РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Володарская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Володарской средней
общеобразовательной школы
__________О.А.Янковская
«___» __________ 201__ г.
Приказ №___ от «___» ______ 201__ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
для изучения предмета на базовом уровне
3 класс
Учитель Помогаева Е. М.
.
пос. Володарского, 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.)
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту начального общего образования по математике;
построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Учебно-методический комплект полностью соответствует авторской программе:
– Аргинская, И. И. Математика : учебник для 3 класса : в 2 ч. / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010;
– Бененсон, Е. П. Математика. 3 класс : рабочая тетрадь № 1, 2, 3 / Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
В соответствие с учебным планом школы на изучение учебного предмета (элективного курса) выделяется 4 часа в неделю (136 часов в год). В авторскую программу изменения не внесены.
Преподавание учебного предмета «Математика» способствует реализации Образовательной программы школы, Концепции развития и Программы развития школы (учитывает особенности контингента учащихся, образовательные запросы обучающихся и их родителей, соответствует общеобразовательной миссии школы).
Цели программы:
– развитие умений преобразовывать задачи; знать таблицу умножения и деления; уметь делить с остатком; находить площадь и периметр многоугольника; называть арифметические действия;
– различие математических выражений; работа с текстом; установление связей и зависимостей между величинами: скорость, время, расстояние;
– формирование осознанного и прочного навыка выполнения вычислений;
– овладение умениями решать простые и сложные уравнения; выполнять умножение и деление многозначных чисел; находить решения систем неравенств;
– наличие представлений о поверхности объемных тел и об их развертках; о способе определения площади поверхности призмы.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л.В. Занкова (общее развитие каждого ребенка), начальный курс математики должен решать следующие задачи:
формирование умений анализировать условия происхождения теоретических понятий;
помощь в овладении способами действий;
помощь в освоении коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой компетенций и компетенции личностного саморазвития.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
136 часов
Площадь и её измерение – 17 часов
Деление с остатком – 10 часов
Сложение и вычитание трёхзначных чисел – 18 часов
Сравнение и измерение углов – 15 часов
Внетабличное умножение и деление – 26 часов
Числовой (координатный луч) – 11 часов
Дробные числа – 17 часов
Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч – 18 часов
Количество часов авторской программы и рабочей программы совпадает (136 часов).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны:
иметь общее представление:
– о ряде целых неотрицательных чисел, его свойствах и геометрической модели этого ряда (числовом луче);
– дробных числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и о расположении этих чисел на числовом луче;
– зависимости изменения результатов действий при изменении одного или двух компонентов;
– неравенствах, содержащих переменную, и способах их решения;
– выражениях с одной переменной и об их значениях при заданных значениях переменной;
– площади и ее измерении как операции сравнения с произвольной меркой;
– окружности и круге, их связи и различии этих понятий;
– радиусе окружности;
– способах изображения объемных тел на плоскости;
знать:
– термины «дробь», «числитель дроби» и «знаменатель дроби», их математический смысл;
– свойства арифметических действий;
– таблицы сложения и умножения;
– порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок;
– свойство радиусов одной окружности;
– единицу длины километр (км) и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;
– единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр (км2) и соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2;
– правило определения площади прямоугольника;
– единицу измерения времени век;
– единицу измерения величины углов градус и его обозначение (°);
уметь:
– читать и записывать любое натуральное число в пределах класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;
– устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
– читать и записывать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;
– представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
– выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
– выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
– выполнять деление с остатком;
– находить значения сложных выражений, содержащих 2–4 действия;
– решать уравнения, требующие 1–3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий;
– находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений – 1–3 действия);
– строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
– строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
– определять площадь прямоугольника по его длине и ширине;
– выражать длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;
– выражать время, используя различные единицы его измерения и изученные соотношения между ними;
– составлять задачи, обратные данной;
– выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т. д.;
– преобразовывать задачу с недостаточными или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных;
– преобразовывать данную задачу в более простую;
– выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2–3 действия;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 часа в неделю, 136 часов.
№ | Тема урока | Вид урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Понятие о площиди. | 01.09-07.09 | |||
Числа однозначные, двузначные, трезначные. Повторение. | ||||
Сравнение площадей различных фигур. | ||||
Таблица умножения. | ||||
Площадь фигуры. Сравнение площадей различных фигур. | 08.09-14.09 | |||
Сравнение трезначных чисел. | ||||
Изменение площади фигуры мерками квадратной формы. Палетка. | ||||
Меры площади и их связь с единицами длины. | ||||
Трезначные числа. | 15.09-21.09 | |||
Грамм – единица измерения массы. | ||||
Новый вид краткой записи задачи. Рисунок-схема. | ||||
Площадь прямоугольника. Определение площади прямоугольника путем умножения его длины на ширину. | ||||
Проверочная работа по теме: «Решение задач». | К\р | 22.09-28.09 | ||
Деление чисел. Нахождение делимого на отрезке натурального ряда чисел, которые делятся на данное число. | ||||
Смысл действия деления с остатком. | ||||
Центнер и тонна – единицы измерения массы. | ||||
Когда остаток равен 1. | 29.09-05.10 | |||
Задачи на кратное сравнение. | ||||
Когда остаток равен 2. | ||||
Наибольший остаток всегда на 1 меньше делителя. | ||||
Нахождение делимого по значению частного и остатку. | 06.10-12.10 | |||
Контрольная работа по теме: «Деление с остатком». | К\р | |||
Сложение трезначных чисел без перехода через разряд единиц. | ||||
Сложение трезначных чисел с переходом и без перехода через разряд единиц. | ||||
Единицы площади. Соотношение между единицами площади. | 13.10-19.10 | |||
Вычитание трезначных чисел без перехода через разряд единиц. | ||||
Площадь фигуры сложной конфигурации, которую можно разбить на несколько фигур прямоугольной формы. | ||||
Вычитание трезначных чисел с переходом и без перехода через разряд единиц. | ||||
Использование таблицы для краткой записи условия задачи. | 20.10-26.10 | |||
Сложение трезначных чисел с переходом через разряд десятков. | ||||
Круг. Окружность. Центр окружности. | ||||
Площадь фигуры сложной конфигурации. | ||||
Вычитание трезначных чисел с переходом через разряд десятков. | 3.11-9.11 | |||
Радиус окружности. | ||||
Сложение трезначных чисел с переходом через разряд единиц и десятков. | ||||
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание трезначных чисел без перехода и с переходом через разряд единиц». | К\р | |||
Работа над ошибками. Сравнение углов по величине визуально и путем наложения. | 10.11-16.11 | |||
Сравнение углов с помощью произвольной мерки. | ||||
Центральный угол. | ||||
Основное свойство радиусов окружности. Радиус – единица измерения углов. | ||||
Распределительный закон умножения относительно сложения. | 17.11-23.11 | |||
Практическая работа по теме: «Построение радиусов окружностей, нахождение площади фигуры сложной конфигурации». | Пр\р | |||
Транспортир – прибор для измерения углов. | ||||
Определение величины угла с помощью транспортира. Градусная мера прямого угла. | ||||
Распределительное свойство деления относительно сложения. | 24.11-30.11 | |||
Построение углов заданной величины при помощи транспортира. | ||||
Умножение многозначного числа на однозначное. | ||||
Умножение однозначного числа на десяток и сотню. | ||||
Способы умножения десятка и сотни на однозначное число. | 01.12-07.12 | |||
Самостоятельная работа по теме: « Умножение десятков и сотен на однозначное число». | См\р | |||
Работа над ошибками. Умножение двузначного числа на однозначное. | ||||
Умножение трехначного числа на однозначное. | ||||
Построение суммы и разности углов с помощью трансформера. | 08.12-14.12 | |||
Умножение трехначного числа на однозначное. | ||||
Деление десятков и сотен на однозначное число. | ||||
Система неравенств. | ||||
Деление многозначного числа на однозначное. | 15.12-21.12 | |||
Повторение пройденного материала. Подготовка к контрольной работе. | ||||
Контрольная работа по теме: « Сложение и вычитание трехзначных чисел». | К\р | |||
Работа над ошибками. | ||||
Обьемные предметы на плоскости. Знакомство с перспективой. | 22.12-28.12 | |||
Умножение многозначного числа на однозначное без перехода через разряд. | ||||
Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд. | ||||
Неравенства с переменной. | ||||
Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 14.01-20.01 | |||
Деление многозначного числа на однозначное. | ||||
Решение неравенств. | ||||
Умножение двузначного числа на однозначное с двумя переходами через разряд. | ||||
Деление двузначного числа на однозначное путем разбиения делимого на удобные слагаемые. | 21.01-27.01 | |||
Деление многозначного числа на однозначное в столбик. | ||||
Обьемные тела. | ||||
Деление многозначного числа на однозначное в столбик. | ||||
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление многозначного числа на однозначное». | См\р | 28.01-03.02 | ||
Геометрический образ натурального ряда чисел. | ||||
Разбиение делимого на удобные слагаемые. | ||||
Запись деления в столбик. | ||||
Изображение невидимых линий в чертеже объемного тела пунктиром. | 04.02-10.02 | |||
Деление в столбик в случаях, когда разрядные сланаемые на делятся на делитель без остатка. Различные способы обоснования такого деления. | ||||
Контрольная работа по теме: «Внетабличное умножение и деление». | К\р | |||
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала. | ||||
Знакомство с геометрическим образом натурального ряда чисел – числовым (координатным) лучом. | 11.02-17.02 | |||
Понятие «числовой луч». Способы построения числового луча при использовании произвольных мерок. | ||||
Понятие о производительности труда. Зависимость производительности труда, временем и объемом выполненной работы. | ||||
Единичный отрезок и его выбор. Построение числового луча. | ||||
Знакомство с правилами построения оксонометрической проекции объемных тел. | 18.02-24.02 | |||
Понятие о координате точки числового луча и знакомство с термином «координатный луч». | ||||
Место числового множителя в выражении с переменной. Опускание знака умножения между числовым и буквенным множителем. | ||||
Восстановление единичного отрезка по координатам заданных на луче точек. | ||||
Высота пирамиды. | 25.02-03.03 | |||
Понятие о скорости движения. Зависимость между скоростью, временем движения и пройденным путем. | ||||
Контрольная работа по теме: «Числовой (координатный) луч». | К\р | |||
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала. | ||||
Знакомство с понятием «дробное число». | 04.03-10.03 | |||
Запись дроби. Смысл каждого натурального числа в записи дроби. | ||||
Сумма углов треугольника. | ||||
Числитель и знаменатель дроби. Математический смысл каждого из них. Запись дробей с соответствующими числителями и знаменателями. | ||||
Запись дробей по рисункам. Расположение дробей в порядке увеличения. | 11.03-17.03 | |||
Первое представление о расположении предметов в натуральную величину в масштабе. | ||||
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | К\р | |||
Изображение предметов в масштабе, уменьшающем или увеличивающем истинные размеры. Запись масштаба как соотношения чисел. | ||||
Расположение точек с дробными координатами на числовом луче. | 18.03-24.03 | |||
Сложное (двойное) неравенство. | ||||
Задачи на нахождение доли числа. | ||||
Порядок действий в выражениях с несколькими скобками. | ||||
Знакомство со смешанными числами. | 01.04-07.04 | |||
Преобразование смешанного числа в неправильную дробь. Дроби, большие единицы. | ||||
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | ||||
Задачи на нахождение числа по его доле. | ||||
Дроби, равные единице. Соотношение числителя и знаменателя таких дробей. Единицы скорости. | 08.04-14.04 | |||
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | ||||
Определение части числа в два действия. | ||||
Сравнение дробей с единицей. Дроби меньше единицы. Дроби больше единицы. Дроби равные единицы. Соотношение числителя и знаменателя таких дробей. | ||||
Решение задач на движение. | 15.04-21.04 | |||
Сложение и вычитание дробей как обратные действия. | ||||
Контрольная работа по теме: «Дробные числа». | К\р | |||
Работа над ошибками. Образование новой единицы счета – тысячи при счете сотнями. Запись числа «тысяча». Количество разрядов в этой записи. | ||||
Счет тысячами, названия и запись получившихся чисел. Таблица разрядов. | 22.04-28.04 | |||
Образование тысячи как следующего числа натуральгого ряда. | ||||
Образование тысячи при счете десятками. | ||||
Соотношение величин: 1м=1000мм, 1км=1000м. | ||||
Соотношение величин: 1кг=1000г, 1т=1000кг. | 29.04-05.05 | |||
Образование новой единицы счета – «десяток тысяч» счетом тысячами. | ||||
Образование десятка тысяч различными способами: как следующего числа натуральгого ряда, при счете сотнями и десятками. | ||||
Сложение многозначных чисел. | ||||
Понятие «развертки объемного тела». Построение прямоугольного параллелепипеда. | 6.05-12.05 | |||
Итоговая контрольная работа за год. | К\р | |||
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала. | ||||
Образование сотни тысяч при счете разными единицами. | ||||
Знакомство с римскими цифрами Д и М. | 13.05-19.05 | |||
Вычитание многозначных чисел. | ||||
Таблица первых двух разрядов и классов. | ||||
Подготовка к умножению многозначного числа. | ||||
Подготовка к делению многозначного числа на однозначное.. | 20.05-26.05 | |||
Таблица разрядов и классов. Решение задач. | ||||
Контрольная работа по теме: «Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч». | К\р | |||
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала. |
Перечень учебно-методического обеспечения, словарей и справочной литературы, мультимедийных пособий, дидактического материала
- Кормишина, С. Н. Геометрия вокруг нас. Тетрадь для практических работ. 3 класс / С. Н. Кормишина ; под ред. И. И. Аргинской. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009.
- Итина, Л. С. Волшебные точки. Вычисляй и рисуй. Рабочая тетрадь по математике. 3 класс / Л. С. Итина, С. Н. Кормишина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
- Аргинская, И. И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
- Аргинская, И. И. Методические рекомендации к курсу «Математика. 3 класс» / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009.
- Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
- Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по математике / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
- Математика. 3 класс. Комплект таблиц для начальной школы. Учебно-наглядные пособия.
- Комплект наглядных пособий «Геометрический материал в начальной школе»
- Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике.- М.: «ВАКО», 2006.
- Глушкова, О. Тесты по математике. – М.: Арт-пресс, 1996.
- Степанова, О. А., Рыдзе, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Уткина, Н. Г. Изучение трудных тем по математике. – М.: Просвещение, 1989.
- Цыкина, Н. А. Тестовые контрольные работы по математике для начальной школы. 1–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.
Источники информации для дополнительного изучения предмета учащимися
- Волина, В. В. Праздник числа: занимательная математика для детей : кн. для учителей и родителей / В. В. Волина. – М. : Знание, 1993.
- Жикалкина, Т. К. Игровые и занимательные задания по математике. – М.: Просвещение, 1989.
- Справочник школьника. (1–4) / под ред. О. Л. Соболевой. – М.: Арт-пресс, 1999.
- Большая электронная энциклопедия. (CD).
- Обучающая программа «Приключения на Планете Чисел» (CD).
- Обучающая программа «Геометрические фигуры и их свойства» (CD).
Согласовано
Протокол заседания методического
Объединения учителей начальных классов
от _______________№________
Председатель ШМО_______________(Артамонова Л.В.)
«___»____________2012 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР_____________(Артамонова Л.В.)
«___»____________2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Изда...
Рабочая программа учебного предмета «Математика». 2 класс, I ступень, базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе программы «Школа России»(под редакцией Плешакова), сб. Концепция и программы для начальных классов,Ч 1., М., Просвещение, 2010г. Авторы: М.И.Моро, Ю.М. Колягин, ...
Рабочая программа учебного предмета Математика базовый уровень УМК «Перспектива» под ред. Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой
Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьника...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета « Математика»(базовый уровень) ...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень)...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса. Базовый уровень
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 4 КЛАССА БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Рабочая программа по математике школа России для 4 класса....