Кружок "Школа развитие речи"
рабочая программа (3 класс) по теме

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_razvitie_rechi.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  «Школа развитие речи» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развитие речи» для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. №2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011г., регистрированный № 19707);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

-Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Школа развитие речи» составлена на основе примерной программы: Начальная школа. УМК «Школа России», М.: Просвещение, 2010.

-Учебный план МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурака на 2017-2018 учебный год, утвержденный приказом №___ от  «___»_________2017г.

Главное назначение начальной школы – целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить не только осознанному чтению, письму, счёту, но и воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей, научить правильной, полноценной речи.

В младших классах существенное значение имеет речевая активность обучаемых. Некоторые дети стесняются говорить, не участвуют в беседах, не могут ответить на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают очень кратко, допускают такие речевые ошибки, как пропуск необходимых слов, а иногда и существенных фактов, нарушение логической последовательности, нелепые суждения, неверные ударения в словах и логические – в тексте, малый словарный запас.

С целью развития такой речи учащихся, которая будет показателем их интеллекта и культуры, разработана дополнительная образовательная программа «Школа развития речи», рассчитанная на школьников от 6 лет.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка;

-содействовать развитию речи детей;

-совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;

-повышать уровень языкового развития школьников;

-воспитывать познавательный интерес к родному языку;

-решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

-обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

-создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

-формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Материал учебного курса «Школа развития речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:

-Слово

-Предложение и словосочетание

-Текст

-Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса и построены следующим образом:

1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

-личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

-личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

-деятельностно-ориентированные: деятельности смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов.

уметь:

- уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по  образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

- быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи.

Результаты освоения учебного курса «Школа развития речи»

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

личностные:

-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.

метапредметные:

-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-опираться на использование знаково-символических средств представления информации для  решения учебных и практических задач и т.д.

предметные:

-овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

-умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.

Таким образом, развитие речи, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты изучения курса «Школа развития речи» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения  в каждом классе.

Учебно-методическое обеспечение

Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 2000.

Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.

Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2000.


КТП по внеурочной деятельности «Школа развитие речи» 2 класс

план

факт

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание

Планируемый результат

Домашнее задание

предметный

метапредметный

личностный

1

Речь.

1

Повторение

Знакомство с ролью речи в жизни людей

Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию

Самостоятель-ное выделение и формулирова-ние познавательной цели

Формирование познаватель-ных мотивов – интерес к новому.

Нарисовать гласные звуки

2.

Тише, громче.

1

Повторение

Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни.

Коррекция –

внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Стремление к самоизмене-

нию – приобретению новых знаний

Выучить стихи

3-4

Слово. Значение слова.

2

Изучение новой темы

Формирование представлений о слове как комплексе звуков.

Оценка – осознание качества и уровня усвоения

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование познаватель-ных и учебных мотивов

Запомнить волшебные слова

5

Многозначные слова.

1

Закрепление

Обсуждение важности сохранения  позиции каждой буквы в слове.

Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Формирование учебных мотивов и интереса к новому

Пословицы о друге

6

Омонимы.

1

Закрепление

Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову.

Волевая саморегуля-

ция как способность к волевому усилию

Выбор оснований для сравнения форм слова

Формирование духа соревнования, положительной мотивации – интереса к новому

Головоломка

7

Омофоны. Омоформы.

1

Закрепление

Сведения о лексическом значении слова.

Волевая саморегуля-

ция как способность к волевому усилию

Самостоятель-

ное выделение и формулирова-

ние познавательной цели

Формирование познаватель-

ных и учебных мотивов

Найти слова

8-9

Синонимы

2

Закрепление

Сведения

 о прямом и переносном значении слова.

Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование познавательных мотивов и интереса к способу решения и общему способу действия

Запомнить буквы из алфавита

10

Антонимы

1

Закрепление

Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи.

Волевая саморегуля-

ция как способность к волевому усилию

Самостоятельное выделение и формулирова-ние познавательной цели

Анализ звуков с целью выделения признаков

Формирование познаватель-ных мотивов – интерес к новому.

Найти 3 загадки о лесе.

11

Фразеологизмы

1

Изучение новой темы

Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи.

Оценка – осознание качества и уровня усвоения

Выбор оснований для сравнения форм слова

Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за творчеством художника

Стихи об осени.

12

Пословицы

1

Повторение

Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи.

Применение установлен-

ных правил в планировании способа решения.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Формирование учебных мотивов и интереса к новому

Нарисовать скалы.

13

Загадки

1

Изучение новой темы

Познакомить с тематическими группами слов

Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование познаватель-ных мотивов и интереса к способу решения и общему способу действия

Разгадывание ребусов.

14

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

Повторение

Формировать первичное представление об образности.

Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой

Разыгрывание ситуаций.

15

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

1

Закрепление

Формировать первичное представление о сравнении.

Целеполага-ние как постановка учебной задачи

Выбор оснований для сравнения форм слова.

Формирование познаватель-ных мотивов, эстетических чувств и чувства прекрасного.

Разгадывание головоломки.

16

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Закрепление

Использование изученного материала для развития воображения, памяти.

Волевая саморегуля-

ция как способность к волевому усилию

Выбор оснований для сравнения форм слова.

Формирование учебных мотивов и интереса к новому

Нарисовать карту дома.

17

Опорные слова

1

Изучение новой темы

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации.

Применение установлен-

ных правил в планировании способа решения.

Поиск и выделение необходимой информации

Стремление к самоизмене-

нию – приобретению новых знаний

Угадай спрятанное слово.

18

Проверочная работа

1

Изучение нового материала

Оценка – осознание качества и уровня усвоения

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование чувства прекрасного  на основе наблюдений за природой

Запомнить 3 пословицы о родине.

19

План текста

1

Закрепление

Формировать умения отгадывать загадки.

Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Построение логической цепи рассуждений. Доказательство.

Стремление к самоизмене-

нию и приобретению новых знаний и умений

Разгадывание загадок, шарад, ребусов.

20-21

Виды плана

2

Закрепление

Обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным ответом

Построение логической цепи рассуждений. Доказательство.

Стремление к самоизмене-

нию и приобретению новых знаний и умений

Нарисовать карнавал.

22

Связь между предложениями в тексте.

1

Проект

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование учебных мотивов и интереса к новому

Слова близнецы

23-24

Связь между частями текста

2

Изучение нового материала

Сведения о причинно – следственных связях  между предметами, явлениями, событиями.

Волевая саморегуля-

ция как способность к волевому усилию

Выбор оснований для сравнения форм слова.

Формирование познаватель-

ных и учебных мотивов

Разгадывание загадок, шарад, ребусов.

25

Работа с деформированным текстом

1

Повторение

 Подбор слов, наиболее точно  передающих мысль.

Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художествен-

ной культурой

Выучить стихи

26

Редактирование текста

1

Повторение

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

Оценка – осознание качества и уровня усвоения

Выбор оснований для сравнения форм слова.

Стремление к самоизмене-

нию и приобретению новых знаний и умений

Запомнить волшебные слова

27

Типы текста. Описание.

1

Диспут

Обсуждение целостного единства предложений в тексте.

Волевая саморегуля-

ция как способность к волевому усилию

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Формирование познаватель-

ных и учебных мотивов

Пословицы о друге

28

Текст – сравнительное описание

1

Изучение новой темы

 Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным ответом

Выбор оснований для сравнения форм слова.

Интерес к способу решения и общему способу действия

Головоломка

29

Типы текста. Повествование

1

Изучение новой темы

Определение темы текста и составление текста на  определенную тему.

Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Построение логической цепи рассуждений.

Стремление к самоизмене-

нию и приобретению новых знаний и умений

Нарисовать родственников

30-31

Типы текста. Рассуждение

2

Изучение новой темы

Выявить уровень усвоения изученного материала  и умения применять знания в нестандартной ситуации.

Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию

Выбор оснований для сравнения форм слова

Стремление к самоизмене-

нию и приобретению новых знаний и умений

Нарисовать свою семью

32

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

1

Закрепление

Обсуждение особенностей построения текста.

Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Стремление к самоизмене-

нию и приобретению новых знаний и умений

Стихи о полете

33

Редактирование текста

1

Закрепление

Отработка навыков построения связного текста.

Оценка – осознание качества

Самостоятель-

 ное создание алгоритмов

Интерес к способу решения

Летние задания

34

Итоговое занятие

1

Составление плана текста, обсуждение его особенностей.

Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Стремление к самоизмене-

нию и приобретению новых знаний и умений

Летние задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....