Мастер-класс «Формирование коммуникативных УУД на занятиях по надпредметному курсу «Мир деятельности». Тема «Учимся дружно. Работа в парах» (1-ый класс)
методическая разработка (1 класс) на тему

Анпилова Ольга Николаевна

 

Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и ещё многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_deyatelnosti_anpilova_o.n.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Формирование  коммуникативных УУД  на занятиях

по надпредметному  курсу  «Мир деятельности».

 Тема «Учимся дружно.   Работа в парах»  (1-ый класс)

Анпиловой Ольги Николаевны,

учителя начальных классов

МБОУ "СОШ №30"

Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и ещё многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Я сегодня более подробно остановлюсь на реализации коммуникативной линии в 1 классе.

(Слайд 2) Ее цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д. 

Программой «Мир деятельности» на коммуникативную линию в течении 4 лет обучения выделено 15 часов. В  1 классе всего 3 часа.

Для изучения следующих тем:

(Слайд 3)

  1. Правила поведения на уроке.
  2. Правила работы в паре.
  3. Правила работы в группе.

Уроки по этим темам дают возможность сформировать знания по коммуникативным УУД.

3 шаг.   Имитационная игра.

(Слайд 4)

 А сейчас мы более подробно рассмотрим  урок по теме:

(Слайд 5)

Учимся дружно. Работа в парах.

(Слайд 6)

 Основная цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности.

Данный урок, как и многие другие уроки по Миру деятельности, проводится в технологии деятельностного метода.

(Слайд 7)

Главный герой курса «Мир деятельности»-  Смайлик.  И сегодня  он пригласил на наше занятие по теме «Учимся дружно. Работа в парах.». Крокодила Гену и Чебурашку.

- Как вы думаете, почему именно этих героев пригласил Смайлик? (всегда вместе).

(Слайд 8 )Как и все занятие по «Миру деятельности» это занятие также начинается с этапа   «Мотивация к учебной деятельности». На данном этапе  учащиеся должны  сначала понять, чего они ещё не знают, а потом  постараться самим найти способ решения.  

(Слайд 9)

На этапе актуализации знаний ученики повторяют правила поведения на уроке. Эти правила были изучены детьми ранее.

Далее я прошу детей сказать,  на какие группы можно разбить правила?  И дети дают следующий ответ. (На две группы - в зависимости от роли учителя: когда учитель-организатор, и когда учитель-помощник.)

(Слайд 10)

- А теперь вы  попробуйте разбить эти  правила на данные группы.

(Слайд 11)

- Давайте проверим.

К первой группе мы отнесли правила:

  1. Не опаздывай на урок!
  2. Соблюдай на парте порядок !
  3. Будь внимательным!
  4. Слушай учителя и точно выполняй все задания!
  5. Соблюдай тишину!

Ко второй группе отнесли правила:

  1. Не выкрикивай с места!
  2. Если хочешь спросить, подними руку!

Как вы думаете зачем нужно выполнять эти правила? (Чтобы была слаженная работа на уроке, мы смогли получить хороший результат.)

(Слайд 12)

        Наши гости Крокодил Гена и Чебурашка захотели построить дом Дружбы, ведь друзья должны жить вместе.

Послушайте как это описано в рассказе:

Сначала они решили построить фундамент. Пока Гена таскал кирпичи, Чебурашка стоял в стороне и рассматривал цветочки.  

Когда фундамент был готов, герои стали решать, какой высоты должен быть дом. Чебурашка стал объяснять Гене, что нужен низкий и широкий дом, а Гена в этот момент обдумывал, какой будет крыша. Когда все-таки Гена дослушал Чебурашку, он сказал, что не согласен и будет строить дом  по-своему. Чебурашка разволновался и не понял, как нужно класть кирпичи. Так они строили, строили, и ничего не построили!

- Почему Крокодил Гена и Чебурашка не достигли своей цели?

- Что они делали неверно?

Да, им не хватало правил.

- Каких именно? ( работа в паре)

Теперь вы попробуйте  выбрать из предложенных правил те,  которые необходимы для работы в паре.  

(Слайд 13)

  1. Один говорит, другой слушает.
  2. Мой руки перед едой.
  3. Свое несогласие высказывай вежливо.
  4. Списывайте друг у друга.
  5. Если не понял, переспроси.
  6. Работать должны оба.

- Все ли правила вы взяли? Нет

- Почему? (это не правила работы в паре)

-  Для того, чтобы запомнить данные правила предлагаю вам выбрать и  наклеить их   на паровозик в котором едет  Смайлик и  его подружка Болтушка.  Идея паровозика выбрана не случайно, так как мы изучаем урок из коммуникативной линии. Ведь люди всегда общаются, когда передвигаются на поезде.  

(Слайд 14)

- Давайте проверим вашу работу по эталону.

- Теперь, когда нам известны правила работы в парах, попробуем применив их выполнить следующее задание.

   Наши друзья предлагают вам самим построить такой дом  Дружбы, как у них, соблюдая правила работы в паре.

(Учитель раздает на каждую пару конверт с частями «Дома дружбы».

 Учащиеся в парах самостоятельно собирают изображение. Учитель дает время на выполнение задания всеми парами, а затем предлагает им образец для самопроверки.)

(Слайд 15)

- Посмотрите, такой дом у вас получился?  

На каждом занятие по «Миру деятельности, проведенном в  технологии деятельностного метода необходима самостоятельная работа с самопроверкой.

(Слайд 16)

Для самостоятельной работы я предлагаю вам задание на карточке.

Задание: Определите  с помощью эталона  какое правило нарушили герои и закрасьте квадрат цветом того правила, которое нарушается.

Буратuно с Мальвиной вместе учились сажать цветы. Пока Мальвина высказывала свое мнение, Буратино отвернулся и начал считать ростки. (Нарушено правило: «Один говорит, другой слушает.)

Малыш и Карлсон  делали модель машинки. Когда Малыш предложил свой вариант машинки,  Карлсон отвернулся и грубо ответил: «Я такую машинку делать не буду!» (Нарушено правило: «Свое несогласие высказывай вежливо.)

Виннu-Пvх с Пятачком лепили горшочек в подарок Сове. Пятачок не понял, что предложил ему  Винни-Пух, но не стал переспрашивать, и все испортил. Пришлось начинать работу заново.  (Нарушено правило: «Если не понял, переспроси.")

Чип и Дейл решили вместе учиться собирать летательный аппарат. Чип принялся за работу, а  Дейл наблюдал и грыз орехи. (Нарушено правило: «Работать должны оба. »)

(Слайд 17)

         - Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Учитель показывает образец для самопроверки.)

Таким образом, на примере урока по теме «Учимся дружно. Работа в паре.» я показала вам как происходит формирование коммуникативных компетенций у обучающихся 1 класса.

4 шаг Моделирование.

Уважаемые коллеги сейчас я  предлагаю Вам самостоятельно разработать правила, с которыми вы познакомите своих учеников на занятии по теме «Учимся дружно. Работа в группе.»

Сначала вы должны поставить цель занятия и сформулировать необходимые правила.

 Выберите названия этапов урока, на которых будет отрабатываться умение работать в группе:

1)Мотивация к учебной деятельности.

2) Актуализация знаний и фиксация

затруднения в индивидуальной деятельности.

3) Выявление причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из

затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление во внешней

речи.

7) Самостоятельная работа с

самопроверкой.

8) Включение в систему знаний.

9) Рефлексия деятельности на уроке.

- Кто может озвучить свою работу.

5 шаг. Рефлексия

Итак, наша работа завершилась и я предлагаю каждому из Вас оценить мастер –класс. У Вас есть карточки – помощники со Смайликом, воспользуйтесь ими. Выберите ту карточку, которая  соответствует Вашему настроению, и прикрепите её на паровозик..

1.Мастер-класс полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

(Слайд 18)

-Большое спасибо за работу! Мне было приятно с вами  общаться. Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").

Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Учусь составлять план" (УМК "Перспектива")

Планируемые результаты:Личностные:формировать представление о том, что такое план;           Познавательныенаучиться использоваться планЦель: уз...

Конспект внеурочного занятия по курсу "Мир деятельности", тема «Проверяю свою работу. Подробный образец», УМК "Перспектива"

Планируемые результаты:Личностные:сформировать представление о понятии «подробный образец», уточнить понятие «образец»;проявлять интерес к учению.Познавательные:определить цель...

Конспект внеурочного занятия «Учимся дружно. Работа в группе» ("Мир деятельности", 1 класс)

Цели:построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности. 1.Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека.2. Раскрытие приоритета ценности здоровья и формир...

Конспект внеурочного занятия "Учимся дружно. Работа в группе" (Мир деятельности, 1 класс)

Цель деятельности учителя: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности.1. Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека;2. Раскрытие приоритета...