Рабочая программа по предмету "Мой родной край " для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Данный материал поможет в разработке рабочей программы по предмету "Мой родной край" для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_rodnoy_kray.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой родной край
Пояснительная записка.
Рабочая программа краеведческого курса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного города. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Цели курса.
• Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
• Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Настоящий курс краеведения «Мой город и край» предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Принципиальной особенностью краеведческого курса является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона проживания, городов Энгельса и Саратова.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению родного города, что позволяет учащимся увидеть свой город как сложный, многообразный и целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного города.
Курс призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом края и Энгельса, его настоящем. Практические, частично-поисковые, проектные и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Данный курс интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так, взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Планируемые результаты обучения.
Личностные:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин г. Энгельса, чувства сопричастности и гордости за свой город..
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Энгельса; чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику города;
описывать достопримечательности г. Энгельса;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Приволжского края и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой край и город; устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.
Коммуникативные:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Курс ориентирован на систематическую проектную деятельность младших школьников, он органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой город и край» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
Учебно – тематический план
№ раздела | Название раздела | Колич. часов | ИКТ | Проект. деят. | Исслед. деят. |
1. | Моя маленькая родина | 5 часов | 2 | 1 | 2 |
2. | Наш город | 5 часов | 2 | 1 | 2 |
3. | Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир). | 18 часов | 4 | 5 | 3 |
4. | Люди нашего края | 4 часов | 1 | 1 | 1 |
5. | Итоговое занятие | 1 часов | |||
Итого: | 33 часа | 9-27 % | 8-24 % | 8-24 % |
Содержание курса
Курс первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Курс предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Приволжского края, о богатстве растительного и животного мира.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания и защиты собственного проекта;
создания презентаций - представлений по изученной теме;
конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников; участия в конференциях разного уровня.
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Дата проведения занятия | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения | |||
Моя маленькая родина (5ч) | |||||||
1. | 1. | 6.09 | Моя школа - мой дом | Рассказ - экскурсия о нашей школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. | |||
2. | 2. | 12 | Из истории школы. Традиции школы | Беседа о школе, история школы. Правила поведения, бережного отношения. | |||
3. | 3. | 20.09 | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. | Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в домике живет) | |||
4. | 4. | Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил | Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах. | ||||
5. | 5. | Мой район | Дать представления об истории названий улиц нашего района. Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой. | ||||
Наш город (5ч) | |||||||
6. | 1. | Имя моего города. Где мы живем (Россия, город Энгельс, Приволжский пос.) | Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. | ||||
7. | 2. | Символы нашего города | Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Энгельса. Работа в парах. | ||||
8. | 3. | Культурно - просветительные учреждения нашего города | Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию. | ||||
9. | 4. | Профессии города. Где работают родители | Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии. | ||||
10. | 5. | Конкурс рисунков «Наш город» | Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса | ||||
Наш край(18 ч) | |||||||
11. | 1. | Географическое положение Энгельсского района. Наш край на карте России | Беседа. Сформировать представление о территории края и города. Практическая работа: г. Энгельс на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей страны Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | ||||
12. | 2. | История возникновения г.Энгельса | Сформировать представление об истории возникновения | ||||
г.Энгельса. Работа в парах: вопросы по содержанию | |||||||
13. | 3. | Символика г.Энгельса | Практическая работа: раскрашивание герба г.Энгельса. Работа в парах. | ||||
14. | 4. | Коренные жители нашего края | Беседа: первичное представление о коренных жителях нашего края. Познакомить с национальным составом населения Энгельсского района. Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей нашего края?» | ||||
15. | 5. | Богатства нашей земли. | Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. | ||||
16. | 6. | Традиционные ремесла моего края | Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. | ||||
17. | 7. | Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений | Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне края. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. | ||||
18. | 8. | Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека | Беседа: значение растений в жизни человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах | ||||
19. | 9. | Животный мир. Животный мир Энгельсского района. Разнообразие животного мира | Беседа: животные, обитающие на территории Энгельсского района.. Практическая работа: | ||||
20. | 10. | Животный мир. Животный мир Энгельсского района. Охрана и значение животного мира.Заповедники. | Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Саратовской области, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса. | ||||
21. | 11. | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера | Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. | ||||
22. | 12. | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов | Беседа: значение и охрана водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | ||||
23. | 13. | Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае | Беседа: первичные сведения о полезных ископаемых края. Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | ||||
25. | 15. | Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Энгельсском районе. | Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров культурных растений встречающихся на территории края | ||||
26. | 16. | Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего края. | Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающихся) | ||||
27. | 17. | Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. | Фронтальная беседа: труд людей на селе в разное время года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса. | ||||
28. | 18. | Викторина «Почемучек» | Викторина «История города Энгельса» | ||||
Люди нашего края (4ч) | |||||||
29. | 1. | Труд людей нашего края | Фронтальная беседа: Дать первичные сведения о людях, работающих в нашем крае. | ||||
30. | 2. | Люди, прославившие наш край. (Герои - земляки) | Знакомство с людьми прославивших наш край. (Пригласить, почетных тружеников) | ||||
31. | 3 | Город Энгельс в годы Великой Отечественной войны | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения. Практическая работа: организация конкурса рисунков о войне. Подведение итога конкурса. | ||||
32. | 4. | Профессии и предприятия, на которых работают наши родители | Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему:«Моя мама (папа) работает…) | ||||
Резервные занятия | 1 час | ||||||
33. | 1. | Мы хотим Вам рассказать... | Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, |
Информационно – методическое обеспечение
1. Энциклопедия «Мой город Энгельс»,Шкода К.И., М. 1997г.
2. Красная книга Саратовской области. г.Саратов «Детская книга», 1996г.
3. Карта Саратовской области.
4. Интернет ресурсы. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Г.Энгельс Саратовской области.
5. Б.Е.Железовский Природоведение 2 класс. г.Саратов ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм»,1999.
6. МякшеваЛ.В.Краеведение Саратовский край. Начальная школа-Саратов:Лицей,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Мой родной край"
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...
Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...
рабочая программа по литературе родного края
Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...
рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа кружка "Экология родного края"
Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...
Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...