Мастер-класс "Построение модели воспитательной деятельности класса" или "Управляй мечтой"
консультация на тему
Данный материал позволяет педагогам познакомиться с системой работы классного руководителя и построить (спроектировать) свою модель воспитательной деятельности с кассным коллективом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
Построение модели воспитательной деятельности класса
«Управляй мечтой!»
Цель: создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт моделирования и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Основные задачи:
- обобщить опыт учителя по данной теме;
- совместно с группой коллег отработать некоторые результативные методические приемы, формы проектирования модели.
ВЫЗОВ
На экране «Алый парус»
Учитель (перед сценой, в зале) поет или читает:
«Ребята, надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним,
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном…»
Песня, которую я помню с детства, и часто напеваю.
- О чем она? О мечте!
- О чем в детстве мечтали вы, уважаемые коллеги?
(свободные высказывания - вызов коллег на сцену)
Приглашаю Вас принять участие в мастер-классе «Построение модели воспитательной деятельности» с поэтическим названием «Управляй мечтой!»
(поднимаюсь на сцену)
Моя детская мечта, мечта семилетней девочки – стать учителем младших классов – сбылась! Можно подумать, что жизнь удалась?! Нет, была еще одна мечта, мечта девочки-подростка – научиться играть на гитаре как Олег Митяев, которому сегодня день рождения - 58 лет.
Вот гитара (снимаю алую ткань с инструмента), вот – я, но мечта не сбылась, увы, я не умею играть на этом замечательном инструменте.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
- Все ли Ваши мечты исполнились, уважаемые коллеги? (свободные высказывания)
Д.И. Писарев говорил: «Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни…»
- А как Вы считаете, надо ли бороться за свою мечту? (свободные высказывания)
Т.е. можно сказать, что мечта – это парус жизни.
- Влияет ли возраст на характер, реализацию мечты? (свободные высказывания)
- А воспитание?
Комментарии для зрителей:
Воспитание – это процесс принятия человеком важных ценностей, которые определяют его поведение. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный. Следовательно, воспитательная цель – развитие определенных человеческих качеств личности.
- Я предлагаю Вам построить свою модель воспитывающей деятельности. Определите ее цель.
Целью моей модели является духовно-нравственное развитие младших школьников как основа индивидуально-личностного роста учащихся.
Учебно-воспитательная работа организуется на основе системы ценностей. Этих ценностей много. В Модели я использую систематизацию ценностей по условным «направлениям воспитательной деятельности». Их как струн у гитары – 6.
Давайте послушаем моих учеников – о чем мечтают они – и определим эти направления воспитательной деятельности, записав их в нашей модели.
На экране дети с мечтой, а коллеги определяют направление воспитательной деятельности
Направления воспитательной деятельности | Мечта |
Творю добро | Я очень люблю своих родителей. Они для меня пример во всех добрых делах. Я мечтаю, что в моей семье будут также помогать друг другу, поддерживать, любить. |
Моя страна | Изучая историю, я узнал, как много в мире было войн из-за того, что люди не смогли договориться. Я мечтаю, что в нашей стране никогда это не повторится. Хочу, чтобы в будущем Россия стала доброй и богатой страной, чтобы всем людям было хорошо. |
Мой труд | Я очень люблю ходить в школу, узнавать каждый день что-то новое. Здесь мои друзья, мои учителя. В будущем я мечтаю стать хорошим специалистом, а для этого мне нужны прочные знания и умения их применять. |
Мое здоровье | Мои мама и бабушка – врачи. Они помогают людям. Поэтому и меня приучили заботиться о своем здоровье. Я мечтаю, что будет создано лекарство от всех болезней. |
Природа – мой дом | У меня дома живут кот Васька, хомячки, черепаха Тортила. Мне жалко всех бродячих собак. Ведь это человек сделал их злыми. Когда я выросту, хочу создать приют для бездомных животных. |
Мир красоты | Я люблю рисовать, хожу в художественную школу. Возможно, в будущем я и не стану известным художником, но научусь видеть прекрасное вокруг себя. Моя мечта – побывать в Третьяковской галерее и Эрмитаже. |
Самостоятельная работа коллег:
Участники мастер-класса придумывают направление воспитательной деятельности, заполняя свою заготовку МОДЕЛИ
Комментарии для зрителей:
Я перечисляю ценности данного направления
Слушаю название направления коллег
Говорю свое название (оно появляется на экране)
Творю добро |
|
Моя страна |
|
Мой труд |
(трудолюбие, творчество, уважение к труду, бережное отношение к его результатам, целеустремленность и настойчивость)
(знание, образованность, профессиональное самоопределение). |
Мое здоровье |
(физическое и душевное (психологическое, нравственное), здоровье личное, близких и всех людей, здоровье человека, общества и природы, здоровый образ жизни, самовоспитание) |
Природа – мой дом | Жизнь, природа родного края, заповедная природа, планета Земля, экологическое поведение. |
Мир красоты | Духовный мир человека, красота в творениях природы и человека (искусство), гармония, культура. |
Вывод: Мы с Вами получили еще одну цель-мечту – воспитать доброго, не причиняющего зла живому; честного и справедливого; любящего и заботливого; трудолюбивого и настойчивого; творящего и оберегающего красоту мира; стремящегося к знаниям и критично мыслящего; смелого и решительного; свободолюбивого и ответственного; самостоятельного и законопослушного; чувствующего связь со своим народом, страной, культурой; бережно относящегося к слову; патриотичного; толерантного человека.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Все перечисленные ценности постепенно входят в духовно-нравственный мир человека на протяжении всей его жизни.
Основа моей Модели это:
- доброе слово (это некое действие с участием ребенка, в котором проявляется та или иная духовная ценность)
- доброе дело (поступки детей при подготовке и во время «мероприятий», которые могут быть спонтанными или хотя бы отчасти спланированными).
Все многообразие добрых слов и дел я разделяю на три вида деятельности: учебная, внеучебная и внешкольная деятельность
Какие формы помогут нам реализовать нашу мечту?
Работа коллег – 3 пары - Формы реализации направлений воспитательной деятельности
Направления воспитательной деятельности | Учебная деятельность | |
Слова | Дела | |
Творю добро | ||
Моя страна | ||
Мой труд | ||
Мое здоровье | ||
Природа – мой дом | ||
Мир красоты | ||
Обязателен вопрос: Какие субъекты реализуют данные формы? |
Комментарии для зрителей:
Учебная деятельность (Учеба). Здесь осмысление ценностей «на словах» происходит при решении нравственно-оценочных заданий по предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
В рамках «учебной деятельности» я:
1) как классный руководитель координирую деятельность педагогов, работающих в классе.
2) как учитель использую возможности уроков для реализации задач воспитания.
Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.
В рамках «внеурочной деятельности»:
1) Реализую систему классных часов.
2) Организовать работу по моделированию и построению воспитательной системы класса.
3) Использую школьную программу воспитывающей деятельности «Лукоморье».
4) Работаю в системе по формированию готовности к самосохранительному поведению младших школьников.
5) Способствую успешной реализации подпрограммы «Здоровье».
6) Веду профориентационную работу с учащимися класса.
3. Внешкольная (общественная) деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создание книги памяти своего района и т.п.).
В рамках «внешкольной деятельности» стараюсь:
- Продуктивно выстроить работу с родителями (семьями).
- Организовать классное самоуправление.
- Курировать взаимодействие класса с внешкольными учреждениями в пространстве города.
Проверка работы групп:
Какие формы реализации направлений воспитательной деятельности вы предлагаете?
Направления воспитательной деятельности | Реализация направлений воспитательной деятельности | ||||
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность | Общественные задачи (внешкольная деятельность) | |||
Слова | Дела | Слова | Дела | Дела | |
Творю добро | Материал учебных предметов | Использование педагогических технологий | Беседы Кл. часы Просмотр фильмов | КТД Проекты Экскурсии Походы Ролевые игры Встречи | Акции Праздники Самоуправление Шефская работа |
Моя страна | |||||
Мой труд | |||||
Мое здоровье | |||||
Природа – мой дом | |||||
Мир красоты | |||||
Субъекты | Ученик Учитель-предметник Педагог-психолог Родители | Ученик Классный руководитель Педагоги дополнительного образования Родители | Ученик Классный руководитель Педагог-психолог Родители Социум | ||
Обязателен вопрос: Какие субъекты реализуют данные формы? |
На экране ответы: ученик, классный руководитель, родители, педагоги-предметники,
педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, социум
Можно добавить:
Направление | Реализация |
Творю добро | Проект «Дошколенок» Этические беседы |
Моя страна | Участие в делах класса, школы (самоуправление), семьи, города Эколого-краеведческая работа Акция «Забота о ветеранах» Проектная деятельность |
Мой труд | Подпрограмма «Одаренные дети» Участие в интеллектуальных конкурсах Проектная деятельность Работа со слабоуспевающими |
Мое здоровье | Подпрограммы «Здоровье», «По формированию готовности к самосохранительному поведению младших школьников» |
Природа – мой дом | Эколого-краеведческая работа Участие в субботниках (по возможности) Забота о «классной клумбе» |
Мир красоты | Эстетическое оформление кабинета Посещение музея, театра, выставок |
Задание коллегам:
Определите место субъектов воспитания и характер (степень) их взаимодействия в нашей модели
Комментарии для коллег:
В результате реализации воспитательной модели в классном коллективе будут созданы условия для духовно-нравственного развития личности школьников, приобретение практико-ориентированных навыков, что позволит обеспечить в ближайшей перспективе:
- динамику личностного роста школьника;
- повышение уровня воспитанности школьников, социальной ориентации и адаптации школьников;
- расширение возможностей получения дополнительного образования;
- формирование качеств ученика, умеющего сотрудничать в команде, принимать решения и нести за них ответственность, эмоционально устойчивого, позиционированного на достижение успеха, психологически готового к восприятию результата.
в дальнейшей перспективе:
- продолжение семейных традиций;
- осознание позиции гражданина правового государства.
РЕФЛЕКСИЯ
Какие действия мы выполнили, строя воспитательную модель?
1)Поставили цель воспитательной модели,
2)Спланировали направления и виды деятельности,
3)Отобрали формы, методы реализации модели,
4)Определение взаимодействия субъектов воспитания.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Работа коллег:
Давайте смоделируем одно из условий для духовно-нравственного развития младших школьников через интеграцию обучения и воспитания: как должны взаимодействовать субъекты воспитания.
Каждый берет карточку: ученик, классный руководитель, родители, педагоги-предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, социум
Создавая модель, берутся за руки и встают в круг
Вывод:
Мы продемонстрировали главное условие реализации Модели: только «взявшись за руки», опираясь на взаимопомощь, мы сможем воплотить в жизнь любую нашу мечту – модель воспитательной деятельности!
И она – как струны гитары – зазвучит в сердцах наших учеников.
Уважаемые коллеги, благодарю Вас за содружество, сотрудничество, сотворчество.
Звучит песня (припев) «Сочиняй мечты»
ИТОГ
Пусть я так и не научилась играть на настоящей гитаре, но моя мечта осуществилась. Ведь детская душа – очень тонкий инструмент, перебирая струны которого, мы с ребятами, родителями, педагогами дополнительного образования сочиняем свою мелодию и пусть она сегодня прозвучит!
Дети (мои бывшие и нынешние ученики) играют на гитаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...

Сообщение для учителей. «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя».
Учебная загруженность педагогов мешает их творческому и профессиональному росту, что отделяет их от воспитанников. Классный руководитель не имеет возможности много времени посвящать работе с детьми, а...
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...

Проект: разработка модели инновационной деятельности молодого учителя по организации учебно-воспитательного процесса
Проект: разработка модели инновационной деятельности молодого учителя по организации учебно-воспитательного процесса...

Модель воспитательной деятельности учащихся 4-го Б класса в рамках внедрения ФГОС
Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитательной деятельности обучающихся МБОУ КСОШ имени Х.Намсараева с. Кижинга являются Закон «Об образовании», федеральный го...