Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.
Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительностью в музыке" на примере фрагмента музыкальной сюиты "Пер Гюнт" - "Утро".
На уроке учащиеся сами формулируют тему, закрепляют знания пройденнго материала, знакомятся с новыми понятиями. Творчество Э. Грига раскрывается через нравственно - эстетические ценности композитора.
Также на уроке учащиеся знакомятся с фрагментом рассказа К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"и иллистрацией О.В.Кузьминой "Утро", делают вывод о взаимосвязи музыки, литературы и изобразительного искусства.
Анализируя средства музыкальной выразительности произведения , дети сами определяют его название - "Утро",
В конце урока учащиеся работают в группах: одни - разгадывают кроссворд, другие - " собирают"пазлы ( в парах)
Завершается урок рефлексией и домашним заданием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyki_izobrazitnlnost_v_muzyke_griga_.docx | 34.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки
2 класс
Учитель: Шишова С.Г.
«Изобразительность в музыке Э. Грига»
Музыкальное приветствие.
Учитель: Доброе утро!
Дети: Здравствуйте!
Распевание.
1)Логопедическая разминка.
а) Повторение за учителем различных звуков и интонаций
б) Чистоговорки – упражнения на развитие дикции
2) Ритмические упражнения
Дети на буковых палочках и маракасах повторяют за учителем ритмический рисунок
3) Вокально – хоровые упражнения:
- Распевание « Сольфеджио»;
- «Игра в эхо»:
- Пение двухголосия ( на доске – нотная запись распевки)
«Родина, Родина моя!»
Учитель: Ребята, а что мы понимаем под словом «Родина»?
Дети:
- Родина – это одно из самых главных слов на свете.
- Она о нас заботится, учит, защищает.
- Это все, - что нас окружает: леса, горы, поля, реки, люди.
- Это – наша страна, большой город , или маленькая деревня, улица, школа, дом.
- Родина – это друзья, семья.
- Это место, где ты родился.
- Люди всегда скучают по Родине, если надолго ее покидают.
Учитель: Какой корень в этом слове?
Дети: Род
Учитель: Какие еще слова имеют такой же корень?
Дети: Родные, родители, род, родня, родственники, родился.
Учитель: А слово «родник» можно отнести к этим словам?
Дети: Да, - потому, что из родника появляется ручей, река, а род – начало семьи, родственников.
Учитель: У каждого человека есть Родина, - большая, или малая, и она, как и родные, - самое главное в его жизни.
Исполнение песни «Родная песенка» (Муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского).
Учитель: Многие композиторы, художники и поэты в своих произведениях воспевали свою Родину.
Попробуйте отгадать, о каком композиторе сегодня на уроке идет речь?
На доске – пейзаж Норвегии (СЛАЙД 3 )
Учитель читает стихотворение Владислава Петряева :
Норвегия
Страна глубоких дивных фьордов,
В оправе сказочных хребтов;
Страна причудных троллей, гномов,
Чистейших рек, озёр, ручьёв.
Я здесь стою – в краю свободы
И несказанной красоты,
В краю нетронутой природы,
Из сна явившейся мечты!
Дети: об Эдварде Григе.
(СЛАЙД 4)
Учитель: На прошлом уроке мы уже познакомились с одним из произведений Э.Грига.
Звучит музыкальный фрагмент «Песня Сольвейг» ( дети отгадывают музыкальное произведение) (СЛАЙД 5 и 6)
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством этого великого композитора.
- Подумайте, почему музыка Грига так близка и понятна людям?
- Какие чувства она вызывает у вас?
О чем композитор хотел рассказать всем своей музыкой?
Эдварда Грига почитали не только на его Родине, но и в Европе, куда он ездил на гастроли.
Но мировая слава утомляла композитора. Растерянный и усталый Григ вернулся в родной Берген, - город, где он родился, а затем переехал в чудесную усадьбу в пригороде, которой сам дал название «Тролльхауген» -«Холм троллей». (СЛАЙД 7)
Это была уединенная местность среди прекрасной природы, среди гор и на берегу одного из фиордов. (СЛАЙД )
Эдвард Григ очень любил уходить в горы, бродить в одиночестве по лесным дорожкам. (СЛАЙД 8)
Вы, наверное, тоже бывали в лесу? Что там можно делать?
Дети:
- Гулять, любоваться природой.
- Собирать грибы, ягоды.
- Думать, мечтать.
- Слушать пение птиц, шелест листьев.
- Что – то придумывать, ведь в лесу – тишина, никто не мешает.
Учитель: Однажды Э. Григ во время прогулки встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками, - дочь лесника, - она собирала в лесу еловые шишки. Девочка была похожа на солнышко и очень понравилась композитору. (СЛАЙД 9)
- Как тебя зовут?- спросил он.
- Дагни Педерсон, - смутившись, ответила девочка.
- Вот беда! Мне нечего тебе подарить… но я придумал: я подарю тебе одну очень интересную вещь, но только не сейчас, а лет через десять.
- Ой, как долго! – всплеснула руками девочка.
Григ ответил, что вещь, которую он собирается сделать, возможно, даже завтра, не дарят маленьким детям, а только, - взрослым.
Он уже решил, что именно подарит ей…
Прошли годы. Дагни в 18 лет окончила школу, и отец отправил ее погостить к своей сестре Магде. (СЛАЙД 10)
Магда работала театральной портнихой, а ее муж, Нильс, - театральным парикмахером. Жили они в комнатушке под крышей театра, и Дагни могла часто ходить в театр.
Однажды, с Магдой и Нильсом, Дагни отправились на концерт, который проходил под открытым небом, так как было тепло и светло. (СЛАЙД 11)
Дагни впервые слушала симфоническую музыку, которая производила на нее странное впечатление, - рисовала в воображении множество разных картин, похожих на сны. Потом ей вдруг почудилось, что на сцене произнесли её имя. Потом объявление повторили, и оказалось, что сейчас будут играть произведение, посвящённое ей. Музыка унесла Дагни в знакомый лес, на ее родину, где играли пастушьи рожки и шумело море. Девушка слышала, как плывут стеклянные корабли, свист птиц, летающих над ними, аукающих в лесу детей, песню девушки, посвященную любимому. Она слушала зов музыки, и слезы благодарности катились из её глаз. А в воздухе гремело: «Ты мое счастье, ты моя радость, ты блеск зари».
(СЛАЙД 12)
«Так это был он, тот седой старик, который помог донести ей до дома корзину с еловыми шишками! Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!»
Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через 10 лет!
Как жаль, что он умер! Дагни хотелось обнять его и сказать «спасибо» за то, что он не забыл ее и открыл то прекрасное, чем должен жить человек…
Эту замечательную историю написал замечательный писатель Константин Георгиевич Паустовский, и называется этот рассказ «Корзина с еловыми шишками». (СЛАЙД 13),
Сейчас вы услышите музыкальное произведение, которое Эдвард Григ посвятил Дагни.
- Попробуйте определить, о чем эта музыка?
Звучит «Утро» Э. Грига.
Учитель: Понравилась музыка? Как вы думаете, о чем она?
Дети: О природе.
Учитель: А почему вы так решили, что вы в ней услышали?
Дети:
- Покачивание волн, - мелодия идет то вверх, то вниз;
- Как будто, дует ветер, колышет листву, деревья;
- Пение птиц;
- Очень красивая мелодия
Учитель: Как называется изображение природы?
Дети: Пейзаж.
Учитель: А в музыке?
Дети: Музыкальный пейзаж.
Учитель: Как вам кажется, какое это время суток?
Дети: Утро.
Учитель: А почему вы так думаете?
Дети:
- Музыка звучит сначала тихо, а затем, все громче, - как будто, встает солнце;
- Просыпается природа, слышно пение птиц (в оркестре);
- Музыка очень спокойная, плавная;
- Вдали звучит пастуший рожок;
- В начале произведения звучит группа инструментов, а потом, - весь оркестр;
- Музыка, как будто, «раскрашена разными красками»: звучит то громче, то – тише, то – в мажоре, то – в миноре.
Учитель: Такое чередование мажора и минора называется переменным ладом.
Вы правильно заметили, что в музыке что – то происходит…
Дети: Она изменяется.
Учитель: Каждый из вас в жизни постоянно изменяется: постепенно растет, умнеет, взрослеет.
Как это называется?
Дети: Развитие.
Учитель: А что в музыке может изменяться, развиваться?
Дети:
- Темп;
- Громкость; (динамика)
- Инструменты (тембры)
- Мелодия;
- Ритм.
Учитель: Сегодня мы познакомились еще с одним понятием, таким важным и в жизни, и в музыке – развитием.
Звучание пастушьей свирели, который вы услышали в оркестре, - это тембры
солирующих духовых инструментов – флейты и гобоя, а валторна звучит как охотничий рог. (СЛАЙД 14)
Где мы можем услышать пастушескую свирель, в городе?
Дети: В деревне.
Учитель: Музыкальные произведения, изображающие картины природы, сцены сельской жизни называются «пасторалью», или «пасторальными» (СЛАЙД 15 и 16).
Работа с учебником
Учитель: Рассмотрите разворот страниц 20 -21 учебника. Что здесь изображено?
Дети:
- Разные оттенки красок;
- Небо;
- Деревья;
- Солнце;
- Разные цвета природы;
- Туман, все расплывчато.
Учитель: Какие оттенки преобладают, - яркие, или блеклые, Теплые, или холодные?
Дети: Теплые и яркие.
Учитель: А что вы еще видите?
Дети: Ноты.
Учитель: Как графически изображена мелодия?
Дети:
- Она то – поднимается вверх, то - опускается;
- Ноты объединены по 3;
- Лиги напоминают волны;
Учитель: Правильно заметили!
На одном развороте соединены «цвет» и «музыка», и что получилось?
Дети: Цветомузыка!
(Наигрывает мелодию) На что еще похожа эта музыка, на какой музыкальный жанр?
Дети:
- На песню, ее хочется петь.
- На колыбельную.
Учитель: А как называется музыка, которую хочется и удобно петь, но она не является песней?
Дети: Песенная.
Учитель: Давайте проверим:
Дети интонируют мелодию со словами, используя элементы пластики – поочередно каждой рукой «рисуют» музыкальную фразу:
«Солнышко всходит, и небо светлеет;
Природа проснулась, и утро пришло!»
Учитель: Как вам кажется, музыкальное «Утро» и утро на рисунке похожи ?
Дети: Да, они изображают природу, восход солнца, рассвет, утро.
Учитель: Как это называется?
Дети: Изобразительность.
Учитель: А утро в какой стране изображает музыка в этом произведении?
Дети: В Норвегии потому, что Григ – норвежский композитор и очень любил свою родину.
Учитель: Музыка только изображает утро?
Дети:
- Нет, музыка еще выражает чувства композитора, его внутренний мир;
- Его эмоции, настроение;
- Любовь к родине, родной природе, добру;
Учитель: Значит, в музыке Грига есть и изобразительность, и выразительность?
А чего, все – таки, больше в этом произведении вы услышали: выразительности, или изобразительности?
Дети: Изобразительности (возможно разделение мнений).
Учитель: «Утро» Эдварда Грига открывает сюиту - музыку к пьесе норвежского поэта и драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». ( СЛАЙД 17).
Учитель: Как вы думаете, почему музыка Грига так близка и понятна людям?
Дети: Он писал о музыку любви к Родине, о красоте природы, обо всем, что его окружает, о жизни - и как она прекрасна, о простых людях, о добре.
Учитель: А какие чувства музыка Грига вызывает у вас? ( нежность, печаль, мечтательность)
«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака»
(Э.Григ)
Учитель: Как вам кажется, какими качествами должен обладать человек, чтобы написать такую музыку?
Дети: Добрым, чутким, мудрым, умным, любящим Родину, природу и все, что его окружает.
Самостоятельная работа
А теперь вы попробуете выполнить задания.
Задание №1 «Кроссворд» https://learningapps.org/display?v=pup1trx3t18
Учитель: Помогите, пожалуйста, разгадать кроссворд:
- С музыкой какого композитора мы сегодня познакомились?
- Родина Эдварда Грига?
- В каком музыкальном жанре написано Григом произведение "Пер Гюнт"?
- Кто автор пьесы "Пер Гюнт"?
- Как звали девочку, которую Э.Григ встретил в лесу?
- Что подарил Григ Дагни?
- Как называются изменения в музыке?
- Как называется музыкальное произведение, изображающие картины природы, сцены сельской жизни?
- Что преобладает в произведении Э.Грига с которым вы сегодня познакомились?
- Из какого произведения прозвучал отрывок?
Задание №2 «Пазлы» https://learningapps.org/display?v=p0db607vc18
Дети собирают пазлы , работая в парах.
Учитель: Какой вывод можно сделать на сегодняшнем уроке?
Дети:
- Эдвард Григ очень любил свою родину, восторгался ее красотой и хотел , чтобы все об этом узнали и услышали.
- Если бы он родился художником, он писал бы прекрасные картины, отображавшие необыкновенную природу этого края, если бы он стал поэтом, он сочинял бы стихи, посвященные своей стране.
- Григ показал природу любимой родины при помощи музыки.
- Используя самые яркие музыкальные краски , он создавал целые музыкальные картины – пейзажи.
- Его музыка не только выразительна, но и очень изобразительна.
Учитель: . И его «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» - яркая иллюстрация рассвета, великое мгновение жизни природы.
Детям раздаются листы рефлексии, которые они самостоятельно заполняют. (СЛАЙД 18)
Подсчитываются нотки, которые заработали дети, правильно отвечая на вопросы, и объявляется победитель - «Самый лучший» участник учебного процесса.
Далее учащиеся записывают в дневники домашнее задание:
1) с помощью любых изобразительных средств нарисовать «свое» утро;
2) подобрать небольшой отрывок в стихах, или прозе на тему: «Утро».
Выставление оценок в дневники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки "Сказочные образы в музыке Эдварда Грига"
Цель урока: ввести детей в мир сказочных музыкальных образов....
Урок музыки в 4 классе "Сравнение музыки оперы М.И. Глинки и балета П.И. Чайковского"
Урок музыки для 4 класса. Материал содержит конспект урока, презентациюПо окончании изучения темы обучающиеся должны:- знать: отличительные особенности оперного и балетного спектакля, краткую биографи...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
"Путешествие в музыку Эдварда Грига"
Презентация к уроку музыки раскрывающая секрет музыкальности произведений Э.Грига....
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Презентация к уроку музыки в 1 классе Тема: Музыка утра (урок – игра)
Презентация к уроку музыки в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра...
Конспект урока музыки в 1 классе Тема: Музыка утра, разработчик :Карпец Екатерина Александровна (урок – игра)
Урок в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкальн...