Мастер-класс «Формирование коммуникативных УУД на занятиях по надпредметному курсу «Мир деятельности». Тема «Учимся дружно. Работа в парах» (1-ый класс)
методическая разработка (1 класс) на тему
Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и ещё многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_deyatelnosti_anpilova_o.n.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Формирование коммуникативных УУД на занятиях
по надпредметному курсу «Мир деятельности».
Тема «Учимся дружно. Работа в парах» (1-ый класс)
Анпиловой Ольги Николаевны,
учителя начальных классов
МБОУ "СОШ №30"
Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и ещё многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Я сегодня более подробно остановлюсь на реализации коммуникативной линии в 1 классе.
(Слайд 2) Ее цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.
Программой «Мир деятельности» на коммуникативную линию в течении 4 лет обучения выделено 15 часов. В 1 классе всего 3 часа.
Для изучения следующих тем:
(Слайд 3)
- Правила поведения на уроке.
- Правила работы в паре.
- Правила работы в группе.
Уроки по этим темам дают возможность сформировать знания по коммуникативным УУД.
3 шаг. Имитационная игра.
(Слайд 4)
А сейчас мы более подробно рассмотрим урок по теме:
(Слайд 5)
Учимся дружно. Работа в парах.
(Слайд 6)
Основная цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности.
Данный урок, как и многие другие уроки по Миру деятельности, проводится в технологии деятельностного метода.
(Слайд 7)
Главный герой курса «Мир деятельности»- Смайлик. И сегодня он пригласил на наше занятие по теме «Учимся дружно. Работа в парах.». Крокодила Гену и Чебурашку.
- Как вы думаете, почему именно этих героев пригласил Смайлик? (всегда вместе).
(Слайд 8 )Как и все занятие по «Миру деятельности» это занятие также начинается с этапа «Мотивация к учебной деятельности». На данном этапе учащиеся должны сначала понять, чего они ещё не знают, а потом постараться самим найти способ решения.
(Слайд 9)
На этапе актуализации знаний ученики повторяют правила поведения на уроке. Эти правила были изучены детьми ранее.
Далее я прошу детей сказать, на какие группы можно разбить правила? И дети дают следующий ответ. (На две группы - в зависимости от роли учителя: когда учитель-организатор, и когда учитель-помощник.)
(Слайд 10)
- А теперь вы попробуйте разбить эти правила на данные группы.
(Слайд 11)
- Давайте проверим.
К первой группе мы отнесли правила:
- Не опаздывай на урок!
- Соблюдай на парте порядок !
- Будь внимательным!
- Слушай учителя и точно выполняй все задания!
- Соблюдай тишину!
Ко второй группе отнесли правила:
- Не выкрикивай с места!
- Если хочешь спросить, подними руку!
Как вы думаете зачем нужно выполнять эти правила? (Чтобы была слаженная работа на уроке, мы смогли получить хороший результат.)
(Слайд 12)
Наши гости Крокодил Гена и Чебурашка захотели построить дом Дружбы, ведь друзья должны жить вместе.
Послушайте как это описано в рассказе:
Сначала они решили построить фундамент. Пока Гена таскал кирпичи, Чебурашка стоял в стороне и рассматривал цветочки.
Когда фундамент был готов, герои стали решать, какой высоты должен быть дом. Чебурашка стал объяснять Гене, что нужен низкий и широкий дом, а Гена в этот момент обдумывал, какой будет крыша. Когда все-таки Гена дослушал Чебурашку, он сказал, что не согласен и будет строить дом по-своему. Чебурашка разволновался и не понял, как нужно класть кирпичи. Так они строили, строили, и ничего не построили!
- Почему Крокодил Гена и Чебурашка не достигли своей цели?
- Что они делали неверно?
Да, им не хватало правил.
- Каких именно? ( работа в паре)
Теперь вы попробуйте выбрать из предложенных правил те, которые необходимы для работы в паре.
(Слайд 13)
- Один говорит, другой слушает.
- Мой руки перед едой.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
- Списывайте друг у друга.
- Если не понял, переспроси.
- Работать должны оба.
- Все ли правила вы взяли? Нет
- Почему? (это не правила работы в паре)
- Для того, чтобы запомнить данные правила предлагаю вам выбрать и наклеить их на паровозик в котором едет Смайлик и его подружка Болтушка. Идея паровозика выбрана не случайно, так как мы изучаем урок из коммуникативной линии. Ведь люди всегда общаются, когда передвигаются на поезде.
(Слайд 14)
- Давайте проверим вашу работу по эталону.
- Теперь, когда нам известны правила работы в парах, попробуем применив их выполнить следующее задание.
Наши друзья предлагают вам самим построить такой дом Дружбы, как у них, соблюдая правила работы в паре.
(Учитель раздает на каждую пару конверт с частями «Дома дружбы».
Учащиеся в парах самостоятельно собирают изображение. Учитель дает время на выполнение задания всеми парами, а затем предлагает им образец для самопроверки.)
(Слайд 15)
- Посмотрите, такой дом у вас получился?
На каждом занятие по «Миру деятельности, проведенном в технологии деятельностного метода необходима самостоятельная работа с самопроверкой.
(Слайд 16)
Для самостоятельной работы я предлагаю вам задание на карточке.
Задание: Определите с помощью эталона какое правило нарушили герои и закрасьте квадрат цветом того правила, которое нарушается.
Буратuно с Мальвиной вместе учились сажать цветы. Пока Мальвина высказывала свое мнение, Буратино отвернулся и начал считать ростки. (Нарушено правило: «Один говорит, другой слушает.)
Малыш и Карлсон делали модель машинки. Когда Малыш предложил свой вариант машинки, Карлсон отвернулся и грубо ответил: «Я такую машинку делать не буду!» (Нарушено правило: «Свое несогласие высказывай вежливо.)
Виннu-Пvх с Пятачком лепили горшочек в подарок Сове. Пятачок не понял, что предложил ему Винни-Пух, но не стал переспрашивать, и все испортил. Пришлось начинать работу заново. (Нарушено правило: «Если не понял, переспроси.")
Чип и Дейл решили вместе учиться собирать летательный аппарат. Чип принялся за работу, а Дейл наблюдал и грыз орехи. (Нарушено правило: «Работать должны оба. »)
(Слайд 17)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Учитель показывает образец для самопроверки.)
Таким образом, на примере урока по теме «Учимся дружно. Работа в паре.» я показала вам как происходит формирование коммуникативных компетенций у обучающихся 1 класса.
4 шаг Моделирование.
Уважаемые коллеги сейчас я предлагаю Вам самостоятельно разработать правила, с которыми вы познакомите своих учеников на занятии по теме «Учимся дружно. Работа в группе.»
Сначала вы должны поставить цель занятия и сформулировать необходимые правила.
Выберите названия этапов урока, на которых будет отрабатываться умение работать в группе:
1)Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксация
затруднения в индивидуальной деятельности.
3) Выявление причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из
затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление во внешней
речи.
7) Самостоятельная работа с
самопроверкой.
8) Включение в систему знаний.
9) Рефлексия деятельности на уроке.
- Кто может озвучить свою работу.
5 шаг. Рефлексия
Итак, наша работа завершилась и я предлагаю каждому из Вас оценить мастер –класс. У Вас есть карточки – помощники со Смайликом, воспользуйтесь ими. Выберите ту карточку, которая соответствует Вашему настроению, и прикрепите её на паровозик..
1.Мастер-класс полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
(Слайд 18)
-Большое спасибо за работу! Мне было приятно с вами общаться. Желаю всем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").
Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...
Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.
В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...
Урок из цикла надпредметного курса « Мир деятельности» по теме " Учимся дружно. Правила работы в группах"
Правила работы в группах....
Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Учусь составлять план" (УМК "Перспектива")
Планируемые результаты:Личностные:формировать представление о том, что такое план; Познавательныенаучиться использоваться планЦель: уз...
Конспект внеурочного занятия по курсу "Мир деятельности", тема «Проверяю свою работу. Подробный образец», УМК "Перспектива"
Планируемые результаты:Личностные:сформировать представление о понятии «подробный образец», уточнить понятие «образец»;проявлять интерес к учению.Познавательные:определить цель...
Конспект внеурочного занятия «Учимся дружно. Работа в группе» ("Мир деятельности", 1 класс)
Цели:построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности. 1.Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека.2. Раскрытие приоритета ценности здоровья и формир...
Конспект внеурочного занятия "Учимся дружно. Работа в группе" (Мир деятельности, 1 класс)
Цель деятельности учителя: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности.1. Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека;2. Раскрытие приоритета...