Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья на тему
Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Хохлова И.В., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 117 Выборгского района
г. Санкт-Петербурга
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». «Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Значит, в новой школе педагогам следует работать над созданием такой воспитательной системы, которая была бы способна воспитывать и развивать ребенка в единстве урочной, внеклассной и внешкольной деятельности. При разработке форм организации этого процесса предусматривается создание атмосферы сотрудничества, интеллектуального общения, самореализации каждого его участника.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования особое внимание уделено внеурочной деятельности школьников. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. В ходе внеурочной деятельности, обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Цель организации внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи: выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Виды внеурочной деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово - развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Формы реализации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные олимпиады, соревнования и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей
Для внеурочной деятельности характерны следующие особенности:
а) отсутствие жесткой регламентации, возможность максимально полно опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения воспитательной работы;
б) большая ответственность педагога, проявляющаяся в потребности самостоятельно разрабатывать направления воспитательной деятельности и формировать ее содержание без опоры на базовые планы и программы;
в) отсутствие контроля за результатами работы, что, с одной стороны, затрудняет оценку деятельности, а с другой – позволяет создавать более естественную обстановку и способствует неформальному общению;
г) проведение занятий во внеучебное время (на переменах, в праздничные и выходные дни);
д) широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – это последствия результата, влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка. Результат – это непосредственно духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенция и социокультурная идентичность в ее этническом, гендерном и других аспектах.
Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является ее контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности.
Цель диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Предметы диагностики:
- личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника;
- детский коллектив, уровень развития детского коллектива, характер взаимоотношений;
- профессиональная позиция педагога, сформированность профессиональных ценностей.
Объекты контроля и анализа:
- познавательная активность, интерес к учению, школе;
- сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;
- применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
- участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;
- выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Литература:
1. Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).
2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014 г.
3. Ястребова Г.А. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения. – Волгоград, 2011г.
4. Кулдашова Н.В. Навигатор по организации внеурочной деятельности И.: Учитель 2017 г.
5. Асмолов А.Г. «От действия к мысли» М.: Просвещение 2011 г.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников М.; Просвещение 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Художественно -эстетическая деятельность...
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС В МБОУ СОШ №151
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт ко...
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в МОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа».
публикация...
Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная деятельн...
Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, со...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
2010-2014 год мой класс был пилотным классом, внедряющим новые образовательные стандарты....
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования»...