Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_proektnoy_deyatelnosti.zip | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
города Новороссийска Краснодарского края
«Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся »
Выступление на городском педагогическом фестивале
«Инновационный поиск – 2012»
подготовила
учитель начальных классов
Крикунова Раиса Ароновна
2012 год
Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся
«Дитя требует деятельности
беспрестанно, а утомляется не
деятельностью, а ее однообразием»
К. Д. Ушинский
В связи с тем, что дети, действительно, требуют деятельности, их нужно вовлекать в творческую, проектную, исследовательскую деятельность.
Почему меня увлекла тема исследовательская деятельность младших школьников?
Занимаясь исследовательской деятельностью, ребята научаться, понимать и осваивать новое, быть открытым и способным выражать собственные мысли, формировать интересы и осознавать возможности.
Одна из проблем, которая беспокоит учительство - это снижение у большей части детей интереса к получению новых знаний в рамках школьной программы, потеря мотивации к учебе. Для начальной школы это проблема особенно актуальна, так как ребенок в возрасте 7-10 лет еще не способен осознать необходимость получения знаний.
Для повышения мотивации учащихся была определена педагогическая цель: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.
Объектом исследования выступает обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности.
Предметом исследования является процесс формирования проектно-исследовательской деятельности.
Сформулировала гипотезу: организуя проектно – исследовательскую деятельность в школе 1 ступени, я сформирую первоначальные навыки проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- Расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания;
- Сформировать научно – исследовательские навыки;
- Реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться;
- Сформировать у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
- Создать условия для выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.
Предлагаю вашему вниманию структуру исследовательской и проектной деятельности, которую я использую на своих уроках.
Первый этап – организационный момент. Дети знакомятся с конкретной деятельностью на данном уроке, распределяются на группы.
Второй этап – формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.
Третий этап – подготовительный. Разрабатывается общий план деятельности по проекту, определяются основные разделы. Могут быть составлены опорные таблицы, схемы, чертежи.
Четвертый этап – собственно проектная или исследовательская деятельность. Работа, как правило, проводится в группах. Разделы могут разрабатываться каждой группой или каждая группа проектирует свой раздел. (виды проектов)
Пятый этап – практическое применение разработанного проекта (ознакомление всех с продуктом деятельности), представление выводов.
Шестой этап – выявление положительных и отрицательных сторон своей деятельности, корректировка выводов.
Седьмой этап – подведение итогов всей работы в целом, закрепление, применение знаний на практике.
На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков.
Особенностью проектной и исследовательской работы в начальной школе является обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов и развитие личности. Значит, большинство видов работы должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
Так сложилось, что еще в 1 классе были заложены основы исследовательской деятельности. Как нельзя лучше для этого подходили уроки окружающего мира. Уроки-исследования позволяли ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращала детей в «исследователя». Успех таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Это были уроки «Полёт на Марс», «Будут ли на Марсе яблони цвести», «Полёт на Луну»» и другие. Поиск ответов приводил детей к выдвижению гипотез, учил искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы.
Было совместно решено, что дети будут учиться проводить самостоятельные исследования, что им предстоит выполнить работу, которую делают взрослые ученые.
Затем детям предстоял продолжительный, но увлекательный процесс совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельных исследований. Мною в ходе исследований оказывалась консультативная помощь. Я помогала определить цель исследований, рекомендовала источники информации.
Были привлечены и родители. Важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над исследованием, иначе бы погибла сама идея исследования. А вот помощь советом, информацией, проявлением заинтересованности со стороны родителей - было важным фактором поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности ребят при выполнении ими исследовательской деятельности.
В конце года в классе прошла презентация исследовательских работ, на которой дети защищали свои исследования перед научным советом школы в составе заместителя директора по научной работе, руководителей методических объединений, учителей наставников. Ребята должны были не просто рассказать о том, что они узнали, реферативные работы не рассматривались, а постараться передать эти знания слушателям. Не важно, что материал, с которым работают дети, выглядит простым и даже примитивным с точки зрения взрослого. В данном случае важнее то, что за этим внешне простым делом формируются качества творческой личности. Дети имели возможность выступить и ответить на вопросы одноклассников и комиссии . После защиты дети получили возможность участия в городских конференциях ГАЮИП и Эврика.
Хочется подчеркнуть, что все этапы исследовательской деятельности дают большой простор для развития творческого мышления, речи детей, создают условия для активного самостоятельного исследования самых различных проблем .
В рамках творческого проекта мы можем осуществить театрализацию силами ребят с уже проявившимися актерскими способностями, а ребят с ярко проявленными художественными способностями привлечь к выпуску газеты, оформлению выставки; с музыкальными способностями – к музыкальному оформлению литературной композиции; дети уже сами подбрасывают идеи творческих проектов, составляют сценарии праздничных мероприятий, викторины, игры.
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас идёт путём открытий незнакомого, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга.
Мы убеждаемся, что проектная деятельность развивает творческие способности.
Все обучающиеся вовлечены в посильную для них творческую деятельность, а это является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников. Дети учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений, развивается их творческое воображение. У детей возникает потребность в самореализации, самовыражении.
Результативность использования проектно-исследовательской деятельности в воспитательном процессе и внеурочной деятельности детей.
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап инициирующий | Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи | Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач |
2 этап основополагающий | Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомлю с различными формами презентации результатов | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов |
3 этап прагматический | Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов |
4 этап заключительный | Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат | Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности |
5 этап итоговый | Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. |
Результативность деятельности является для меня диагностической и определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать.
Подводя итог, отмечу, что в настоящее время в условиях личностного подхода к школьному образованию становится все более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
Этапы выполнения проекта
- Исследовательский этап
- поиск - выбор
проблемы; конструкции
- выбор и материалов;
и обоснование - разработка
проекта; документации
- анализ
предстоящей
деятельности
Деятельность
Учителя
предлагает,
ставит проблему,
консультирует,
наблюдает, советует,
помогает,
уточняет,
проверяет,
дополняет,
обобщает,
контролирует,
следит,
участвует в
оценке
проекта
Результат
Деятельность
Учащихся
анализируют,
сравнивают,
выбирают, исследуют,
изучают, формулируют,
конспектируют,
рисуют, чертят,
генерируют
идеи,
разрабатывают,
определяют,
подсчитывают,
контролируют,
оформляют,
защищают
проект
3. Подготовка к защите проекта
- контроль или испытание
- экономическое обоснование
- маркетинговые исследования
- Технологический этап
- выполнение - соблюдение
операций, дисциплины
предусмотренных и техники
процессом безопасности
4. Заключительный этап
- защита проекта
- подведение итогов
Список использованной литературы:
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
- Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998
- http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)
Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...
Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности.
Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью Задачи:-демонстрация опыта работы по формированию у учащихся одной из исследовательской способности...
Доклад на тему"Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности"
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, в...
Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей
Согласно ФГОС, основные образовательные программы общего образования реализуются через урочную и внеурочную деятельность. По замыслу разработчиков стандарта поскольку определены новые результаты образ...
« Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности».
Рекомендации по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность...
Мастер-класс «Использование игровой технологии в организации досуговой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования»
Мастер-класс «Использование игровой технологии в организации досуговой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования»...
4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога
4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога...