Конструирование урока при интегрированном обучении детей в сельской школе.
методическая разработка (4 класс) на тему
Давайте представим себе – сельская школа, значит , прежде всего гетерогенные классы, в которых учатся дети разных уровней развития и обучаемости. Образовательный процесс в таком классе строится на сложном единовременном сочетании разных учебных планов, образовательных учебных программ. Учитель в такой ситуации стоит перед проблемой: как сконструировать урок, каждый его тип, с учетом специфики структуры класса, психолого-педагогической характеристики учащихся класса.Как построить урок в таком классе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_uroka_pri_integrirovannom_obuchenii_detey.odt | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование урока при интегрированном обучении детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательных учреждений.
Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика.
А теперь давайте представим себе – сельская школа, значит , прежде всего гетерогенные классы, в которых учатся дети разных уровней развития и обучаемости. Образовательный процесс в таком классе строится на сложном единовременном сочетании разных учебных планов, образовательных учебных программ. Учитель в такой ситуации стоит перед проблемой: как сконструировать урок, каждый его тип, с учетом специфики структуры класса, психолого-педагогической характеристики учащихся класса.
Индивидуализация обучения в классе интегрированного обучении я сопрежена с четкой организацией этапов урока. Объяснение нового материала должно быть компактным и лаконичным, обобщенные схемы строятся учителем вместе с учащимися и только в самом общем виде, а затем передаются для самостоятельной доработки, учащимся предлагается « пунктирно обозначенная траектория» познавательного поиска, задаются схемы в качестве опорных сигналов. Учащиеся самостоятельно переводят полученную информацию в знаковую или наоборот, в вербальную, формулируя определения по графическому отображению и т.д. На фронтальную работу учитель может потратить около 10 минут. Остальное время учитель работает индивидуально с каждым конкретным учеником по очереди и осуществляет контроль за процессом самостоятельной работы. В общем виде конструкция процесса обучения может выглядеть достаточно просто:
Учитель Учащийся(каждый)
Обучает всех одновременно. Учатся одновременно.
Работает индивидуально с учениками Все, кроме одного, работают
по очереди. самостоятельно.
А.С. Границкая предлагает эту модель как универсальную для создания адаптивной модели обучения.
Для активизации учебной деятельности на первом этапе урока учителю необходимо создать педагогическую ситуацию самоопределения учащихся к предлагаемой информации или виду деятельности, раскрыть функциональное значение этой работы для дальнейшего успеха в самостоятельной работе.
Второй этап данной модели предполагает самостоятельный выбор учащимися по степени трудности и объему, а так же выбор коммуникативных форм самостоятельной работы и в определенных ситуациях состав пары или группы для совместного выполнения самостоятельной работы. Учитель должен предусмотреть организационные формы самостоятельной работы соответственно заготовленными разноуровневыми заданиями, адаптированными к индивидуальным особенностям и учебным программам.
Конструкция урока во многом зависит от выбранных учащимися или регламентированных учителем форм контроля: контроля учителя, самоконтроля, взаимоконтроля, внутреннего самоконтроля, непосредованного или опосредованного по времени . Важно предусмотреть типы и средства обратной связи при разных видах контроля. В классах интегрированного обучения большая доля контроля отдается формам взаимоконтроля , когда в процесс вовлекаются учащиеся, наиболее активные и успешные в учении, предметная программа которых позволяет им осуществлять контроль за освоенностью учебного материала и выполнением учебного действия своего одноклассника, учащегося по более упрощенной программе.
Организовав самостоятельную работу класса в группах, парах или индивидуально в зависимости от типа и задач урока, учитель « отключает» контроль и получает возможность заняться индивидуальной работой с учащимися по специальной программе. А.С.Границкая замечает , что отключенная работа с одним учеником является самым ценным в учебном процессе, так как позволяет учителю не только осуществлять личностно адресную помощь ученику, создать атмосферу эмоционально теплого сотрудничества с ним, но и открывает неоценимые возможности для педагогической и психологической диагностики состояний ученика, его индивидуальных особенностей, личностных проявлений, продвижений в учебной деятельности, мотивационных подвижек.
Индивидуальная работа учителя в классе интегрированного обучения состоит из управления, включенного в самостоятельную работу учащихся, контроля и отключенной индивидуальной работы.
Учитель в классе интегрированного обучения конструирует урок в зависимости от предмета, цели урока, количества и уровня программ, от степени владения учащимися приемами групповой, парной, индивидуально-обособленной индивидуальной самостоятельной работы. Важнейшее, что должен обеспечить учитель на уроке и для чего он специально создает адаптивную среду- это занятость каждого учащегося в течение всего урока.
Конструирование организации урока позволяет вырабатывать разные модели.
Модель 1.
Учитель Учащиеся Время.
Объяснение нового Обучаются одновременно. 15 мин.
материала.
Наблюдение и контроль Работают в парах по 15 мин.
при опросе. диф.заданиям.
Индивидуальная работа. Работают самостоятельно. 15 мин.
Модель 2.
Объяснение теоретического Обучаются одновременно. 15 мин.
материала.
Включенный контроль. Изложение теории письменно. 15 мин.
Индивидуальная работа. Взаимопомощь. 5 мин.
Активное проговаривание 10 мин.
теории в группах или парах.
Приобретение учащимися способности выполнять письменные самостоятельные работы, устно работать в парах, проверять свои результаты и осуществлять взаимоконтроль, исправлять ошибки и объяснять их. Привычка к тому, что их не вызывают и не контролируют « по пустякам» , а позволяют по своему усмотрению переходит от одних видов самостоятельной работы к другим. Учитель сам подходит к парте и предлагает помощь на уроке – все это позволяет учителю конструировать различные варианты уроков в классе интегрированного обучения.
Управление учебным процессом может быть непосредственным или опосредованным.
Непосредованное управление : все учащиеся класса ,группы, один ученик.
Опосредованное управление: средства контроля, самоконтроль, взаимоконтроль.
В классе интегрированного обучения учитель должен предусмотреть развитие учебной деятельности вплоть до творческой и отразить это в конструкции урока, чтобы не ограничить развитие наиболее способных в учении учащихся.Одновременно учитель должен держать в фокусе своего внимания, управлять деятельностью учащихся, имеющих ограничения в достижениях по состоянии здоровья.
Управление тем успешнее, чем раньше достигается переход к внутреннему самоконтролю.
Адаптация учебной среды к индивидуальным особенностям учащихся с различными образовательными потребностями открывает перед учителем возможности реализовать принцип коллективного взаимообучения, самообучения, саморегуляции и саморазвития, что сегодня признается кардинальной идеей гуманистической педагогики.
Список литературы.
1.Перова М.Н. Методика преподавания во вспомогательной школе.-М. Владос 1999г.
2. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М. 1990г.
3. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей – М. 2006г.
4. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) – М. 2006г.
5.К проблеме интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.- мат-лы пед. университета имени А.И.Герцена.
6. Об интегрированном обучении детей с отклонениями в развитии.- положение г. Калининград.
7. Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивнвя система обучения в школе. Книга для учителя.- М.Просвещение, 1993г.
8. Маралова Е.А. Организация группового и индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.- Великий Новгород 1998г.
9. Маралова Е.А. Педагогические традиции и технологические инновации при обучении детей, затрудняющихся в освоении школьной программы. – СПб; Изд-во ИОВ РАО , 1996г.
10. Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях.- М.2005г.
11. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М. Просвещение, 1990г.
12. А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В.Алпаева Основы коррекционной педагогики- Издательский центр «Академия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Организация интегрированного обучения детей с ЗПР в условиях массовой школы
Презентация к выступлению на методсовете...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ по основной образовательной программе ОУ в условиях инклюзии и нуждается в специальном сопровождении. Дается подробная характеристика данного у...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный комплект рабочих материалов содержит психолого-педагогическую характеристику класса, календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе с планируемыми результатами освоения ...
Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе
Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Комплект рабочих материалов учителя для осуществления обучения учащихся 2 класса с ОВЗ (ЗПР) английскому языку в инклюзивной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реал...
статья "Создание условий детям с трудностями в обучении обычных классах сельской школы"
Данная статья предназначена педагогам образовательных школ которые реализируют инклюзивное образование и работают с детьми с трудностями в обучении, социальной адаптации. В статье раскрыты элементы ус...