Программа и КТП внеурочной деятельности по направлению "Мои первые проекты" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Введение в проектно- исследовательскую деятельность в начальной школе» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОСов) и авторской рабочей программы по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?» Бухаровой И.В., учителями начальных классов Далековской ОШ , которая одобрена советом по внедрению ФГОС.
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной школы по направлению « Проектная деятельность», которые в 2011-12 уч. году набрали первый класс в общеобразовательные школы и вышли в этом учебном году на освоение ФГОСов нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_moi_pervye_proekty.zip | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Далековская ОШ
внеурочной деятельности по направлению
«Проектная деятельность.
Мои первые проекты»
Срок реализации: 4 года
Возраст учащихся: 7-11 лет
Составитель:
учителя начальных классов
2014
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ« ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
1.1.Место рабочей программы и её роль в системе обучения , развития и воспитания учащихся начальной школы и ее актуальность.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Введение в проектно- исследовательскую деятельность в начальной школе» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОСов) и авторской рабочей программы по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?» Бухаровой И.В., учителями начальных классов Далековской ОШ , которая одобрена советом по внедрению ФГОС.
Внеурочная деятельность учащихся начальной школы , ориентируемая на работу с интересами учащихся и осуществляемая во второй половине дня, согласно новому Базисному плану предусматривают 10 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по нескольким направлениям. Одним из главных направлений является проектная деятельность учащихся, которая способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию.
Вот почему и появилась данная рабочая программа, актуальность которой очевидна:
- ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа , а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
- Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно- исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне- профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно- способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной школы по направлению « Проектная деятельность», которые в 2011-12 уч. году набрали первый класс в общеобразовательные школы и вышли в этом учебном году на освоение ФГОСов нового поколения.
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.
ФГОСы нового поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Под метапредметными результатами понимаются « освоеннные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности». Все выше перечисленное -это и есть, так называемые, универсальные учебные действия (УДД).
Именно начальная школа- важнейший и наиболее удачный период для формирования этих УУД. По данным психологов, названные УДД начинают хорошо и на осознанном уровне усваиваться детьми к концу 3 класса, если усвоение знаний организуется учителем как их постоянный поиск с группой сверстников. Саму же проектную деятельность психологи рассматривают как зону ближайшего развития самых младших школьников.
Возможность внедрения программы «Введение в проектно- исследовательскую деятельность в начальной школе» в практику обучения в начальной школе определяется ещё и тем, что современный младший школьник легко осваивает компьютер, и при достаточной обеспеченности компьютерами учебного процесса в начальной школе учитель может активно внедрять в практику своей деятельности новые информационные технологии.
1.2.Цель рабочей программы«Введение в проектно- исследовательскую деятельность в начальной школе» и ее задачи.
Цель программы: Развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к их проектно- исследовательской деятельности.
2. Сформировать позитивную самооценку, самоуважение.
3. Вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно- исследовательской деятельности.
4. Научить учащихся сначала совместно с учителем , а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы .
5. Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).
6. Сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.
7. Сформировать умение решать творческие и проблемные задачи.
8. Сформировать умение работать с информацией( сбор, систематизация, хранение, использование).
1.3. Основные принципы реализации.
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики начальной школы и предполагает особое содержание, , кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1.интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;
2.системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации ;
3.непрерывность ,углубление и расширение от класса к классу основ проектно- исследовательской деятельности;
4. взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной;
5.принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы исследования или проектирования;
1.4.Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения, из расчета 1 час в неделю (как внеурочное занятие)
1.5. Вариативность Программы.
Особенностью Программы является её вариативность. Учитель вправе
- выбирать или менять предложенное Программой содержание , исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач
- сам решать , какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках каждого года обучения
- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов ( индивидуальных, коллективных или групповых)
1.6. Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы проведения урока , как правило, нестандартные : , игра, диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация и т.д.
Методы проведения урока, как правило, интерактивные: мозговой штурм, групповая дискуссия, звездочка обдумывания, ролевые, деловые игры и т .д .
Целесообразно как можно активнее использовать в практике деятельности эффективные передовые информационно- коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом про здоровьесберегающие технологии на протяжении всего учебного процесса.
Учитель, работая с младшими школьниками по обучению исследовательско- проектной деятельности, выбирает для работы особые дидактические средства, которые значительным образом отличаются от традиционных. Особо надо подчеркнуть роль специально созданного учителем обучающего сайта « Учимся проектировать и исследовать», к которому в процессе самостоятельной работы над проектом могут обращаться учащиеся, а родители заглядывают на его страницы, чтобы оказать нужную помощь своим детям. На этом сайте, как правило, помещаются электронные дидактические пособия разного типа. Так, например, осуществляя работу над первым этапом, учащиеся могут активно пользоваться двумя дидактическими пособиями: «Лист планирования» и «Помогалка».
Содержание такого «Листа планирования» может быть следующим:
- указание на то, что должно стать объектом обсуждения детей;
-«намеки» на то, как организовать свою деятельность;
-информация о том, где можно найти ответы в случае затруднений при обсуждении процедуры исследования и даются конкретные ссылки на « Помогалку».
В «Помогалке» изложена информация, недостающая в опыте младших школьников, но так необходимая им для проведения исследования и проектирования. Для осмысления получаемой информации составлены задания и вопросы. В «Помогалке» могут быть выделены следующие разделы:
- об исследовании и проекте;
- придумываем название проекту;
- высказываем предположения( гипотезы);
-обдумываем продукт проектирования.
-обдумываем предмет и объект исследования;
-как люди исследуют , методы исследования;
- этапы работы проекта и их содержание;
-как составить план исследования и др.
По мере работы с учащимися над тем или иным видом проекта или исследовательской работы и в результате поступления от учащихся вопросов о ходе первого этапа проектирования и исследования, учитель добавляет материалы в существующие разделы или формирует новые.
При работе над вторым этапом работы над проектом( этапом практического воплощения) учащиеся обращаются ко второму разделу сайта «Учимся проектировать и исследовать», представленному такими, например, электронными пособиями и справочными материалами, как «Электронная библиотека», «Электронный архив», «Электронный музей». Назначение этих пособий - помочь детям накопить рабочие материалы к проекту.
Такие же разделы сайта, как « Исследовательская лаборатория», «Мастерская слова», « Электронная мастерская», «Творческая мастерская» помогают учащимся осваивать способы обработки и оформления накопленной информации.
Так, веб- страница «Исследовательская лаборатория» предназначена для того, чтобы помочь ребенку научиться создавать анкету, составлять план наблюдения, разрабатывать программу эксперимента.
На веб- странице «Мастерская слова» предусмотрен материал, направленный на обучение жанров оформления своих результатов исследований и проектирования: электронной презентации, электронной публикации в ее разновидностях( информационный бюллетень, коллаж, буклет, рекламные листы, календари и т.д.
Веб- страница « Творческая мастерская» направлена на оказание и поддержку в оформлении материалов проекта с точки зрения дизайна.
Выполнив проект, учащиеся переходят к последнему, третьему этапу, где организуется защита выполненных проектов. На обучающем сайте предусмотрена специальная веб- страничка, которая становится местом презентации всех созданных детьми проектов. Эта страничка организуется по типу форума , где дети могут не только увидеть созданные одноклассниками проекты, но и высказать свое мнение о них в письменной форме.
Несомненно, этот обучающий сайт должен быть направлен на оказание помощи детям, учитывая их возраст: сайт для учащихся 1 класса, для 2 класса, для 3 класса и для 4 класса. Такой сайт должен стать своеобразным электронным учебником по основам проектно- исследовательской деятельности младших школьников ( 1-4 классы). Такой сайт может иметь как постоянный материал, так и сменный, сменный материал учитель готовит до работы учащихся над проектом, во время работы по запросам школьников и после завершения в результате корректировки работы школьников над проектом.
Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается на инициативность, самостоятельность , активность учащихся в ходе проектирования и исследования. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы, поддержать процесс выработки нового опыта. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли « носителя информации» и роли арбитра.
При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск учащихся.
На разных этапах проектно- исследовательской деятельности учитель выступает в различных ролевых позициях:
-проектировщик. Проектирует основные вехи проектно- исследовательской деятельности учащихся, вплоть до ее выполнения.
-фасилитатор- консультант. Побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы исследовательского типа. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.
-координатор. Помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.
На других этапах исследования и проектирования , где учащемуся требуются дополнительные знания или умения, учитель работает в роли Мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.
Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами ( и только тогда он сможет научить этому учащихся) :
-эмоциональные позиции ( позиции непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя);
-игровые позиции ( герой- вдохновитель, заказчик, спорщик) ;
-рефлексивные позиции ( Я-дерево, я- птичка, я - камень, я облако, я - взрослый и т. д.)
Именно в особой методике преподавания и создании особого электронного пособия- учебника для осуществления проектно- исследовательской деятельности учащихся 1-4 классов и особой роли учителя в процессе обучения и заключается новизна данной программы.
- Содержание Программы
« ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
При выборе содержания Программы мы руководствовались следующим:
- Спирально- концентрическим расположением материала, то есть расширением и углублением того базового уровня , который дается еще в 1 классе и который так необходим для овладения проектно- исследовательской деятельностью.
- Определенным Базовым уровнем владения проектно- исследовательской деятельности .При этом мы должны помнить , что выполнение проекта складывается из трех этапов:
-разработка проекта;
-практическая реализация проекта;
-защита проекта.
Каждый из этих этапов имеет свое содержание, которое мы представляем в следующей таблице:
Последовательность работы над проектом
Технологический (творческий) проект | |
1-й этап. Разработка проекта | |
Для чего и кому нужен проект? |
|
Что будем делать? |
|
Как делать? |
|
2-й этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел |
|
3-й этап. Защита проекта | |
Что делали и как? |
|
Содержание программы 4 класс
Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение)(1ч)
Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы (2ч)
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями.
Выбор темы, постановка цели и задач (2ч)
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы (2ч)
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Выдвижение гипотез (2ч)
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Сбор материала (2ч)
Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.
Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа (3ч)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе.
Обработка информации (2ч)
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (3ч)
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.
Обобщение материала. Правила оформления материала (2ч)
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Отчёт по собранному материалу (2ч)
Обработка информации. Оформление информации.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч)
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Требования к оформлению работы. Повторение (1ч)
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Оформление работы на компьютере (2ч)
Правила работы за компьютером..
Подготовка текста защиты проекта (2ч)
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.
Подготовка презентации (2ч)
Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Защита проекта. Выступление (2ч)
Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей.
Средства:
• программное обеспечение;
• посредством Интернет технологий;
• посредством индивидуального обучения.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Календарно-тематическое планирование, содержание программы
Тема занятия | Содержание |
1. Введение. Что такое исследование. Кто такие исследователи | Познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса. Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся. |
Способы мыслительной деятельности – 5 ч Цель: формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления | |
2. Умение видеть проблему | Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления. От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта. Тренинговые упражнения. «Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа». |
3. Выдвижение гипотезы | Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования. Тренинговые упражнения. «Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства. |
4. Умение задавать вопросы | Тренинговые упражнения. «Данетка», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса». |
5. Умение вести наблюдение | Тренинговые упражнения. «Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия». |
6. Эксперимент | Тренинговые упражнения. Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами. |
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности – 13 ч Цель: овладение техникой исследовательского поиска | |
7 - 8. Выбор темы исследования | Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Обучение на примере проекта «Польза молока и молочных продуктов» |
9 - 10. Цель и задачи исследования | Определение цели исследования. Отличие цели от задач. Постановка задач. |
11-13. Организация и методика исследования | План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала. Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет. |
14-15. Подготовка к представлению результата | План обобщения полученных данных. Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщения, умозаключения. Анализ информации. Формы представления результатов. Оформление работы. |
16-19. Защита результатов исследования | Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта». |
Самостоятельные (предметные) проекты - | |
20-21. « Нужен ли нам завтрак?» | Коллективный проект по созданию презентации о пользе завтрака для школьника. Составление плана работы, подбор материала, опрос учащихся . |
22-25выступления перед учащимися 1,2,3, классов | Организация, распределение ролей, репетиции, демонстрация составленной презентации |
26-27 Такие разные витамины | Работа в группах, распределение обязанностей, сбор материала,составление иллюстративного коллажа |
28-29. Великая Отечественная война в истории моей семьи | В беседе с родителями, бабушками и дедушками узнать о родственниках-участниках Вов, просмотр семейных альбомов Подготовка стенгазеты «След войны в моей семье» |
30-31. исследовательский проект «Все ли вкусное полезно» | Применение полученных знаний в самостоятельной деятельности. Собрать и проанализировать литературу о пользе и вреде о еде быстрого приготовления,сухариках, чипсах,газировке… Продукт: «Рекомендации как выбрать полезную еду» |
32-33. Коллективная игра - исследование | Игра «Игры наших бабушек и дедушек». Знакомство с играми, обучение игре (с привлечением родителей) Продукт: «Сборник игр» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Поиграем в слова", 2 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" для 4 класса
Поликультурность социального пространства является одним из системообразующих качеств современного мира. Поликультурное образование занимает центральное место в образовательной практике мн...