занятие "Мир деятельности 4 класс"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Смирнова Ирина Евгеньевна

Тема занятия: Учимся дружно. Дискуссия.

ОУ: МБОУ г. Мурманска «Гимназия №2»

Учитель: учитель начальных классов Смирнова И.Е.

Класс: 4

Внеурочная деятельность над предметный курс «Мир деятельности»

Тип урока: ОНЗ

 

Основная дидактическая цель:

-        сформировать представление о дискуссии

-        построить основные правила ведения дискуссии и сформировать положительный опыт их применения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Учимся дружно. Дискуссия.

ОУ: МБОУ г. Мурманска «Гимназия №2»

Учитель: учитель начальных классов Смирнова И.Е.

Класс: 4

Внеурочная деятельность над предметный курс «Мир деятельности»

Тип урока: ОНЗ

Основная дидактическая цель:

  • сформировать представление о дискуссии
  • построить основные правила ведения дискуссии и сформировать положительный опыт их применения

Основные задачи:

1.Предметные:

  • открытие учащимися эталона дискуссии и основных правил ведения дискуссии;
  • формирование понятийных представлений учащихся о дискуссии;

2. Метапредметные (развивающие):

  • развитие аналитических способностей учащихся в моделировании нового знания (эталона);
  • приобретение учащимися опыта анализа коммуникативных ситуаций с точки зрения различных норм (эталонов и правил) общения.

3. Личностные (воспитательные):

  • формирование целостного представления учащихся о

 морально-этических нормах взаимодействия и общения;

  • формирование ценно-значимых установок учащихся на взаимопонимание, принятие иной точки зрения и согласование различных точек зрения.

Ход занятия

1. Мотивация к учебной деятельности

0) СЛАЙД №1

- Добрый день! Все настроились на работу? Начнем.

1)СЛАЙД №2

- О чем напомнил вам этот фрагмент?

СЛАЙД №3

- Прочтите высказывание и объясните, как оно связано с миром деятельности? (Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери) Да, наша деятельность тесно связана с общением.

- Какую простую форму общения мы используем чаще всего? (Диалог)

2)СЛАЙД №4

- Маленький Принц оказался на планете Земля. Поработайте в парах, тема диалога «Планета Земля».

 (Одна пара начинает громко спорить).

- Что случилось? Получится диалог? А что? (ссора, т.к. разные точки зрения)

3) СЛАЙД № 4

- Значит, существует и другая форма общения? Мы сегодня познакомимся с ней.

4) СЛАЙД № 5

- Занятие открытия новых знаний. Проговорите про себя шаги ученика на таком занятии.

- Первый шаг ученика на занятии ОНЗ? (повторение)

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии

5) СЛАЙД № 6

- Назовите правила ведения диалога. (общая тема, смена ролей, взаимопонимание)

 - Поможем Ане и Саше установить, почему не получился диалог? Какие условия не созданы?

СЦЕНКА №1

- Аня, я знаю, что Земля не круглая, а имеет форму эллипсоида.

- Нет, она имеет форму геоида.

- Ерунду говоришь, я не знаю такого слова.

- Сам ты врешь, придумал какой-то эллипсоид…

- Почему это не диалог? (есть общая тема, смена ролей, но нет взаимопонимания).

- Почему не взаимопонимания? (разные точки зрения)

6).

- Умение вести диалог с собеседником, убедительно говорить ценилось во все времена. Недаром великие мыслители прошлого ввели умение говорить в ранг ИСКУССТВА

СЛАЙД № 7

- Чтобы узнать, как закончить разговор, чтобы не поссориться, отгадайте шараду.

Работать будете в парах, возьмите лист зеленого цвета. Можно начинать. (к слову искусство слева добавь букву д, убери 3 буквы справа, на их место поставь союз и + личное местоимение 1 л ед.ч.)

- Что получилось? 

СЛАЙД №7 ДИСКУССИЯ

- Значит, чтобы не поссориться нашим участникам нужно перевести диалог в новую форму общения: (хором) дик-кус-сию.

- Как вы понимаете слово дискуссия? Где уточнить? 

(3 человека: толковый Ожегова, Большая Российская энциклопедия, интернет)

СЛАЙД № 7 (зачитать)

- Чем дискуссия отличается от диалога? (разные точки зрения, один не соглашается с другим)

- Верно дискуссия – это обсуждение проблемы с разных точек зрения.

Чтобы дискуссия не переросла в ссору, нужно знать основные

СЛАЙД № 8

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ  ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

-Какой следующий этап урока? (Задание на пробное действие). 
 Работаем в группе. Повернитесь к ребятам на главной парте. Распределите роли. Готовы?

- Составь с помощью карточек на синих листах, основные правила ведения дискуссии.

  - Что получилось? Почему задание одно, а результаты разные? (новые знания).

- Возникло затруднение. Что нужно сделать? (остановиться и подумать).

СЛАЙД № 9

- Поставьте цель выхода из затруднения? (узнать условия ведения дискуссии, научиться вести дискуссию).

- Какие источники можете использовать?

- Я предлагаю вам план выхода из затруднения.

СЛАЙД № 10

ПЛАН РАБОТЫ

1. просмотрим сюжет

2. проанализируем его (ответим на вопросы)

3.сделаем выводы, (составим эталон)

- Еще я приготовила карту открытия, найдите ее. Прочитайте задание №1,2. Все понятно?

-Открою секрет, наши герои смогли выполнить все основные условия ведения дискуссии и не поссориться. Предлагаю посмотреть сюжет целиком.

Сценка №2

- Аня, я знаю, что Земля не круглая, а имеет форму эллипсоида.

- Нет, она имеет форму геоида.

- Ерунду говоришь, я не знаю такого слова. А где ты про это узнал?

- Я прочитал в интернете и запомнил слово. Давай проверим, кто из нас прав?

- Давай, может быть мы говорим об одном и том же?

- Шаг ученика (реализация проекта). Действуйте по плану и у вас все получится.

Реализация построения проекта

СЛАЙД № 11-12

- Проверяем, что получилось (по командам). Одна команда отвечает- другие дополняют.

1.одна тема,

2.разные точки зрения

- В какой роли выступает ученик, высказывая свою точку зрения (автор). С помощью чего можно доказать свою точку зрения? (аргументы)

Этим дискуссия отличается от спора.

- Что может быть аргументом (правила, научные факты, высказывания великих людей)

- Мне кажется, мне так хочется, так лучше – не аргумент…

3. Взаимопонимание (понимающий слушает и слышит) Во время дискуссии важно услышать друг друга и постараться понять, надо с уважением относиться к мнению другого, его мнение может быть верным.

4. Назовите следующее условие ведения дискуссии. Почему оно необходимо (определение общего и различного, чтобы участники дискуссии могли решить, что делать дальше)

- Всегда ли итогом дискуссии будет общее решение? (нет)

- Цель дискуссии выслушать разные точки зрения на решение одной проблемы, понять в чем они сходны и в чем различны, чтобы определить, как действовать дальше.

- Следующий шаг ученика (применяем свои знания)

СЛАЙД № 13-14

- Повторите условия ведения дискуссии. (по опорам)

- Потренируемся выполнять условия ведения дискуссии.

СЛАЙД № 15 (РОЗА)

- В сказке роза говорила, а могут ли в реальной жизни растения чувствовать?

Повторите первое условие ведения дискуссии: общая тема

СЛАЙД № 16

 «Могут ли в реальной жизни растения чувствовать?

-Пока мы тренируемся Катя и ……вам особое задание (в случае затруднения, обращайтесь к Наталье Леонидовне),

- Хором второе условие ведения дискуссии (разные точки зрения).

СЛАЙД № 16

- У кого какая точка зрения? (выслушаем).

- Разделимся на разные команды. (№1 растения чувствуют, №2 нет)

Я думаю…

 по моему мнению…

 я считаю…

(выслушаем всех «СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН)

3 условие (взаимопонимание)

4 условие: найти общее и различия.

Что общего? (растения)

Различия? (чувствуют или нет)

-У кого-то изменилось мнение по этому вопросу в процессе дискуссии?

-  Что делать, если хочется узнать правильный ответ на вопрос? (прислушаться к мнению ученых, старших, более опытных, интернет, книги)

- Какую информацию и где нашли ребята?

-

Слово Наталье Леонидовне

ИТОГ

- С какой новой формой общения вы познакомились?

- Какие условия ведения дискуссии узнали?

- Какие источники информации использовали? Большую помощь нам оказала библиотекарь Наталья Леонидовна и возможности нашей библиотеки. До новых встреч в библиотеке!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Предлагаю вам выполнить задание 2 в учебнике на с. 43.

- Проверьте свою работу по эталону.

- У кого есть ошибки?

- Почему они появились? Исправьте их.

- Кто все выполнил верно? Молодцы!

- Зафиксируйте свой результат. О чем он вам говорит?

8. Включение в систему знаний

- Какие качества нужны для того, чтобы дискуссия была мирной, а не привела к ссоре? (Терпение, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание.)

- А где может понадобиться знание правил ведения дискуссии? (в школе, дома, на тренировке, с друзьями…)

9. Рефлексия деятельности на уроке

- А теперь заполним «Лесенку успеха». С какой половинкой будем работать? (Знаю.)

- Дома и в школе вы обязательно будете использовать эталон, который сегодня открыли. На следующем уроке вы поделитесь друг с другом, как и с каким результатами вам удавалось подискутировать.

- Спасибо за активную работу на уроке.



Предварительный просмотр:

КАРТА ОТКРЫТИЯ

  1. Просмотрите сценку.
  2. Ответьте на вопросы, выберите соответствующее условие ведения дискуссии, наклейте его на эталон.

  1. Назовите тему дискуссии.
  2. Назовите точки зрения участников дискуссии. Одинаковые или разные у них точки зрения? Объясняют ли участники дискуссии свою точку зрения? Назови аргументы Ани и аргументы Саши.
  3.  Понимают ли участники дискуссии друг друга?
  4.  Какое последнее условие ведения дискуссии должны будут выполнить участники дискуссии?

  1. Подготовьтесь представить получившийся эталон по плану:

Первое условие ведения дискуссии_________________

Аргумент________________________________________

Оцени себя!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

программа воспитательной деятельности класса "Будь человеком"

Данная программа рассчитана на 4 года (с 1 по 4 класс). Ориентация: культурно-нравственная. Составление данной четырехгодичной программы ВР в своем классе, следуя голосу души и интуитивному чутью, я...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мастер-класс "Построение модели воспитательной деятельности класса" или "Управляй мечтой"

Данный материал позволяет педагогам познакомиться с системой работы классного руководителя и построить (спроектировать) свою модель воспитательной деятельности с кассным коллективом....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....