Рабочая программа по ОПК 1-3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Шмулянская Оксана Игоревна

Рабочая программа для внеурочной деятельности по ОПК 1-3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1-3_klass.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский  край  Туапсинский  район

Муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №  11  г. Туапсе

МО  Туапсинский  район

                                                                                                УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                решением педагогического совета

                                                                                                от ____ августа 2017года протокол № 1

                                                                                                Председатель ___________ Г.В.Тарасенко

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

По  Основам  православной культуры

Ступень обучения                         начальное общее образование

Количество часов                        101час  (1 час в неделю)

Уровень                                        базовый

Составитель:                                Шмулянская Оксана Игоревна

Программа разработана на основе программы Основы православной культуры: программа культурологического курса для общеобразовательных школ: начальная школа / А.В.Бородина. – Изд.3-е, перераб. – М.: МОФ «ОПК»,2016. – 24 с. (Серия «История религиозной культуры»)

Данная программа полностью соответствует Федеральному государственному стандарту (второго поколения) для начальных классов и является частью Программы историко - культурологического курса «История религиозной культуры» для 1 – 11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Пояснительная  записка

Нормативно-правовая и концептуально-методологическая основы современного образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно-нравственное развитие и воспитание.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы  общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Оптимальным для светского образования средством достижения осознанного усвоения учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям признаётся историко-культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной.

Огромный интерес к религиозному содержанию со стороны педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса обусловлен рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести рост самосознания и интерес к национальной культуре и истории, наблюдающиеся с 90-хгг. ХХ в.

Другой причиной является необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Следующей важной причиной является разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта.

Особое значение данная область знаний приобретает для творческого развития школьников. Нельзя не учитывать и тот факт, что среди учащихся светских школ подавляющее большинство - верующие дети, которые не должны чувствовать, что их убеждения запрещены в демократической стране.

Изучение и анализ этих причин и результатов многолетнего опыта использования Программы позволил определиться с содержанием и концепцией курса.

Цель учебного курса «Основы православной культуры» -  совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного воспитывающего ресурса.

Задачи курса:

  1. организация систематического изучения основ православной культуры;
  2. духовно-нравственное развитие младших школьников;
  3. ознакомление с особенностями церковного искусства;
  4. приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
  5. ознакомление с православными святынями мира;
  6. формирование представлений о единстве православной культуры народов мира;
  7. создание условий для реализации прав школьников на убеждения;
  8. формирование целостного восприятия мира;
  9. воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
  10.  формирование культуры общения;
  11.  предупреждение возможных тупиков личностного развития;
  12.  воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
  13.  выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений н основе традиций культуры Отечества;
  14.  предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
  15.  воспитание патриотизма;
  16.  формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
  17.  формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав человека на религиозные и иные убеждения;
  18.  обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения;
  19.  оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре;
  20.  укрепление православных основ семьи;
  21.  пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
  22.  воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;
  23.  творческое ( интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
  24.  формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества.

Место Программы учебного курса в системе общего образования, в учебном плане

Программа учебного курса «Основы православной культуры и история христианства» призвана восполнить недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и актуализировать в школьном образовании задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребёнка. Курс является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития школьников.

Программа рассчитана на 34 урока по каждому разделу, по 1 часу в школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью применения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания, основные идеалы и ценности, составляющие воспитательную основу курса

   Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания обусловлено особенностями данного курса как курс светского, историко-культурологического, но религиозного содержания. Такие особенности определяются Российским законодательством, которое запрещает установление одной государственной религии или идеологии, вместе с тем гарантирует каждому гражданину свободу вероисповедания, права на национальную культуру, родной язык, воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.

    Программа курса «Основы православной культуры» позволяет приобщать школьников к базовым национальным ценностям, определённым Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Патриотизм-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • Труди творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • Природа – родная земля, планета Земля, экологическое сознание;
  • Человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Результаты освоения учебного курса

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.

Личностные результаты.

Курс способствует становлению следующих характеристик ученика:

- сознающий свою национальную принадлежность;

- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;

- обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;

- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

- доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

- умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;

- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;

- уважительно относящийся к святыням;

- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:

- владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- способный понимать причины успеха или неуспеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих значений и нравственный смысл из общих значений и универсальных учебных действий;

- умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты.

Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- владеющий духовной и историко-культурологической лексико;

- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;

- знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской православной Церкви в контексте отечественной истории;

- имеющий представления о таинствах Церкви;

- нравственная личность, воспитания на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.

Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

 

              Успешность преподавания курса в немалой степени зависит от материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса. Никаких особых условий для преподавания курса не требуется: стандартной организации образовательного процесса для основной школы вполне достаточно, важно, чтобы образовательный процесс был обеспечен учебными пособиями для учащихся, пособиями для учителей и комплектами демонстрационных материалов.

              Кроме этого, создан мультимедиацикл, включающий:

- серию передач по теме «Основы православной культуры», которые интересны как для педагогов, так и для родителей, (мультимедиацикл доступен и распространяется бесплатно на сайтах:  http://www.fondopk.ru  и http://www.orthodoxopk.ru  ( сайт Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» и сайт А.В. Бородиной);

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

               Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

- учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;

- педагог должен любить детей воспитанников, основные закономерности интеллектуального и психологического развития школьников;

- учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

- используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

- основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
- теоритические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

         

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс

РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА»

Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч.

        Нерукотворная красота природы.

        Рукотворная красота культуры.

Человек – созидатель культуры.

Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч.

        Оружейная палата.

Государственная Третьяковская галерея.

        Библиотеки – хранилища культуры.

Человек – хранитель культуры.

        Представление о единстве культуры России.

Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч.

        Евангелие.

        Иконы.

Храмы.

        Внешнее устройство храма.

        Внутреннем устройство храма.

Православное богослужение.

Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч.

        Россия – наша Родина.

Города России.

        Москва – столица России.

Поэты и художники России – о Москве.

        Взаимосвязь культуры и истории России.

Народ и культура.

        Жизнь православных людей.

        Понятия «Отечество», «Отчизна».

Представление о православии.

Влияние православия на культуру.

Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч.

        Богочеловек. Сын Бога.

        Христос как Спаситель мира.

        Христос – Искупитель человечества.

Тема 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч.

        Семейные православные традиции.

        Владимирская икона Божией Матери.

Казанская икона Божией Матери.

        Итоговый урок – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии.

Резерв – 2 часа.  Посещение храма.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 класс

РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС»

Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч.

Самая древняя книга - Библия.

Сотворение человека по образу Божию.

Добро и зло в человеческом мире и природе.

Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 30 ч.

Евангелие — книга о Спасителе и о спасении.

Праздник Благовещения.

Рождество Христово.

Поклонение волхвов и пастухов.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет.

Сретение Господне.

Рождение Иоанна Предтечи.

Крещение Иисуса Христа.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Христос в пустыне. Пост.

Нагорная проповедь Спасителя.

Первое чудо Иисуса Христа.

Исцеление расслабленного.

Исцеление сына царедворца.

Хождение Иисуса Христа по водам.

Воскрешение дочери Иаира.

Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Преображение Господне.

Воскрешение Лазаря.

Торжественный вход Господень в Иерусалим.

Тайная вечеря.

Моление о чаше. Предательство Иуды.

Суд над Иисусом.

Снятие с креста и погребение Спасителя.

Пасха Господня.

Вознесение Господне.

Пятидесятница — День Святой Троицы.

Православные праздники.

Двунадесятые праздники.

Праздничные иконы.

Итоговый урок – 1 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 класс

РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ»

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 2 ч.

Рождество Христово и новая эра.

Как распространялось Евангелие.

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7 ч.

Храм как образ вселенной.

Язык иконы.

Особенности использования цвета в иконе.

Как иконы представляют святых.

Иконы святых апостолов, евангелистов.

Понятие об иконографии.

История иконоборчества и иконопочитания.

Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — 6 ч.

Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня.

Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим».

Пятидсятница. День Святой Троицы.

История иконы Воздвижения Креста Господня.

Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» — 18 ч.

Повествование о сотворении мира.

Сотворение неба — невидимого духовного мира.

Сотворение земли — видимого вещественного мира.

Понятие о духах, Деннице, аде.

Второй – пятый дни творения мира.

Шестой день творения мира. Первые люди.

Грехопадение. Изгнание из рая.

Каин и Авель.

Всемирный потоп.

Жизнь Ноя и его детей после потопа.

Вавилонское столпотворение.

Праведный Авраам.

Завет Господа с Авраамом.

Икона Андрея Рублева «Троица».

Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры.

Соленое море — Мёртвое море.

Египетское рабство евреев.

Земля обетованная.

Итоговое занятие – 1 час

Список литературы

  1. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.
  3. Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.
  4. Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.
  5. Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.
  6. Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
  7. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004.
  8. Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. М.: ОПК, 2006.
  9. Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005.

Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов

  1. Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.
  2. Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19.
  3. Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6.
  4. Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7.
  5. Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. – 2005. – № 1. – С. 47–63.

Электронные пособия.

1.Истории Ветхого завета. Сборник мультфильмов для детей.(3 диска)

2.Видеоприложение к пособию « Основы православия»

3.Псков, Изборск, Печоры, Пушкиногорье. Видеоэкскурсии.

4.Фильм « Полианна»-2эк.

5.Фильм « Форпост»-2эк.

6.Фильм «Хрустальный мальчик»

7. « Фильм « За имя мое»

8.Фильм «Щенок»

9. Фильм « Бен Гур»

10.М/фильм « Путеводительница»

11.М/ фильм « Ангел»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...