рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для 3-4 классов
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП ФГ-3,418.15 КБ
Файл тематическое планирование14.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты обучения по курсу «Финансовая грамотность»

Освоение содержания курса «Финансовая грамотность» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных расходов;

- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

- использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;

- составление простых планов с помощью учителя;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты изучения курса:

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

- проведение элементарных финансовых расчетов.

2. Содержание учебного предмета.

        Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономики.

3 класс – 34 часа.

Что такое деньги и какими они бывают (4 часа).

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Рассмотрим деньги поближе ( 2 часа).

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орел». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.

Какие деньги были раньше в России (4 часа).

«Меховые деньги». Куны. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Защита от подделок  (2 часа).

Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Современные деньги России и других стран (3 часа).

Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Современные деньги России и других стран (2 часа).

Доллар. Евро.

Откуда в семье деньги (4 часа).

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

На что тратятся деньги (4 часа).

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счет. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Как умно управлять своими деньгами (4 часа).

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Как делать сбережения (4 часа)

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Что полезно знать о деньгах (1 час).

4 класс – 34 часа.

Как появились деньги (4 часа)

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты).купюры. номинал. Покупательная сила. Товары.Услуги.

История монет (4 часа)

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орел». «Решка».

Бумажные деньги (4 часа)

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Безналичные деньги (3 часа)

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заемщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчеты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчетные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Валюты (3 часа)

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Откуда в семье берутся деньги (5 часов)

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

На что семьи тратят деньги (5 часов)

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жилье. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Как правильно планировать семейный бюджет (4 часа)

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Что полезно знать о деньгах (2 часа).



Предварительный просмотр:

3. Тематическое планирование курса

3 класс

Темы

Колич. часов

Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Что такое деньги и какими они бывают

4

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

Рассмотрим деньги поближе

2

понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности; составление простых планов с помощью учителя; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;

Какие деньги были раньше в России

4

составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Защита от подделок  

2

составление простых планов с помощью учителя; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка

Современные деньги России и других стран

3

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Современные деньги России и других стран

2

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

Откуда в семье деньги

4

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

На что тратятся деньги

4

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Как умно управлять своими деньгами

4

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Как делать сбережения

4

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Что полезно знать о деньгах

1

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

4 класс

Темы

Колич. часов

Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Как появились деньги

4

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

История монет

4

составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Бумажные деньги

4

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Безналичные деньги

3

представление о роли денег в семье и обществе, осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете

Валюты

3

составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Откуда в семье берутся деньги

5

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

На что семьи тратят деньги

5

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Как правильно планировать семейный бюджет

4

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Что полезно знать о деньгах

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...