статья "Создание условий детям с трудностями в обучении обычных классах сельской школы"
статья
Данная статья предназначена педагогам образовательных школ которые реализируют инклюзивное образование и работают с детьми с трудностями в обучении, социальной адаптации. В статье раскрыты элементы условий созданные для успешной реализации ИОМ. Раскрыта дорожная карта ученика которая опираясь на сохранные способности создает ситуацию успеха что приводит к общей успешности в школьной жизни. Так же предоставляются элементы нейропсихологических упражнений которые в синхронизации с творческими заданиями расширяют спектр коррекционно- развивающих механизмов при работе с детьми которые имеют особые образовательные потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchtenie_zhegusova.docx | 626.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова Туйаара Герасимовна –учитель начальных классов Ытык-Кюельской средней общеобразовательной школы №2 им Д.А Петрова.
Колодезникова Светлана Афанасьевна- педагог психолог Ытык-Кюельской средней общеобразовательной школы №2 ми Д.А Петрова.
Создание условий детям с трудностями в обучении обычных классах сельской школы.
Creating conditions for children with difficult learning s in regular classes in a country school.
Данная статья предназначена педагогам образовательных школ которые реализируют инклюзивное образование и работают с детьми с трудностями в обучении, социальной адаптации. В статье раскрыты элементы условий созданные для успешной реализации ИОМ. Раскрыта дорожная карта ученика которая опираясь на сохранные способности создает ситуацию успеха что приводит к общей успешности в школьной жизни. Так же предоставляются элементы нейропсихологических упражнений которые в синхронизации с творческими заданиями расширяют спектр коррекционно- развивающих механизмов при работе с детьми которые имеют особые образовательные потребности.
Ключевые слова: особые условия, перспективные возможности, позитивное ядро, ИОМ, нейропсихологический подход, успешность.
This artikl is intendent for teacher of scools who implement inclusive education and work wath children who has difficult learning social adaption. The article reveals the element of the successful implementation of the IEM. The student educational map based on preserved abilities ,creates a situation of success that leads to overall scool life. It also provides elements of neuropsychological exercises which synchronizing with creative tasks, expand the range of correctional and developmental mechanisms when working with children who has special education needs.
С каждым годом становится все больше детей с проблемами развития. По данным Всемирной организации здравоохранения стойкие трудности обучения испытывают до 30% детей во всем мире. Под трудностями обучения подразумевают как саму школьную неуспеваемость, так и те случаи, когда ребенок успевает по всем предметам в ущерб своему здоровью.[1]
Насущной проблемой современной системы образования является увеличение числа учеников не имеющих клинических диагнозов, но демонстрирующих выраженные трудности обучения и поведения в общеобразовательной школе. А так же каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. Например если в нашем образовательном учреждении количество в 2016 году -25 учеников с ОВЗ в том числе 10 детей - инвалидов, то в 2022 году- 45 учеников с ОВЗ из них 15 детей инвалидов.
Создание условий преодоления этих трудностей в массовой школе, требует грамотного системной работы, что обязует нас внедрение эффективных способов удовлетворяющих особые потребности детей , путем использования совместных усилий педагогов школы и специалистов службы СПС.
Цель: создание необходимых условий для достижения успеха социальной адаптации и образовании школьников с особыми образовательными потребностями опираясь на незатронутые сохранные способности [Л.С Выготский]
Задачи:
- изучение индивидуальных особенностей детей в классном коллективе;
-синхронизация и адаптация ИОМ и классной деятельности;
-делегирование и внедрение педагогических приемов.
Л.С.Выготский - опережавший время, указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с особыми потребностями в образовании не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Поэтому он считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением в развитии является его включение в жизнь социума и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Он считал, что широчайшая ориентировка на детей, имеющих нормальное психофизическое развитие, должна служить исходной точкой пересмотра специального образования опираясь на незатронутые сохранные способности.[2]
Но для превращения потенциальных возможностей ребенка в необходимые условия его жизнедеятельности нужно, в первую очередь, знать те возможности ребенка, которые находятся в зачаточном состоянии и еще не стали его достоянием. Последние при благоприятных условиях обучения и воспитания, при умелом руководстве взрослых его деятельностью стали бы перспективными возможностями ребенка, что Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития.
На основе анализа педагогического опыта мы руководствуемся с его утверждением, что если не изменить подход к проблемам коррекции личности учащихся , с "особыми" образовательными потребностями в обществе, то результаты могут стать неэффективными.
На примере работы классного руководителя решение данной проблемы мы видим в следующей форме.
УЧИТЕЛЬ РОДИТЕЛЬ
Рис1
В данной модели педагог- классный руководитель имеет особую важную роль.
Опираясь на гуманистический подход в формирования позитивного ядра в каждом ребенке составляет ИОМ с траекторией на работы В.А Сухомлинского который утверждал что, идеал развития – свободная, творческая и гармонически развитая личность, личность с равномерным развитием всех своих сторон.[3]
Индивидуальный образовательный маршрут, таким образом, представляет собой плановый работу со своей цикличностью. Важно ежемесячно делать дорожную карту- таблицу с определенной деятельностью с трех сторон: ученик-родитель-учитель.
Классный руководитель как основной координатор всех участников образовательных отношений по реализации ИОМ должен принимать управленческие решения в условиях различных мнений участников путем отбора средств , методов и технологий учитывая возможности и ресурсы образовательной организации.
Модель совместной работы ( содержится в ИОМ ученика)
Основные направления работы | Цели и задачи | Содержание работы (методы и технологии) | Сроки | Участники | ||
ребенок | родитель | учитель | ||||
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА | Оценка состояния физического и психического здоровья. | Анализ медицинской статистики в течение всего периода обучения, наблюдение физического развития и физиологического здоровья ребенка. | Предоставляет медицинскую карту. Заполняет анкету. | Организовывает сетевое взаимодействие участников | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Таблица 1
Карта – как один из инструментов для создания условия педагогико-психологической деятельности( выдается в конце месяца в электронном варианте для родителя и в бумажном варианте для ученика)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Олимпиады, марафоны[4] , творческие конкурсы[5]
Это модель работает, но нам бы хотелось добавить еще один важный компонент, который усиливает движение спирали -как развитие ребенка.
Учитель Родитель
психолог
Психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении.
Совместная работа учителей и психолога очень важна, поскольку позволяет и тем другим лучше понимать своих учащихся и помогать им в обучении.
В данной работе мы хотим затронуть тему, проведение профилактики трудностей в учении через групповую работу с детьми, со всем классом. В проведении коррекционно - развивающей работы от психолога требуется грамотный подход в создании программ, для которого необходимы не только психолого - педагогических знания, но и возникает необходимость расширение знаний из области других, смежных наук. Актуальным, в данной ситуации, становится приобретения знаний из области нейропсихологии.
В своей работе мы используем нейропсихологический подход к помощи детям в преодолении трудностей в обучении.
Опыт работы показывает, что на начальных этапах такой работы важное место занимает развитие функций программирования, регуляции и контроля, а также моторных функций, дальнейшем первенство отдается развитию зрительно-пространственных функций.
Групповая работа с детьми всего класса не может полностью решить проблемы каждого ребенка, но в процессе такой работы возможно:
- проследить динамику в развитии основных психических функций каждого из детей;
- выявить и /или подтвердить конкретную «слабость» в функциональном развитии;
- на основании промежуточных результатов скорректировать стратегию дальнейшей индивидуальной развивающей работы с конкретным ребенком.
Такие профилактические занятия проводятся в течение учебного года, чаще всего один урок в неделю, носят комплексный развивающий характер. Приоритетность, в работе на разных этапах отдается той функции, которая является «слабым звеном» в развитии большинства детей.
В качестве основы программы, нами выбран УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» автор Языканова Е.В.
Отличительной особенностью программы «Развивайка» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Реализация программы рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.
Все задания условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.
В течение апробации к данной УМК, нами введены дополнительно нейропсихологические упражнения. Такие как, дыхательные, пальчиковые упражнения, пространственная ориентировка, упражнения на соматогнозис.
Основные принципы, на которых построена программа:
* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- увеличение объёма материала от класса к классу.
* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.
Нейропсихологические упражнения в преодолении школьных трудностей.
Нейродинамические трудности (1 блок) | |
Характеристика трудностей:
| Примерные упражнения
|
Несформированность межполушарных взаимодействий (2 блок) | |
Характеристика трудностей Дизграфия - нарушение навыков письма. Дизлексия – нарушение навыков чтения. Акалькулия – нарушение навыков счета. Феномен зеркальности. Слабости процесса запоминания (слуховая, зрительная, моторная ). | Примерные упражнения Ухо – нос Колечки , Обратные колечки Один – пять (вариации пальчиковых движений ) Дирижер |
Несформированность функций программирования, регуляции и контроля (3 блок) | |
Характер трудностей: Регуляция состояний активности; Осуществление произвольных движений и действий; Нарушение активной поисковой деятельности, снижение зрительного внимания; Затруднено произвольное запоминание Снижение интеллектуальных процессов: -конструирование по образцу;
| Примерные упражнения Сохрани секрет Стоп – сигнал Скажи не произнося звука . Вверх – вниз |
Таким образом, для достижения успеха социальной адаптации и образовании школьников с особыми образовательными потребностями, продуктивность создаваемых условий возможно только при совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Результат учебных и внеучебных достижений , мониторинг социальной активности контролируется по циклограмме работы классного руководителя, данные вводятся в ИОМ каждого ученика, по итогам учебного года .
Список литературы
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В.В.Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536с. ( Психология. Классические труды).
- Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учебно-методическое пособие / Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. – Саратов, 1999. – 119 с.
3.Комплексная коррекция трудностей обучения в школе/ под.ред Ж.М.Глозман, А.Е. Соболевой. 2 изд., стереотипное. – М.: Смысл, 2019 – 544 с.: ил. – (Теория и практика психологической помощи).
4.Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования.
5.Инклюзивное образование детей в условиях сельской школы Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 77–81. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770032.htm.
Секция 1.1.2
Формат –очно
Контактный телефон: 89148255835, 89142612972
Адрес электронной почты: tuiaara.popova@mail.ru sveta.kolodez@mail.ru
[2] Инклюзивное образование детей в условиях сельской школы Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 77–81. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770032.htm.
[3] Предпосылки возникновения и развития понятия индивидуальный образовательный маршрут. Ученые записки Орловского государственного университета№5(68) УДК 377:378
[4] Образовательная платформа Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/main
[5] Высшая школа делового админстрирования https://s-ba.ru/tpost/gb727tcit1-grafik-besplatnih-tvorcheskih-konkursov М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский...
Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...
Статья Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании ИКТ на уроках.
В своей статье я делюсь своим опытом для повышения развития творческого и интеллектуального потенциала младших школьников. В последнее время дети не хотят учиться, как добиться того, чтобы кажды...
Создание условий для формирования у учащихся начальной школы положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...
Статья "Создание условий для адаптации первоклассников"
Статья "Создание условий для адаптации первоклассников"....
Статья "Создание проблемной ситуации на уроке в начальной школе"
Представить модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах из собственного опыта работы...
Статья "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности."
Как заинтересовать ребёнка учёбой....