Модифицированная программа внеурочной деятельности «Юный эколог»
рабочая программа по теме
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности "Юный эколог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_ekolog.docx | 54.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Юный эколог»
учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
Сафиной Рузалии Наильевны
Пояснительная записка.
Модифицированная программа внеурочной деятельности «Юный эколог» разработана для учащихся 1-х классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДОО, ФЗ «Об образовании в РФ. Рабочая программа направлена на формирование экологической компетентности обучающихся способствующему развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.
В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. С ранних лет дети должны осознать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ!
Актуальность
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Цель программы: воспитание нового экологического сознания на основе изучения животных и птиц.
Данная цель достигается решением следующих задач:
Обучающие:
- дать общие представления о природе;
- научить правилам обращения с животным миром;
- изучение и исследование вместе с детьми конкретных объектов природы (животных и птиц)
- закрепить умение учащихся работать с литературой.
Воспитывающие:
- воспитание доброго отношение к окружающему миру;
- воспитание видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- пробудить у детей чувство любви к природе.
Развивающие:
- развить интерес ребёнка к науке экологии;
- развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление;
- развивать чувство красоты.
Особенности программы.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог», эколого-биологической направленности, составлена в соответствии с ФГОС ДОО,ФЗ «Об образовании в РФ», «Устава МБОУ «СОШ№1» г. Тарко-Сале, примерной программы внеурочной деятельности «Такие знакомые незнакомцы». Автор – составитель Е.М. Елизарова– Волгоград: Учитель, 2007. – 235с., теоретических основ исследований возрастной психологии, экологической педагогики и психологии С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина;идей экологической этики В. Е. Борейко; концепции личностно ориентированного образования В. В. Серикова.
Внеурочные занятия проводятся в группе во второй половине дня, 1 час в неделю (всего - 34 часа).
Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» состоит из двух частей:
- Дикие животные
- Пернатые жители
В первой части программы «Юный эколог» дети ближе знакомятся с известными ими животными, изучают их особенности, узнают, чем они полезны для человека.
Во второй части программы «Юный эколог» речь идет о птицах, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, но знают о них очень мало, зачастую не могут отличить одну птицу от другой.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Общая характеристика курса
Спецификой курса является реализация содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Курс направлен на создание на занятиях эмоционально-положительной творческой атмосферы, организацию диалогического общения с детьми.
Программа реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Внеурочная программа «Юный эколог» содержит теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть программы направлена на знакомство с жизнью животных через диалог, чтение художественной литературы.
Практическая, деятельностная направленность курса, осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, в парах.
Формы организации деятельности детей: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» предполагает осуществление систематических фенологических наблюдений, раскрывающих экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей, предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы внеурочной деятельности «Юный эколог» являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции, знакомство с определителями, составление памяток. Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» предполагает различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, оказание помощи в оборудовании и озеленении классной комнаты, участие в организации праздников, выполнение летнего задания.
Результативность
Формами подведения итогов и результатов реализации программы внеурочной деятельности выступают традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», проекты, презентации и др.
Место программы внеурочной деятельности «Юный эколог» в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год , 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в учебном классе, по 40 минут в 1 классе.
Ожидаемый результат.
Предметные результаты:
- иметь представление о наиболее типичных представителей животного мира России; ЯНАО, Пуровского района.
- знать какую пользу приносят представители животного мира;
- знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- знать правила бережного отношения к животному миру России.
Личностные
- принятие образа «добрый хранитель и защитник природы»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в природоохранной деятельности;
- уважительное отношение и бережное отношение к природе;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие положительной мотивации и познавательного интереса к занятиям по программе «Юный эколог»;
- формирование способности к самооценке, начальных навыков сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса . 1-й год обучения
«Юный эколог» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4.Серый хищник – волк (1час)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Мышка-норушка (1час)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)
Животный мир Ямала, его представители, их приспособленность к суровым условиям севера. Праздники народов Севера: как готовятся к ним и как отмечают. Вороний день. Медвежий праздник.
Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»
Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка - городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.
Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час)
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 33. «Золотая птица» — иволга. (1час)
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».
Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут?».
Учебно-тематическое планирование
занятий «Юный эколог»
№п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | Форма контроля | Дата занятия | |
Теория 0,5 ч | Практика 0,5ч | |||||
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 1 | Беседа . Игра |
| Познавательная игра | |
2. Дикие животные ( 19 часов) |
|
| ||||
2 | Заяц - «Длинное ухо» | 1 | Беседа, чтение сказки. | Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы,раскраска | Презентация Конкурс на лучший герб | |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Лиса» | Загадки, лепка лисы | Презентация | |
4 | Серый хищник - волк | 1 | Беседа, чтение сказки В Зотова «Волк» | Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы,раскраска | Презентация Викторина | |
5 | Хозяин леса - медведь | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Медведь» | Загадки, занимательные вопросы, чтение стихов, составление портрета «Бурый медведь». | Презентация | |
6 | Любознательный зверёк -белка | 1 | Беседа чтение рассказа В Зотова «Белка» | Загадки, занимательные вопросы, работа в группах – «Собери мозаику» | Презентация | |
7 | Куница - охотник на белок | 1 | Беседа, чтение рассказа В. Бианки «куница за белкой» | Загадки, отгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку» | Презентация | |
8 | Лесной красавец - лось | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Лось» | Загадки, работа в группах - Панно «Лесной красавец» | практическая работа | |
9 | Сердитый недотрога- ёж | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Ёж» | Загадки, занимательные вопросы, чтение стихов, творческая работа «Вылепи ёжика» | Диалог, творческая работа | |
10 | Подземный житель - крот | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Земляные холмики» | Загадки, занимательные вопросы, игра: «Поле чудес» | Презентация игра | |
11 | Всеядное животное — барсук | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Барсук» | Загадки,скороговорки, Работа в группах «Собери мозаику» | Творческая мастерская | |
12 | Бобр-строитель | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Бобр» | Загадки, скороговорки ,раскраска | Презентация | |
13 | Запасливый бурундук | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Бурундук» | Загадки, разгадывание кроссворда ,раскраска | Презентация Викторина | |
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Кабан» | Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. | Конкурсная программа | |
15 | Мышка-норушка | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Мышка» | Загадки, разучивание стихотворения, сценка «Теремок». | Инсценирование | |
16 | Рысь - родственник кошки | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Рысь» | Загадки, рисование домашней кошки или рыси. | Творческая работа | |
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Соболь» | Загадки, игра «Эти забавные животные». | Заочная экскурсия | |
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Тигр» | Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы, оригами | Презентация Викторина Диалог, практическая работа | |
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | 1 | Беседа, чтение рассказа В. Бианки «Снежный взрыв и спасенная косуля» | Загадки, Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». | Игра | |
20 | Обобщающие занятие о диких животных «Знай животных своего края» | 1 | Животный мир Ямала, его представители, их приспособленность к суровым условиям севера. Праздники народов Севера: как готовятся к ним и как отмечают. Вороний день. Медвежий праздник. | Игра «Отгадай животное по описанию», рассматривание иллюстраций с животными Ямала, сравнение, анализ их внешнего вида, выделение того, что помогло им приспособиться, отгадывание кроссворда. Рассказ о праздновании праздника чистого чума и обряде почитания оленя. Сообщение подготовленными детьми о Медвежьем празднике, чтение о вороньем дне, рисование узора «Оленьи рога» | Путешествие в тундру | |
3. Пернатые жители (14 часов) | ||||||
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Воробей» | Загадки, занимательные вопросы, раскраска, народные приметы | Презентация | |
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Ворона» | Подготовка сообщений в группах по плану: -внешний вид; -питание; -места обитания. Выступления детей. | Презентация Занятие-дискуссия | |
23 | Ворон - красивая, умная птица | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Ворон» | Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы,раскраска | Презентация Изо-студия | |
24 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Тигр» | Игра «Найди лишнее», конкурс на лучшую составленную загадку о сороке, разучивание скороговорок, разучивание потешек. | Презентация Викторина | |
25 | «Лесной доктор» - дятел | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Дятел» | Игра «Найди мой дом», скороговорок, чтение занимательных фактов из жизни дятлов, раскраска. | Презентация Изо-студия | |
26 | Соловей - «великий маэстро» | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Соловей» | Подготовка сообщений в группах по плану: -внешний вид; -питание; -места обитания. Выступления детей. | Презентация Занятие-дискуссия | |
27 | Галка - городская птица | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Галка» | Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы, работа в группах «Собираем мозаику». | Творческая мастерская | |
28 | Загадочная птица - кукушка | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Кукушка» | Загадки, занимательные вопросы, раскраска | Презентация | |
29 | «Пернатая кошка» - сова | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Сова» | Загадки, расшифровка ребусов, занимательные вопросы, выполнение аппликации | Презентация Творческая мастерская | |
30 | Любимая птица - снегирь | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Снегирь» | Выполнение аппликации | Презентация Творческая мастерская | |
31 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Синица» | Загадки, Подготовка сообщений в группах по плану: -внешний вид; -питание; -места обитания. Рисование птиц с яркими клювами. | Занятие-дискуссия, творческая работа | |
32 | Наш добрый сосед - скворец | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Скворец» | Загадки , раскраска Конкурс скворечников | Презентация Творческая мастерская | |
33 | «Золотая птица» — иволга | 1 | Беседа, чтение рассказа В Зотова «Иволга» | Загадки, занимательные вопросы, Игра «птичьи расцветки». | Презентация, игра | |
34 | Обобщающее занятие о птицах | 1 | Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут. | Конкурсная программа |
Материально- техническое обеспечение
- Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
- Простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
- Аудио- и видеозаписи;
- тексты художественных произведений;
- специальные тетради, альбомы;
- таблицы, плакаты;
- видеофильмы ;
- Мультимедиа проектор, доска;
- Настенная доска с приспособлением для крепления картинок;
- Персональный компьютер, принтер;
- Ноутбуки (ПК для учащихся).
Литература.
При составлении программы использованы методические пособия:
- «Такие знакомые незнакомцы». (Е.М. Елизарова– Волгоград: Учитель, 2007.)
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);
- «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
- Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
- Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
- Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
- Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
- Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
- Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
- Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
- Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
- Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
- Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Программа внеурочной деятельности....
Занятие по программе внеурочной деятельности "Юный эколог" "Берегите Землю, берегите!"
Занятие для обучающихся 2 года обучения по программевнеурочной деятельности "Юный эколог". Занятие "Берегите Землю, берегите! рассчитано на 2 часа. Цель занятия :обратить внимание детей на ту угрозу, ...
Презентация программы внеурочной деятельности "Юный эколог"
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по теме"Экологическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС". Презентация программы внеурочной д...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС...