Сценарий урока к надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2-го класса по теме: "Как исправить свою ошибку"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Балобанова Татьяна Алексеевна

 

Мир деятельности 2 класс

Образовательная система деятельностного метода обучения Петерсон Л.Г.

«Школа 2000…»

Авторы учебника Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др.

 

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: «Как исправить свою ошибку»

Главная дидактическая цель урока: сформировать знания о том, как правильно исправить свою ошибку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир деятельности 2 класс

Образовательная система деятельностного метода обучения Петерсон Л.Г.

«Школа 2000…»

Авторы учебника Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др.

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: «Как исправить свою ошибку»

Главная дидактическая цель урока: сформировать знания о том, как правильно исправить свою ошибку.

Планируемые результаты урока

Предметные

Учащиеся

построят алгоритм исправления ошибок;

приобретут первичное умение пользоваться построенным алгоритмом с целью самостоятельного исправления своих ошибок, допущенных на известные правила.

Метапредметные

Учащиеся получат возможность научиться

  • осознанно проходить 12 шагов учебной деятельности под руководством учителя (повторение необходимого, обобщение повторения, предъявление пробного учебного действия, выполнение пробного учебного действия, фиксирование своего затруднения, выявление причины своего затруднения, постановка цели, планирование действий, действия по плану, получение результата, применение нового знания, самоконтроль)
  • устанавливать правильность полученного результата с помощью образца
  • анализировать необходимую информацию при работе с учебником
  • выполнять самооценку под руководством учителя собственной учебной деятельности

Личностные

Учащиеся получат возможность для формирования

представления практической значимости универсальных учебных действий для освоения умения учиться самостоятельно.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы покажем нашим гостям, как должен работать ученик, чтобы открыть новые знания. А зачем ученику нужны новые знания? Вспомните важные мысли, которые зафиксированы в нашем эталоне ЗНАНИЕ. ( Быть умнее, делать мир лучше.) На экране эталон ЗНАНИЕ.

Кто может пояснить, зачем становиться умнее? Как знания помогают в вашей работе? (Чтобы справляться с трудностями на уроке, в жизни.)

Как ваши знания могут повлиять на развитие мира? (Когда вырастем, сможем сделать свои новые открытия, которые улучшат наш мир, нашу жизнь. Чем больше у человека знаний в различных областях, тем больше у него возможностей в жизни.)

Продолжим учиться осваивать новые знания. Назовите два основных этапа, которые вы проходите на уроке, когда узнаёте что-то новое? (Понять, что я не знаю, затем самому найти способ.)

Сколько шагов нужно пройти, чтобы выяснить, чего не знаешь? (6)

Какой должен быть первый шаг в работе ученика? (Повторить необходимые знания.)

На доске Смайлик – шаг № 1.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Внимание на экран. Слайд № 3. Определите, что нужно сделать. (Продолжить закономерность.) Какое известное правило поможет решить закономерность?(Правило продолжения закономерностей.) Проговорите в парах друг другу это правило с опорой на эталон.

Расскажите, как вы будете выполнять это задание.( Подумаем, как из первой фигуры получили вторую: нижнюю линию развернули влево, а вместо квадратика нарисовали круг. Проверим на следующей фигуре: ещё одну линию развернули влево и нарисовали круг…)

 По ходу объяснения появляется алгоритм продолжения закономерности.

Какая картинка будет следующей? (Все линии нарисованы влево, на концах – круги.)

Самостоятельно продолжите следующую закономерность в учебном пособии. Стр. 15 № 2 б) Кто выполнил, показывает свою готовность учителю.

Как ученику проверить себя, чтобы точно знать, правильно или неправильно выполнено задание? (По образцу.) Проверьте свою работу по образцу. Расскажите, как нужно действовать. (Сравнить свою работу с образцом. Если ответ совпал, поставим «+», а если не совпал «?»)

Встаньте те, у кого ответ совпал. Кто допустил ошибку. Как вы предлагаете исправить ошибку в своей работе? (Ученики называют различные способы)

Но тогда ошибка не исчезнет, вы просто наденете на неё шапку – невидимку и ошибка всё равно будет ходить за вами по пятам и может появиться в следующем таком же задании. А можно исправить ошибку так, чтобы она исчезла насовсем и больше никогда у вас не появлялась. Какой путь выбираете?

Смайлик – шаг № 2. Обобщить, что повторили.

Какое правило вы повторили, решая закономерность? (Правило продолжения закономерности)

Какой алгоритм вспомнили, проверяя себя? (Алгоритм проверки своей работы по образцу.)

Какой следующий шаг на уроке? (Задание для пробного действия.)

Смайлик – шаг № 3.

Назовите отличительную особенность задания на пробное действие. (Задание на новое знание.)

Ответьте на вопрос. Как нужно правильно исправить свою ошибку, чтобы она исчезла насовсем? Смайлик – шаг № 4.

Поднимите руку, у кого нет ответа. С каким затруднением вы столкнулись? Что не смогли сделать? В чём причина вашего затруднения? Чего вы не знаете?

Поднимите руку, у кого есть ответ. Кто может обосновать свой ответ? С каким затруднением вы столкнулись? В чём причина вашего затруднения? (Не знаем, как обосновать свой ответ.)

Итак, мы зафиксировали затруднение. Смайлик – шаг № 5. Определили причину своего затруднения. Смайлик – шаг № 6. Какой основной этап учебной деятельности вы завершили? (Что мы не знаем?)

ФИЗМИНУТКА

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Так, на какой вопрос вы не знаете правильного ответа? Следовательно, какую цель нужно поставить на уроке? (Узнать, как исправить ошибку, чтобы не повторять её при выполнении похожих заданий.) Смайлик – шаг № 7.

Сформулируйте тему урока или как можно сформулировать тему урока? (Как исправить свою ошибку)

На каком этапе учебной деятельности вы находитесь? (Сам найду способ.)

Чтобы вы смогли сами открыть новое знание, вам надо будет самим составить алгоритм исправления ошибок. Работать будете в парах по следующему плану. Смайлик – шаг № 8. На экране:

  1. Прочитать каждый шаг алгоритма.
  2. Составить алгоритм.
  3. Проверить свою работу.

Прочитайте план, расскажите, как будете работать.

С чего нужно начать? Как расположить шаги, чтобы составить алгоритм? (В правильной последовательности)

С помощью чего вы проверите свою работу? (С помощью образца.)

Приступаем к работе. Если составили алгоритм, подать сигнал для проверки своей работы по образцу.

4. Реализация построенного проекта.

Смайлик – шаг № 9

Обсудим, как вы будете действовать, после того, как определили, что у вас есть ошибка на известное правило?

Прочитайте первый шаг. (Нужно повторить задание.) Почему с этого действия нужно начинать работу по исправлению ошибки? (Ученик должен убедиться, что правильно понимает задание.)

При выполнении каждого задания требуется применить правило. Следовательно, каким должен быть следующий шаг, прочитайте. (Найти и повторить нужное правило.)

Можно ли правильно исправить ошибку, не выполнив этого действия? Объясните, почему? (Любая ошибка связана с нарушением правила. Важно понимать, где допущена ошибка и на какое правило.)

Какой будет следующий шаг, прочитайте. (Исправить ошибку, проговаривая правило.)

Объясните, как вы понимаете этот шаг? (Обосновать свой ответ, опираясь на правило.)

Как убедиться, что вы больше не допустите ошибок в похожих заданиях? Прочитайте следующий шаг. (Выбрать и решить 2 похожих задания.)

Как вы определите, что эти задания вы правильно выполнили? Прочитайте следующий шаг. (Проверить по образцу.)

В результате проверки работы по образцу на какой вопрос себе нужно ответить? (Правильно или неправильно выполнили, есть ошибка или нет.)

В каком случае можно закончить работу над ошибками? (Выполнили без ошибок, дойдя до шага молодец) А если проверяя себя, вы поставили «?». Что нужно сделать? (Опять исправлять ошибку, начать с первого шага.)

Какое новое знание вы открыли на уроке? (Как правильно исправить ошибку.)

Чем можете подтвердить? (Составили алгоритм исправления ошибок.)

Какой шаг на уроке следующий? (Будем учиться пользоваться алгоритмом исправления ошибок.) Смайлик – шаг № 10.

5. Первичное закрепление.

Задание на запоминание шагов алгоритма. Игра «Путаница». Правило проведения. Если увидите ошибку, то встанете из-за парт. Если нет ошибки, останетесь сидеть.

Закройте глаза.

Что заметили?

Почему надо определять и повторять правило? Где место этого шага в алгоритме?

Садитесь. Закройте глаза. Откройте. Почему вы сидите? Почему вы встали? Почему эти шаги нужно выполнять в другой последовательности?

Вернёмся к той ошибке, которая появилась, когда вы решали закономерность, в задании № 2 б) стр. 15 Будем её исправлять, используя наш алгоритм.

С чего начнём? (Повторим задание.)

Какое задание нужно выполнить? (Продолжить ряд.)

Что дальше? (Определить и повторить правило.)

Какое правило поможет решить закономерность, расскажите. (Чтобы продолжить ряд, надо выяснить, как из первого числа получили второе, потом проверить это на всех числах и, если предположение верно, продолжить.)

Исправьте ошибку, проговаривая правило.

Как получили число 2? (Сложили два предыдущих числа 1 и 1.) Проверим, как получили число 3? (Снова сложили два предыдущих 1 и 2.) Чтобы продолжить ряд, надо сложить два предыдущих 2 и 3, получится 5.

Ошибку исправили. Что теперь? (Выбрать и решить 2 похожих задания, а потом проверить себя по образцу.) Учебник стр. 15 № 2 в)

Какие задания вы считаете похожими? Почему? (Второе и третье т.к. нужно продолжить закономерность, а в других сложить числа.)

Выполните задание второе и третье. Проверьте себя по образцу. На экране образец выполнения задания.

Кто закончил работу над ошибками и дошёл до шага молодец? Встаньте.

Кто снова допустил ошибку? Как следует поступить? (Снова исправить ошибку и начать с первого шага.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Чтобы проверить ученику, как он усвоил новое знание алгоритм исправления ошибки, нужно поработать самостоятельно. Учебник стр. 16 № 4. Пронумеруйте шаги алгоритма в нужном порядке.

Проверьте свою работу по образцу. Зафиксируйте свой результат.

У кого есть ошибки? Что вы себе поставите? Какие шаги алгоритма вы ещё не запомнили? У кого всё получилось?

7. Включение в систему знаний и повторение.

Как ученику нужно относиться к своим ошибкам? Прочитаем мудрые высказывания и подумаем вместе. Учебник стр. 15 № 3.

Какая важная мысль высказана про ошибки? (Ошибки помогают человеку стать разумным.)

Как человек должен относиться к своим ошибкам, чтобы чему-либо научиться? (Важно понимать, в чём твоя ошибка и исправлять.)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Оцените свою работу на уроке. Наклейте наклейку смайлика на ту ступеньку лесенки «ЗНАЮ», которая соответствует вашей работе.

На экране:

  1. Ступенька: были ошибки в самостоятельной работе; ничего не понял по новой теме.
  2. Ступенька: были ошибки в самостоятельной работе; понял новую тему, но остались вопросы; смогу поделиться с другим тем, что узнал.
  3. Ступенька: не было ошибок в самостоятельной работе; понял новую тему, но остались вопросы; смогу поделиться с другим тем, что узнал.
  4. Ступенька: не было ошибок в самостоятельной работе; понял, как исправлять свои ошибки; смогу поделиться с другим тем, что узнал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мир деятельности»

Слайд 2

?

Слайд 3

1 1 2 3 ? 5

Слайд 4

КАК ИСПРАВИТЬ СВОЮ ОШИБКУ

Слайд 5

ПЛАН 1 Прочитать каждый шаг алгоритма. 2 Составить алгоритм. 3 Проверить свою работу.

Слайд 6

повторяю задание исправляю ошибку, проговаривая правило выбираю и решаю 2 похожих задания проверяю по образцу мой результат нахожу и повторяю нужное правило ? МОЛОДЕЦ!

Слайд 7

повторяю задание исправляю ошибку, проговаривая правило выбираю и решаю 2 похожих задания проверяю по образцу мой результат ? МОЛОДЕЦ!

Слайд 8

повторяю задание исправляю ошибку, проговаривая правило выбираю и решаю 2 похожих задания проверяю по образцу нахожу и повторяю нужное правило ? МОЛОДЕЦ! мой результат

Слайд 9

повторяю задание исправляю ошибку, проговаривая правило выбираю и решаю 2 похожих задания проверяю по образцу нахожу и повторяю нужное правило ? МОЛОДЕЦ! мой результат

Слайд 10

повторяю задание исправляю ошибку, проговаривая правило выбираю и решаю 2 похожих задания проверяю по образцу нахожу и повторяю нужное правило МОЛОДЕЦ! ? мой результат

Слайд 11

повторяю задание исправляю ошибку, проговаривая правило выбираю и решаю 2 похожих задания проверяю по образцу нахожу и повторяю нужное правило ? МОЛОДЕЦ! мой результат

Слайд 12

1 1 2 3 ? 5

Слайд 14

исправляю ошибку, проговаривая правило выбираю и решаю два похожих задания повторяю задание нахожу и повторяю нужное правило 3 4 2 1 МОЙ РЕЗУЛЬТАТ __________ ? Как исправить свою ошибку?

Слайд 15

Нет ошибок, понял, могу рассказать . Нет ошибок, остались вопросы, могу рассказать . Есть ошибки, не понял . Есть ошибки, остались вопросы, могу рассказать . ЛЕСЕНКА УСПЕХА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Презентация к уроку технологии в 4 классе на тему:"Новогодние игрушки своими руками".

Данная презентация предназначена для урока технологии в 4 классе. В презентации показано поэтапное выполнение восьмиугольной звезды из цветной бумаги для украшения помещений к Новому го...

Сценарий общешкольного родительского собрания для родителей 1-4 классов по теме: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»

Данный сценарий призван оказать помощь классным руководителям начальной школы  в подготовке и проведении общешкольного или классного родительского собрания по теме : «Позитивная самооценка к...

конспект урока для 3 класса по теме "Я люблю свою семью" УМК ENGLISH-3 Кузовлева В.П. и др

Урок-закрепление материала по теме "Is your family big?". Итоговый урок  предполагает совершенствование речевых навыков (монологическая и диалогическая формы речи по теме "Семья"), а также скрыты...

Классный час в 4 классе на тему: "Я- патриот своей страны", классный руководитель: Шериева З.А

Цель:воспитательнаяВоспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.Задачи:ОбразовательныеПознакомить учащихся с понятием «патриотизм», ...

Урок окружающего мира и математики в 4 классе "Праздники и памятные даты своего региона. Решение задач"

Тема "Праздники и памятные даты своего региона" в 4 классе по окружающему миру интегрирована с уроком математики, темой "Решение задач". В уроке изучаются праздники и памятные даты...