Урок из цикла надпредметного курса « Мир деятельности» по теме «Целеустремленность"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Личностные качества ученика: целеустремленность.
Урок 16 (ценностная линия)
Основные цели:
- Сформировать представление о целеустремленности в учебной деятельности.
- Показать значимость целеустремленности в учебной деятельности, как личностного качества необходимого ученику в процессе обучения.
Данный урок направлен на формирование личностного качества «целеустремленность», как качества, помогающего ученику быть успешным в учебе.
Важно обратить внимание на основные компоненты урока:
- Новое знание – ответ на вопрос: «Как должен действовать целеустремленный ученик?».
- Задание на пробное действие заключается в определении того, действовал ли герой как целеустремленный ученик, и в обосновании своих ответов.
- Фиксация затруднения состоит в отсутствии обоснования своих ответов.
- Фиксация причины затруднения: «Мы не знаем, как должен действовать целеустремленный ученик».
- Формулировка цели: «Узнать, как должен действовать целеустремленный ученик».
- Новое знание фиксируется в эталоне, который дает ответ на вопрос пробного действия: «Как должен действовать целеустремленный ученик?».
Данное знание поможет учащимся более эффективно включаться в учебную деятельность. Такой результат ученики смогут получить при системном использовании эталона на всех предметных уроках. При проведении уроков в технологии деятельностного метода работу с эталоном «целеустремленность» можно организовать на этапах постановки цели, построения и реализации проекта выхода из затруднения, рефлексии деятельности на уроке.
В ходе данного урока учитель, также, организует тренинг следующих УУД: умение самостоятельно фиксировать свое затруднение, определять его причину, ставить цель учебной деятельности и предъявлять результат на уроке открытия нового знания.
Ход урока.
Демонстрационный материал:
- Солнышко с лучиками «Активность», «Честность», «Терпение», «Доброжелательность», «Любознательность»
- Изображения сказочных персонажей: Болтушка, Почемучка, Шустрик.
- Структура 1 и 2 шага учебной деятельности.
- Эталоны с уроков: «Причина затруднения», «Ставлю цель», «Эталон».
- Слова «добро», «знание» «цель», «желать», «стремиться», «любить».
- Тема урока.
- Эталон «Целеустремленность».
- Лучик со словом «целеустремленность».
- Образец для проверки самостоятельной работы.
Раздаточный материал:
- Карта для открытия.
- Эталон.
- Рифмовка для групп.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- О чем на уроках вам напоминает это солнышко? (О том, какими качествами должен обладать ученик, чтобы быть успешным в учебе.)
- Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О качестве ученика.)
- Сегодня на уроке вы со Смайликом попадете в гости к его друзьям из необычной школы.
Познакомьтесь с ними: Болтушка, Почемучка и Шустрик.
- Кого из них вы уже знаете? (Почемучку.)
- Как вы думаете, почему у героев такие имена? (…)
- Наши герои – ученики «Сказочной школы». Они, как и вы, тоже учатся. Поэтому для них тоже важно знать, как правильно надо учиться.
Поделитесь с ними секретом, какие шаги, нужно пройти, чтобы открыть новое знание? (Сначала повторим только необходимое, потом выполним пробное действие, поймем, что мы еще не знаем, подумаем, почему…)
- Отлично, я желаю вам удачи в открытии!
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
- С чего начнем наш урок? (С повторения необходимого.)
- Вам надо повторить все что знаете? (Нет, только то, что нам будет необходимо при открытии нового.)
- 1 задание:
- Посмотрите на эталоны в, пронумеруйте их в том порядке, в котором вы проходите их на уроке.
(Эталоны уроков: «Причина затруднения», «Ставлю цель», «Эталон»).
- Проверяем работу по образцу. А почему именно в таком порядке? (Этот порядок соответствует шагам учебной деятельности).
2 задание:
- Хорошо, теперь выполните задание в парах. Сегодня при работе в парах, я прошу особенно обратить внимание на правило «Работать должен каждый на общий результат».
- Наши герои хотят самостоятельно научиться новому. Прочитайте их рассуждения, посоветуйтесь друг с другом и определите, правильно ли они поставили перед собой цель. Если вы согласны с тем, что герой правильно ставит цель, поставьте плюс, если не согласны – поставьте минус.
1. Болтушка: «Я не знаю, как печь блины. Мне надо узнать, как испечь блины».
2. Шустрик: «Я не знаю, что такое гербарий. Я попрошу друга сделать его за меня».
- Проверьте выполнение задания по образцу.
- Давайте докажем правильность наших рассуждений. Для этого возьмите карандаш и подчеркните опорные слова в первой ситуации, которые доказывают, что ученики ставили цель правильно. (Ребята подчеркивают опорные слова «я не знаю» – «узнать».)
- Почему во второй ситуации герой неверно определил цель? (Потому что его цель не приведет к результату – новому знанию и умению. Шустрик не хочет узнать и научиться сам делать гербарий, поэтому он этому не научится.)
- Сформулируйте правильно цель для второй ситуации. (Узнать, что такое гербарий).
- Молодцы, вы все правильно объяснили. Я желаю вам правильно поставить цель на уроке и получить свой результат.
- А чем вы можете доказать, что вы получили результат на уроке открытия нового знания? (Предъявить эталон.)
- Для чего он необходим? (Чтобы его потом применять и обосновывать свой ответ.)
- Что нужно сделать, чтобы лучше запомнить новое знание? (Записать эталон и его проговорить.) Молодцы!
3 задание:
- Посмотрите на следующее задание.
Учитель открывает слова «добро», «любить», «цель», «желать», «стремиться», «знание».
Наша героиня Болтушка, рассказывала Почемучке, о качествах, которые очень важны для нее в учебной деятельности.
- Догадайтесь, о каких качествах она говорила?(…)
- Какие качества вы уже знаете? (…)
Учитель добавляет лучики «доброжелательность» и «любознательность» на солнышко.
Какое новое качество вам предстоит открыть для себя сегодня на уроке? (Целеустремленность).
Как вы понимаете это качество? (Целеустремленным называют того, кто стремится к цели.)
- Да, в толковом словаре вы сможете найти именно такое определение. Нам нужно теперь понять, что должен делать целеустремленный ученик, и почему это качество так важно для каждого ученика.
- Давайте обобщим, что вы повторили и узнали? (Эталоны по темам: «Причина затруднения», «Ставлю цель», «Эталон», узнали что такое «целеустремленность».)
- Эти знания вам помогут при открытии нового.
3. Задание для пробного действия
- Какое задание я сейчас вам предложу? (Пробное.)
- Внимательно послушайте задание для пробного действия. Я прочитаю историю про Почемучку, а вы попробуйте определить, он действовал как целеустремленный ученик или нет?
Как Почемучка читал письмо.
«Однажды в лагере на летних каникулах Почемучка познакомился с мальчиком из Англии. Они подружились. В лагере был переводчик, который помогал им общаться.
В ноябре Почемучка получил письмо от своего английского друга. Почемучка очень хотел прочитать письмо, но не знал английского языка. Тогда он решил, что надо найти того, кто знает английский язык и сможет перевести письмо. Он помчался к Шустрику и Болтушке. Но они не смогли ему помочь, так как еще не изучали иностранный язык. «Что же делать,– подумал Почемучка, – как прочитать письмо?» Никто из его знакомых так и не смог ему помочь.
Тогда он пошел в библиотеку, взял англо-русский словарь для перевода письма и стал переводить сам. Он перевёл письмо и был доволен результатом. Почемучка смог прочитать письмо и узнал, что друг приглашает его в гости на зимние каникулы».
- Повторю вопрос: действовал ли Почемучка в этой истории как целеустремленный ученик?
- Поднимите руку те из вас, у кого нет ответа?
- Теперь те, у кого есть ответ.
- Посмотрите, какой результат получился.
- Кто не смог ответить на вопрос? В чем ваше затруднение? (Мы не смогли ответить на вопрос: «Как должен действовать целеустремленный ученик?»).
- Учитель использует для образца эталон «Фиксация затруднения».
- Поднимите руку те, кто точно знает, что его ответ правильный? (…)
- Кто из вас может обосновать правильность своего ответа? Скажите, используя эталоны, что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
- Молодцы, вы смогли зафиксировать свое затруднение. Что дальше необходимо сделать? (Подумать и найти его причину.)
4.. Выявление причины затруднения.
- Давайте остановимся и подумаем. Какое задание вы все выполняли? (Нам надо было определить, был ли Почемучка в этой истории целеустремленным учеником или нет.)
- Класс по ответам разделился на две группы. Встаньте та группа учеников, у которых не было ответов.
- Встаньте теперь те ученики, у которых были ответы, но вы не смогли их обосновать.
- У всех возникло затруднение. А в чем причина ваших затруднений? (Не знаем, как правильно должен действовать целеустремленный ученик.)
- Получается, что у всех одна и та же причина затруднения, какая? (Мы не знаем, как должен действовать целеустремленный ученик.)
5. Проблемное объяснение нового знания.
- Значит, какую цель вы все перед собой поставите? (Узнать, как должен действовать целеустремленный ученик.)
- Молодцы, вы поставили перед собой цель. Какие эталоны вам помогли? (Эталоны «Причина затруднения», «Ставлю цель»).
- Я предлагаю вам сделать открытие в группах. Объединитесь в группы, выберете ответственного. Соблюдайте правила работы в группе, чтобы получить общий результат.
- Каждая группа получает карту, на которой вы увидите учебную ситуацию и разные шаги, которые выполняют герои, чтобы достичь своей цели. Ваша задача выбрать и соединить между собой только те шаги карты, которые помогут ученику достичь цели, которую он поставил. Затем каждая группа представит свой результат, и мы сделаем вывод.
- Посмотрите на карту, прочитайте ее. У кого есть вопросы? Приступайте к выполнению задания.
Ответственные групп назначают ученика, который будет представлять проект. Зачитайте цель героя, далее его действия и результат, который он должен получить.
- Сделаем вывод, что должен делать целеустремленный человек, ученик? Прочитайте, что он сначала делает. (Сначала ставит цель.)
- Далее? (Действует.)
- Как действует?
- Он действует без разбора или все его действия должны иметь отношение к поставленной цели? (Согласно цели).
- Почему? (Иначе он не получит тот результат, на который рассчитывает).
- Чем должны закончится его действия? (Получением результата).
- Совершенно верно, добавлю, что каждый шаг ученик должен пройти как? (Сам).
- Давайте вернемся к пробному действию и разберем по эталону ситуацию нашего героя Почемучки.
- Определите, какую цель он поставил? (Прочитать письмо).
- Как он действовал, чтобы получить результат? (Сначала просил помощь, потом перевел письмо со словарем.)
- Какой результат он получил? (Смог прочесть письмо).
- Соответствовал ли результат поставленной цели? (Да).
- Можно ли сказать, что Почемучка действовал как целеустремленный ученик? (Да).
- Посмотрите на доску. Вы можете утверждать, что справились с затруднением? (Да.)
- Как вы можете это доказать? (Мы составили эталон качества целеустремленность.)
- Когда на уроке вам поможет это качество? (Когда мы ставим цель, когда работаем в парах или группах, чтобы открыть новое знание).
- Почему оно важно для каждого ученика? (Зная, как действует целеустремленный ученик, сможешь получить тот результат, на который рассчитываешь).
- Вы все молодцы. Наши герои тоже открыли для себя важное знание, теперь они предлагают вам немного отдохнуть. Нужно быстро в группах разучить рифмовку и придумать для нее движения.
Физкультминутка.
Я себе поставлю цель!
Буду действовать смелей,
Получу я результат,
Я учиться очень рад!
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Вы открыли новое знание? (Да.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Нам необходимо научиться пользоваться этим знанием, потренироваться в его применении).
- Давайте сначала проговорим вслух по эталону, как должен действовать целеустремленный ученик? (…)
- Теперь проговорите еще раз новое знание друг другу по эталону. (Ученик будет целеустремленным, когда сам поставит цель, сам будет действовать и получит результат.)
- Я зачитаю вам ситуации из жизни учеников. Вы должны будете определить, опираясь на эталон, ведут ли они себя как целеустремленные ученики или нет. Первую ситуацию мы разберем вместе.
1 ситуация:
«Болтушка поставила себе цель: научиться читать 100 слов в минуту. Она узнала приемы беглого чтения и стала их применять. Скорость ее чтения выросла до 120 слов в минуту».
- Давайте посмотрим на эталон. Поставила Болтушка цель? (Да, поставила).
- Стала ли она действовать согласно своей цели? (Да.)
- Что она стала делать? (Узнала приемы скоростного чтения, стала тренироваться читать быстро).
- Получила ли она результат? (Да).
- Результат соответствует той цели, которую она ставила? (Да).
- Можно ли считать, что в этой ситуации Болтушка проявила себя как целеустремленная ученица? (Да, в этой ситуации ее можно назвать целеустремленной).
- Ставим ей плюс.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Как вы сможете проверить, научились вы определять, был ли ученик целеустремленным или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу)
- Я вам буду зачитывать следующие ситуации, а вам надо в клеточке поставить «+», если ученик проявил целеустремленность, и « – », если нет.
2 ситуация:
«Шустрик захотел заниматься музыкой. Он поставил себе цель: записаться в музыкальную студию. Когда он пришёл туда, ему объявили, что набор в музыкальную студию закончен. Он развернулся и пошел домой».
3 ситуация:
«Почемучка решил выучить таблицу умножения так, чтобы в ней не ошибаться. Он записал ее на отдельные листы, развесил их по всей квартире и постоянно тренировался. Полученный результат его порадовал, так как он без ошибок вычислял примеры на таблицу умножения».
- Проверяем свою работу по образцу.
- У кого есть ошибки?
- Давайте разберемся, почему они появились?
- Рассмотрим вторую ситуацию. Почему Шустрика нельзя назвать в этой ситуации целеустремленным? (Он не получил тот результат, который хотел).
- Что ему нужно сделать, чтобы его действия привели к результату? (Пойти и записаться в другую музыкальную школу).
- А в третьей ситуации? (Почемучку можно назвать целеустремленным, так как он сам поставил цель, действовал и получил тот результат, который хотел).
- Если у вас есть ошибки в самостоятельной работе, то поставьте в звездочке – «?», если оба ответа правильные «+». О чем вам говорит знак вопроса? (Нам нужно еще потренироваться).
- А где вы сможете потренироваться? (На уроках и дома).
8. Включение в систему знаний.
- Скажите, а где вам пригодиться качество целеустремленность? Приведите примеры.(…)
- Как вы думаете, а это качество нужно только ученику? (…).
- Приведите примеры. (…)
- Кто из вас захотел стать целеустремленным? (…)
- Что вы будете делать, чтобы развить в себе это качество? (…)
1 задание:
- Прочитайте мудрое высказывание .
«Секрет успеха – упорство в достижении цели».
- Как вы понимаете это высказывание? (…)
- К какой части эталона оно подходит больше всего? (Действую).
- Молодцы!
9. Рефлексия деятельности на уроке.
- Наш урок подошел к концу. Наши герои благодарят вас за интересную работу.
- Давайте проанализируем свою работу на уроке.
- Какое новое знание вы сегодня открыли? (Мы открыли новое качество ученика «целеустремленность».)
- Как вы сможете доказать, что открыли новое знание? (Мы составили эталон.)
- Прочитайте предложение: «Я хочу быть целеустремленным, так как…» Закончите его. (…)
- Дома вы сможете записать в тетрадь свое высказывание.
- На солнышке класса уже записано новое качество, что вам осталось сделать? (Нам осталось записать это качество на своих солнышках в тетради.)
- Дома вы можете раскрасить лучик и вклеить наклейку в эталон. Расскажите о новом знании друзьям или родителям.
- Теперь оцените свою работу за урок на «Лесенке успеха».
- Те, кто разобрался, как действует целеустремленный ученик, не допустил ошибок в самостоятельной работе и сам сможет рассказать о новом знании, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те, кто совсем не понял, в чем проявляется качество ученика целеустремленность, не справился с самостоятельной работой – на нижнюю. А у кого остались небольшие вопросы, была ошибка в самостоятельной работе – на 2 или 3 ступеньку, на какую именно, каждый решит сам.
- Отрывок из стихотворения А.Барто «Болтунья».
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали
А.Барто «Катя».
Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.
— Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая? —
А Катя сказала:
— Я жду урожая.
А.Барто «Помощница».
А У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
― Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
- Молодцы! Урок закончен.
- Дома, по желанию, вы можете найти героя из книги, мультфильма или кинофильма, которого вы считаете целеустремленным, и рассказать о нем историю, подтверждающую ваши слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Природа, Земля». надпредметный курс 1 класс" Мир деятельности"
Мир деятельности» ОС школа 2000 Л.Г. Петерсон урок 4 четверть " Природа Земля Цель: 1) Раскрыть приоритет данных ценностей, организовать осознание взаимосвязи Человека и Природы. 2) Сформировать воспр...

Надпредметный курс "Мир деятельности" как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС"(тема самообразования 2012-2016уч.год).
учителям начальных классов...

Мастер-класс «Формирование коммуникативных УУД на занятиях по надпредметному курсу «Мир деятельности». Тема «Учимся дружно. Работа в парах» (1-ый класс)
Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные...

Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"
В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....

Сценарий урока к надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2-го класса по теме: "Как исправить свою ошибку"
Мир деятельности 2 класс Образовательная система деятельностного метода обучения Петерсон Л.Г. «Школа 2000…» Авторы учебника Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Урок разработан в те...

Статья. Формирование УУД на уроках надпредметного курса «Мир деятельности» (из опыта апробации курса)
Школа сегодня стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший ...

Урок из цикла надпредметного курса « Мир деятельности» по теме " Учимся дружно. Правила работы в группах"
Правила работы в группах....