Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
учебно-методический материал по музыке (2 класс)
Технологическая карта включает в себя:
- цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся,
- предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),
- образовательные технологии, методы, приемы,
- методическое обеспечение, ресурсы,
- дидактические материалы,
- multimedia-ресурсы,
- музыкальный материал,
- оборудование, используемые учителем на уроке
.
- Ход урока раскрывает деятельность учителя и учащихся и планируемые результаты на каждом этапе урока
- самоопределения к деятельности
- актуализации знаний
- постановки учебной задачи
- "открытия" учащимися новых знаний
- закрепления знаний
- включения новых знаний в систему знаний у учащихся
- рефлексии
- домашнего задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_izobrazitelnost_v_muzyke_griga_1.docx | 36.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Шишова Светлана Генриховна
ГБОУ школа №46 Приморского района г.Санкт – Петербурга
Предмет: Музыка
УМК: Музыка 1 – 4 кл. В.О. Усачева, Л.В. Школяр
Класс: 2
Тип урока: комбинированный
Дидактические материалы:
- презентация в программе Microsoft Office PowerPoint;
- фонограмма фрагмента сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Утро»;
- портреты Э. Грига, Г. Ибсена, К.Паустовского
- Фрагмент рассказа К.Паустовского « Корзина с еловыми шишками»
- Раздаточный материал (карточки с заданиями; нотки – целые и половинные -для оценивания ответов учащихся;
- звезда «Самый лучший»; листы самооценки)
- Ударные музыкальные инструменты ( буковые палочки, маракасы, деревянные ложки)
- Иллюстрация О.В.Кузьминой
Образовательные технологии, методы, приемы: технология проблемно – диалогового обучения (фасилитированная дискуссия), ИК – технологии (программа MuseScore), элементы игровой технологии (игра «Эхо»), метод размышления о музыке, метод сравнения, практический метод ( анализ музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства), наглядно – иллюстративный метод, элементы технологии критического мышления, метод устной диагностики (беседа, наблюдение), метод игровых технологий (игра «Эхо»), метод письменной диагностики (рефлексия), метод эмоциональной драматургии.
Оборудование: синтезатор, фортепиано, компьютер, интерактивная доска, проектор, музыкальный центр, учебники,), рабочие тетради.
Методическое обеспечение, ресурсы:
- Программа «Музыка 1 – 4 классы» М. «Вентана - Граф», 2013г.
- В.О.Усачева, Л.В.Школяр Учебник «Музыка 2 класс» М.»Вентана – Граф»,2013г.
- В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. школяр «Методическое пособие . Музыка 2 класс» М.»Вентана – Граф»
- В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Фонохрестоматия. Музыка 2 класс»
- В.О.Усачева, Л.В.Школяр, Л.В.Кузьмина «Музыкальное искусство. Блокнот для учащихся»
- Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» М.»Просвещение»2005г.
- Д.Б. Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.»Просвещение»1984г.
- Д.Б. Кабалевский «Про трех китов и многое другое» М. « Детская литература»1972г.
- А,С. Кленов «Там, где музыка живет» М. «Педагогика»1985г.
- А,С. Кленов «Я познаю мир» М. «АСТ – ЛТД» 1997г.
- Ю. Булучевский «Краткий музыкальный словарь» Л –д»Музыка»1986г.
- «Музыкальный словарь» (ред. Давыдова М,А,) Изд. «Вако» 2017г.
- Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» М. «Советский композитор»1984г.
- Т.А.Замятина «Современный урок музыки» М. «Глобус»2007г.
- Е.Смолина «Современный урок музыки. Творческие приемы и задания» Ярославль «Академия развития»2006г.
- Л.Масленникова – Золина «Необычные уроки музыки.1 – 4 класс».Изд. «Учитель»2014г.
- Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе» М.,»Академия»1998г.
- Э.Финкельштейн «Музыка от А до Я» «Советский композитор»1991г.
- «Музыка в школе» 2006г. №5
- К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
- . Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Методическое пособие.- Н. Н. Кондратюк, издательство “Т Ц М”, Москва, 2005 г.
- Г.Ибсен «Драмы . Стихотворения». М. «Художественная литература»1972г.
- «Музыкальный энциклопедический словарь» (ред. Г.Келдыш) изд. «Советская энциклопедия» 1990г.
Multimedia – ресурсы:
- «Учимся понимать музыку» Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.,ООО «Кирилл и Мефодий» 2007 г. (CD ROM)
- Мультимедийная программа «Соната», Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
- «Музыкальный класс». ООО «Нью Медиа Дженерейшн»
- Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
- Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки». «Коминфо»
- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
- Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
- Социальная сеть работников образования - https//nsportal.ru
Музыкальный материал:
1) Э. Григ «Утро»
2) «Родная песенка» (Муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского
3)Э. Григ «Песня Сольвейг» (фрагмент)
Технологическая карта урока
Тема четверти | Всеобщее в жизни и в музыке | ||
Тема раздела | Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека | ||
Тема урока | Изобразительность в музыке Эдварда Грига | ||
Художественно – педагогическая идея урока | Подвести учащихся к осмыслению понятия «изобразительности в музыке» на примере музыки Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» и определению ее роли в раскрытии внутреннего мира человека | ||
Цель | Цель урока для учащихся | Педагогическая цель урока | |
Осмысление учащимися понятия «изобразительность в музыке» во взаимосвязи с «выразительностью музыки» на примере фрагмента музыкального произведения Э. Грига «Утро» . | Создание условий для осмысления понятия «изобразительность в музыке» во взаимосвязи с «выразительностью музыки».на примере фрагмента музыкального произведения Э. Грига «Утро» | ||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогическая задачи урока | |
1. Познакомиться с музыкой Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», проанализировать музыкальное произведение; 2. Определить взаимосвязь изобразительности и выразительности и их роли в раскрытии внутреннего мира человека; 3.Познакомиться с фрагментом рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и определить авторский замысел произведения; 4. Найти сходство музыки Э.Грига «Утро» с иллюстрацией Кузьминой О.В. «Утро»; 5.Выполнить задания по группам и в парах ( отгадать кроссворд, определить музыкальные инструменты и найти лишнее слово); 6.Исполнить песню Ю.Чичкова на сл. П.Синявского «Родная песенка» | Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов 1) формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия во взаимосвязи с жизнью; 2)выражению личностного отношения к произведениям музыкального, литературного и изобразительного искусства; 3)пониманию неразрывных связей между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию 1)интеллектуальной культуры учащихся (умению анализировать, сравнивать, выделять главное, сопоставлять, решать задачи поискового и творческого характера, обобщать); 2)информационной культуры (умению работать с информационными источниками); 3) коммуникативной культуры (умению наиболее точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свое собственное мнение, уважать мнение других участников процесса и сотрудничать с другими детьми в процессе поиска и сбора информации); 4) культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); 5) рефлексивной культуры ( умение объективно оценить себя и других участников учебного процесса). Образовательные: содействовать достижению предметных результатов 1) познакомить учащихся с творчеством Э. Грига посредством слушания и анализа его произведений, а также знакомства с рассказом К.Паустовского, раскрывающего нравственные и эстетические идеалы личности композитора; 2) способствовать освоению учащимися понятий «переменный лад», «сюита», «пастораль»; 3) ознакомить учащихся с произведением Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»; 4) содействовать формированию навыков музыкально – творческой деятельности ( пение, слушание музыки, музыкально – творческая практика с применением элементарного инструментального музицирования); 5) способствовать овладению навыками художественного анализа музыкальных произведений, произведений литературы и изобразительного искусства с выходом на авторский замысел. | ||
Планируемые результаты | Личностные:
Метапредметные (формируемые УУД – личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные):
Предметные (понятия, термины, предметные компетенции):
|
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика, задания для учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
Самоопределение к деятельности: организационный момент, включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне | Методы: наглядно – иллюстративный (нотная запись на интерактивной доске), игровой технологии (игра «Эхо»), практический метод . Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, развивает произвольное внимание. | Приветствуют учителя, исполняя музыкальное приветствие. Активно включаются в деятельность | Закрепление практических навыков хорового пения посредством упражнений и навыков элементарного инструментального музицирования | Регулятивные: саморегуляция, способность к мобилизации на учебную деятельность. Личностные: формирование положительной мотивации к обучению. Коммуникативные: умение работать во взаимодействии с другими детьми и учителем. |
Актуализация знаний (подведение учащихся к осознанию своей гражданской позиции ) | Метод побуждающего и подводящего диалога, практические методы ( | 1.Формулируют свое понимание слова «Родина» как неотъемлемой части жизни человека; 2.Выражают свое нравственно – эстетическое отношение посредством рассуждений; 3. Исполнение песни «Родная песенка» (Муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского) | Закрепление вокально - хоровых навыков | Регулятивные: умение сосредоточиться на выполнение поставленных задач. Личностные: формирование эмоциональной отзывчивости на музыку; выражение личностного отношения к музыкальным произведениям через музыкально – творческую деятельность. Коммуникативные: умение рассуждать, высказывать свое мнение и учитывать мнение других учащихся, работать во взаимодействии с другими детьми в музыкально – творческой деятельности. |
Постановка учебной задачи Цель формулирование темы урока, целеполагание | Методы: наглядно – иллюстративный (презентация), метод подводящего и побуждающего диалога, метод устной диагностики (беседа, наблюдение). 1.Подведит учащихся к осмыслению цели и задач урока ( с помощью побуждающего диалога), 2.Формулируют тему урока посредством подводящих вопросов и повторения пройденного материала ( предлагает узнать представленный фрагмент) | 1.Отвечают на вопросы учителя; 2.Знакомятся со стихотворением В. Петряева «Норвегия»; 3.Слушают музыкальный фрагмент и определяют произведение («Песня Сольвейг» Э.Грига; 4.Формулируют тему урока ; 5.Осмысливают цель и задачи урока | 1.Знакомство со стихотворением о Норвегии; 2. Закрепление знаний изученного музыкального репертуара | Регулятивные :готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия; Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса |
«Открытие» учащимися новых знаний | Методы: наглядно – иллюстративный (презентация), метод подводящего и побуждающего диалога, метод устной диагностики (беседа, наблюдение), метод вокального и пластического интонирования, метод размышления, метод сравнения и анализа, метод «забегания вперед»; Технологии: технология проблемно – диалогового обучения (фасилитированная дискуссия); 1. Знакомит учащихся с фрагментом рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и помогает определить авторский замысел рассказа, 2.Создает эмоциональный настрой для прослушивания музыкального произведения Э.Грига «Утро»; 4. Организует анализ услышанного ( определение настроения, средств музыкальной выразительности, пониманию развития музыки) путем фасилитированная дискуссии); 5.Подводит к осмыслению понятия изобразительности музыки, во взаимосвязи с выразительностью в прослушанном произведении; 6. Организует сравнительный анализ произведения с иллюстрацией Кузьминой О.В., подвести к пониманию взаимосвязи музыки с изобразительным искусством. | 1.Знакомятся с фрагментом рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и пытаются определить авторский замысел; 2.Слушают «Утро» Э.Грига, анализируют и включаются в обсуждение в рамках фасилитированной дискуссии; 3. Осмысливают понятие изобразительности и выразительности в прослушанном произведении, учатся выделять главное (преобладание изобразительности); 4. Рассматривают иллюстрацию учебника и делают сравнительный анализ музыки и рисунка; 5.Учатся анализировать произведения изобразительного искусства и находить взаимосвязь с музыкой | 1.Осмысление понятий «Переменный лад», «Развитие», «Пастораль»; 2. Закрепление понятий «изобразительность», «выразительность», «пейзаж», «песенность»; 3.Ознакомление с музыкой Э.Грига «Утро» 4.Закрепление навыков средств музыкальной выразительности 5. Закрепление навыков вокального и пластического интонирования | Регулятивные :готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, умение находить ответы на вопросы; Коммуникативные: умение рассуждать, высказывать свое мнение и учитывать мнение других учащихся, работать во взаимодействии с другими детьми в музыкально – творческой деятельности; Познавательные: умение работать с информационными источниками, анализировать, сравнивать, сопоставлять литературные и художественные произведения, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера. Личностные: формирование эмоциональной отзывчивости на музыку; выражение личностного отношения к музыкальным произведениям через музыкально – творческую деятельность.. |
Первичное закрепление | Метод подводящего и побуждающего диалога 1.Подводит к осознанию учащимися взаимосвязи между личностью композитора и его произведениями. 2.Учит выделять главное и обобщать. 5. Учит находить взаимосвязи между музыкой и жизнью. | 1.Принимают учебную задачу 2.Учатся анализировать и обобщать 3. Делают выводы о взаимосвязи личностных качеств и творчеством композитора 4. Учатся находить взаимосвязи между музыкой и жизнью. | 1.Закрепление понятий «изобразительность», «выразительность», 2.Умение обобщать и делать выводы | Познавательные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять литературные и художественные произведения, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера |
Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока. Цель: развитие умений обобщать и делать выводы, умений применять полученные знания | Метод устной диагностики, побуждающего и подводящего диалога .Технологии: ИК – технологии ( программа Learning Apps.org), технология проблемно – диалогового обучения; 1. Подводит учащихся основным выводам урока помощью ответов детьми на вопросы кроссворда; 2. Способствует закреплению знаний у учащихся, организует работу в парах (программа Learning Apps.org), 3. Подводит детей к выводу о том, что изобразительность музыки Э.Грига неразрывно связана с выразительностью; учит слышать в музыке проявление его личностных качеств: чувства патриотизма, глубокой любви к Родине, к жизни, окружающей красоте, его духовного богатства, великодушия, доброты, мудрости и т.д. | 1.Отвечают на вопросы кроссворда; 2. Работают в парах, находя соответствия между знаниями о композиторах и их произведений; 3.Самостоятельно делают выводы по теме урока | 1.Закрепление материала, понятий и терминов; 2. Умение размышлять, обобщать; | Регулятивные :готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать корректировать и оценивать свою деятельность. Познавательные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять литературные и художественные произведения, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера; Коммуникативные: умение работать во взаимодействии с другими детьми и учителем в поиске и сборе информации, работать в парах и группах |
Рефлексия Цель – оценивание деятельности | Метод письменной диагностики(заполнение листа рефлексии); 1.Подводит итоги урока и предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока; 2.Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии | 1.Заполняют лист рефлексии:
| --- | Регулятивные : умение объективно оценивать свою работу и работу других участников процесса Личностные: формирование нравственно – эстетических основ личности; осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре |
Домашнее задание | 1.Объясняет домашнее задание: 1) с помощью любых изобразительных средств нарисовать «свое» утро; 2) подобрать небольшой отрывок в стихах, или прозе на тему: Утро. 2. Отвечает на вопросы | 1. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Закрепление интереса детей к творчеству Э.Грига, изобразительности его музыки и понимания взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. | Регулятивные :готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа» Тема открытого урока «Сонорные согласные звуки. Буквы Р,р звуки [р][ р’]. Закрепление»
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"
Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....
Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».
Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...
Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».
Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе в виде технологической карты...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...