Формирование у младших школьников умения учиться через надпредметный курс «Мир деятельности»
статья (1 класс) по теме
Надпредметный курс «Мир деятельности» направлен на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и дополняет учебную деятельность младшего школьника. На занятиях ребята учатся правилам работы на уроке, правилам работы в группе, рассуждают о том, что значит учиться, и применяют эти знания на предметных уроках. Учащиеся выясняют вместе со сказочными героями, где скрывается причина затруднения и как найти выход из него, почему ученик должен все задания выполнять сам. Они учатся оценивать не только самостоятельно выполненное задание, но и работу одноклассников. Ещё на первом занятии дети знакомятся со Смайликом, который помогает открывать новые знания. Представлен фрагмент занятия по теме: «Личностные качества ученика. Активность», в котором раскрывается понятие - активность и почему так важно быть активным на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_mladshikh_shkolnikov_umeniya_uchitsya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у младших школьников умения учиться
через надпредметный курс «Мир деятельности»
Надпредметный курс «Мир деятельности», автором которого является Петерсон Л.Г., направлен на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и дополняет учебную деятельность младшего школьника. Назван курс надпредметным, потому что на таких занятиях ребята учатся правилам работы на уроке, правилам работы в группе, рассуждают о том, что значит учиться, и применяют эти знания на предметных уроках. Учащиеся выясняют вместе со сказочными героями, где скрывается причина затруднения на уроках, и как найти выход из затруднения, почему ученик должен все задания выполнять сам. Они учатся оценивать не только самостоятельно выполненное задание, но и работу одноклассников. Ещё на первом занятии дети знакомятся со Смайликом, который помогает открывать новые знания. Итог каждого занятия – лесенка успеха, по которой ребятам нравится «шагать». С помощью лесенки успеха первоклассники могут оценить своё знание и умение его применять. Включение данного курса в учебный план школы возможно в рамках внеурочной деятельности.
На примере фрагмента занятия по теме: «Личностные качества ученика. Активность» раскрывается понятие - активность и почему так важно быть активным на уроке.
Тема: Личностные качества ученика. Активность.
Цели:
- сформировать представление о понятии «активность в учебной деятельности»;
- показать значимость активной позиции в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.
Основные структурные элементы урока:
- Новое знание, которое открывают для себя ученики: активность – качество личности, которое помогает ученику успешно учиться.
- Задание на пробное действие: кратко ответить на вопрос «Как учится активный ученик?»
- Фиксация, поиск причины затруднения: «Я не могу ответить на вопрос «Как учится активный ученик?» или «Я не могу обосновать правильность своего ответа»
- Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксировано основное правило активности в учении.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
- На самом первом уроке наш друг Смайлик светился о радости, как солнышко. На его лучах были написаны качества личности, которые помогают в учёбе. Но вот что произошло сегодня: вдруг надписи на лучиках исчезли. Как вы думаете, почему? (Мы ещё не говорили о качествах, которые нам помогут нам учиться)
- Чтобы успешно учиться, надо обладать многими важными качествами. Мы не будем торопиться, сегодня мы сможем открыть только одно качество и заполнить один лучик.
- Какие два шага надо сделать, чтобы узнать что-то новое? (надо понять, что я не знаю, и самому найти способ)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Вспомним, учиться в школе, что это значит?
- Я хочу познакомить вас с двумя друзьями. Они помогут нам сегодня на уроке. Одного друга зовут Ох, другого – Ах.
- Начинается день, и над домиками друзей поднимается солнышко. Ох и Ах просыпаются… Делают уборку…Складывают поленницу…
- Что можете сказать об этих героях, какими качествами они обладают? (Ах весёлый, всё время работает, не сидит на месте. Ох грустный, скучает, делает всё с неохотой)
- Чьи качества вам больше нравятся?
- Людей, которые поступают так же, как Ах, называют активными. Итак, о каком качестве мы сегодня будем говорить?
- Давайте попробуем ответить на вопрос Смайлика: активный это какой? (такой как Ах)
- Как вы думаете, важно ли обладать этим качеством ученику? Почему? (Чтобы получить хороший результат)
Задание на пробное действие
- Сейчас я предложу новое задание, которое заставит вас задуматься
- Подумайте над вопросом «Как учится активный ученик?», а теперь закройте глазки и ещё подумайте. Не открывая глаза, поднимите руку те, кто знает, как учится активный ученик.
3. Выявление причины затруднения
- Откройте глаза, посмотрите друг на друга. Что увидели? (кто-то поднял руку, а кто-то нет) Значит возникло затруднение, разберёмся, в чём оно (не можем ответить, так как не знаем как учится активный ученик…)
- Если возникло затруднение, мы должны остановиться и подумать, потому что учение без затруднений не бывает.
- А кто сможет объяснить, как учится активный ученик?
4. Построение и реализация построенного проекта:
- Вам помогут наши друзья Ох и Ах.
- Поработаем в группах: на столах лежат картинки с нашими героями и карточки со словами. Подберите нужные слова для наших героев:
- Проверим, как вы распределили карточки
- Можно ли сказать, что они действуют, как настоящие ученики? (да, они делают всё сами)
- Чем же отличается работа Аха от работы Оха?
- Что из всего этого вам будет мешать в учёбе? Какие карточки хочется убрать?
- Как же должен учиться активный ученик, чтобы у него был хороший результат? (Он на всех уроках учиться с желанием, выполняет все задания сам).
- Прочитайте эталон, выделив последнюю строчку (вторую, третью)
- Что вы можете посоветовать Оху? Себе?
- Смотрите, на лучике появилось слово, как вы думаете, почему? (Мы нашли ответ на вопрос «Как учится активный ученик?»)
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Весёлый Ах придумал для вас задание. Если сказочный персонаж на уроке поступает как активный ученик, то его изображение надо соединить с зелёным кружком, а если нет – то красным (ситуации зачитываются, работа в группах)
Буратино: У него не получалось выполнить задание, и он совсем расстроился, но потом решил, что добьётся своего. У него было желание учиться. Он перестал расстраиваться, вспомнил правило и сам всё сделал.
Пятачок: Решил только лёгкие задания, потому что боялся ошибиться. Он стеснялся поднимать руку и не отвечал на вопросы учителя на уроке.
Красная Шапочка: Работала на уроке с желанием и интересом и смогла выполнить все задания.
Винни-Пух: Не отвлекаясь, весь урок разговаривал с соседом и смог ответить на все его вопросы.
Пиноккио: У него не получалось написать букву, но было желание выполнить задание. Он задал учителю вопрос, понял ошибку и завершил задание.
- Проверим ваши предположения
7. Включение в систему знаний
- Сможет ли активность пригодиться в жизни? Приведите примеры.
- Для чего вам надо знать об этих качествах? (Чтобы быть успешными учениками)
8. Рефлексия деятельности на уроке
- О каком качестве вы сегодня узнали?
- Как учится активный ученик?
- На лесенке успеха мы сегодня заполним только с левой стороны, где написано «Знаю».
- Если вы не поняли и не запомнили названия нового качества ученика, не поняли задание в группе, нарисуйте человечка на нижней ступеньке.
- Если запомнили название нового качества, но при выполнении задания в группе, делали ошибки, нарисуйте человечка на 2-ой ступеньке.
- Если вы не уверены в своих знаниях, но в заданиях выполняли без ошибок, нарисуйте человечка на 3-ей ступеньке.
- Если вы можете рассказать о новом знании, правильно выполнили все задания урока, нарисуйте человечка на верхней ступеньке.
- Кто хотел бы рассказать, на какой ступеньке разместил человечка и почему?
По возможности необходимо выслушать разные мнения. Если в классе есть ребёнок, который сознается, что нарисовал на нижней ступеньке, его необходимо похвалить за смелость и честность, за хорошую работу, старание.
- Вы ещё только учитесь стать настоящими учениками, и я уверена, что постепенно все ими станете.
На протяжении следующей недели необходимо включать эталон «Активность» на разных этапах предметных уроков. В конце недели или в начале следующего занятия по курсу «Мир деятельности» учащиеся работают с лесенкой успеха, с правой стороной «Умею». Таким образом, подводятся итоги по теме «Активность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.
Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...
Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"
Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...
Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться
В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно ...
Формирование у младших школьников умения оценивать свои возможности в учебной деятельности.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оценочную деятельность, существенным расширением круга...