музыкальная завалинка "Домисолька"
материал (1 класс) на тему
В данном сценарии говорится о композиторах, их творчестве для детей, поэтах - песенниках. первоклассники знакомятся с историей рождения песни "В лесу родилась ёлочка". участвуют в игровой части программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domisolka.docx | 26.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАНУ ДО ДХТД
МО Кореновский район
__________ А.Н.Мищенко
«_____» ______________ 2017г.
Сценарий
музыкальной завалинки для младших школьников
«До-ми-солька»
Место проведения: МАНУ ДО ДХТД МО Кореновский район
Дата проведения: 15.11.2017г.
Ответственные за проведение: педагог — организатор МАНУ ДО ДХТД МО Кореновский район Чобан Н.В.
Участники мероприятия: учащиеся 1-х классов СОШ № 3,19
Время проведения: 12-00
Мир детства очень большой и исполнен фантазии, поэтому музыкальный детский мир также обширен и разнообразен. Это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес.
А знаете ли вы, что детская музыка, как и детские песни, существовала всегда. В 19 веке были созданы целые музыкальные циклы, предназначенные для маленьких слушателей. Сочиняя музыку для детей и юношества, композиторы заботятся о том, чтобы ее сюжет был интересен и доступен для понимания маленькому существу. А если сочинения пишутся для исполнения самими ребятами, композитору надо учитывать еще возможности детского голоса, знать, что могут сыграть неопытные руки юных музыкантов. Он должен хорошо разбираться в интересах ребят разного возраста: то, что полюбится малышу-дошкольнику, вряд ли увлечет школьника-подростка. В разных странах за долгие годы создано много выдающихся произведений детской музыки.
Презентация № 1 «Композиторы».
Великий Иоганн Себастьян Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».
Йозеф Гайдн – родоначальник классической симфонии — тоже не обошел детскую тему и написал симфонию под названием «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей.
Французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра.
Другой французский композитор — Камиль Сен-Санс — сочинил «Карнавал животных» — фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя.
Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор Роберт Шуман. Он создал фортепианный «Альбом для юношества» — пьесы разной трудности. Для младших — такие как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; и для более старших — «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др.
Восхищенный шумановским «Альбомом для юношества», Петр Ильич Чайковский создал свой «Детский альбом» для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей». На этом Петр Ильич не остановился, и обратился к другим музыкальным жанрам. Результатом этого обращения стали балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также музыка к сказке «Снегурочка».
К сказочной тематике, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует, в своем творчестве обращался и Н.А. Римский-Корсаков. Примером могут служить великолепные оперы по мотивам русских сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Садко».
.
Показ видеороликов «Вальс цветов», «Танец маленьких лебедей».
Но, не только композиторы старались разнообразить детский досуг. Могие поэты посвящали своё творчество детям. Среди них В. И. Лебедев-Кумач, А. Барто, С. Я. Маршак, С.В. Михалков и другие. А хотите узнать историю появления одной из самых популярных, самых любимых новогодних песенок… «В лесу родилась ёлочка»? тогда слушайте.
Р.А.Кудашева.
"Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала:
— Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев, не зная как быть, сказал:
— Вы действительно стихи пишете?
— Писала, печатали когда-то.
— Ну, хорошо, — сказал он, чтобы кончить это свидание, — прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.
Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:
В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…
— Так это вы написали? — воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.
Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь -86 лет (1878–1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время — библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.
К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.
В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:
Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.
* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.
* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?
* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок...
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.
***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!
Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.
В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872–1939), который и положил её на музыку. Новая песенка со временем стала приобретать все более широкое признание, хотя сама Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.
В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь зазвучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым — в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!
Не обошли вниманием песенный жанр и современные авторы. («Барбарики», «Кукутики», песни из м/ф.)
«Зарядка Кукутиков».
В советское время происходит настоящий бум детской песни, связанной с появлением мультфильмов и многочисленных художественных фильмов для аудитории малышей. Предлагаю вам своеобразную «Угадай мелодию» по детским песням, написанным в то время.
«Угадай мелодию».
Еще одна легенда современных детских мелодий – В. Шаинский. Его песни стали практически народными – настолько часто они поются по поводу и без повода. Всего В. Шаинский создал их более 300. Все знают такие веселые мультфильмы, как: «Чебурашка», «Крошка-енот», «Мама для мамонтенка» и не менее веселые, жизнерадостные детские песни, которые в них поются. В свои 85 лет Владимир Шаинский по-прежнему бодр и спортивен: занимается подводным плаванием, ходит на лыжах, бегает на коньках.
Караоке песен В.Шаинского (по куплету).
Конечно, современные детские песни не ограничиваются тем, что было создано в советские времена. Композиторы продолжают писать музыку для детей, которую легко можно скачать или слушать в интернет сетях. Исполнителями веселых современных мелодий являются, как и прежде, дети, несущие новые интонации и манеру исполнения в привычные для нас темы. Это могут быть старые детские песни в современной обработке или необычном, непривычном нашему уху исполнении. Активно заимствуют композиторы иностранные мелодии, переводя текст или создавая свое произведение на основе услышанного. Музыка приспосабливается к нынешней действительности, и детская песня не отстает от своих жанровых собратьев. Вот и я предлагаю вам приспособиться и ненадолго стать поэтами, певцами и композиторами.
Конкурс «Певцы» (поют песню, вместо всех гласних подставляя одну).
Конкурс «Поэты» (из заготовок надо сложить текст песни).
Конкурс «Композиторы» (угадать мелодію с семи нот).
Караоке по современным песням.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально - конкурсной программы «Музыкальный К.В.Н»
- Выявить уровень музыкальных знаний- Способствовать развитию музыкального слуха, положительной мотивации к изучению музыки.-Воспитывать интерес к музык...
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально-игровой драматизации.
Внеурочная деятельность в начальной школе....
тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах
Календарно-тематический план работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на развитие музыкально-слуховых представлений.
Сколько нас поёт, определи музыкальный инструмент, музыкальная лесенка....
Музыкально-дидактические игры и особенности их проведения на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Игровые формы и методы являются активными для развития интереса учащихся. Игровая деятельность предшествует учебной деятельности, и следовательно, лежит в ее основе. В процессе игровой деятельно...
Рабочая программа музыкального кружка "Музыкальная капель"
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительн...
Рекомендации родителям, педагогам и музыкальным руководителям по формированию музыкального вкуса в начальных классах.
Обратить внимание на музыкальные предпочтения ребенка, чтобы резкими и радикальными методами не спугнуть и не спровоцировать ( в ребенке) отторжение к рекомендуемым образцам музыкального произве...