |
6. | Повторение, закрепление пройденного материала | 2 | 21.05.2018 24.05.2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение». Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
образовательная программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...