речевой материал по теме "Осень"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Терентьева Ирина Анатольевна
ГБОУ Республика Марий Эл «Семёновская-школа интернат»
Речевой материал по теме: «Осень»
Цель: развитие связной речи по теме «Осень». Диалог и монолог.
Задачи:
- Образовательная: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени; учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и жизнью растительного мира; знакомить с природными особенностями осенних месяцев;
- Воспитательная: прививать навыки культуры общения, толерантность;
- Коррекционно-развивающая: закреплять лексические фразы по теме с подключением тактильных, вкусовых ощущений; развивать кратковременную и долговременную память, процессы логического мышления (анализ, синтез, обобщение).
Оборудование:
- Презентация по лексической теме «Осень»;
- Овощи, фрукты, листья;
- Схемы и таблицы.
Словарь:
Осенние периоды: начало осени, золотая осень, поздняя осень, листопад, щедрая, цветная, яркая, моросит, неприветливая, порывистый.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Отгадываем загадку
Дождик с самого утра
Птицам в дальний путь пора.
Громко ветер завывает
это все когда бывает?
II. Работа по теме.
1.Презентация: « Осень бывает разная…»
Какая бывает осень?
- Бывает холодной, неприветливой…..
- С большими дождевыми тучами….
- С мелким, моросящим дождиком….
- С большими лужами……
- С холодным, порывистым ветром…
- А бывает осень яркая: с красивыми, разноцветными листьями…..
- С теплым осенним солнышком…..
Обобщение – стихотворение (читает Марина)
Осенью бывают
Ясные деньки.
Листики порхают,
Словно мотыльки.
Нити паутинки
На кустах блестят.
Льётся на тропинку
Жёлтый листопад.
Вед.
- Здравствуй, Осень,
-Здравствуй, Осень!
-Хорошо, что ты пришла,
-У тебя мы Осень спросим
- Что в подарок принесла?
Входит «Осень»
-Да, пришла я не пустая
-Я корзинку принесла.
-А в корзиночке подарки
-Я на грядке собрала
(показывает корзинку с овощами)
Вед.
2. Ребята попробуйте отгадать, что осень приготовила в огороде?
Игра «Весёлый бубен» на развитие слухового восприятия.
(Ведущий стучит в бубен. Дети свободно двигаются по залу, выполняют различные движения. На звучание дудки дети приседают. Осень, расправив большой платок накрывает им ребёнка.)
Осень:
-Раз! Два! Три!
-Кто же спрятался в нутрии?
-Не зевай, не зевай!
-Поскорее отвечай!
(дети угадывают загадки про овощи, вывешивается табличка с названием)
Вед.
-Осень устали не знает.
-Заглянув во все сады,
-Собирать нам помогает
-Ароматные плоды
3. Угадай, какой урожай поспел в осеннем саду…
(Игра «Угадай на вкус»)
Учащимся предлагается угадать на вкус овощ или фрукт и дать ему описание, вывешивается табличка с названием.
Обобщение: игра « Четвёртый лишний»
4.Ведущий: Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь реклама.
-Во саду ли, в огороде
Фрукты, овощи растут.
-Мы сегодня для рекламы
-Их собрали в классе тут.
(Дети выходят и рекламируют овощи)
Лук / Петя К./
Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Морковь /Марина С./
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок.
Крепким, сильным, ловким!
Помидор /Саша Б./
А я- толстый помидор,
Витаминов полный,
Очень долго я расту-
Возраст мой преклонный.
Огурец / Настя А./
Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке.
Ешьте дети огурцы будете в порядке!
Редиска /Настя С./
Я – румяная редиска
Поклонюсь вам низко – низко
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Капуста / Полина Ж./
Я – хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Картошка / Инна С./
Я, картошка, так скромна.
Слова не сказала.
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажаны /Настя Ч., Костя В./
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна..
Кто – то, кажется, стучит
Айболит /Саша Б./
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключенья.
В этом нет сомненья.
5.Осень:
-А теперь пора плясать,
-Себя в танце показать.
-Листопад, листопад,
-Листья жёлтые летят.
-Под ногой они шуршат,
-Скоро голый будет сад.
(дети танцуют с листьями)
6.Вед. -Ребята, посмотрите сколько подарков принесла вам Осень. Что про неё можно сказать? Какая она? (щедрая). И нам надо её поблагодарить, подарить подарок. ( коллективная работа аппликация «Осенний парк»
III. Завершение занятия.
Осень:
-Очень весело мне было!
-Всех ребят я полю била.
-Но прощаться нам пора,
-Что поделать? Ждут дела!
-А на прощание я хочу угостить вас яблоками с моего сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха
К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотны...
Коммуникативно-речевой материал дидактических инструкций учителя АЯ
Коммуникативно-речевой материал дидактических инструкций учителя АЯ для начальной школы 1. Приветствие: Good morning/afternoon, boys and girls! Hello, everybody! 2. Представить себя: My name is M...
Подборка речевого материала для автоматизации звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях, текстах
Речевой материал для автоматизации звуков Р-Рь (их дифференциации) в слогах, словах (сложных словах), предложениях и текстах....
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Дана подборка материала, который может быть использован логопедами-практиками на занятиях для формировния фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематического представления....
Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.
Примерный речевой материал рассчитан для слабослышащих учащихся II отеделения 1-4 классов. Работа направлена на формирование диалогической речи и представляет собой разработанные диалоги, мспользуемые...
Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.
Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....
Подборка речевого материала для активизации речевой практики для 1 дополнительного класса слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных учащихся
В разработке представлен речевой материал, инструкции и варианты работы над ритмико-интонационной стороной речи для 1 дополнительного класса слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно импла...