Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в МОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа».
статья по теме
Предварительный просмотр:
Тудупова Евгения Цырендашиевна, Черепанова Марина Михайловна
п. Орловский
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в МОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа».
В 1940 году была открыта начальная школа в поселке Спокойный, которая стала на долгие годы центром культуры и образования в поселке. Только 1963 году она была реорганизована в среднюю школу в поселке Орловский, который был назван в честь Вадима Орлова открывшего месторождения тантала и вольфрама.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, игровой, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Все виды деятельности, включенные в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствуют созданию материальных и духовных ценностей, которые содействуют переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, что является стержнем социализации личности, показателем развития и взросления человека.
Начальная ступень общего образования Орловской средней общеобразовательной школы включает 7 классов, в которых в 2012-2013 учебном году обучается 127 учащихся. Все классы начальной ступени обучаются по учебно-методическому комплексу «Занков Л.В.»
Организационная модель работы школы базируется на особенностях образовательного пространства школы. Имеются необходимые ресурсы для организации внеурочной деятельности: природные условия микрорайона благоприятные: недалеко от школы находится обширная «зелёная зона», парк для отдыха с игровой и спортивной площадками, пришкольный учебно-опытный участок.
Вследствие реализации данной программы эффективность системы воспитания и социализации младших школьников существенно повысится, а также создастся особый уклад школьной жизни, частью которого будет внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:
ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками;
использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, информационные ресурсы)
согласованность деятельности различных участников воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
Ожидаемые конечные результаты программы подготовительного этапа:
корректировка образовательной программы;
разработка рабочих программ по учебным предметам;
разработка образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;
разработка индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся;
обобщение передового педагогического опыта по теме проекта.
Для реализации программы, рассчитанного на 4 года, к перечисленным выше ожидаемым конечным результатам можно добавить следующие:
оптимизация процесса воспитания в системе начального общего образования на новой основе;
преодоление авторитарного стиля воспитания и утверждение в социальной и педагогической практике деятельностного подхода;
осознание перспективы новых подходов к стратегии и технологии образования и воспитания как мощный стимул для творчества педагогических коллективов;
интеграция социального и педагогического опыта в целях дальнейшей разработки модели системы социализации и воспитания обучающихся в новых условиях введения ФГОС НОО;
увеличение числа педагогов, вовлеченных в различные образовательные проекты внеурочной сферы;
эффективная адаптация и интеграция учащихся в образовательное сообщество;
использование результатов оценки качества внеурочной работы в целях совершенствования деятельности отдельных направлений.
Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. В настоящее время приоритетом общества и системы образования является способность участников образовательного процесса самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, тогда результат образования “измеряется” опытом решения таких задач. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Мы считаем, что для социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, потому что ребёнку предоставляется выбор деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” опираясь на собственный опыт в соответствие со своей шкалой ценностей.
Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО нашей школы заключается в отсутствии детских досуговых учреждений и поэтому большую часть мероприятий нам приходится брать на себя, так как школа, по сути, является единственным культурным центром.
Цель: разработать программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников.
Задачи:
изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта,
определить стратегии их усовершенствования и апробации в условиях нашей школы;
определить условия и требования к созданию и внедрению проекта внеурочной деятельности нашей школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта;
выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для младших школьников в условиях поселкового социума посредством организации внеурочной деятельности;
разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
эффективно использовать имеющейся в школе учебно-методическую и материально-техническую базы, информационные ресурсы.
Принципиальным отличием государственного образовательного стандарта второго поколения является ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от того содержания, в рамках которого рассматривается образование.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников большое значение имеет результат деятельности. В ходе организации внеурочной деятельности возможность обучающимся проявить себя, то есть достичь образовательных результатов третьего уровня, предоставляется через активное участие в праздниках, конкурсах, соревнованиях, конференциях.
Ожидаемые образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней:
первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой среде ребенок получит первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начнет их ценить.
третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными участниками за пределами школы, в открытой общественной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Художественно -эстетическая деятельность...
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС В МБОУ СОШ №151
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт ко...
Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная деятельн...
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...
Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, со...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
2010-2014 год мой класс был пилотным классом, внедряющим новые образовательные стандарты....
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования»...