Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС В МБОУ СОШ №151
статья по теме
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_usloviyah_realizacii_fgos_v_mbou_sosh.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС
В МБОУ СОШ №151
Рузайкина Е.И.,
зам. директора по УВР
МБОУ СОШ №151
Соловьёва С.С.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 151
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».
В 2011/2012 учебном году в соответствии с ООП НОО в нашей школе была организована внеурочная деятельность. В 1-х классах начальной школы обучается 68 учащихся, сформировано 3 первых класса. Родителям первоклассников было предложено поучаствовать в разработке модели по организации деятельности ребёнка в школе во второй половине дня, с целью получения дополнительного образования. Определение модели внеурочной деятельности проводилось так. На родительском собрании родители получили полную информацию обо всём спектре дополнительного образования (о перечне кружков в каждом направлении) в рамках школы, на основе которого можно смоделировать организацию внеурочной деятельности обучающихся 1 класса. Так как родители прибывших первоклассников лучше, чем учитель, знают творческие способности своих детей, а также учитывая занятость детей в кружках, в спортивных секциях вне школы, каждому родителю предложили подумать, какие виды кружков оно считают необходимыми для своих детей. В результате родители решили, что было бы хорошо выбрать все направления внеурочной деятельности. Это стало возможным, т.к. в практике прошлых лет в школе сложились прочная система воспитательной деятельности, которая органично легла в новую схему и находит своё отражение во внеурочной деятельности
Так появилась наша оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) организации внеурочной деятельности в 1-х классах и особенностью её организации является то, что направления представлены различными видами внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организована по следующим направлениям развития личности:
- Спортивно - оздоровительное
- Художественно - эстетическое
- Военно – патриотическое
- Научно – познавательное
- Проектная деятельность
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
- реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
- включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям
Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.ВД в нашей школе организуется по основным направлениям в таких формах как:
- проектная деятельность,
- кружки,
- олимпиады,
- соревнования,
- экскурсии,
- поездки,
- походы.
Все формы представлены в рабочих программах ВД. В определении содержания программы школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
Учащиеся должны попробовать реализовать себя в каждом из направлений, для того чтобы во 2-4 классах более осознанно сделать выбор. Результатом участия в каждом виде внеурочной деятельности являются выставки работ, участие в соревнованиях, проектах, конкурсах и смотрах. Все результаты фиксируются в портфолио ученика. Итогом реализации ВД явилось участие каждого ученика в итоговом мероприятии. Учащиеся 1А класса в течение всего учебного года принимали активное участие в Международных творческих конкурсах «Страна Мастеров», проводимых Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова, занимая призовые места. Сертификаты имеются. Ученица 1А класса Коврова Софья доблестно защитила свой проект на YI открытой НПК «Содружество» «Мое первое исследование» (руководитель Воротникова Е.Р.); ученики1Б класса занимаются в музыкальной студии «Весёлые нотки» и являются постоянными участниками всех школьных торжеств, выступают с удовольствием (рук.Ошитко Е.А.):ученица1Б класса Ошитко Марина заняла 3 место в городском конкурсе МЧС - награждена грамотой (рук. Ошитко Е.А); учащиеся 1В класса показали замечательное театрализованное представление «Путешествие Колобка» (рук. Соловьёва С.С.). Все дети 1-х классов увлечен занимаются в школе спортивно-бальных танцев «Топотушки» ( рук. Гребенников Д.Б., педагог дополнительного образования). В школе был проведён I танцевальный конкурс. Члены жюри отметили всех участников и победителей, журналисты рассказали о замечательных результатах на страницах газеты «Соседи». А сколько замечательных участников – первоклассников в различных спортивных направлениях разного уровня, начиная от городского и выше. Выступают достойно, имеют многочисленные грамоты и дипломы. Гордостью нашей школы является психолого - логопедическая служба. «Познавая мир, познаём себя и других» под таким девизом проходят увлекательные занятия педагога-психолога Кушнер Т.В. и учителя-логопеда Королёвой Л.И.
Внеурочная деятельность школы во многом зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей
Воспитание в школе - это не специальные разовые мероприятия. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государ ственном образовательном стандарте начального общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внима ние, определено пространство и время в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Сегодня мы видим уже первые ростки воспитательных результатов внеурочной деятельности
- приобретение школьни ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие первоклассника со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации не будет вызывать доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Об этом мы, педагоги часто говорим родителям.
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура) отношения к со циальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель но положительно к нему настроены, юный человек действи тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Дальнейшее развитие внеурочной деятельности и воспитательных систем в ОУ в условиях введения новых образовательных стандартов нуждается в решении ряда проблем, среди которых:
- соблюдение требований ФГОС при организации и реализации внеурочной деятельности, разработке программ воспитания, социализации и духовно-нравственного развития в процессе проектирования ООП;
- интеграция урочной, внеурочной, внешкольной деятельности субъектов образовательного процесса на основе базовых национальных ценностей, как приоритетов образовательной политики государства;
- развитие интеграционных процессов в реализации программ внеурочной деятельности с целью успешной социализации обучающихся;
- поиск и апробация инновационных технологий воспитательной работы в ОУ с целью создания оптимальных условий для достижения качества, определенного ФГОС;
- разработка муниципальных критериев оценки эффективности внеурочной деятельности и всей воспитательной работы ОУ.
- Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
- Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.
- Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Художественно -эстетическая деятельность...
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Направления внеурочной деятельности по ФГОС...
Доклад «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов на начальной ступени»
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесс...
Организация внеурочной деятельности при реализации ФГОС второго поколения
Ребенок, посещающий школу и аккуратно выполняющий только предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он формирует...
Работа с родителями при организации внеурочной деятельности по реализации ФГОС
Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие ...
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ № 13 г. Донецка Ростовской области
Внерочная деятельность в начальной школе. Понятия. Направления внеурочной деятельности. Из опыта работы....