Мой первый проект
проект (3 класс) на тему
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.
Задачи:
- Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
- Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
- Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
- Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyat.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.
В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.
Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.
Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о том, что «образование и развитие – это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует «…изменения самих принципов построения учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».
Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и явления становятся аффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия. Можно сказать, что отношение взрослого к предметам и явлениям запускает или снижает двигательную активность и инициативность ученика.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.
Задачи:
- Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
- Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
- Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
- Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)
Возрастное обоснование:
Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.
Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.
Мотивы раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.
Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.
Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.
Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.
Планируемые результаты освоения
обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по ПИД можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Данная программа диагностична. Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования детей на начало и конец курса занятий.
Программа «Учусь создавать проект» включает 276 ч. часов по 2 занятии в неделю с 1 по 4 классы.
Данная программа составлена на основе программы Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».
Тематическое планирование для 1 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов | Дата |
1 | Кто я? Моя семья | 2 | |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | 2 | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 2 | |
4 | Как собирать материал? Твои помощники | 2 | |
5 | Проблема. | 2 | |
6 | Проблема. Решение проблемы | 2 | |
7 | Гипотеза. Предположение | 2 | |
8 | Гипотеза. Играем в предположения | 2 | |
9 | Цель проекта | 2 | |
10 | Задача проекта | 2 | |
11 | Выбор нужной информации | 2 | |
12 | Выбор нужной информации | 2 | |
13 | Интересные люди – твои помощники | 2 | |
14 | Продукт проекта | 2 | |
15 | Виды продукта. Макет | 2 | |
16 | Визитка | 2 | |
17 | Как правильно составить визитку к проекту | 2 | |
18 | Как правильно составить визитку к проекту | 2 | |
19 | Мини-сообщение. | 2 | |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией | 2 | |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | 2 | |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 2 | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 2 | |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 2 | |
25 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 2 | |
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 2 | |
27 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 2 | |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 2 | |
29 | Тест «Чему я научился?» | 2 | |
30 | Памятка для учащегося-проектанта | 2 | |
31 | Памятка для учащегося-проектанта | 2 | |
32 | Твои впечатления от работы над проектами | 2 | |
33 | Ярмарка достижений | 2 | |
Всего | 66 ч. |
Тематическое планирование для 2 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов | Дата |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 2 | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 2 | |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 2 | |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 2 | |
5 | Этапы работы над проектом | 2 | |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 2 | |
7 | Проблема. Решение проблемы | 2 | |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 2 | |
9 | Цель проекта | 2 | |
10 | Задачи проекта | 2 | |
11 | Сбор информации для проекта | 2 | |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 2 | |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 2 | |
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 2 | |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 2 | |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 2 | |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 2 | |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 2 | |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 2 | |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 2 | |
21 | Программа МРР | 2 | |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 2 | |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 2 | |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 2 | |
25 | Тест «Советы проектанту» | 2 | |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 2 | |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 2 | |
28 | Играем в ученых. Это интересно | 2 | |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 2 | |
30 | Памятка жюри конкурсов | 2 | |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 2 | |
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 2 | |
33 | Играем в ученых. Это интересно | 2 | |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 2 | |
35 | Это интересно. Итоговое занятие. | 2 | |
Всего | 70 ч. |
Тематическое планирование для 3 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов | Дата |
1-2 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 2 | |
3-4 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 2 | |
5-6 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | 2 | |
7-10 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 4 | |
11-14 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 4 | |
15-16 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 2 | |
17-20 | Практическая работа. Создание мини-постера | 4 | |
21-26 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 6 | |
27-32 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 6 | |
33-38 | Программа МРР. Дизайн | 6 | |
39-42 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 4 | |
43-46 | Требования к компьютерной презентации. | 4 | |
47-50 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 4 | |
51-56 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 6 | |
57-60 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 4 | |
61-63 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 3 | |
64-65 | Твои впечатления работы над проектом | 2 | |
66-68 | Пожелания будущим проектантам | 3 | |
69-70 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. | 2 |
Тематическое планирование для 4 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов | Дата |
1-4 | Наблюдение и экспериментирование | 4 | |
5-8 | Методы исследования | 4 | |
9-12 | Наблюдение и наблюдательность | 4 | |
13-14 | Совершенствование техники экспериментирования | 2 | |
15-16 | Интуиция и создание гипотез | 2 | |
17-20 | Правильное мышление и логика | 4 | |
21-24 | Искусство делать сообщения | 4 | |
25-26 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 2 | |
27-28 | Семинар «Как готовиться к защите» | 2 | |
29-30 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 2 | |
31-36 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 6 | |
37-40 | Коллективная игра-расследование | 4 | |
41-54 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 14 | |
55-56 | Семинар | 2 | |
57-61 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 5 | |
62-66 | Подготовка собственных работ к защите | 5 | |
67-70 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проектной деятельности "Мои первые проекты"
Программа проектной деятельности для 1-4 классов школы в рамках ФГОС НОО...
программа внеурочной деятельности "Наши первые проекты"
Программа для кружковой работы в начальной школе созданная на использовании проектной технологии в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников....
Программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты"
Программа рассчитана на учащихся 1-2 классов. В процессе занятий дети знакомятся с проектной деятельностью, с этапами проекта, учатся работать в команде. Начинается работа с краткосрочных проектов, но...
Программа дополнительного образования "Мои первые проекты" 3 класс
Рабочая программа кружка "Мои первые проекты" для учащихся 3 класса (ОС "Школа 2100") с использованием пособия "Всё узнаю, всё смогу"...
Программа и КТП внеурочной деятельности по направлению "Мои первые проекты" 4 класс
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Введение в проектно-...
О первых опытах исследовательской деятельности младших школьников. Первые проекты.
В 2007 г. я участвовала в муниципальном конкурсе "Учитель-исследователь".Тогда же и начала заниматься исследовательской деятельностью с детьми. Темы детски...
Проект "Первые проекты" (Савенков А.И. «Я-исследователь»: учебник – тетрадь для младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004).
Актуальность программы внеурочной проектной деятельности определяется рядом факторов:- во-первых, программа создаёт условия для вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, обеспечив...