ктп музыка
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

планирование уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_muzyka_4_klass_pnsh.docx23.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                Программа по предмету  «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по музыке Т. В. Челышевой, В. В. Кузнецовой и «Программы по учебным предметам» М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой  и др.М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) - УМК  «Перспективная начальная школа». Курс рассчитан на 34 часа ( 1ч. в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 класс 

«Музыка мира»

Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.

Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.

Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.

Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.

Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».

Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.

Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.

4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.

В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шо-пена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.

Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.

1-я четверть – «Музыка моего народа»

Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки.

Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов

Характеристика деятельности обучающихся:

-Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.

-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.

-Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.

-Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.

-Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.

2-я четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»

Темы: «От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки.

Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.

Характеристика деятельности обучающихся:

-Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.

-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов.

-Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.

-Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.

-Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).

-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.

3-я четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка.

Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.

- Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.

- Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

- Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

4-я четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»

Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.

Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.

- Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.

- Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).

- Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).

- Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).

- Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.

- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

- Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.

- Участвовать в музыкальной жизни школы, района.

Планируемые результаты
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м  классе являются формирование следующих умений.

Выпускник научится:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
  • соотносить образцы народной и профессиональной музыки;

распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации                                                                                                         


№ урока

Тема

Количество часов

Планируемые результаты

Формы контроля

Дата

Предметные УУД

Метапредметные

 УУД

                                                                                                           «Музыка моего народа»

1-2

Россия- Родина моя

2

Народная песня- энциклопедия жизни русского народа.

Личностные: Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.                                      Познавательные: Анализировать художественно-образное содержание музыки своего народа.                                          Коммуникативные: Участвовать в инсценировках народных и композиторских музыкальных произведений.

Слушание музыки.

Пение.

Музыкально-пластические движения

3-4

Музыка как энциклопедия русской жизни

2

Разнообразие жанров народной песни

Личностные:Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.                                                                 Познавательные: Анализировать художественно-образное содержание музыки своего народа.                                             Коммуникативные: Участвовать в инсценировках народных и композиторских музыкальных произведений.

Слушание музыки.

Пение.

 Музыкально-пластические движения

5-6

Преданья старины глубокой

2

 От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, демократизм, гуманистическое начало).

Личностные:Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа.                                                          Познавательные: Воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их  с текстом, ориентируясь на нотную запись.                                                                                Коммуникативные: Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, района, края

Слушание музыки.

Пение.

Музыкально-пластические движения

7

Музыка в народном духе

1

Современная интерпретация  народной песни.

Личностные: Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа.                                                             Познавательные: Воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их  с текстом, ориентируясь на нотную запись.                                                                          Коммуникативные: Участвовать в музыкальной жизни страны, школы,  района, края

Слушание музыки.

Пение.

Музыкально-пластические движения

8

Сказочные образы в музыке моего народа

1

Общее и различное в музыке  народов России и Мира: содержание, язык, форма. Интренационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов.

Личностные:Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.                                              Познавательные: Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.                              Коммуникативные: Участвовать в музыкальной жизни страны, школы,  района

Слушание музыки.

Пение .

Музыкально-пластические движения

Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ.

9-10-11

От Москвы до самых до окраин

3

Музыка народов- субъектов РФ. Сочинения композиторов на тему песен  других народов.  

Личностные: Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.

Познавательные: Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.                                                       Коммуникативные: Исполнять различные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников

Слушание музыки.Пение.

 Музыкально-пластические движения.

Драматизация музыкальных произведений

12-13

Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны

2

Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России.

Личностные: Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. Познавательные:  Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Коммуникативные: Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждать это с одноклассниками.

Слушание музыки.Пение.

 Музыкально-пластические движения.

Драматизация музыкальных произведений

14-15-16

Маша иМиша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России

3

Взаимопроникнове ие музыкальных интонаций.

Личностные:Сопоставлять музыкальные образы произведений в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных.                     Познавательные: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.                                                                         Коммуникативные: Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждать это с одноклассниками.

Слушание музыки.Пение.

Музыкально-пластические движения.

Драматизация музыкальных произведений

«Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ»

17-18

Выразительность и изобразитель-ность музыки народов мира

2

Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность  жизненного содержания;песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность.

Личностные:Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.

Познавательные: Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.                                                                     Коммуникативные: Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Слушание музыки.

Пение.

Музыкально-пластические движения.

19-20

Своеобразие музыкальных интонаций  в мире

2

Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность  жизненного содержания;песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность.

Личностные: Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.

Познавательные:  Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.                                                                      Коммуникативные: Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Слушание музыки.

Пение.

Музыкально-пластические движения.

21-22

Как музыка помогает народам дружить?

2

Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность  жизненного содержания;песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность.

Личностные: Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира.                                                                     Познавательные: Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.                                                                        Коммуникативные: Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Слушание музыки.

Пение.

Музыкально-пластические движения.

23-24

Какие музыкальные инструменты есть у разных народов

2

Музыкальные инструменты мира

Личностные: Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира.                                                                         Познавательные: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.                                                Коммуникативные: Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Слушание музыки.Пение.

Музыкально-пластические

движения.

Драматизация музыкальных произведений

25-26

Как прекрасен этот мир!

2

Музыкальные инструменты мира

Личностные: Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.                                              Познавательные: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.                                            Коммуникативные: Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Слушание музыки.Пение.

Музыкально-пластические

движения.

Драматизация музыкальных произведений

«Композитор – исполнитель – слушатель

27-28

Композитор- творец красоты

2

Понимать триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель»

Личностные:Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).                                           Познавательные: Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).                         Коммуникативные:Участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

Слушание музыки.

Пение.

Музыкально-пластические

движения.

Драматизация музыкальных произведений

29-30-31

Галерея портретов исполнителей

3

Понимать триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель» Композитор-народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль.  Исполнительский состав (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль.

Личностные: Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).                                         Познавательные: Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.                                          Коммуникативные: Участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

Слушание музыки.

Пение.

Музыкально-пластические

движения.

Драматизация музыкальных произведений

32-33-34

Вслушивайся и услышишь!

3

Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов.  Обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.

Личностные:Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.                                                         Познавательные:Узнавать по звучанию и называть  выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).Узнавать и определять  различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).                         КоммуникативныеУчаствовать в музыкальной жизни страны, школы, района, края.

Слушание музыки.

Пение.

Музыкально-пластические движения.

Драматизация музыкальных произведений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...