Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
методическая разработка по музыке на тему
Художественно-педагогическая идея урока.
Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.
«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 6 классе
по теме четверти
«Сила музыки»
Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока.
Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.
«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой».
Цель урока: Познакомить учащихся с произведениями Советских и зарубежных композиторов отражающих в своих произведениях годы Великой Отечественной войны.
Показать отличительные особенности военной музыки, воздействия, ее роль и влияние на подрастающее поколение, воспитание в нем мужества, стойкости, преданности и любви к Родине.
Добиться у детей внутренней собранности, четкости, ритмических, динамических, эмоциональных особенностей музыки военного характера.
Задачи.
Образовательная.
Развивать и воспитывать на примерах созданных произведений разных композиторов необходимость произведений отражающих Великую Отечественную войну. Сформировать представление и значение произведений, исполненных в годы ВОВ. Работа над вокально-хоровыми навыками в песнях.
Воспитательная: формировать интерес к творчеству советских, зарубежных композиторов и художников.
Прививать любовь к музыке военных лет, Родине.
Развивающая: Умение слышать и распознавать особенности музыки, изображающую ВОВ, которая влияет на состояние, жизненные ситуации людей, в веру в Победу. Чистое интонирование мелодии, легкая, четкая дикция, динамика звука, одновременное вступление, снятие, эмоциональное исполнение песен: «Юные Ленинградцы», «Тучи в голубом»: сл. В. Аксенов и П. Синявского, Муз. А. Журбина и Н.Л. Хетагурова Л.П. Годустовой «Не упрекай меня», «В любом из нас хватает лжи» группа Рондо.
Структура | Задачи реализации музыкального материала | Оборудование. Приемы и методы фонограмма |
Ю. Антонов «Снегири» Симфония №7 Блокадная Ленинградская Д. Шостакович «Юные Ленинградцы». М.К. Огинский К. JI.Хетагуров JI.H. Годустова «Не упрекая меня» «Тучи в голубом» Группа Рондо «В каждом из нас хватает лжи» Тухманов Харитонов «День Победы» | Учитель: Пожалуй не найти человека, который равнодушно отнесся к произведениям в которых отражена ВО война. Многие художники писали, поэты изобразили ВОВ в своих произведениях, как отважно сражался народ, чтобы победить фашистскую Германию. Сейчас вы вошли в класс и послушали песню Ю. Антонова «Снегири». Скажите ребята, о чем говорится в песне? Какое настроение характер? Ученик: эта песня написана в послевоенное время. Музыка звучит спокойно, протяжно, проникновенно. Несмотря на то, что давно закончились бои, наступил мир на земле, война по сей день в памяти у людей, которая снится им по ночам. Учитель: Ребята, сейчас вы послушаете другое произведение, которое было создано в 1941 г. симфония № 7 «Ленинградская блокада» Д.Д. Шостаковичем, советским композитором, который охватил в своей жизни 4 исторических периода: первую мировую войну 1914 года, революцию 1917 года, гражданскую войну 1941-1945 г. Из-за плохого зрения, Шостаковича на фронт не взяли, но он все равно защищал свой город, тушил пожары на крышах домов. «Историческая схватка между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой» - как писал Шостакович в статье в «Правде», где он рассказывал в своей седьмой симфонии. Это великое произведение о героизме и нравственной силе советского народа, борющегося с фашизмом, создано в июле- декабре 1941 года. Три первые части симфонии сочинены в осажденном Ленинграде буквально под грохот разрывающихся бомб. Финал закончен в Куйбышеве. Свой родной город Шостакович покинул лишь подчинившись приказу об эвакуации. Седьмую симфонию впервые исполнили в Куйбышеве, затем в Москве, в Ленинграде, (еще блокированном, партитуру доставили на самолете) и вскоре -за границей. Всюду она вызывала восхищение «какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой, писал один американский корреспондент о седьмой симфонии, сыгранной в Нью-Йорке под управлением Тосканини На партитуре симфонии авторская надпись «Посвящается городу Ленинграду». Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передает она дух событий. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разум и-мира разрушения и жестокости: Человек и - цивилизованного варвара добра и зла. Определить свойства музыки, настроение, характер, динамическое развитие. Учитель: Как звучала музыка? Обратить внимание как тема нашествия, перерастала в тему сопротивления. Ученик: Вкрадчиво, затаенно, злобно, маршево, звучность нарастала, чувствовалось приближение фашистской армии. Учитель: Ребята, на защиту г. Ленинграда встали даже дети. Сейчас мы с вами споем песню «Юные Ленинградцы». Чистое интонирование мелодии. Легкая, четкая дикция. Эмоциональное исполнение. Учитель: Сейчас мы с вами послушаем Полонез, который был написан совершенно в другую эпоху польским композитором М.Н.Огинским, создателем в свое время польской армии принявшей освободительном движении Польши. Армия потерпела поражение. Огинский эмигрировал в Россию, а затем в Италию, тоскуя по родному краю написал этот полонез. Тоска по Родине. Полонез часто звучал во время войны. Он был любим всеми. Звучал на фронтах после сражения, в свободное от боев время, на вокзалах, когда отправлялись поезда, увозивших на фронт солдат. Учитель приводит в пример рассказ, в котором говорится, как командир полка Мирон черный исполнял на скрипке Полонез, во время захоронения советских солдат. Как звучит Полонез? Ученик: Спокойно, красиво, певуче, воодушевленно, захватывающе, нежно, вдумчиво, объемно. Учитель: К.Л. Хетагуров так же как и Шостакович, М.П. Огинский не смотря на то, что жили в разную эпоху любили свою Родину, мечтали о свободе, независимости, мире. Сейчас я вам спою романс К.Л.Хетагурова, который созвучен со всеми историческими эпохами, в котором автор говорит об обновленном мире. Учитель: Современные авторы, по-прежнему уделяют внимание в своих произведениях образы войны. И вот сейчас мы с вами ребята исполним песню, которая создана, буквально недавно «Тучи в голубом». Чистое интонирование мелодии. Легкая четкая дикция. Эмоциональное исполнение. Итог урока. Что нового узнали на уроке? Музыка, написанная в годы ВО войны и в после военное время носит, воздействующий характер, она необходима слушателям и исполнителям. Все время нас сопровождала музыка, которая нам рассказывала, напоминала, заставляла сопереживать, вселяла надежду и уверенность в светлое будущее. | Рассказ, слушание, анализ, плакат, картина, кукрынинсы «Изображение наступающих фашистов» Иллюстрация концлагеря Исполнение Рассказ, картина «После боя» Е. Халдея Слушание, анализ, беседа Исполнение учителя, беседа Исполнение Исполнение Выход |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры к теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки" "
Материал используется к теме :"Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки"...
Урок во 2 классепо теме: Солнечная семья.
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе...
Презентация к уроку литературного чтения по теме: Л. Яхнин. Музыка леса.
Презентация к уроку литературного чтения по программе ПНШ 2 класс по теме: Л. Яхнин. Музыка леса....
Конспект открытого бинарного урока немецкого языка по теме «Времена года» (музыка + немецкий язык)
Данный конспект урока является своего рода повторением темы "Времена года" в 3 классе....
Технологическая карта урока по Музыке. Тема урока: Здравствуйте, гостья-зима. "Зимушка-зима", стихи М.Пляцковского, музыка Е.Ботярова.
Урок получения новых знаний...
КОНСПЕКТ урока по музыке Тема: Характер музыки. Элементарная теория музыки. 2 класс
Конспект урока по музыке 2 класс...
Разработка урока по музыке. 1 класс. Тема «Как рассказывает музыка?» - художник, поэт, композитор».
Урок закрепления знаний...