Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса
статья (2 класс) на тему
Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного члена общества, патриота своей страны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса
1 слайд Музей – это остров духовности в современном образовательном процессе. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность. Ребенок, как посетитель экспозиции, обладает большой степенью свободы при выборе темпа, формы усвоения материала и темы программы, что повышает степень воздействия образовательной среды, результативность воспитательных задач. Это достигается за счет учета возрастных особенностей детей. Усвоение социального опыта - в данном случае музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме.
2 слайд Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее. Отсутствие же такого опыта в зрелом возрасте является серьезным препятствием на пути полноценного художественного восприятия: человек в этом случае, как правило, реализует «детскую схему поведения», то есть стремится в наиболее короткий срок увидеть как можно больше, удовлетворяя тем самым свое любопытство или любознательность, но, даже не приступая к углубленному восприятию. Разрешить эти закономерные сомнения возможно при условии такой организации детской деятельности в музее, которая учитывала бы особенности детского развития на разных возрастных этапах, с одной стороны, и правило их ограничения, имеющиеся в среде музея, - с другой.
3 слайд Требования, которые должны выполняться при проведении музейных мероприятий:
- каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель;
- учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа и необходимо готовиться к ней;
- проводить занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети еще не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, рассказ, сочинение на основе увиденного и т.д.). Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы вызывает у школьников большой интерес.
Сегодня для современного общества проблема нравственного и духовного воспитания молодежи становится наиболее злободневной. Перед школой стоит трудная задача - воспитать школьника с активной гражданской жизненной позицией, положительными ценностными ориентациями, патриота своей страны. К сожалению, современная молодежь мало читает, мало интересуется отечественной культурой и историей. Восполнить эти пробелы в воспитании подрастающего поколения поможет работа в музее, как внеурочная, так и урочная.
Начиная с 1 класса в музее проводятся уроки мужества, посвященные истории Великой Отечественной войны.
4 слайд Традиционно учащиеся моего класса участвуют в экскурсиях по темам: «История школы в годы войны», «Учителя и ученики нашей школы-защитники Отечества», « Школа в послевоенный период», «Современная школа».
5 слайд Без внимания не остается и школьный обелиск с именами и фамилиями учеников и учителей школы, погибших в годы войны. Учащиеся моего класса участвовали в митингах, посвященных Дню Победы. Нравственное и духовное развитие личности через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, приобщать их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, в дальнейшем помогает в выборе профессий.
Школьники с большой заинтересованностью занимаются исследовательской деятельностью.
Вот некоторые темы исследовательских работ учащихся: "Тайна старой фотографии", "Моя родословная".
У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Все начинается с дома, семьи. Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к семейным традициям, помогает улучшению отношений между поколениями.
6 слайд Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». На уроках окружающего мира при изучении темы «Семья», ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, музейный архив. Есть родители, которые серьезно увлекаются краеведением, особенно составлением своих родословных.
7 слайд Учащиеся 2 «А» класса регулярно принимают участие в викторине «Моя школа». При изучении темы «Школа» на уроке окружающего мира ребята пользуются материалами из музея. Под руководством учителя они ищут материал к урокам.
8 слайд На базе музея в январе была проведена викторина «Мой город». Учащиеся 2 «А» класса использовали материал из Интернета, из книг, а также музейный архив. На уроках окружающего мира при изучении темы «Города России» учащиеся также пользуются материалами из музея. Они узнают о том, на какой улице находится наша школа, в честь кого она названа. Учащиеся узнают, что в годы войны школа была госпиталем. На базе музея проводятся игры, КВН. Учащиеся 2 «А» класса участвовали в музейной игре «Морской десант» и заняли призовые места.
9 слайд Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного члена общества, патриота своей страны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музей – это остров духовности в современном образовательном процессе. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность.
Требования при проведении музейных мероприятий -каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель; -учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа и необходимо готовиться к ней; -проводить занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети еще не устали и готовы к восприятию; -следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого»; -отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка; -итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение и т.д.).
Экскурсии в музее
Митинги у обелиска По всей России обелиски Как души рвутся из земли … Они прикрыли жизнь собою, Жить начинавшие едва, Чтоб было небо голубое, Была зеленая трава.
Моя родословная Зенкова Настя Зенкова А.Н . Зенков П.К. Котова К.П . Котов Н.М. Зенков К.Л . Серова А.Р.
Викторина «Моя школа»
Викторина «Мой город» Новокузнецк — сибирский город Стал моей судьбой. Он красивый, обновленный, Здесь сады цветут. Здесь заводы, шахты, домны И фонтаны бьют. В песнях ты не раз воспетый, Город дорогой. Пусть страна тобой гордится, Край ты наш родной!
Музейная игра «Морской десант»
«Музей есть собрание всего отжившего, мёртвого, негодного для употребления, но именно потому - то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченных... Для музея нет ничего безнадежного, «отпетого», то есть такого, что воскресить и оживить невозможно... Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь...» Н.Ф.Фёдоров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся
"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи...
Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся
"Если мы булем учить сегодня так,как учили вчера,мы украдём у детей завтра." Джон Дьюи...
Доклад на тему "«Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»
Выступление на школьном МО начальных классов....
Выступление на ШМО. Тема: "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и акт...
Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся.
В данной статье речь пойдёт о роли урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся....
Роль урочной и внеурочной деятельности в начальной школе при работе по выявлению и развитию одаренных
Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить высокое качество образования, а также необходимый уровень мотивации развития учащихся. Особое место среди всех детей занимают одаренные дети. Зад...
Доклад на тему: «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»
laquo;Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»...