Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья (2 класс) по теме

Протасова Светлана Викторовна

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-практическая конференция

«Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования»

Протасова Светлана Викторовна

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тема выступления «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

          Школа после уроков... Какая она? Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «Я». Что в идее внеурочной деятельности в школе главное? Чтобы ребёнок свободно проявил свою волю и сделал выбор? Раскрылся как личность?.. Что приобретает особое значение? Потребность заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом?.. Сейчас педагоги задумываются над тем, какие наиболее эффективные формы воспитательной работы  использовать, чтобы сделать жизнь школьников более интересной, яркой и насыщенной. Как сохранить и укрепить здоровье учащихся, разнообразить их досуг, наполнить его социально значимым содержанием? Как удовлетворить потребности детей в освоении внешкольного образования? В документах современной государственной образовательной политики вновь в качестве педагогической доминанты ставятся вопросы воспитания и социализации детей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Оно должно осуществляться только в совместной деятельности, как единственно возможном виде деятельности, в котором происходит присвоение детьми ценностей, а не просто узнавание о них. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования о роли и месте внеурочной деятельности учащихся. Именно ей уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе.

1.  Теоретические подходы к обоснованию внеурочной деятельности

          Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Содержательным дополнением к пониманию сути внеурочной деятельности является определение вне учебной деятельности, сформулированное в методических рекомендациях по организации вне учебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов): это «понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Таким образом, внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во вне учебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся, цель которой — создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность, кроме образовательных, призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; снизить его учебную нагрузку; улучшить условия для развития; учесть возрастные и индивидуальные особенности. Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как: части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации; деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся; необходимого условия взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

2. Организационные подходы к реализации внеурочной деятельности на практике.

         Согласно рекомендациям, недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребёнка 7-10 лет должна составлять не менее 5 и не более 10 часов. Педагогам и руководителям рекомендовано помнить, что личный маршрут занятости каждого ребёнка должен быть зафиксирован документально в рамках общественного договора между родителями и школой и договором о сотрудничестве школы с другими учреждениями.

Сегодня наиболее ценны вариативные и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности детей, отличающиеся по содержанию и видам. В этом заключается новый подход к организации внеурочной деятельности учащихся. В условиях реализации моделей внеурочной деятельности могут быть использованы различные организационные формы:

• объединения по интересам (кружки, секции, студии др.), действующие на основе разработанных программ дополнительного образования;

•объединения по интересам (ДОО, клубы, научные общества и др.), действующие на основе разработанных программ деятельности;

•временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, КТД).

При комплектовании групп детей целесообразно опираться на право выбора учащимися направлений внеурочной деятельности, учитывать их занятость в учреждениях дополнительного образования, состояние здоровья и использовать нормы, применяемые в учреждениях дополнительного образования детей (от 12 до 15 человек). В условиях внедрения ФГОС необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации и социальной адаптации.

Формы сотрудничества могут быть следующими:

совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования детей;

совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических и вале логических служб с различными социальными группами детей: одарёнными и талантливыми детьми, «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья;

создание в школах детских общественных организаций с их последующим объединением в межшкольные союзы на базе учреждений дополнительного образования детей;

совместное проведение медико-психолого-педагогического мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности детей.

В качестве интегрирующих форм взаимодействия можно выделить проектную деятельность, профильные школы, творческие лаборатории, ассоциации, лагеря и экспедиции, клубы, объединения по интересам, научные общества и т. п.

Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходить из запросов участников образовательного процесса и его индивидуальных особенностей, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом других педагогов, собственном опытом.

Программы могут быть комплексными, тематическими, индивидуальными. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.  Содержание программы должно быть ориентировано на организацию культурной и социальной практики.

Культурная практика — это организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. К мероприятиям такой направленности относятся экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т. д. Они организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.

Социальная практика — деятельность, направленная на формирование опыта конструктивного гражданского поведения учащихся. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность.

В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например,  ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т. д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности учащегося.

Разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утверждённым СанПиН. Приступать к разработке программы необходимо с чётким и внятным представлением о предполагаемом результате; выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определённого уровня. При разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; выбор типа программы должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами; процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико-аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности. Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является контролируемость и наличие системы диагностики её эффективности.

          Таким образом, организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребёнка во внеурочное время. И задача этой технологии заключается в обеспечении максимально полных условий для реализации культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации. Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.

Литература:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»,

2. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» 

4. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Художественно -эстетическая деятельность...

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС В МБОУ СОШ №151

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт ко...

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

  В     соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)  внеурочная деятельн...

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, со...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

2010-2014 год мой класс был пилотным классом, внедряющим новые образовательные стандарты....

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Современному обществу нужна творческая, духовн...