рабочая программа по курсу Изучаем природу родного края 1-4 класс
рабочая программа на тему
разработка программы по курсу внеурочной деятельности " Изучаем природу родного края! 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izuchaem_prirodu_rodnogo_kraya_1_-_kopiya.docx | 35.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
г. Калуги
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Изучение природы родного края»
1-4 класс
Разработала: учитель начальных классов
Сидорова Алла Борисовна
I. Пояснительная записка
Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеурочной деятельности 1-4 классы, Москва, «Академкнига/учебник», 2012.
Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», имеет краеведческую направленность.
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера содержательно обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Цель программы внеурочной деятельности:
- формирование информационной грамотности обучающихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Задачи программы:
- овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края,
- освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями,
- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
II. Общая характеристика
Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:
1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.
2. Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края имеет (программа может быть рассчитана на все четыре года обучения).
3. Проектная внеурочная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю ( 34 ч – 1 класс, 34 ч – 2 класс, 34 ч – 3 класс, 34 ч – 4 класс)
Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- экскурсии,
- выставки,
- презентации,
- кружковые занятия,
- индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Режим занятий:
- периодичность: 1 час в неделю продолжительностью 45 минут;
- общее количество – 34 часа.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
V. Описание ценностных ориентиров
Внеурочная проектная деятельность «Изучение природы родного края» в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
- ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
VI. Содержание курса внеурочной деятельности
Cодержание 1-го года проектной деятельности
Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения).
Аудиторные занятия (3 ч). Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более 3–4 деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.
Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Примечание. Для занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников.
Тема 2. Кустарники региона (дикорастущие растения)
Аудиторные занятия (3 ч). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.
Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.
Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Тема 3. Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в лесу (парковой зоне). Правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)
Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены.
Ознакомление с образцами предупредительных знаков. Например: «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак запрещен», «Не разоряйте муравейники» и т. д. (Эта часть занятия может быть проведена в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки».)
Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».
Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредительных знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Примечание. Целесообразно подготовить листья (выкройки): крушины, березы, дикой малины, шиповника, калины, орешника и др. (не более 3–4 наименований).
Тема 4. Дикорастущие растения региона.
Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам), коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Фотографирование (с помощью родителей) обучающихся в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов – деревьев, кустарников, их листьев и семян.
Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.
Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев.
Примечание. При подготовке к занятию заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад, пришкольный участок и т.д.), выбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения. Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков.
Аудиторные занятия (3 ч). Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами
(Раздел 1. Дикорастущие растения региона: деревья родного края, кустарники родного края).
Тема 5. Культурные растения: садовые деревья и кустарники региона
Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона).
Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) с привлечением родителей.
Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов).
Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Сушка листьев. Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона».
Аудиторные занятия (3 ч). Презентации по материалам экскурсионного занятия. Отбор лучших в «Определитель растений родного края».
Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. Плодовые растения региона).
Тема 6. Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России.
Внеаудиторное задание (самостоятельная работа): поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».
Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Экскурсия в ботанический сад, заказник, заповедник (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев (кустарников, травянистых растений).
Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите.
Аудиторные занятия (3 ч). Отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего края», «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края», презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона».
Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3. Редкие и исчезающие растения нашего региона).
Тема 7. Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»
Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.
Заполнение адресов на конвертах (конверт с адресом научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенный для ответа из клуба).
Cодержание 2-го года проектной деятельности
Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период.
Аудиторное вводное занятие перед экскурсией (2 ч). Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?» (с. 12–15) и из хрестоматии 2 класса «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна» (с. 43–45).
Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. Игра «Угадай название дерева» (ученики объединяются в две группы, и каждая группа получает карточки с иллюстрациями деревьев (березы, дуба, липы, ели, кедра и т. д.). За каждый правильный ответ группа получает 1 балл.
Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших листьев (пробковой слой) – гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налетом).
Пересказ статьи «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?» с использованием иллюстрации образования в листе особой пробковой перегородки (хрестоматия, 1 кл., с. 13).
Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы (конец опавших веточек ровный и гладкий, как и у опавших листьев), пересказ статьи из хрестоматии 1 класса «У каких деревьев осенью не только листопад».
Зарисовка иллюстрации из хрестоматии – образование в листе пробковой перегородки; зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика).
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок). Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».
Деятельность детей в процессе экскурсии: определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками.
Деятельность родителей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» – фотографирование природных объектов и детей во время их работы на экскурсии (дети зарисовывают или фотографируют деревья, собирают листья, рассматривают листья с помощью лупы и т. д.).
Внеаудиторное задание: подготовка отчетов по материалам экскурсии – рисунков, фотографий осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографий деятельности детей.
Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам наблюдений на экскурсии – отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»).
Примечание. Подготовка к первому вводному занятию и к экскурсиям в осенний и зимний периоды: заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад и т.д.) и отбирается тот участок, где обучающиеся смогут провести наблюдения за тем, как хвойные и лиственные деревья готовятся к зиме и как они зимуют.
Для первого вводного занятия собирают опавшие листья, веточки, плоды и шишки с тех деревьев, которые обучающиеся увидят на экскурсии (например: опавшие листья березы, хвоинки, веточки осины, тополя, плоды липы, клена и т. д.).
Тема 2. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период
Аудиторное вводное занятие перед экскурсией (2 ч). Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» (с. 42–43) и тестов из учебника 1 класса «Как зимуют травы, кустарники и деревья» (с. 42–43), «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (с. 44–45). Особое внимание обучающихся обращают на иллюстрации деревьев, которые сопровождают текст.
Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.
Зарисовка: 1) иллюстрации «Разрез почки» (тетрадь, 1 кл., с. 31);
2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся).
Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок). Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек.
Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом.
Фотографирование (родителями) детей во время их работы на экскурсии.
Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсий в лес (презентации, рисунки по памяти, фотографии).
Заключительное аудиторное занятие (2 ч): отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсий на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы». Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 2. Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы).
Примечание. Для вводного занятия собирают веточки деревьев с зимними почками (веточки тополя, ольхи, калины и т. д.), плоды (рябины, липы, дуба и т. д.) и шишки (ели, сосны); подготавливают материал для опытного исследования почек (за 10–15 дней до занятия в воду ставят веточки тополя (ольхи, калины) с почками).
Место экскурсии в зимний период должно быть тем же, что и в осенний период. Очень важно, чтобы дети увидели внешние отличительные признаки зимнего леса от осеннего.
Тема 3. Свойства воздуха
Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата).
Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования).
Примечание. Можно поставить опыты по выявлению того, что: а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен.
Внеаудиторные занятия (2 ч). Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.
Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 3. Свойства воздух»).
Тема 4. Свойства воды
Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовка этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата).
Постановка опытов, выявляющих свойства воды, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования). Примечание: целесообразно поставить опыты по выявлению того, что: а) вода принимает форму сосуда; б) вода испаряется и т. д. Однако можно предложить учащимся поставить более сложные опыты. Например: «Вода плохо проводит тепло» (хрестоматия, 3 кл., с. 43–44), «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая», «Пленка – невидимка» (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». – М., Мозаика-Синтез, 2002, с. 45–47).
Внеаудиторные задания: подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.
Заключительные аудиторные занятия (2 ч): отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 4. Свойства воды).
Тема 5. Условия, необходимые для развития растений
Аудиторные занятия (6 ч). Групповая работа: чтение текста из учебника 2 класса (с. 61–63) «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян.
Распределение обязанностей между членами клуба (проведение эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование).
Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания. Фиксирование этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии).
Аудиторные занятия (4 ч): отчеты по материалам экспериментальных исследований; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 5. Условия, необходимые для развития растений).
Cодержание 3-го года проектной деятельности
Тема 1. Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)
Аудиторные занятия (2 ч) – экспериментальное исследование свойств воды с целью фиксации этапов проведения эксперимента. Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении (при нагревании вода расширяется, при охлаждении вода сжимается).
Выявление этапов проведения экспериментов и их фиксирование (описание, фотографии, зарисовки). Примечание: возможна постановка и других экспериментов. Например: лед, образовавшийся из воды, занимает больший объем (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». – М., Мозаимка-Синтез, 2002, с. 14–15).
Внеаудиторные занятия (2 ч) - описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов. Оформление результатов аудиторного занятия.
Аудиторные занятия (2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 2. Определение прозрачности воды
Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема (пруда, озера, речки) с целью фиксирования этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование).
Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление полученных результатов.
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций с целью отбора лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 3. Свойства воздуха
Аудиторные занятия (4 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксирования этапов его проведения (воздух можно взвесить; воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; теплый воздух легче холодного; воздух занимает пространство). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторные занятия (4 ч): оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (фотографии, рисунки, описания).
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 4. Дневник наблюдений за погодой
Аудиторные занятия (2 ч): составление словарика научных терминов – ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр (учебник 3 класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет).
Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».
Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой (учебник 3 класса, ч.1, с. 122).
Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).
Выставка дневников наблюдений за погодой. Отбор наиболее удобной для использования формы дневника наблюдений.
Внеаудиторные занятия (2 ч): наблюдение за погодой в течение недели. Запись результатов в дневник наблюдений с помощью условных знаков.
Аудиторные занятия (2 ч): обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой.
Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Тема 5. Почва и ее состав
Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Изучение состава почвы (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной), наличие воздуха и воды, наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов. Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.
Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление презентаций.
Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
Cодержание 4-го года проектной деятельности
Тема 1. История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города (села, поселка и пр.)
Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала о возникновении названия города (села, поселка и др.) и о его историческом прошлом:
1) подготовка выставки книг из школьной библиотеки (готовится совместно со школьным библиотекарем); 2) составление списка наименований книг из других библиотек населенного пункта (составляется совместно с родительским активом); 3) сбор информации (поручается школьникам, пользующихся Интернетом); 4) выступления приглашенных.
Примечание: на аудиторные занятия приглашаются ветераны войны и труда, школьный библиотекарь, родители.
Сообщения членов клуба о версиях возникновения имен населенных пунктов (статьи из учебников 2, 3, 4 классов).
Работа с контурной картой своего города, села, поселка (см. тетрадь для самостоятельной работы по окружающему миру).
Внеаудиторное занятие (4 ч): посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии.
Внеаудоторное задание: подготовка презентаций.
Аудиторное занятие (2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, отбор лучших в методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 4 класса «Родной край – часть великой России».
Тема 2. Поверхность земли родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых (учащихся старших классов, родителей)
Аудиторное занятие (2 ч): подготовка к экскурсии – распределение обязанностей по подготовке презентации «Влияние человека на природу родного края (поверхность земли)» – описания, фотографии, зарисовки.
Сообщения членов клуба: «Природная зона родного края (положение на карте природных зон)», «Поверхность земли и водоемы родного края».
Внеаудиторное занятие (4 ч): экскурсия в парк (ботанический сад, лес, лесопосадку, поле, на пруд, речку и др.) с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду.
Внеаудиторное задание: подготовка фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе.
Аудиторное занятие (2 ч). Групповая работа: разработка плана весенних мероприятий по охране поверхности земли города (парка, леса, территории школы и т. д.) на основе наблюдений, сделанных на экскурсии, и сообщений групп. Например:
– план расположения контейнеров для мусора, мест для выгула собак, кормушек для птиц (во дворе, в лесу, в парке), – разработка, оформление и установка предупредительных охранных знаков «Памятник природы», – подготовка и установка скворечников и кормушек для птиц,
– определение зон рекреаций (например: временный запрет на посещение участка школы, где высажены цветы или проведена посадка деревьев).
Внеаудиторное задание: подготовка презентаций.
Аудиторное занятие (2 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия.
Тема 3. Достопримечательности родного края
Аудиторное занятие (2 ч): ознакомление с темами презентаций, цель которых показать достопримечательности родного края.
Например: «Памятник(и) природы родного края», «Памятник(и) архитектуры родного края», «Народные промыслы родного края», «Водоем(ы) родного края», «Заповедник(и) родного края», «Полезные ископаемые родного края», «Ветераны войны (труда) родного края» и т. д.
Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации и т. д.). Подготовка к экскурсии.
Внеаудиторные занятия – экскурсии (12 ч).
Внеаудиторное задание: подготовка презентаций.
Аудиторное занятие (2 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия.
VII. Тематическое планирование проектной деятельности
Планируемый результат 1-го года занятий обучающихся – создание «Определителя растений родного края» - коллективного продукта, результата совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух-четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива – «Определитель растений родного края»).
Продолжительность: в течение учебного года занятие 1 раз в неделю (всего 33 ч).
Тематическое планирование
Сокращения: У-1 – учебник/класс, Т-1 – тетрадь/класс, Х-1 – хрестоматия/класс, (с.) – страницы, Д – другие источники информации.
№ п/п | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия / учебные пособия | Форма организации внеурочной деятельности / форма занятия | Кол-во часов |
1 | Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) У-1 (с. 18–23, 26–27) Т-1 (с. 20) | Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете | 3 |
2 | Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения) У-1 (с. 60) Т-1 (с. 9) Х-1 (с. 8, 47, 48, 68) | Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете | 3 |
3 | Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе) У-1 (с. 63) Х-1 (с. 74, 75) | Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита) | 3 |
4 | Дикорастущие растения региона | Коллективная и индивидуальная деятельность / внеаудиторное занятие – экскурсия в осенний лес, парк, ботанический сад, пришкольный участок / аудиторное занятие | 4 3 |
5 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) Д (Природные объекты): Интернет, справочники, общение с родителями | Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание – работа с источниками информации / внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок / аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений во время экскурсии) и оценка презентаций | 4 3 |
6 | Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России Д (Природные объекты): Интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита) | Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание: работа с источниками информации / внеаудиторное занятие – экскурсия в заповедник / аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций | 4 3 |
7 | Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» У-1 (с. 74–77) | Коллективная и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие: выполнение вступительных заданий | 3 |
Тематическое планирование проектной деятельности
Планируемый результат 2-го года занятий обучающихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2–4 учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 2 класса «Опыты, наблюдения, эксперименты»).
Продолжительность: в течение учебного года занятие 1 раз в неделю (всего 34 ч).
Тематическое планирование
Сокращения: У-2 – учебник/класс, ч.1 – часть/номер учебника, Т-1 – тетрадь/класс, Х-1 – хрестоматия/класс, (с.) – страницы, Д – другие источники информации.
№ п/п | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия / учебные пособия | Форма организации внеурочной деятельности / форма занятия | Кол-во часов |
1 | Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период Х-1 (с. 12–15) Х-2 (с. 43–45) | Коллективная и индивидуальная деятельность / вводное аудиторное занятие: перед экскурсией в осенний лес (пришкольный участок, парк, сад) / внеаудиторное занятие: экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) в один из осенних дней / заключительное аудиторное занятие по теме | 2 4 2 |
2 | Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период У-1 (с. 44–45) Х-1 (с. 42–45) Т-1 (с. 31) | Коллективная и индивидуальная деятельность / вводное аудиторное занятие: перед экскурсией в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) / внеаудиторное занятие – экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) на место осенней экскурсии / заключительное аудиторное занятие по теме | 2 4 2 |
3 | Свойства воздуха У-2, ч.1 (с. 45–49) Т-2, №1 (с. 17) Х-2 (с. 30) | Коллективная деятельность / аудиторное занятие (эксперимент) / заключительное аудиторное занятие по теме | 2 2 |
4 | Свойства воды У-2, ч.1 (с. 52–60) Т-2, №1 (с. 21–23) Х-2 (с. 31) | Коллективная, групповая деятельность / аудиторное занятие (эксперимент) / заключительное аудиторное занятие по теме | 2 2 |
5 | Условия, необходимые для развития растений | Индивидуальная и коллективная деятельность / вводное аудиторное занятие/ аудиторные занятия: экспериментальное выявление условий, необходимых для прорастания семян гороха (фасоли) /заключительное аудиторные занятия: презентации, отчет по результатам описания этапов проведения экспериментальных исследований; отбор презентаций (отчетов) для пособия «Опыты и наблюдения». Оформление результатов | 2 4 4 |
Тематическое планирование проектной деятельности
Планируемый результат 3-го года занятий обучающихся – пособие для внеурочной деятельности обучающихся 3 класса «Иллюстративные материалы по постановке опытов и экспериментов» – коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки библиотеки) и родителей (изготовление фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2–4 учеников); коллективная.
Продолжительность: в течение учебного года занятие 1 раз в неделю (всего 34 ч).
Тематическое планирование
Сокращения: У-3 – учебник/класс, ч.1 – часть/номер учебника, Т-3 – тетрадь/класс, Х-3 – хрестоматия/класс, (с.) – страницы, Д – другие источники информации.
№ п/п | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия / учебные пособия | Форма организации внеурочной деятельности / форма занятия | Кол-во часов |
1 | Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) У-3, ч.1 (с. 59–62, 157) Т-3, ч.1 (с. 23) Х-3 (с. 43–44) | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность / аудиторное занятие: описание этапов постановки опытов по исследованию свойств воды / внеаудиторное занятие: описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов / аудиторное занятие: отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов. | 2 2 2 |
2 | Определение прозрачности воды У-3, ч.1 (с. 89–90) Т-3, № 1 (с. 32–33) | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторное занятие: экспериментальное выявление прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема; описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов проведения экспериментального исследования / внеаудиторное занятие: оформление результатов проведенных экспериментов /аудиторное занятие: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия | 2 2 2 |
3 | Свойства воздуха У-3, ч.1 (с. 104–110, 157) Т-3, № 1 (с. 39–41) Х-3 (с. 61–68) У-3, ч.1 (с. 104–110, 157) Т-3, № 1 (с. 39–41) Х-3 (с. 61–68) | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторные занятия: экспериментальное выявление свойств воздуха (воздух занимает пространство, обладает упругостью, имеет вес, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении) / внеаудиторные занятия: оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации) / аудиторное занятие: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия | 4 4 2 |
4 | Дневник наблюдений за погодой У-3, ч.1 (с. 115, 118, 120–122, 158) Т-3, № 1 (с. 43) Х-3 (с. 73–76) | Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторные занятия: составление научных словариков, разработка формы дневника наблюдений / внеаудиторные занятия: наблюдение за погодными изменениями / аудиторные занятия: обсуждение результатов наблюдений, отбор лучших дневников наблюдений для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия | 2 2 2 |
5 | Почва и ее состав У-3, ч. 2 (с. 35–38) | Групповая и коллективная деятельность / аудиторное занятие: опытное исследование состава почвы, выявление, описание или фиксирование с помощью фотоаппарата (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы / проведения опытов по исследованию состава почвы / внеаудиторное занятие: оформление результатов опытов / аудиторное занятие: обсуждение результатов, выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия | 2 2 2 |
Тематическое планирование проектной деятельности
Планируемый результат 4-го года занятий обучающихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся 4 класса – альбом по теме «Родной край – часть великой России», коллективный продукт, результат совместной работы учеников, учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки школьной библиотеки) и родителей (фотографии достопримечательностей родного края).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (фотографирование объектов, оформление презентаций).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы 2–4 учеников); коллективная (участие всего коллектива).
Продолжительность: в течение учебного года занятие 1 раз в неделю (всего 34 ч).
Тематическое планирование
Сокращения: У-4 – учебник/класс, ч.1 – часть/номер учебника, Т-4 – тетрадь/класс, (с.) – страницы, Д –другие источники информации.
№ п/п | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия / учебные пособия | Форма организации внеурочной деятельности / форма занятия | Кол-во часов |
1 | История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города (села, поселка и пр.) У-2, ч.2 (с. 93–95) У-3, ч.2 (с. 115, 120) У-4, ч.1 (с. 123–125) Т-4 № 1 (с. 38–39) | Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность / аудиторные занятия: история возникновения названия населенного пункта; названия республики, автономного округа, края или области, где находится город (село, деревня, поселок и др.) / внеаудиторное занятие: посещение краеведческого музея / домашнее задание: подготовка презентации по истории возникновения названия населенного пункта / аудиторное занятие: отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия. | 2 4 2 |
2 | Поверхность земли родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых (учащихся старших классов, родителей) У-4, ч.1 (с. 124, 129–132, 189) Т-4 № 1 (с. 41–42) | Групповая и коллективная деятельность / аудиторное занятие: описание природной зоны, в которой находится населенный пункт, поверхности и водоемов родного края / внеаудиторное занятие: экскурсия в парк (или на др. объекты природы) / аудиторное занятие: разработка плана весенних мероприятий по охране поверхности земли родного края / внеаудиторное задание: подготовка фотодокументов по теме / аудиторное занятие: отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия | 2 4 2 2 |
3 | Достопримечательности родного края У-4, ч.1 (с. 140–147) Т-4, № 1 (с. 44–45) | Групповая и коллективная деятельность / аудиторное занятие: вводная беседа о достопримечательностях родного края (памятники культуры, музеи, народные промыслы, заповедники и др.) / внеаудиторные занятия: экскурсии / внеаудиторное занятие: оформление презентаций (фотографии, рисунки, описания) / аудиторное занятие: выставка презентаций и отбор лучших в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия | 2 12 2 |
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическая литература
1 класс
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. – М. : Академкнига/
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
2 класс
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М. :Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М. :Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
3 класс
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2 – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
4 класс
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 2. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) географические и исторические карты;
4) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
7) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;
8) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс
Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
Рабочая программа по предмету "Мой родной край " для 2 класса
Данный материал поможет в разработке рабочей программы по предмету "Мой родной край" для 2 класса...
Рабочая программа кружка "Изучение природы родного края" для 2 класса. ПНШ.
Рабочая программа и КТП кружка "Изучение природы родного края" для 2 класса с УУД. ПНШ....
Рабочая программа кружка "Изучаем природу родного края ПНШ
Рабочая программа кружка "Изучаем природу родного края ПНШ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края" на 2020-2021 учебный год
Программа внеурочной деятельности на 2020- 2021 учебный годНазвание программы: Природа родного краяНаправление программы: эколого-биологическоеКласс 2 Рабочая программа пред...