занятие "Мир деятельности 4 класс"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Тема занятия: Учимся дружно. Дискуссия.
ОУ: МБОУ г. Мурманска «Гимназия №2»
Учитель: учитель начальных классов Смирнова И.Е.
Класс: 4
Внеурочная деятельность над предметный курс «Мир деятельности»
Тип урока: ОНЗ
Основная дидактическая цель:
- сформировать представление о дискуссии
- построить основные правила ведения дискуссии и сформировать положительный опыт их применения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочное занятие мир деятельности 4 класс | 25.31 КБ |
карта открытия | 351 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Учимся дружно. Дискуссия.
ОУ: МБОУ г. Мурманска «Гимназия №2»
Учитель: учитель начальных классов Смирнова И.Е.
Класс: 4
Внеурочная деятельность над предметный курс «Мир деятельности»
Тип урока: ОНЗ
Основная дидактическая цель:
- сформировать представление о дискуссии
- построить основные правила ведения дискуссии и сформировать положительный опыт их применения
Основные задачи:
1.Предметные:
- открытие учащимися эталона дискуссии и основных правил ведения дискуссии;
- формирование понятийных представлений учащихся о дискуссии;
2. Метапредметные (развивающие):
- развитие аналитических способностей учащихся в моделировании нового знания (эталона);
- приобретение учащимися опыта анализа коммуникативных ситуаций с точки зрения различных норм (эталонов и правил) общения.
3. Личностные (воспитательные):
- формирование целостного представления учащихся о
морально-этических нормах взаимодействия и общения;
- формирование ценно-значимых установок учащихся на взаимопонимание, принятие иной точки зрения и согласование различных точек зрения.
Ход занятия
1. Мотивация к учебной деятельности
0) СЛАЙД №1
- Добрый день! Все настроились на работу? Начнем.
1)СЛАЙД №2
- О чем напомнил вам этот фрагмент?
СЛАЙД №3
- Прочтите высказывание и объясните, как оно связано с миром деятельности? (Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери) Да, наша деятельность тесно связана с общением.
- Какую простую форму общения мы используем чаще всего? (Диалог)
2)СЛАЙД №4
- Маленький Принц оказался на планете Земля. Поработайте в парах, тема диалога «Планета Земля».
(Одна пара начинает громко спорить).
- Что случилось? Получится диалог? А что? (ссора, т.к. разные точки зрения)
3) СЛАЙД № 4
- Значит, существует и другая форма общения? Мы сегодня познакомимся с ней.
4) СЛАЙД № 5
- Занятие открытия новых знаний. Проговорите про себя шаги ученика на таком занятии.
- Первый шаг ученика на занятии ОНЗ? (повторение)
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии
5) СЛАЙД № 6
- Назовите правила ведения диалога. (общая тема, смена ролей, взаимопонимание)
- Поможем Ане и Саше установить, почему не получился диалог? Какие условия не созданы?
СЦЕНКА №1
- Аня, я знаю, что Земля не круглая, а имеет форму эллипсоида.
- Нет, она имеет форму геоида.
- Ерунду говоришь, я не знаю такого слова.
- Сам ты врешь, придумал какой-то эллипсоид…
- Почему это не диалог? (есть общая тема, смена ролей, но нет взаимопонимания).
- Почему не взаимопонимания? (разные точки зрения)
6).
- Умение вести диалог с собеседником, убедительно говорить ценилось во все времена. Недаром великие мыслители прошлого ввели умение говорить в ранг ИСКУССТВА
СЛАЙД № 7
- Чтобы узнать, как закончить разговор, чтобы не поссориться, отгадайте шараду.
Работать будете в парах, возьмите лист зеленого цвета. Можно начинать. (к слову искусство слева добавь букву д, убери 3 буквы справа, на их место поставь союз и + личное местоимение 1 л ед.ч.)
- Что получилось?
СЛАЙД №7 ДИСКУССИЯ
- Значит, чтобы не поссориться нашим участникам нужно перевести диалог в новую форму общения: (хором) дик-кус-сию.
- Как вы понимаете слово дискуссия? Где уточнить?
(3 человека: толковый Ожегова, Большая Российская энциклопедия, интернет)
СЛАЙД № 7 (зачитать)
- Чем дискуссия отличается от диалога? (разные точки зрения, один не соглашается с другим)
- Верно дискуссия – это обсуждение проблемы с разных точек зрения.
Чтобы дискуссия не переросла в ссору, нужно знать основные
СЛАЙД № 8
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ |
-Какой следующий этап урока? (Задание на пробное действие).
Работаем в группе. Повернитесь к ребятам на главной парте. Распределите роли. Готовы?
- Составь с помощью карточек на синих листах, основные правила ведения дискуссии.
- Что получилось? Почему задание одно, а результаты разные? (новые знания).
- Возникло затруднение. Что нужно сделать? (остановиться и подумать).
СЛАЙД № 9
- Поставьте цель выхода из затруднения? (узнать условия ведения дискуссии, научиться вести дискуссию).
- Какие источники можете использовать?
- Я предлагаю вам план выхода из затруднения.
СЛАЙД № 10
ПЛАН РАБОТЫ
1. просмотрим сюжет
2. проанализируем его (ответим на вопросы)
3.сделаем выводы, (составим эталон)
- Еще я приготовила карту открытия, найдите ее. Прочитайте задание №1,2. Все понятно?
-Открою секрет, наши герои смогли выполнить все основные условия ведения дискуссии и не поссориться. Предлагаю посмотреть сюжет целиком.
Сценка №2
- Аня, я знаю, что Земля не круглая, а имеет форму эллипсоида.
- Нет, она имеет форму геоида.
- Ерунду говоришь, я не знаю такого слова. А где ты про это узнал?
- Я прочитал в интернете и запомнил слово. Давай проверим, кто из нас прав?
- Давай, может быть мы говорим об одном и том же?
- Шаг ученика (реализация проекта). Действуйте по плану и у вас все получится.
Реализация построения проекта
СЛАЙД № 11-12
- Проверяем, что получилось (по командам). Одна команда отвечает- другие дополняют.
1.одна тема,
2.разные точки зрения
- В какой роли выступает ученик, высказывая свою точку зрения (автор). С помощью чего можно доказать свою точку зрения? (аргументы)
Этим дискуссия отличается от спора.
- Что может быть аргументом (правила, научные факты, высказывания великих людей)
- Мне кажется, мне так хочется, так лучше – не аргумент…
3. Взаимопонимание (понимающий слушает и слышит) Во время дискуссии важно услышать друг друга и постараться понять, надо с уважением относиться к мнению другого, его мнение может быть верным.
4. Назовите следующее условие ведения дискуссии. Почему оно необходимо (определение общего и различного, чтобы участники дискуссии могли решить, что делать дальше)
- Всегда ли итогом дискуссии будет общее решение? (нет)
- Цель дискуссии выслушать разные точки зрения на решение одной проблемы, понять в чем они сходны и в чем различны, чтобы определить, как действовать дальше.
- Следующий шаг ученика (применяем свои знания)
СЛАЙД № 13-14
- Повторите условия ведения дискуссии. (по опорам)
- Потренируемся выполнять условия ведения дискуссии.
СЛАЙД № 15 (РОЗА)
- В сказке роза говорила, а могут ли в реальной жизни растения чувствовать?
Повторите первое условие ведения дискуссии: общая тема
СЛАЙД № 16
«Могут ли в реальной жизни растения чувствовать?
-Пока мы тренируемся Катя и ……вам особое задание (в случае затруднения, обращайтесь к Наталье Леонидовне),
- Хором второе условие ведения дискуссии (разные точки зрения).
СЛАЙД № 16
- У кого какая точка зрения? (выслушаем).
- Разделимся на разные команды. (№1 растения чувствуют, №2 нет)
Я думаю…
по моему мнению…
я считаю…
(выслушаем всех «СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН)
3 условие (взаимопонимание)
4 условие: найти общее и различия.
Что общего? (растения)
Различия? (чувствуют или нет)
-У кого-то изменилось мнение по этому вопросу в процессе дискуссии?
- Что делать, если хочется узнать правильный ответ на вопрос? (прислушаться к мнению ученых, старших, более опытных, интернет, книги)
- Какую информацию и где нашли ребята?
-
Слово Наталье Леонидовне
ИТОГ
- С какой новой формой общения вы познакомились?
- Какие условия ведения дискуссии узнали?
- Какие источники информации использовали? Большую помощь нам оказала библиотекарь Наталья Леонидовна и возможности нашей библиотеки. До новых встреч в библиотеке!
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Предлагаю вам выполнить задание 2 в учебнике на с. 43.
- Проверьте свою работу по эталону.
- У кого есть ошибки?
- Почему они появились? Исправьте их.
- Кто все выполнил верно? Молодцы!
- Зафиксируйте свой результат. О чем он вам говорит?
8. Включение в систему знаний
- Какие качества нужны для того, чтобы дискуссия была мирной, а не привела к ссоре? (Терпение, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание.)
- А где может понадобиться знание правил ведения дискуссии? (в школе, дома, на тренировке, с друзьями…)
9. Рефлексия деятельности на уроке
- А теперь заполним «Лесенку успеха». С какой половинкой будем работать? (Знаю.)
- Дома и в школе вы обязательно будете использовать эталон, который сегодня открыли. На следующем уроке вы поделитесь друг с другом, как и с каким результатами вам удавалось подискутировать.
- Спасибо за активную работу на уроке.
Предварительный просмотр:
КАРТА ОТКРЫТИЯ
- Просмотрите сценку.
- Ответьте на вопросы, выберите соответствующее условие ведения дискуссии, наклейте его на эталон.
- Назовите тему дискуссии.
- Назовите точки зрения участников дискуссии. Одинаковые или разные у них точки зрения? Объясняют ли участники дискуссии свою точку зрения? Назови аргументы Ани и аргументы Саши.
- Понимают ли участники дискуссии друг друга?
- Какое последнее условие ведения дискуссии должны будут выполнить участники дискуссии?
- Подготовьтесь представить получившийся эталон по плану:
Первое условие ведения дискуссии_________________
Аргумент________________________________________
Оцени себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».
Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...
Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...
программа воспитательной деятельности класса "Будь человеком"
Данная программа рассчитана на 4 года (с 1 по 4 класс). Ориентация: культурно-нравственная. Составление данной четырехгодичной программы ВР в своем классе, следуя голосу души и интуитивному чутью, я...
Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса
Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного члена общества, патриота своей страны....
Мастер-класс "Построение модели воспитательной деятельности класса" или "Управляй мечтой"
Данный материал позволяет педагогам познакомиться с системой работы классного руководителя и построить (спроектировать) свою модель воспитательной деятельности с кассным коллективом....
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....