Рабочая программа по ОПК 1-3 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по ОПК 1-3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1-3_klass.docx | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Туапсинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Туапсе
МО Туапсинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ____ августа 2017года протокол № 1
Председатель ___________ Г.В.Тарасенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Основам православной культуры
Ступень обучения начальное общее образование
Количество часов 101час (1 час в неделю)
Уровень базовый
Составитель: Шмулянская Оксана Игоревна
Программа разработана на основе программы Основы православной культуры: программа культурологического курса для общеобразовательных школ: начальная школа / А.В.Бородина. – Изд.3-е, перераб. – М.: МОФ «ОПК»,2016. – 24 с. (Серия «История религиозной культуры»)
Данная программа полностью соответствует Федеральному государственному стандарту (второго поколения) для начальных классов и является частью Программы историко - культурологического курса «История религиозной культуры» для 1 – 11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и концептуально-методологическая основы современного образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно-нравственное развитие и воспитание.
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Оптимальным для светского образования средством достижения осознанного усвоения учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям признаётся историко-культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной.
Огромный интерес к религиозному содержанию со стороны педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса обусловлен рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести рост самосознания и интерес к национальной культуре и истории, наблюдающиеся с 90-хгг. ХХ в.
Другой причиной является необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Следующей важной причиной является разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта.
Особое значение данная область знаний приобретает для творческого развития школьников. Нельзя не учитывать и тот факт, что среди учащихся светских школ подавляющее большинство - верующие дети, которые не должны чувствовать, что их убеждения запрещены в демократической стране.
Изучение и анализ этих причин и результатов многолетнего опыта использования Программы позволил определиться с содержанием и концепцией курса.
Цель учебного курса «Основы православной культуры» - совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного воспитывающего ресурса.
Задачи курса:
- организация систематического изучения основ православной культуры;
- духовно-нравственное развитие младших школьников;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- ознакомление с православными святынями мира;
- формирование представлений о единстве православной культуры народов мира;
- создание условий для реализации прав школьников на убеждения;
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- предупреждение возможных тупиков личностного развития;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений н основе традиций культуры Отечества;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
- воспитание патриотизма;
- формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
- формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав человека на религиозные и иные убеждения;
- обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения;
- оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре;
- укрепление православных основ семьи;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;
- творческое ( интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
- формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества.
Место Программы учебного курса в системе общего образования, в учебном плане
Программа учебного курса «Основы православной культуры и история христианства» призвана восполнить недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и актуализировать в школьном образовании задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребёнка. Курс является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития школьников.
Программа рассчитана на 34 урока по каждому разделу, по 1 часу в школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью применения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания, основные идеалы и ценности, составляющие воспитательную основу курса
Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания обусловлено особенностями данного курса как курс светского, историко-культурологического, но религиозного содержания. Такие особенности определяются Российским законодательством, которое запрещает установление одной государственной религии или идеологии, вместе с тем гарантирует каждому гражданину свободу вероисповедания, права на национальную культуру, родной язык, воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.
Программа курса «Основы православной культуры» позволяет приобщать школьников к базовым национальным ценностям, определённым Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Патриотизм-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- Труди творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- Природа – родная земля, планета Земля, экологическое сознание;
- Человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Результаты освоения учебного курса
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.
Личностные результаты.
Курс способствует становлению следующих характеристик ученика:
- сознающий свою национальную принадлежность;
- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
- обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
- доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;
- уважительно относящийся к святыням;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:
- владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способный понимать причины успеха или неуспеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих значений и нравственный смысл из общих значений и универсальных учебных действий;
- умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты.
Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексико;
- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
- знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской православной Церкви в контексте отечественной истории;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- нравственная личность, воспитания на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.
Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
Успешность преподавания курса в немалой степени зависит от материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса. Никаких особых условий для преподавания курса не требуется: стандартной организации образовательного процесса для основной школы вполне достаточно, важно, чтобы образовательный процесс был обеспечен учебными пособиями для учащихся, пособиями для учителей и комплектами демонстрационных материалов.
Кроме этого, создан мультимедиацикл, включающий:
- серию передач по теме «Основы православной культуры», которые интересны как для педагогов, так и для родителей, (мультимедиацикл доступен и распространяется бесплатно на сайтах: http://www.fondopk.ru и http://www.orthodoxopk.ru ( сайт Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» и сайт А.В. Бородиной);
Условия реализации программы и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
- учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;
- педагог должен любить детей воспитанников, основные закономерности интеллектуального и психологического развития школьников;
- учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
- используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
- основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
- теоритические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА»
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч.
Нерукотворная красота природы.
Рукотворная красота культуры.
Человек – созидатель культуры.
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч.
Оружейная палата.
Государственная Третьяковская галерея.
Библиотеки – хранилища культуры.
Человек – хранитель культуры.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч.
Евангелие.
Иконы.
Храмы.
Внешнее устройство храма.
Внутреннем устройство храма.
Православное богослужение.
Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч.
Россия – наша Родина.
Города России.
Москва – столица России.
Поэты и художники России – о Москве.
Взаимосвязь культуры и истории России.
Народ и культура.
Жизнь православных людей.
Понятия «Отечество», «Отчизна».
Представление о православии.
Влияние православия на культуру.
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч.
Богочеловек. Сын Бога.
Христос как Спаситель мира.
Христос – Искупитель человечества.
Тема 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч.
Семейные православные традиции.
Владимирская икона Божией Матери.
Казанская икона Божией Матери.
Итоговый урок – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии.
Резерв – 2 часа. Посещение храма.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 класс
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС»
Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч.
Самая древняя книга - Библия.
Сотворение человека по образу Божию.
Добро и зло в человеческом мире и природе.
Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 30 ч.
Евангелие — книга о Спасителе и о спасении.
Праздник Благовещения.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов и пастухов.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет.
Сретение Господне.
Рождение Иоанна Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост.
Нагорная проповедь Спасителя.
Первое чудо Иисуса Христа.
Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца.
Хождение Иисуса Христа по водам.
Воскрешение дочери Иаира.
Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Преображение Господне.
Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим.
Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды.
Суд над Иисусом.
Снятие с креста и погребение Спасителя.
Пасха Господня.
Вознесение Господне.
Пятидесятница — День Святой Троицы.
Православные праздники.
Двунадесятые праздники.
Праздничные иконы.
Итоговый урок – 1 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс
РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ»
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 2 ч.
Рождество Христово и новая эра.
Как распространялось Евангелие.
Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7 ч.
Храм как образ вселенной.
Язык иконы.
Особенности использования цвета в иконе.
Как иконы представляют святых.
Иконы святых апостолов, евангелистов.
Понятие об иконографии.
История иконоборчества и иконопочитания.
Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — 6 ч.
Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня.
Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим».
Пятидсятница. День Святой Троицы.
История иконы Воздвижения Креста Господня.
Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» — 18 ч.
Повествование о сотворении мира.
Сотворение неба — невидимого духовного мира.
Сотворение земли — видимого вещественного мира.
Понятие о духах, Деннице, аде.
Второй – пятый дни творения мира.
Шестой день творения мира. Первые люди.
Грехопадение. Изгнание из рая.
Каин и Авель.
Всемирный потоп.
Жизнь Ноя и его детей после потопа.
Вавилонское столпотворение.
Праведный Авраам.
Завет Господа с Авраамом.
Икона Андрея Рублева «Троица».
Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры.
Соленое море — Мёртвое море.
Египетское рабство евреев.
Земля обетованная.
Итоговое занятие – 1 час
Список литературы
- Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
- Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.
- Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.
- Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.
- Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
- Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004.
- Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. – М.: ОПК, 2006.
- Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005.
Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов
- Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.
- Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19.
- Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6.
- Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7.
- Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. – 2005. – № 1. – С. 47–63.
Электронные пособия.
1.Истории Ветхого завета. Сборник мультфильмов для детей.(3 диска)
2.Видеоприложение к пособию « Основы православия»
3.Псков, Изборск, Печоры, Пушкиногорье. Видеоэкскурсии.
4.Фильм « Полианна»-2эк.
5.Фильм « Форпост»-2эк.
6.Фильм «Хрустальный мальчик»
7. « Фильм « За имя мое»
8.Фильм «Щенок»
9. Фильм « Бен Гур»
10.М/фильм « Путеводительница»
11.М/ фильм « Ангел»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...