Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха
методическая разработка по окружающему миру по теме
К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотных слов обиходно-разговорной речи. Надо научить их пользоваться в речи практической грамматикой языка, его основными морфологическими и синтаксическими закономерностями. Надо сформировать у них элементарные навыки связной устной речи. <?xml:namespace prefix = o /??>
Центральную задачу раздела «Развитие речи» составляют формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме. Ее решение предусматривает накопление и активизацию словарного запаса, обучение построению связных речевых высказываний (диалогических и монологических) с соблюдением лексической, грамматической и композиционно-логической правильности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechitemy.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
«Овощи и фрукты»
Помидор, огурец, морковь, горох, лук, редис, кукуруза, картофель – это овощи. Овощи растут на огороде. Я люблю морковь.
Яблоко, груша, слива, клубника, апельсин, вишня, виноград, лимон, арбуз – это фрукты. Фрукты растут в саду. Я люблю апельсин.
Описание овощей и фруктов. Какой по форме, по цвету, по вкусу?
«Осенью»
Осенью солнце светит, но не греет. Небо покрыто тучами. Часто идут дожди. Дует холодный ветер. На деревьях красные и желтые листья. Листья падают на землю. Трава вянет. Птицы улетают на юг. Дикие животные готовятся к зиме. Люди надевают сапоги, пальто и шапки.
«Дикие животные»
Волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж – это дикие животные.
Дикие животные живут в лесу. Медведь спит в берлоге. Белка живет в дупле. Заяц спит под кустом. Лиса живет в норе.
У белки – бельчонок. У медведя – медвежонок. У лисы – лисенок. У волка – волчонок. У ежа – ежонок.
«Домашние животные»
Корова, кролик, лошадь, свинья, курица, кошка, коза, собака – это домашние животные.
Корова дает молоко, масло, сыр. Свинья дает мясо и кожу. Овца дает шерсть. Кролик дает мясо и мех. Кошка ловит мышей. Курица несет яйца. Лошадь перевозит грузы.
Корова, свинья и овца живут на ферме. Лошадь живет в конюшне. Кролик живет в клетке. Курица живет в курятнике.
«Моя семья»
Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься?
Сколько человек в твоей семье?
Как зовут твою маму? Где и кем она работает?
Как зовут твоего папу? Где и кем он работает?
Как зовут твоего брата (твою сестру)? Сколько ему (ей)лет?
Какая твоя семья?
«В классе»
Я учусь в первом классе. Мою учительницу зовут Инна Геннадьевна. Мою воспитательницу зовут Екатерина Ивановна. Наш класс большой и светлый. Класс находится на третьем этаже. В классе есть шкафы, парты, доска, стулья, стол. В шкафу лежат книги, тетради, карандаши и ручки. В классе два окна. На окнах стоят цветы.
«Улица»
Я учусь в городе Белгороде. Моя школа находится на улице Буденного 4. Рядом со школой есть школьный двор и стадион. На нашей улице стоят многоэтажные дома. Напротив школы находится магазин. Недалеко от школы есть аптека и больница. Около школы находится остановка автобуса.
«Зимой»
В выходной день ребята надели теплые пальто, шапки, сапоги и пошли в зимний лес. День был ясный и солнечный. Кругом снежные сугробы. Деревья и кусты покрыты снегом. Снег блестит на солнце. Ребята заметили на снегу следы зверей и птиц. Красиво зимой в лесу!
«Части лица и тела»
Нарисуй. Назови. Покажи.
Части лица – подбородок, рот, ресницы, глаза, лоб, нос, брови, щеки, уши.
Части тела – голова, туловище, шея, грудь, колени, руки, ноги, живот, локти, стопы, кисти.
«Мой дом»
Где ты живешь? Сколько этажей в твоем доме?
На каком этаже находится твоя квартира?
Сколько комнат в твоей квартире? Какая твоя комната?
Сколько окон в твоей комнате? Какая мебель стоит у тебя в комнате?
Как ты помогаешь маме поддерживать порядок в комнате?
«Весной»
Весной греет солнышко. Снег тает. Он стал грязный. Текут ручейки. На дорогах лужи. Деревья и кусты стоят голые. Прилетели грачи. Они вьют гнезда на деревьях. Мальчики вешают скворечники. Ребята пускают лодочки в ручейках.
2 класс
«Летник каникулы»
Какая погода была летом?
Где ты был летом?
Куда ты ходил?
Как ты помогал взрослым?
В какие игры ты играл?
Какие книги ты прочитал?
Хорошо ли ты отдохнул?
«Осень пришла»
Стало холодно. Часто дует сильный ветер. От ветра качаются ветки деревьев. Начался листопад. На дорогах стало грязно. Погода часто меняется. Утром пасмурно, идет дождь. Днем из-за туч выглядывает солнце. Птицы улетают на юг. Люди ходят в плащах и куртках, берут с собой зонтики.
«Школьная библиотека»
В нашей школе есть библиотека. Она находится на втором этаже. Там работает библиотекарь Татьяна Алексеевна. В нашей библиотеке много книг. Книги стоят на полках и в шкафах. После уроков мы ходим в библиотеку. Татьяна Алексеевна выдает нам книги и журналы. Вместе с воспитателем мы читаем рассказы, сказки, стихотворения. Из книг мы узнаем много нового и интересного.
«О животных»
Текст составляется индивидуально с каждым учеником. В тексте описывается внешний вид какого-либо животного, место его обитания, повадки.
«Профессии»
В нашей школе работают люди разных профессий. Учитель учит нас читать, писать и правильно говорить. Воспитатель помогает нам делать уроки и читает книги. В кабинете врача нам дают таблетки и делают уколы. Повар готовит для нас вкусную еду. Столяр ремонтирует мебель. Слесарь чинит кран. Библиотекарь выдает книги.
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Митя и Демушка шли из школы. День был ясный, морозный, снег блестел на солнце. На сосне искали семена снегири. Демушка выстрелил в снегирей из рогатки. «Не смей бить птиц», - закричал на Демушку Митя. Митя отнял у Демушки рогатку и бросил в сугроб. Демушка подбежал к березке и начал ее ломать. «Не смей березку ломать, - опять закричал Митя. - Мы – друзья природы. Мы природу любим и бережем.»
«Как зимуют животные»
Под елкой спрятался заяц. Его не видно на снегу, потому что он белый. Белка утеплила дупло, чтобы не дуло. Она приготовила на зиму орехи, грибы и желуди. Шубка у белки стала серой. Лиса приготовила в норе теплую постельку из мягких листьев. Еж зарылся в листья на целую зиму. Лягушка залезла в мох и заснула. Медведь забрался спать в берлогу. Плохо зимой волку. Нет у него дома. Холодно волку в морозные ночи.
«Моя улица»
Где ты живешь?
Где находится твой дом?
Что расположено напротив твоего дома?
Что находится рядом с твоим домом?
Что находится справа и слева от твоего дома?
Какой транспорт ездит по твоей улице?
«Вот начинается весна»
Наступила весна. Все ярче светит солнышко. Снег на дороге потемнел. Снег тает, бегут ручейки. На пригорках появились проталины. На реке начался
ледоход. На деревьях набухли почки. Возвращаются с юга перелетные птицы. А в лесу распустились первые весенние цветы – подснежники.
«Моя любимая сказка»
Как называется твоя любимая сказка?
Кто ее автор?
О ком говорится в сказке?
Расскажи краткое содержание.
Чему учит сказка?
Какой главный герой тебе понравился больше всего?
«Подарок маме»
8 марта Таня и Вова пришли из школы. Таня надела фартук и вытерла пыль. Вова подмел пол, на стол постелил чистую белую скатерть. Потом Таня быстро оделась и побежала в магазин. Она купила конфеты и печенье. Таня пошла в цветочный магазин и купила цветы. Вова привел из детского сада маленького брата Сережу. Пришла мама с работы. Дети сказали: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником 8 марта!»
«Школа – интернат»
Я учусь в школе-интернате №23. многие ребята живут тут всю неделю. Только на субботу, воскресенье и в каникулы ездят домой. Поэтому наша школа называется интернатом. Ребята в интернате живут как одна семья. Дружно играют, помогают друг другу. Вместе ходят в театр, на прогулку, отмечают дни рождения. Ребята стараются быть вежливыми и аккуратными, хорошо учиться.
3 класс
«Быстро лето пролетело»
Когда начались летние каникулы? Сколько времени продолжались каникулы? Где ты был летом? Куда ты ходил? Как ты помогал взрослым? В какие игры ты играл?
Какие книги ты прочитал? Хорошо ли ты отдохнул? Ходил ли ты летом на речку? С кем? Как называется река? Что ты делал на реке? Любишь ли ты купаться? Когда ты приехал в школу? С кем ты приехал в школу? Соскучился ли ты по школе? Где ты встретился с учителем и ребятами? О чем ты спрашивал товарищей?
«Снова осень наступила»
С конца августа начинается похолодание. Осенние дожди идут постоянно. На деревьях с каждым днем становится все больше желтых и красных листьев. Ветер срывает листья с деревьев и устилает ими землю. Исчезли цветы. Пожелтела трава. Собираются в путь перелетные птицы. Пусто и глухо в полях и лесах. Только вороны каркают, да с криками летают стаи галок.
«Что мы знаем о животных»
Текст составляется индивидуально для каждого ученика. В тексте описывается внешний какого-нибудь животного, указывается место его обитания, приводятся интересные факты из жизни этого животного.
«Как вести себя на улице»
Я учусь в Белгороде. В городе много улиц. По дорогам ездят автобусы, троллейбусы, такси и другие машины. Прохожие идут по тротуару. Надо быть осторожным, когда переходишь улицу. Дорогу можно переходить только там, где есть переход. Переходы бывают наземные и подземные. Улицу можно переходить только при зеленом свете светофора. А когда нет светофора, то надо сначала посмотреть налево, потом направо. И если нет машин, можно переходить улицу.
«Умелые руки»
В нашей школе есть кружок «Волшебный бисер». Руководит этим кружком Лариса Васильевна. Я с большим удовольствием посещаю этот кружок. Лариса Васильевна учит нас делать различные поделки из бисера. Мои руки превращаются в умелые руки, а бисер вспыхивает разноцветными огоньками на задуманном изделии. Для своей мамы я сделал цветы из бисера и подарил ей поделку на праздник 8 марта. Для работы я использовал бисер красного, желтого, зеленого, коричневого цвета, нитки и проволоку. Моей маме очень понравился подарок.
«Зимний день»
Был хороший зимний день. В лесу очень красиво. Вокруг много снега. Снег покрыл землю, траву и кусты, шапками лежал на ветках ели. Светило солнце и шел редкий снег. Снежинки кружились и медленно падали на землю. По лесу давно никто не ходил. Только птицы слетали на землю. Я думаю, что они искали корм.
«Мы читаем»
В нашей школе есть библиотека. Она находится на втором этаже. Там работает библиотекарь Татьяна Алексеевна. В нашей библиотеке много книг. После уроков мы вместе с воспитателем ходим в библиотеку. Татьяна Алексеевна выдает нам книги и журналы. Я прочитал много рассказов, сказок и стихотворений.
Писатели Ушинский, Соколов-Микитов, Сладков и поэты Пушкин, Фет, Суриков пишут о красоте русской природы.
О животных мы узнаем из рассказов Пришвина, Скребицкого и Чарушина.
О хороших и плохих поступках детей нам рассказывают Пермяк, Чаплина, Осеева.
Рассказы о маме написали Вознесенская, Седугин, Донникова.
Автор моего любимого рассказа ______ . Рассказ называется ______ . В рассказе говорится о том, как ______ .
«Как мы отдыхаем»
Я знаю много разных игр, забав и развлечений. Летом я катаюсь на велосипеде, играю с мячом, в бадминтон и теннис. Если на улице жарко, то купаюсь в реке и загораю на солнце. Зимой мне нравится кататься на коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговика. Весной тает снег, бегут ручьи. Поэтому я с удовольствием пускаю в ручейках кораблики. Когда наступает дождливая погода, я меньше времени провожу на улице. Но и тогда мне не бывает скучно. Я рисую, читаю сказки, играю в настольные игры. Моя любимая настольная игра - … .А в течение всего года в нашем интернате проводят веселые праздники. Там мы рассказываем стихи, поем песни и танцуем.
«Профессии»
В нашей школе работают люди самых разных профессий. Учителя и сурдопедагоги учат нас красиво и правильно говорить, читать и считать. От воспитателя мы узнаем о правилах поведения, хороших и плохих поступках. Библиотекарь выдает детям новые учебники и книги. Если мы заболеем, врач и медсестра будут нас лечить. Они измерят нам температуру, дадут лекарства, сделают уколы. В столовой работают повара, которые готовят ребятам вкусные блюда. Столяр делает новую мебель и ремонтирует старую. Когда сломается труба или батарея, ее починит слесарь. В старших классах мы все получим профессию. Мальчиков научат делать изделия из дерева и металла, а девочек – шить.
«Моя мама»
Восьмое марта – Международный женский день, первый весенний праздник. Его отмечают во всем мире. В этот день самые лучшие слова и подарки, сделанные своими руками, я подарю своей мамочке. Мама всегда была рядом со мной. Когда я еще не умел ходить, мама носила меня на руках. Когда я еще не умел говорить, мама понимала меня без слов. Угадывала мои желания , знала, что у меня болит.
Моя мама очень красивая. У нее ________ волосы, ________глаза, добрая улыбка. Руки у мамы ласковые, заботливые и умелые. Я люблю свою маму, потому что она добрая, умная и трудолюбивая. У меня самая лучшая мама на свете!
«Весна идет»
Застучала за окошком звонкая капель. Потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. Только легкий мороз еще пытается по утрам напугать весну. В лесу около стволов деревьев уже пробивается нежная зеленая травка. Набухли на деревьях почки. Все дышит весной. Скоро появятся первые цветки-сережки на деревьях. Возвратятся с юга перелетные птицы. Начнут поправлять свои старые гнезда и выводить птенцов. А потом распустится и зазеленеет лес. На опушках появятся первые весенние цветы. А солнышко будет все ярче и ярче греть землю.
4 класс
«Быстро лето пролетело»
Сколько времени продолжались каникулы? Где ты был летом? Куда ты ходил (ездил)? Как ты помогал взрослым? В какие игры ты играл? Какие книги ты прочитал? Хорошо ли ты отдохнул? Ходил ли ты летом на речку? С кем? Как называется река? Что ты делал на реке? Когда ты приехал в школу? Соскучился ли ты по школе?
«Осень – дни ненастные, листья желто-красные»
В октябре стоит ненастная погода. Дует резкий холодный ветер. Кружатся в воздухе разноцветные листья. Вот с березки летят светло-желтые листочки. На дорожках лежат красные листья осинки, бурые листья тополя и дуба. Днем и ночью моросит дождь.
Но бывают и солнечные дни. Тогда становится красиво, как в сказке. Осеннее солнышко освещает темную зелень елей и белые стволы берез. Листья с деревьев падают золотым дождем.
И снова нахмурилось небо. Дождь начинает сыпать маленькими капельками на землю. Так и будет идти день, два, три, не переставая.
«О нашей Родине»
В нашей большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. Любит место, где он родился и живет, любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги – у каждого народа свое. Без Родины и без своего народа человек не может жить. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
«В театре»
В ноябре мы всем классом ходили в драматический театр.. Это одно из самых красивых зданий в городе Белгороде. Там большой зал, заполненный рядами кресел. Вся передняя часть театра – партер. За партером лесенкой поднимается амфитеатр. По бокам зала расположены балконы. После звонка мы вошли в зрительный зал и заняли места. Медленно гаснет люстра под потолком. Начинается спектакль. Мы смотрели спектакль «…». В нем говорится о том, как … . Все с интересом следили за действием. Когда спектакль закончился, зрители наградили артистов аплодисментами
«К шестидесятилетию Победы»
22 (двадцать второго) июня 1941(тысяча девятьсот сорок первого) года Германия напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война.
На курской дуге гитлеровцы хотели уничтожить советские войска. На Прохоровском поле произошло самое крупное в истории танковое сражение. За мужество и героизм многие советские воины были награждены орденами и медалями.
5(пятого) августа 1943 года в Москве был дан салют в честь освобождения городов Орла и Белгорода. Поэтому Белгород называют городом первого салюта.
В честь героев, которые освобождали город, названы улицы и поставлены памятники. Это генерал Апанасенко, маршал Конев, герой – танкист Андрей Попов, генерал Ватутин. В центре города Белгорода находится братская могила, у которой горит вечный огонь.
В этом году исполняется 60 лет со дня Победы Советской армии над гитлеровцами.
«Книга – наш лучший друг»
«Кто много читает – тот много знает», - говорит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о природе, разных странах, путешественниках, музыкантах, приключениях и фантастике. Чтобы знать и понимать все то, что в книге написано, читать надо вдумчиво, не спеша, не пропуская страниц. Книги надо беречь. Книга – наш помощник в труде. Рабочий читает литературу о технике, чтобы лучше управлять станком; фермер – по агрономии, чтобы собирать хороший урожай; врач – по медицине, чтобы правильно лечить, учитель – по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.
Примерный речевой материал рассчитан для слабослышащих учащихся II отеделения 1-4 классов. Работа направлена на формирование диалогической речи и представляет собой разработанные диалоги, мспользуемые...
Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.
Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....
Словарная работа на уроках русского языка как средство развития речи у детей с нарушением слуха
Отчёт по теме самообразования и презентация к выступлению...
Использование дидактических игр в работе по развитию слухового восприятия учащихся с нарушением слуха
методический материал для учителей-дефектологов...
Развитие слухового восприятия учащихся с нарушенным слухом
В докладе освещаются положения, на которых базируется современная система интенсивного развития слухового восприятия учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений, разделы,...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Успех в развитии речи определяет результативность усвоения других школьных...
Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
Учитывая важнейшую роль слухового восприятия в формировании речевой деятельности человека, его нарушения ведут к серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Воздействия, вызывающие подобные наруше...