Кружок "Школа развитие речи"
рабочая программа (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа развитие речи» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развитие речи» для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. №2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011г., регистрированный № 19707);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
-Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развитие речи» составлена на основе примерной программы: Начальная школа. УМК «Школа России», М.: Просвещение, 2010.
-Учебный план МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурака на 2017-2018 учебный год, утвержденный приказом №___ от «___»_________2017г.
Главное назначение начальной школы – целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить не только осознанному чтению, письму, счёту, но и воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей, научить правильной, полноценной речи.
В младших классах существенное значение имеет речевая активность обучаемых. Некоторые дети стесняются говорить, не участвуют в беседах, не могут ответить на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают очень кратко, допускают такие речевые ошибки, как пропуск необходимых слов, а иногда и существенных фактов, нарушение логической последовательности, нелепые суждения, неверные ударения в словах и логические – в тексте, малый словарный запас.
С целью развития такой речи учащихся, которая будет показателем их интеллекта и культуры, разработана дополнительная образовательная программа «Школа развития речи», рассчитанная на школьников от 6 лет.
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка;
-содействовать развитию речи детей;
-совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;
-повышать уровень языкового развития школьников;
-воспитывать познавательный интерес к родному языку;
-решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
-обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
-создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
-формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Школа развития речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:
-Слово
-Предложение и словосочетание
-Текст
-Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса и построены следующим образом:
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
-личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
-личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
-деятельностно-ориентированные: деятельности смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов.
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Результаты освоения учебного курса «Школа развития речи»
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
личностные:
-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.
метапредметные:
-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач и т.д.
предметные:
-овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
-умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.
Таким образом, развитие речи, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения курса «Школа развития речи» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе.
Учебно-методическое обеспечение
Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 2000.
Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2000.
КТП по внеурочной деятельности «Школа развитие речи» 2 класс
план | факт | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание | Планируемый результат | Домашнее задание | ||
предметный | метапредметный | личностный | ||||||||
1 | Речь. | 1 | Повторение | Знакомство с ролью речи в жизни людей | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию | Самостоятель-ное выделение и формулирова-ние познавательной цели | Формирование познаватель-ных мотивов – интерес к новому. | Нарисовать гласные звуки | ||
2. | Тише, громче. | 1 | Повторение | Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Стремление к самоизмене- нию – приобретению новых знаний | Выучить стихи | ||
3-4 | Слово. Значение слова. | 2 | Изучение новой темы | Формирование представлений о слове как комплексе звуков. | Оценка – осознание качества и уровня усвоения | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Формирование познаватель-ных и учебных мотивов | Запомнить волшебные слова | ||
5 | Многозначные слова. | 1 | Закрепление | Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Формирование учебных мотивов и интереса к новому | Пословицы о друге | ||
6 | Омонимы. | 1 | Закрепление | Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову. | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию | Выбор оснований для сравнения форм слова | Формирование духа соревнования, положительной мотивации – интереса к новому | Головоломка | ||
7 | Омофоны. Омоформы. | 1 | Закрепление | Сведения о лексическом значении слова. | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию | Самостоятель- ное выделение и формулирова- ние познавательной цели | Формирование познаватель- ных и учебных мотивов | Найти слова | ||
8-9 | Синонимы | 2 | Закрепление | Сведения о прямом и переносном значении слова. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Формирование познавательных мотивов и интереса к способу решения и общему способу действия | Запомнить буквы из алфавита | ||
10 | Антонимы | 1 | Закрепление | Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию | Самостоятельное выделение и формулирова-ние познавательной цели Анализ звуков с целью выделения признаков | Формирование познаватель-ных мотивов – интерес к новому. | Найти 3 загадки о лесе. | ||
11 | Фразеологизмы | 1 | Изучение новой темы | Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи. | Оценка – осознание качества и уровня усвоения | Выбор оснований для сравнения форм слова | Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за творчеством художника | Стихи об осени. | ||
12 | Пословицы | 1 | Повторение | Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи. | Применение установлен- ных правил в планировании способа решения. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Формирование учебных мотивов и интереса к новому | Нарисовать скалы. | ||
13 | Загадки | 1 | Изучение новой темы | Познакомить с тематическими группами слов | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Формирование познаватель-ных мотивов и интереса к способу решения и общему способу действия | Разгадывание ребусов. | ||
14 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 | Повторение | Формировать первичное представление об образности. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой | Разыгрывание ситуаций. | ||
15 | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | Закрепление | Формировать первичное представление о сравнении. | Целеполага-ние как постановка учебной задачи | Выбор оснований для сравнения форм слова. | Формирование познаватель-ных мотивов, эстетических чувств и чувства прекрасного. | Разгадывание головоломки. | ||
16 | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | Закрепление | Использование изученного материала для развития воображения, памяти. | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию | Выбор оснований для сравнения форм слова. | Формирование учебных мотивов и интереса к новому | Нарисовать карту дома. | ||
17 | Опорные слова | 1 | Изучение новой темы | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. | Применение установлен- ных правил в планировании способа решения. | Поиск и выделение необходимой информации | Стремление к самоизмене- нию – приобретению новых знаний | Угадай спрятанное слово. | ||
18 | Проверочная работа | 1 | Изучение нового материала | Оценка – осознание качества и уровня усвоения | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Формирование чувства прекрасного на основе наблюдений за природой | Запомнить 3 пословицы о родине. | |||
19 | План текста | 1 | Закрепление | Формировать умения отгадывать загадки. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Разгадывание загадок, шарад, ребусов. | ||
20-21 | Виды плана | 2 | Закрепление | Обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным ответом | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Нарисовать карнавал. | ||
22 | Связь между предложениями в тексте. | 1 | Проект | Формирование навыков употребления в речи образных выражений. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Формирование учебных мотивов и интереса к новому | Слова близнецы | ||
23-24 | Связь между частями текста | 2 | Изучение нового материала | Сведения о причинно – следственных связях между предметами, явлениями, событиями. | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию | Выбор оснований для сравнения форм слова. | Формирование познаватель- ных и учебных мотивов | Разгадывание загадок, шарад, ребусов. | ||
25 | Работа с деформированным текстом | 1 | Повторение | Подбор слов, наиболее точно передающих мысль. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художествен- ной культурой | Выучить стихи | ||
26 | Редактирование текста | 1 | Повторение | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). | Оценка – осознание качества и уровня усвоения | Выбор оснований для сравнения форм слова. | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Запомнить волшебные слова | ||
27 | Типы текста. Описание. | 1 | Диспут | Обсуждение целостного единства предложений в тексте. | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Формирование познаватель- ных и учебных мотивов | Пословицы о друге | ||
28 | Текст – сравнительное описание | 1 | Изучение новой темы | Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным ответом | Выбор оснований для сравнения форм слова. | Интерес к способу решения и общему способу действия | Головоломка | ||
29 | Типы текста. Повествование | 1 | Изучение новой темы | Определение темы текста и составление текста на определенную тему. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Построение логической цепи рассуждений. | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Нарисовать родственников | ||
30-31 | Типы текста. Рассуждение | 2 | Изучение новой темы | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию | Выбор оснований для сравнения форм слова | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Нарисовать свою семью | ||
32 | Сочинение на тему: «Мой выходной день» | 1 | Закрепление | Обсуждение особенностей построения текста. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Стихи о полете | ||
33 | Редактирование текста | 1 | Закрепление | Отработка навыков построения связного текста. | Оценка – осознание качества | Самостоятель- ное создание алгоритмов | Интерес к способу решения | Летние задания | ||
34 | Итоговое занятие | 1 | Составление плана текста, обсуждение его особенностей. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Летние задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.
Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....