«Использование метода проектов в начальной школе»
статья (1 класс) на тему

Надежда Ивановна Ишханова

Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого.

«Использование метода проектов в начальной школе» - тема моего самообразования.   И начав свою работу, я непременно стала использовать метод проектов в своей педагогической практике.  Затем постепенно начала включать при работе с детьми.

Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».

Главная идея метода проекта: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи. Он говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало полезные знания и навыки, способствовало з

арождению новых импульсов к последующим делам. В целом школьные проекты строились на действительном интересе детей к жизни и выступали прообразами жизненных проектов. В школьных проектах акцент делался на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.

Итак, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект – это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета, а может стать и отдельным предметом.

Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природы проекта и урока – принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативной классно – урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.

Проект – это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое – ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.

Проект – это педагогическая технология, которая в настоящее время понимается как «комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Любая педагогическая технология планируется с учетом того, что она может быть воспроизведена любым педагогом и обеспечит достижение намеченных результатов всеми учащимися».

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Он способствует реализации принципа связи обучения и воспитания с жизнью, решает многие педагогические задачи.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились моим ученикам. И считаю метод проектов универсальным средством развития человека.

Так, в  сентябре  на  родительском  собрании я  предложила  родителям обратить  внимание на то,  чем  интересуются  их  дети , какие  вопросы  они  задают, что они  хотели  бы  узнать.Объяснила родителям ,что в нашем  лицее  проводится  научно –практическая  конференция.,где  выступают  ученики со  своими  проектами.На  подготовку  проекта требуется много  времени, так  как надо выбрать тему, поставить  цель, определить пути  ее  достижения.Поэтому  работу  по подготовке  проекта  следует  начать зараннее. С  такой  же  информацией  я обратилась и  к учащимся. В процессе  обучения я старалась понаблюдать и определить интересы ребят. И, действительно, стали проявляться серьезные интересы учащихся.Мы  решили  готовиться  к  научно-практической  конференции сначала  в нашем классе.Учащиеся заявили  свою тему, приступили к подготовке своего проекта.Выступления ребят проводились в апреле  и  заняли  несколько  дней , так как надо  было  прослушать  каждого  подготовившегося. Большую  помощь в подготовке  проектов  оказали  родители учеников. Были  составлены нужные  схемы, карты,  макеты, фото и видеоматериал. Родители присутствовали при защите  проектов детей, отметили их значение, похвалили ребят. Пожелав ученикам успехов в дальнейшей  проектной  деятельности, родители нашего  класса подарили детям «Толковый  словарь русского  языка.» В.И.Даля  и атлас «Природа  России»

В этом учебном году мои  первоклассники уже пробуют составлять проекты.На  данном этапе их  интересы,в  основном, связаны с  тематикой  окружающего  мира.На  уроках этого  предмета ребята и представляют свои работы. Большой  интерес проявили учащиеся к истории  русской  азбуки во время  проведения в  лицее «Недели  русского языка» Творческими  работами ребят стали рисунки, загадки, поделки,макеты, доклады.

На занятиях по внеурочной деятельности «Мудрая сова» ребята также выступают с докладами, проектами. Очень интересной стала  работа ученика Маргацкого Артема  по  теме «Вулкан». Артем  представил макет вулкана , рассказал как он  устроен, продемонстрировал его  действие,а  именно, как вулкан  извергается. При этом  Артем провел предварительную  беседу  по  технике  безопасности.С большим  интересом наблюдали наши  ребята за «извержением» вулкана.Так  как у учеников возникло  много  вопросов по  этой  теме, я  предложила им посмотреть учебно – познавательный фильм «Вулкаы России.

Конечно, в начальной школе,учитывая возраст учащихся, появляются только прообразы проектной деятельности в виде  решения творческих заданий, а собственно проектная  деятельность в ее классическом  понимании занимает ведущее  место в  подростковом  возрасте. Но отрадно заметить, как уже  на данном  этапе проявляется у ребят  интерес к новому,  неизвестному, формируется желание познать, исследовать, попытаться объяснить, добыть нужную  информацию. Поэтому верно, что «проект» - буквально «брошенный  вперед», т.е. прообраз какого – либо объекта или вида  деятельности.  

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

«Использование метода проектов в начальной школе»

статья «Использование метода проектов в начальной школе»...

Использование метода проектов в начальной школе

Материалы методического объединения...

Использование метода проектов в начальной школе

В статье описаны современные подходы и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся ....

Повышение эффективности урока посредством использования метода проектов в начальной школе

Статья с презентацией "Повышение эффективности урока посредством использования метода проектов в начальной школе"...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....