Урок из цикла надпредметного курса « Мир деятельности» по теме " Учимся дружно. Правила работы в группах"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Правила работы в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mid_uchimsya_uchitsya._pravila_raboty_v_gruppah.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Учимся дружно. Правила работы в группах.
Урок 10 (коммуникативная линия)
Основная цель: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности.
На данном уроке перед учителем стоят две задачи: открыть с учащимися правила работы в группе и показать необходимость их использования на предметных уроках, в жизни.
Важно обратить внимание на основные моменты урока:
- Новое знание – правила работы, помогающие группе работать результативно.
- Пробное действие заключается в самостоятельном определении правил работы в группе и их обосновании.
- Индивидуальное затруднение учащегося на уроке состоит в том, что он либо не может назвать правила, либо не может обосновать свой ответ.
- Причина затруднения у учащихся – незнание, какие правила необходимо соблюдать ученику, работая в группе, отсутствие согласованного эталона.
- Цель деятельности учащихся – узнать правила, которые важно соблюдать ученику в групповой работе.
- Результатом открытия является эталон, в котором зафиксированы правила групповой работы.
После проведения данного урока целесообразно системно включать групповую работу учеников на предметных уроках по ТДМ с соблюдением открытых правил. Данный вид работы можно организовать на этапах актуализации знаний, реализации проекта, первичном закреплении или включении в систему знаний. Уже в первом классе ребята хорошо справляются с данным видом работы, приобретают навыки коммуникативного взаимодействия и самоорганизации.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок, начинается урок!
- Ребята, узнайте героев мультфильма:
Всех он любит неизменно
Кто б к нему не приходил
Догадались? Это Гена
Это Гена….( Крокодил)
Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда-то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш ,послушай
У него большие уши,
Он коричневого цвета
Его любят все на свете.
Знает каждая дворняжка
Друга Гены……( Чебурашка)
- Что построили герои с друзьями в книге Эдуарда Успенского? ( дом Дружбы)
- Почему они смогли построить Дом Дружбы?
-Как работали наши герои? ( Они работали вместе, дружно)
-Чему будет посвящен сегодня урок? (Мы будем знакомиться с тем, как нужно работать всем вме сте.)
-Тема урока: Учимся дружно. Работа в группе.
- Какие два шага учебной деятельности помогают вам открывать новые знания? (Мы должны понять, что мы еще не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.)
- Пожелаем друг другу удачи.
2. Актуализация знаний.
- С чего начнем урок? (Повторяем нужные знания.)
- Где будем использовать эти знания?
-Повторите правила работы в парах. Ребята, с ними успела поработать старуха Шапокляк.
Исправьте ошибки.
- Прочитайте первое правило.
- Что не так в этом правиле? (Работать должны оба.)
- Почему? (Это работа в паре, каждый должен внести свой вклад…)
- Прочитайте второе правило.
- Что не так в этом правиле? (Один говорит, а другой должен слушать.)
- Почему? (Это нужно, чтобы понять своего напарника…)
- Прочитайте третье правило.
- Верно ли это правило? (Нет, оно тоже с ошибкой.)
- Найдите ошибку. (Если один не понял, то должен переспросить.)
- Почему? (Это нужно, чтобы устранить непонимание, добиться хороших результатов…)
- Прочитайте четвертое правило.
- Что не так. (Несогласие нельзя высказывать грубо, а то напарник обидится, испортится настроение...)
- Как правильно нужно действовать? (Нужно несогласие высказывать вежливо.)
- Вы верно выполнили задание, поэтому старуха Шапокляк испугалась наказания и спряталась.
3. Задание на пробное действие.
-Назовите следующий этап урока? ( Получить задания для пробного действия).
-Составьте и запишите правила, которые помогут вам работать в группе .
Вы молодцы, привели много примеров. Какой ответ точный, правильный? (Мы не знаем, не можем выбрать.)
4. Фиксируем затруднение.
- В чем ваше затруднение? (Мы не можем выбрать правильные ответы и определить правильно ли мы действовали.)
- Молодцы! Вы, как настоящие ученики, поняли, в чем ваше затруднение. Вы знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое, согласовать ваши ответы. В случае затруднения надо остановиться и подумать, почему эта трудность возникла.
5. Выявление причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Нужно было назвать правила работы в группах и определить, правильно ли мы действовали.)
- Что в этом задании для вас нового? Над чем вам никогда раньше не приходилось задумываться? (Мы не задумывались, какие правила нужно соблюдать при работе в группах.)
- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем правил работы в группах.)
6. Проблемное объяснение нового знания.
- Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать, какие правила нужно выполнять, когда работаем в группах.)
- Назовите тему нашего урока. (Правила работы в группах.)
Предлагаю объединиться в группы.
- Наши друзья крокодил Гена и Чебурашка. тоже учатся. Они помнили, что у них не сразу пошла работа по строительству Дома. Поэтому, чтобы новые друзья не ссорились и выполнили работу, Гена и Чебурашка сформулировали правила работы в группах. И перед началом работы знакомили с ними своих друзей.
- Задание Выберите только те правила которые по вашему мнению подходят для дружной работы.
Правила с ошибками уберите в сторону.
Если учащиеся работали в группах, то свой результат представляет одна из групп. Вариантом защиты групп может быть представление каждой группой по одному правилу. Другие группы дополняют сказанное. При защите учитель просит учащихся пояснять свою точку зрения.
.
- Прочитайте первое правило.
«В группе нужен ответственный»
- Для чего? (Ответственный управляет группой, следит за порядком, высказывает мнение группы берет на себя ответственность …)
- Как разными способами выбрать ответственного?
Считалочкой
Сидел..король..на..лавочке,
Считал,,свои,,булавочки:
Раз,два,три,
Королевой будешь ты
Раз,.два,.три,
Четыре,..пять,
Нам..ракету..запускать!
Кто..к..отлёту..опоздал,
Тот..в..ракету..не..попал.
Я..вчера..летал..в..ракете,
На..далёкой..был..планете,
Там..обедал..в..синеве,
А..под..вечер..был..в Москве.
Из…ракеты..той,..друзья,
Самым первым вышел я.
По дню рождения. Кто родился в январе, вставай, вставай, вставай ?
Посчитать мальчиков и девочек. В этой группе один мальчик. Ему предложим быть ответственным.
Можно выбрать ответственного жеребьевкой. Выберите смайлика . На обратной стороне указан ответственный.
Можно выбрать самого быстрого. Кто первым ответит на вопрос:
-Прочитайте второе правило.
«В группе должен работать каждый участник»
- Почему? (Каждый должен внести свой вклад в общее дело, …)
Прочитайте третье правило
«Один говорит, другие слушают».
- Почему? (Чтобы понять предложение каждого участника группы, …)
- Прочитайте четвертое правило.
«Свое несогласие высказывай вежливо».
(Свое несогласие нужно высказывать, от этого зависит результат работы группы, но нужно это делать вежливо.)
- Прочитайте последнее пятое правило.
«Если не понял переспроси.»
-Почему? (От этого зависит твой результат работы, а значит и результат всей группы.)
Если учащиеся работали в группах, то свой результат представляет одна из групп. Вариантом защиты групп может быть представление каждой группой по одному правилу. Другие группы дополняют сказанное. При защите учитель просит учащихся пояснять свою точку зрения.
.
- Молодцы! Вы определили основные правила работы в группе.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
- Какой следующий этап урока?
- Возьмите в конверте № 1 эталон
- Работая в паре с одним клеем приклейте эталон в учебное пособие в задание для пробного действия
Также учитель раздает эталоны на каждого учащегося.
- Прочитайте эти правила еще раз. Хорошо читающие ученики, озвучивают правила по цепочке.
- Для чего нужны эти правила? (Мы не будем ссориться, сможем выполнять общее задание.
- Физ мин. Какой герой русской народной сказки внешне похож на Смайлика?
5 Тренировка.
- Какой следующий шаг на уроке?
- Я предлагаю начать с игры «Какого правила не хватает?».
- Итак, какого правила не хватает? (Работать должен каждый….)
- Почему нужно соблюдать это правило? (Каждый должен внести свой вклад в общее дело.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Какой следующий шаг на уроке? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
- Посмотрите на правила. Что вы заметили? (Правила все пронумерованы.)
- Я буду читать, как работали наши герои в группе, а вы должны в клеточках записать номер правила, которое выполняется.
Учитель читает тексты, учащиеся самостоятельно определяют правило:
Ситуация 1. Все герои принялись за дело. Каждый из друзей взял себе необходимый инструмент: либо лопату, либо савок и пошел готовить место для своего цветка. (Правило № 2)
Ситуация 2. Затем друзья стали выбирать для посадки цветы. Такса и крокодил Гена решили посадить гладиолусы. Чебурашка не понял, что такое гладиолусы и спросил об этом Гену. (Правило № 5)
Ситуация 3. Обезьянка, жираф и девочка Галя решили посадить гвоздики. Обезьянка с жирафом выбрали место на краю клумбы. Девочка Галя сказала: «Я думаю, что гвоздики очень красивые цветы, поэтому предлагаю их посадить не с краю, а в центр клумбы». (Правило № 4.)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- У кого есть ошибки?
- Какой правильный ответ, почему?
- Как герои должны были работать в паре?
- У кого все получилось? Поставьте себе «+».
Если ученик сделал ошибку, то он ставит в звездочке знак «?», если ошибок нет, то знак «+».
7. Включение в систему знаний.
- Ребята, подумайте, где вам еще приходится работать вместе, помимо уроков. Как правила работы в группах вам помогут в различных жизненных ситуациях?
- Попробуйте вспомнить пословицы, поговорки, выражения, в которых заключаются правила работы в группе. Например, какое правило раскрывается в пословице «Доброе слово лечит, а злое убивает»? (Нужно быть вежливым, особенно когда высказываешь свое несогласие.)
Один в поле не воин. Дружба заботой и подмогой крепка. Один за всех и все за одного.
Берись дружно, не будет грузно.
ПАЗЛЫ Потренируемся применять правила Соберите пазлы с изображением Дома Дружбы
8. Рефлексия деятельности на уроке.
- О чем мы с вами говорили на уроке? (О правилах работы в группах.)
- Какие правила нужно соблюдать, когда вы работаете в группах? (Работать должны все, должен быть ответственный…)
- Какие шаги учебной деятельности вам удалось выполнить? Докажите.
- Какие не удалось? Почему?
- Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха».
Ученики работают с левой половиной лесенки «Знаю».
- Если вы точно запомнили все правила работы в группах, нарисуйте себя на верхней ступеньке. Если не совсем, какие-то правила не запомнили – на ступеньках ниже, на сколько ниже, каждый решит сам Мы с вами на остальных уроках обязательно будем учиться работать в группах правильно, дружно. Дома вклейте наклейки с правилами в учебное пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Природа, Земля». надпредметный курс 1 класс" Мир деятельности"
Мир деятельности» ОС школа 2000 Л.Г. Петерсон урок 4 четверть " Природа Земля Цель: 1) Раскрыть приоритет данных ценностей, организовать осознание взаимосвязи Человека и Природы. 2) Сформировать воспр...
Мастер-класс «Формирование коммуникативных УУД на занятиях по надпредметному курсу «Мир деятельности». Тема «Учимся дружно. Работа в парах» (1-ый класс)
Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные...
Формирование у младших школьников умения учиться через надпредметный курс «Мир деятельности»
Надпредметный курс «Мир деятельности» направлен на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и дополняет учебную деятельность младшег...
Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"
В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....
Сценарий урока к надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2-го класса по теме: "Как исправить свою ошибку"
Мир деятельности 2 класс Образовательная система деятельностного метода обучения Петерсон Л.Г. «Школа 2000…» Авторы учебника Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Урок разработан в те...