Урок из цикла надпредметного курса « Мир деятельности» по теме " Учимся дружно. Правила работы в группах"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Баранова Надежда Владимировна

Правила работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mid_uchimsya_uchitsya._pravila_raboty_v_gruppah.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

                               Тема: Учимся дружно. Правила работы в группах.    

                                             

Урок 10 (коммуникативная линия)

Основная цель: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности.

На данном уроке перед учителем стоят две задачи: открыть с учащимися правила работы в группе и показать необходимость их использования на предметных уроках, в жизни.

Важно обратить внимание на основные моменты урока:

  1. Новое знание правила работы, помогающие группе работать результативно.
  2. Пробное действие заключается в самостоятельном определении правил работы в группе и их обосновании.
  3. Индивидуальное затруднение учащегося на уроке состоит в том, что он либо не может назвать правила, либо не может обосновать свой ответ.
  4. Причина затруднения у учащихся – незнание, какие правила необходимо соблюдать ученику, работая в группе, отсутствие согласованного эталона.
  5. Цель деятельности учащихся – узнать правила, которые важно соблюдать ученику в групповой работе.
  6. Результатом открытия является эталон, в котором зафиксированы правила групповой работы.

После проведения данного урока целесообразно системно включать групповую работу учеников на предметных уроках по ТДМ с соблюдением открытых правил. Данный вид работы можно организовать на этапах актуализации знаний, реализации проекта, первичном закреплении или включении в систему знаний. Уже в первом классе ребята хорошо справляются с данным видом работы, приобретают навыки коммуникативного взаимодействия и самоорганизации.

                                                                  Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

                                                               Прозвенел звонок, начинается урок!

  • Ребята, узнайте героев мультфильма:

Всех он любит неизменно

Кто б к нему не приходил

Догадались? Это Гена

Это Гена….( Крокодил)

Этот милый,  странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда-то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш ,послушай

У него большие уши,

Он коричневого  цвета

Его любят все на свете.

Знает каждая дворняжка

Друга Гены……( Чебурашка)

  - Что построили герои с друзьями в книге Эдуарда Успенского? ( дом Дружбы)

  - Почему они смогли построить Дом Дружбы?

  -Как работали наши герои? ( Они работали вместе, дружно)

  -Чему будет посвящен сегодня урок? (Мы будем знакомиться с тем, как нужно работать всем вме  сте.)

  -Тема урока: Учимся дружно. Работа в группе.

  • Какие два шага учебной деятельности помогают вам открывать новые знания? (Мы должны понять, что мы еще не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.)
  • Пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация знаний.

  • С чего начнем урок? (Повторяем нужные знания.)
  • Где будем использовать эти знания?

-Повторите правила работы в парах.  Ребята, с ними успела поработать старуха Шапокляк.

Исправьте ошибки.

  • Прочитайте первое правило.
  • Что не так в этом правиле? (Работать должны оба.)
  • Почему? (Это работа в паре, каждый должен внести свой вклад…)
  • Прочитайте второе правило.
  • Что не так в этом правиле? (Один говорит, а другой должен слушать.)
  • Почему? (Это нужно, чтобы понять своего напарника…)
  • Прочитайте третье правило.
  • Верно ли это правило? (Нет, оно тоже с ошибкой.)
  • Найдите ошибку. (Если один не понял, то должен переспросить.)
  • Почему? (Это нужно, чтобы устранить непонимание, добиться хороших результатов…)
  • Прочитайте четвертое правило.
  • Что не так. (Несогласие нельзя высказывать грубо, а то напарник обидится, испортится настроение...)
  • Как правильно нужно действовать? (Нужно несогласие высказывать вежливо.)
  • Вы верно выполнили задание, поэтому старуха Шапокляк испугалась наказания и спряталась.

3. Задание на пробное действие.

  -Назовите следующий этап урока? ( Получить задания для пробного действия).

-Составьте и запишите правила, которые помогут вам работать в группе .

Вы молодцы, привели много примеров. Какой ответ точный, правильный? (Мы не знаем, не можем выбрать.)

4. Фиксируем затруднение.

  • В чем ваше затруднение? (Мы не можем выбрать правильные ответы и определить правильно ли мы действовали.)
  • Молодцы! Вы, как настоящие ученики, поняли, в чем ваше затруднение. Вы знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое, согласовать ваши ответы. В случае затруднения надо остановиться и подумать, почему эта трудность возникла.

5. Выявление причины затруднения.

  • Какое задание вы выполняли? (Нужно было назвать правила работы в группах и определить, правильно ли мы действовали.)
  • Что в этом задании для вас нового? Над чем вам никогда раньше не приходилось задумываться? (Мы не задумывались, какие правила нужно соблюдать при работе в группах.)
  • Почему возникло затруднение? (Мы не знаем правил работы в группах.)

6. Проблемное объяснение нового знания.

  • Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать, какие правила нужно выполнять, когда работаем в группах.)
  • Назовите тему нашего урока. (Правила работы в группах.)

Предлагаю объединиться  в группы.

  • Наши друзья крокодил Гена и Чебурашка. тоже учатся. Они помнили, что у них не сразу пошла работа по строительству Дома. Поэтому, чтобы новые друзья не ссорились и выполнили работу, Гена и Чебурашка сформулировали правила работы в группах. И перед началом работы знакомили с ними своих друзей.
  • Задание   Выберите только те правила которые по вашему мнению подходят для дружной работы.

                      Правила с ошибками уберите в сторону.

Если учащиеся работали в группах, то свой результат представляет одна из групп. Вариантом защиты групп может быть представление каждой группой по одному правилу. Другие группы дополняют сказанное. При защите учитель просит учащихся пояснять свою точку зрения.

.

  • Прочитайте первое правило.

 «В группе нужен ответственный»

  • Для чего? (Ответственный управляет группой, следит за порядком, высказывает мнение группы берет на себя ответственность …)
  • Как разными способами выбрать ответственного?

Считалочкой

Сидел..король..на..лавочке,
Считал,,свои,,булавочки:
Раз,два,три,
Королевой будешь ты

Раз,.два,.три,
Четыре,..пять,
Нам..ракету..запускать!
Кто..к..отлёту..опоздал,
Тот..в..ракету..не..попал.
Я..вчера..летал..в..ракете,
На..далёкой..был..планете,
Там..обедал..в..синеве,
А..под..вечер..был..в Москве.
Из…ракеты..той,..друзья,
Самым первым  вышел я.

По дню рождения. Кто родился в январе, вставай, вставай, вставай ?

Посчитать мальчиков и девочек. В этой группе один мальчик. Ему предложим быть ответственным.

Можно выбрать ответственного жеребьевкой. Выберите смайлика . На обратной стороне указан ответственный.

Можно выбрать самого быстрого. Кто первым ответит на вопрос:

-Прочитайте второе правило.

«В группе должен работать каждый участник»

  • Почему? (Каждый должен внести свой вклад в общее дело, …)

Прочитайте третье правило

«Один говорит, другие  слушают».

  • Почему? (Чтобы понять предложение каждого участника группы, …)
  • Прочитайте четвертое правило.

 «Свое несогласие  высказывай вежливо».

 (Свое несогласие нужно высказывать, от этого зависит результат работы группы, но нужно это делать вежливо.)

  • Прочитайте последнее пятое правило.

 «Если не понял переспроси.»

-Почему? (От этого зависит твой результат работы, а значит и результат всей группы.)

Если учащиеся работали в группах, то свой результат представляет одна из групп. Вариантом защиты групп может быть представление каждой группой по одному правилу. Другие группы дополняют сказанное. При защите учитель просит учащихся пояснять свою точку зрения.

.

  • Молодцы! Вы определили основные правила работы в группе.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

  • Какой следующий этап урока?
  • Возьмите в конверте № 1 эталон
  • Работая в паре с одним клеем приклейте эталон в учебное пособие  в задание для пробного действия

 Также учитель раздает эталоны на каждого учащегося.

  • Прочитайте эти правила еще раз. Хорошо читающие ученики, озвучивают правила по цепочке.
  • Для чего нужны эти правила? (Мы не будем ссориться, сможем выполнять общее задание.

  • Физ мин. Какой герой русской  народной сказки внешне похож на Смайлика?

5 Тренировка.

  • Какой следующий шаг на уроке?
  • Я предлагаю начать с игры «Какого правила не хватает?».

  • Итак, какого правила не хватает? (Работать должен каждый….)
  • Почему нужно соблюдать это правило? (Каждый должен внести свой вклад в общее дело.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  • Какой следующий шаг на уроке? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

  • Посмотрите на правила. Что вы заметили? (Правила все пронумерованы.)
  • Я буду читать, как работали наши герои в группе, а вы должны в клеточках записать номер правила, которое выполняется.

Учитель читает тексты, учащиеся самостоятельно определяют правило:

Ситуация 1. Все герои принялись за дело. Каждый из друзей взял себе необходимый инструмент: либо лопату, либо савок и пошел готовить место для своего цветка. (Правило № 2)

Ситуация 2. Затем друзья стали выбирать для посадки цветы. Такса и крокодил Гена решили посадить гладиолусы. Чебурашка не понял, что такое гладиолусы и спросил об этом Гену. (Правило № 5)

Ситуация 3. Обезьянка, жираф и девочка Галя решили посадить гвоздики. Обезьянка с жирафом выбрали место на краю клумбы. Девочка Галя сказала: «Я думаю, что гвоздики очень красивые цветы, поэтому предлагаю их посадить не с краю, а в центр клумбы». (Правило № 4.)

  • Давайте посмотрим, что у вас получилось.

  • У кого есть ошибки?
  • Какой правильный ответ, почему?
  • Как герои должны были работать в паре?
  • У кого все получилось? Поставьте себе «+».

Если ученик сделал ошибку, то он ставит в звездочке знак «?», если ошибок нет, то знак «+».

7. Включение в систему знаний.

  • Ребята, подумайте, где вам еще приходится работать вместе, помимо уроков. Как правила работы в группах вам помогут в различных жизненных ситуациях?
  • Попробуйте вспомнить пословицы, поговорки, выражения, в которых заключаются правила работы в группе. Например, какое правило раскрывается в пословице «Доброе слово лечит, а злое убивает»? (Нужно быть вежливым, особенно когда высказываешь свое несогласие.)

Один в поле не воин. Дружба заботой  и подмогой крепка. Один за всех и все за одного.  

Берись дружно, не будет грузно.

ПАЗЛЫ  Потренируемся применять правила  Соберите пазлы с изображением Дома Дружбы

8. Рефлексия деятельности на уроке.

  • О чем мы с вами говорили на уроке? (О правилах работы в группах.)
  • Какие правила нужно соблюдать, когда вы работаете в группах? (Работать должны все, должен быть ответственный…)
  • Какие шаги учебной деятельности вам удалось выполнить? Докажите.
  • Какие не удалось? Почему?
  • Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха».

Ученики работают с левой половиной лесенки «Знаю».

  • Если вы точно запомнили все правила работы в группах, нарисуйте себя на верхней ступеньке. Если не совсем, какие-то правила не запомнили  – на ступеньках ниже, на сколько ниже, каждый решит сам  Мы с вами на остальных уроках обязательно будем учиться работать в группах правильно, дружно. Дома вклейте наклейки с правилами в учебное пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Природа, Земля». надпредметный курс 1 класс" Мир деятельности"

Мир деятельности» ОС школа 2000 Л.Г. Петерсон урок 4 четверть " Природа Земля Цель: 1) Раскрыть приоритет данных ценностей, организовать осознание взаимосвязи Человека и Природы. 2) Сформировать воспр...

Мастер-класс «Формирование коммуникативных УУД на занятиях по надпредметному курсу «Мир деятельности». Тема «Учимся дружно. Работа в парах» (1-ый класс)

Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные...

Формирование у младших школьников умения учиться через надпредметный курс «Мир деятельности»

Надпредметный курс «Мир деятельности» направлен на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и  дополняет учебную деятельность младшег...

Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"

В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....

Сценарий урока к надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2-го класса по теме: "Как исправить свою ошибку"

Мир деятельности 2 класс Образовательная система деятельностного метода обучения Петерсон Л.Г. «Школа 2000…» Авторы учебника Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др.   Урок разработан в те...