Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края" на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Программа внеурочной деятельности на 2020- 2021 учебный год
Название программы: Природа родного края
Направление программы: эколого-биологическое
Класс 2
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:
- Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
- Обеспеченность учебной программы УМК.
- Цели изучения курса.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания программы внеурочной деятельности
- Структура курса.
- Календарно -тематическое планирование .
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kl._priroda_rodnogo_kraya.2020-2021.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
«Согласовано» Зам. директора по УВР __________________ августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ CОШ№ 80 _____________________ Приказ №_______ от сентября 2020 г. |
«Согласовано» Зам. директора по ВР ________________ августа 2020 г. | «Согласовано» на заседании МО учителей начальных классов ( протокол №1 ) Руководитель МО_________ августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2020- 2021 учебный год
Название программы: Природа родного края
Направление программы: эколого-биологическое
Учитель: Шапиро Вера Ивановна
Класс: 2
Количество часов: 1 час в неделю, 35 часов в год
1.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ | Нормативные документы |
1 | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 |
2 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). |
3 | Письмо Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 02.08.2018 г. № 80-11/7256 «Разъяснения по отдельным вопросам применения ФГОС ООО» |
2. Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
Учебно-методическая литература | |
1 | Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2020 Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2020. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2020. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2020. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 2016. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2020. Аксененко Е. Самый маленький заповедник / Е. Аксененко, В. Вепринцев // Коммуна. – 2018. – 31 авг. Самый маленький заповедник / Е. Аксененко, В. Вепринцев // Коммуна. – 2010. – 31 авг. |
ЦОР и ЭОР | |
Материально-техническое обеспечение | |
Компьютер | |
Проектор | |
Настенный экран |
3. Цели и задачи изучения программы
Программа внеурочной деятельности по эколого-биологическому направлению «Природа родного края» является предметно-ориентированной (образовательная область «Естественнонаучные предметы. Окружающий мир») и направлена на достижение следующей цели:
формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников, бережного и трепетного отношения к природе родного края и страны в целом.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания программы внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами изучения программы «Природа родного края» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание(в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы,
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира России, Воронежской области;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- неживое и живое в природе Воронежской области;
- основные группы растительных и животных организмов Воронежской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем Воронежкой области (леса, луга, озера и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы Воронежского области;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- Структура курса
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | В гостях у Осени | 9 |
2 | В гости к Зиме | 9 |
3 | В гости к Весне | 9 |
4 | В гостях у Лета | 8 |
Итого | 35 |
6. Календарно- тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности
«Природа родного края» во 2 классе ( 1 час в неделю, 35 часов в год)
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые предметные результаты | Характеристика основных видов деятельности учащихся | |
План. | Факт. | |||||
*** | *** | *** | В гостях у Осени | 9 | ||
1 | В гостях у Осени. Краски осени | 1 | Учащиеся должны знать: наиболее типичных представителей животного мира России, Воронежской области; какую пользу приносят представители животного мира; некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных. Что планета Земля - наш большой дом; Солнце - источник жизни на Земле неживое и живое в природе Воронежской области; основные группы растительных и животных организмов Воронежской области и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); самоценность любого организма; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; различия съедобных и несъедобных грибов; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; способы сохранения окружающей природы Воронежского области; что такое наблюдение и опыт; экология - наука об общем доме; экологически сообразные правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь: - узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию; -ухаживать за домашними животными и птицами;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
| Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) . Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности Приводить примеры явлений природы Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы Характеризовать экосистемы Воронежского края. Описывать климат, особенности растительного и животного мира разных природных зон Воронежской области. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников . Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. Работать со взрослыми: определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради Знакомиться с растениями цветника по натуральным образцам. Работать со взрослыми: определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры съедобных и несъедобных По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках. По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых. Устно описывать паука- крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых. Прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать в виде схем- аппликаций превращение насекомых. По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелётные и зимующие). Приводить примеры перелётных и зимующих птиц. Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка, сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать произведение любого жанра о зиме. Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение весны Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников. Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям, формулировать соответствующие нормы экологической этики. Работать со взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений, , выражать свои предпочтения в рисунке или фотографии. Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение лета. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года, делать выводы об изменениях погоды в течение года. | ||
2 | В царстве растений | 1 | ||||
3 | Осенние прогулки по воронежскому лесу | 1 | ||||
4 | Загадки. Пословицы, поговорки об осени | 1 | ||||
5 | Для самых любознательных. Соображалки | 1 | ||||
6 | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме | 1 | ||||
7 | В царстве рыб | 1 | ||||
8 | Народные приметы осени | 1 | ||||
9 | Происхождение названий месяцев | 1 | ||||
*** | *** | *** | В гости к Зиме | 9 | ||
10 | В гости к Зиме. Зимние месяцы | 1 | ||||
11 | Народный зимний календарь | 1 | ||||
12 | Для самых любознательных. Новый год | 1 | ||||
13 | Зимние слова. Декабрь в народном календаре | 1 | ||||
14 | Жизнь животных зимой | 1 | ||||
15 | Для самых любознательных. Красная книга | 1 | ||||
16 | Растения зимой | 1 | ||||
17 | Зимние мотивы-стихи, песни, забавы | 1 | ||||
18 | Как относятся к деревьям разные народы | 1 | ||||
*** | *** | *** | В гости к Весне | 9 | ||
19 | В гости к Весне. К истокам слова | 1 | ||||
20 | Растения весной | 1 | ||||
21 | Первоцветы Воронежского края | 1 | ||||
22 | Береза-символ России | 1 | ||||
23 | Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья | 1 | ||||
24 | Верные друзья | 1 | ||||
25 | Звери весной | 1 | ||||
26 | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки | 1 | ||||
27 | Первые насекомые | 1 | ||||
*** | *** | *** | В гостях у Лета | 8 | ||
28 | В гостях у Лета. К истокам слова | 1 | ||||
29 | Признаки хорошей погоды. Ненастье | 1 | ||||
30 | Как образуется дождь? | 1 | ||||
31 | Почему бывают грозы? | 1 | ||||
32 | Отчего бывает радуга? | 1 | ||||
33 | В лес по ягоды пойдем | 1 | ||||
34 | Охраняемые природные территории и объекты | 1 | ||||
35 | Подведение итогов | 1 | ||||
*** | *** | *** | Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2020-2021
Рабочая программа по литературному чтению 2020-2021 УМК " Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по окружающему миру 2020-2021
Рабочая программа по окружающему миру 2020-2021 УМК " Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по русскому языку 2020-2021
Рабочая программа по русскому языку 2020-2021 УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа 1-4 классы 2020-2021
Рабочая программа по всем предметам 1-4 классы " Школа России" 2020-2021 уч.год...
Рабочая программа воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год.
Рабочая программа воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год....
Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 2-4 классы автор вербицкая
Актуальность и новизна настоящей рабочей программы состоит в том, что она учитывает особенности обучения английскому языку младших школьников. Она полностью отвечает требованиям времени и в соотв...
Рабочие программы для второго класса (2020-2021 учебный год)
Рабочие программы для второго класса (2020-2021 учебный год)...