Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
методическая разработка по музыке на тему

Тараян Анжела Георгиевна

Художественно-педагогическая идея урока.

 Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.

 

 

 

«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой».

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе

 по теме четверти

«Сила музыки»

Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока.

 Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.

«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой».


Цель урока:         Познакомить учащихся с произведениями Советских и зарубежных композиторов отражающих в своих произведениях годы Великой Отечественной войны.

Показать отличительные особенности военной музыки, воздействия, ее роль и влияние на подрастающее поколение, воспитание в нем мужества, стойкости, преданности и любви к Родине.

Добиться у детей внутренней собранности, четкости, ритмических, динамических, эмоциональных особенностей музыки военного характера.

Задачи.

Образовательная.

Развивать и воспитывать на примерах созданных произведений разных композиторов необходимость произведений отражающих Великую Отечественную войну. Сформировать представление и значение произведений, исполненных в годы ВОВ. Работа над вокально-хоровыми навыками в песнях.

Воспитательная: формировать интерес к творчеству советских, зарубежных композиторов и художников.

Прививать любовь к музыке военных лет, Родине.

Развивающая: Умение слышать и распознавать особенности музыки, изображающую ВОВ, которая влияет на состояние, жизненные ситуации людей, в веру в Победу. Чистое интонирование мелодии, легкая, четкая дикция, динамика звука, одновременное вступление, снятие, эмоциональное исполнение песен: «Юные Ленинградцы», «Тучи в голубом»: сл. В. Аксенов и П. Синявского, Муз. А. Журбина и Н.Л. Хетагурова Л.П. Годустовой «Не упрекай меня», «В любом из нас хватает лжи» группа Рондо.


Структура

Задачи реализации музыкального материала

Оборудование. Приемы и методы фонограмма

Ю. Антонов

«Снегири»

Симфония №7 Блокадная Ленинградская Д. Шостакович

«Юные

Ленинградцы».

М.К.

Огинский

К. JI.Хетагуров

JI.H. Годустова

«Не упрекая

меня»

«Тучи в

голубом»

Группа Рондо

«В каждом из нас хватает

лжи»

Тухманов

Харитонов

«День Победы»

Учитель: Пожалуй не найти человека, который равнодушно отнесся к произведениям в которых отражена ВО война. Многие художники писали, поэты изобразили ВОВ в своих произведениях, как отважно сражался народ, чтобы победить фашистскую Германию. Сейчас вы вошли в класс и послушали песню Ю. Антонова «Снегири». Скажите ребята, о чем говорится в песне? Какое настроение характер?

Ученик: эта песня написана в послевоенное время. Музыка звучит спокойно, протяжно, проникновенно. Несмотря на то, что давно закончились бои, наступил мир на земле, война по сей день в памяти у людей, которая снится им по ночам.

Учитель: Ребята, сейчас вы послушаете другое произведение, которое было создано в 1941 г. симфония № 7 «Ленинградская блокада» Д.Д. Шостаковичем, советским композитором, который охватил в своей жизни 4 исторических периода: первую мировую войну 1914 года, революцию 1917 года, гражданскую войну 1941-1945 г. Из-за плохого зрения, Шостаковича на фронт не взяли, но он все равно защищал свой город, тушил пожары на крышах домов. «Историческая схватка между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой» - как писал Шостакович в статье в «Правде», где он рассказывал в своей седьмой симфонии.

Это великое произведение о героизме и нравственной силе советского народа, борющегося с фашизмом, создано в июле- декабре 1941 года.

Три первые части симфонии сочинены в осажденном Ленинграде буквально под грохот разрывающихся бомб. Финал закончен в Куйбышеве. Свой родной город Шостакович покинул лишь подчинившись приказу об эвакуации.

Седьмую симфонию впервые исполнили в Куйбышеве, затем в Москве, в Ленинграде, (еще блокированном, партитуру доставили на самолете) и вскоре -за границей. Всюду она вызывала восхищение «какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой, писал один американский корреспондент о седьмой симфонии, сыгранной в Нью-Йорке под управлением Тосканини

На партитуре симфонии авторская надпись «Посвящается городу Ленинграду».

Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передает она дух событий. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разум и-мира разрушения и жестокости:

Человек и - цивилизованного варвара добра и зла.

Определить свойства музыки, настроение, характер, динамическое развитие.

Учитель: Как звучала музыка? Обратить внимание как тема нашествия, перерастала в тему сопротивления.

 Ученик: Вкрадчиво, затаенно, злобно, маршево, звучность нарастала, чувствовалось приближение фашистской армии.

Учитель: Ребята, на защиту г. Ленинграда встали даже дети. Сейчас мы с вами споем песню «Юные Ленинградцы».

Чистое интонирование мелодии.

Легкая, четкая дикция.

Эмоциональное исполнение.

Учитель: Сейчас мы с вами послушаем Полонез, который был написан совершенно в другую эпоху польским композитором М.Н.Огинским, создателем в свое время польской армии принявшей освободительном движении Польши. Армия потерпела поражение. Огинский эмигрировал в Россию, а затем в Италию, тоскуя по родному краю написал этот полонез. Тоска по Родине. Полонез часто звучал во время войны. Он был любим всеми. Звучал на фронтах после сражения, в свободное от боев время, на вокзалах, когда отправлялись поезда, увозивших на фронт солдат.

Учитель приводит в пример рассказ, в котором говорится, как командир полка Мирон черный исполнял на скрипке Полонез, во время захоронения советских солдат.

Как звучит Полонез?

Ученик: Спокойно, красиво, певуче, воодушевленно, захватывающе, нежно, вдумчиво, объемно.

Учитель:

К.Л. Хетагуров так же как и Шостакович, М.П. Огинский не смотря на то, что жили в разную эпоху любили свою Родину, мечтали о свободе, независимости, мире.

Сейчас я вам спою романс К.Л.Хетагурова, который созвучен со всеми историческими эпохами, в котором автор говорит об обновленном мире.

Учитель: Современные авторы, по-прежнему уделяют внимание в своих произведениях образы войны. И вот сейчас мы с вами ребята исполним песню, которая создана, буквально недавно «Тучи в голубом».

Чистое интонирование мелодии.

Легкая четкая дикция.

Эмоциональное исполнение.

Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Музыка, написанная в годы ВО войны и в после военное время носит, воздействующий характер, она необходима слушателям и исполнителям.

Все время нас сопровождала музыка, которая нам рассказывала, напоминала, заставляла сопереживать, вселяла надежду и уверенность в светлое будущее.

Рассказ,

слушание,

анализ,

плакат,

картина,

кукрынинсы

«Изображение

наступающих

фашистов»  

Иллюстрация

концлагеря

Исполнение

Рассказ,

картина «После боя» Е. Халдея

Слушание,

анализ,

беседа

Исполнение

учителя,

беседа

Исполнение

Исполнение

Выход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры к теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки" "

Материал используется к теме :"Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки"...

Урок во 2 классепо теме: Солнечная семья.

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе...

Презентация к уроку литературного чтения по теме: Л. Яхнин. Музыка леса.

Презентация  к уроку литературного чтения по программе  ПНШ 2 класс по теме: Л. Яхнин.  Музыка леса....

Конспект открытого бинарного урока немецкого языка по теме «Времена года» (музыка + немецкий язык)

Данный конспект урока является своего рода повторением темы "Времена года" в 3 классе....