Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
рабочая программа по окружающему миру на тему
- Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, углубляет патриотическое и экологическое воспитание младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
departament_obrazovani1.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 56 г.ТОМСКА
Смирнова ул., д. 28, Томск, 634059, тел. (факс): (3822) 62-77-10, e-mail: sch-056@mail.tsu.ru
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Юный эколог.
Авторы: 1.учитель начальных классов
Пчелинцева Надежда Васильевна,
2. учитель начальных классов
Захмаревич Елена Владимировна.
Томск – 2013.
Структура рабочей программы:
1.пояснительная записка.
- Цели и задачи программы
- Актуальность и особенность программы
- Формирование способностей младших школьников
- Сроки реализации программы
2. содержание изучаемого курса
3. методическое обеспечение программы
4.планируемые результаты.
5. календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка.
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Варианты Базисного учебного плана, предлагаемые образовательным учреждениям для организации образовательного процесса в начальной школе (разработанные на основе ФГОС второго поколения), предусматривают 40 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по таким направлениям, как:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- военно-патриотическое;
- общественно-полезная деятельность;
- проектная деятельность.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
- предметные;
- метапредметные;
- личностные.
- В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
- Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
- Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, углубляет патриотическое и экологическое воспитание младших школьников.
Цель программы:
- Создание условий для формирования у младших школьников экологической компетентности, экологической культуры, как составляющих гражданского становления личности.
- Формирование знаний о Родном крае, любви к своей малой Родине.
Задачи программы:
- Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребёнка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
- формирование позитивной самооценки
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование)
- К числу важнейших задач курса относятся также воспитание гордости за свой город, свою Родину, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
- При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Актуальность.
Программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретёт характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологической проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Программа обусловлена ее методологической и нравственной значимостью. Знания и умения, полученные в результате работы с информацией, лягут в основу последующей работы с информацией на уроках, в старших классах.
Воспитывая любовь к родному краю, гордость за его историю, развиваем гармоничную личность, чуткую к окружающей среде, людям, живым существам.
Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время личностно – ориентированный, деятельностный подход.
К числу важнейших задач курса относятся также воспитание к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В соответствии с экологической направленностью курса программы, особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, которая реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Особенностью данной программы является включение её в Городскую программу экологического образования и воспитания школьников «Экополюс», в городские экологические слёты школьников «Чистая тропа», организуемые ежегодно Департаментом образования администрации города Томска и реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса; раскрытие творческих способностей ребенка и формирование у младших школьников патриотического воспитания.
У младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать - видеть проблему, способы ее решения, причины ее появления
- Проявление инициативы в поиске способа решения задачи
- Вступать в коммуникацию – взаимодействовать при обсуждении способов решения задач, отстаивать свою позицию, аргументировано отклонять позицию других. Видеть и уметь общаться с окружающими людьми.
- Вносить посильный вклад в охрану окружающей среды.
- Презентовать добытые знания в Городской программе экологического образования и воспитания школьников «Экополюс» на фестивалях, акциях, медиа – играх детского дома творчества
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на пришкольном участке, в окрестностях посёлка Сосновый бор, в МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г.Томска.
Данная деятельность предполагает сбор информации, источником информации могут быть взрослые люди (учитель, родители), СМИ, интернет, экскурсии.
Срок реализации программы: 4 года (1-4 классы)
Программа предусматривает достижение 2 уровней результатов:
Первый уровень:
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний. Воспитание позитивного отношения к ценностям общества. Результатом является понимание детьми методов обработки информации, приобретение опыта самостоятельного поиска.
Второй уровень: получение самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в социальной жизни окружающего мира.
Итоги программы могут быть представлены через создание детьми презентаций, в электронном виде отчётов о проведении акций, выпуска газет, мастер – классов, участиях в фестивалях МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г.Томска, выполнение конкурсных работ, предлагаемых кафедрой естественно - математического образования и Ресурсно-методического центра Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Содержание курса
Работа над этим курсом предполагает получение детьми различной информации, ее обработка, систематизация, обобщение. Источниками информации могут быть: книги, сказки, рассказы взрослых людей (опрос людей старшего поколения, фиксация их воспоминаний, отзывов).
Методическое обеспечение курса:
Городская программа экологического образования и воспитания школьников «Экополюс» МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г.Томска.
Интернет (Википедия)
А.А.Плешаков. Атлас- определитель « От земли до неба», М. «Просвещение», 2012.
А.А.Плешаков. «Зелёные страницы». М. «Просвещение», 2010.
Н.А.Олонов, М.В. Олонова. «Растения Томской области. Деревья, кустарники, кустарнички. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области ОГУ «Облкомприрода. Кафедра экологического менеджмента БИН ТГУ. «Мир природы Томской области», Томск, «Печатная мануфактура», 2010.
Под редакцией А.М.Адама. «Птицы Томской области». Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области ОГУ «Облкомприрода. Кафедра экологического менеджмента БИН ТГУ. «Мир природы Томской области», Томск, «Печатная мануфактура», 2009.
Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. «И учёба, и игра: природоведение». Ярославль «Академия развития», 1997.
В.Г.Рудский. «Экология. Природные комплексы». Рекомендовано Управлением образования Администрации Томской области. Томск, 2000.
Планируемые результаты
Обучающие должны научиться:
Видеть проблемы, решать вопросы, наблюдать и делать выводы, структурировать материал, чувствовать и сопереживать окружающему миру.
Сформированные действия: рефлексировать (понимать, почему не получилось, почему получилось, видеть допущенные ошибки.), проявлять инициативу при поиске информации, вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении экологических задач, принимать или аргументировано отклонять позицию других, отстаивать свою точку зрения )
Календарно-тематическое планирование курса.
1 класс (1 час в неделю, 32 часа в год.)
Номер | Тема занятий | Количество часов | |||
В школе (классе) | Вне школы (класса) | теория | практика | ||
1 | Введение в курс внеурочной деятельности «Юный эколог». | + | 1ч. | ||
2 | Осенняя экскурсия «Фенологические наблюдения. | + | 1ч | ||
3 | Осень в лесу. Городской экологический слёт школьников «Экологическая тропа». | + | 1ч | ||
4 | Листопад. | + | 1ч | ||
5 | Подготовка и организация к проведению экскурсий по ООПТ ( по графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска). | + | 1ч | ||
6 | Организация и проведение МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска экскурсии в Лагерный сад. | ||||
7 | Организация и проведение МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска экскурсии в Университетскую рощу. | + | 1ч | ||
8 | Обработка полученных материалов, чтение книг и рассказов. | + | 1ч | ||
9 | Фестиваль «Заповедное». | + | 1ч | ||
10 | Подготовка к участию в медиа- игре « ООПТ Томской области». | + | 1ч | ||
11 | Природа живая и неживая, её взаимосвязь. Сочиняем экологические сказки для конкурса «Экологическая сказка 2012». | + | 1ч | ||
12 | Времена года. | + | 1ч | ||
13 | От чего бывает ветер. Л.Н.Толстой. | + | 1ч | ||
14 | Непогодо, вёдро, пасмурно. Приметы погоды. | + | 1ч | ||
15 | Медвежонок и дятел. Сказка. | + | 1ч | ||
16 | Растения у порога моего дома. Подготовка и организация к проведению медиа- игры «Растения Томской области». | + | 1ч | ||
17 | Что нужно растению для жизни. | + | 1ч | ||
18 | Почему деревья не ходят. Б. Заходер. | + | 1ч | ||
19 | Про берёзу и берёзовый сок. | + | 1ч | ||
20 | Подготовка к участию в медиа- игре «Растения Томской области». Сбор информации. | + | 1ч | ||
21 | «Что растёт?» Г.Лагздынь. | + | 1ч | ||
22 | Медиа- игра « Растения Томской области» | + | 1ч | ||
22 | Медвежонок и дятел. Сказка. | + | 1ч | ||
23 | О птицах весной. | + | 1ч | ||
24 | Лисья охота. | + | 1ч | ||
25 | Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2012 года». | + | 1ч | ||
26 | Подготовка к мастер- классу, организация рабочих мест. | + | 1ч | ||
27 | Мастер- класс «Варакушка- птица 2012 года» в рамках акции «Дети- детям!» | + | 1ч | ||
28 | Медиа-игра «Животные Томской области». | + | 1ч | ||
29 | Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!» | + | 1ч | ||
30 | Презентация мастер – класса «Птица года 2012». | + | 1ч | ||
31 | Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще. | + | 1ч | ||
32 | Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса». | + | 1ч |
2 класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)
33 | Внеурочная деятельность «Юный эколог» во 2 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год. | + | 1ч | ||
34 | Осенняя экскурсия в окрестности «Соснового бора», выявление экологических проблем. | + | 1ч | 1ч | |
35 | Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа» | + | 1ч | ||
36 | Деревья, кустарники и травы Томской. | + | 1ч | ||
37 | Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края» | + | 1ч | ||
38 | Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска) | + | 1ч | ||
39 | Экскурсия в Ботанический сад. | + | 1ч | ||
40 | Экскурсия в Заварзино «Большие муравейники» | + | 1ч | ||
41-42 | Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное» | + | 2ч | ||
43 | Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями) | + | 1ч | ||
44-45 | Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области». | + | 2ч | ||
46 | Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области». | + | 1ч | ||
47 | Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2012» | + | 1ч | ||
48 | Деревья, кустарники и травы Томской. | + | 1ч | ||
49 | Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края» | + | 1ч | ||
50 | Медиа – игра «Растения Томской области» | + | 1ч | ||
51 | Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2012 года». | + | 1ч | ||
52 | Акция «Покормите птиц зимой!» | + | 1ч | ||
53-54 | Подготовка к мастер – классу, работа в группах, подбор материала. | + | 2ч | ||
55 | Мастер- класс «Варакушка- птица 2012 года» в рамках акции «Дети- детям!» | + | 1ч | ||
56 | Кто в лесу живёт? | + | 1ч | ||
57 | Б.Ржевский. Приключения барсучонка Тёпы. | + | 1ч | ||
58-59 | Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области». | + | 2ч | ||
60 | Медиа-игра «Животные Томской области». | + | 1ч | ||
61 | Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!» | + | 1ч | ||
62 | Презентация мастер – класса «Птица года 2012». | + | 1ч | ||
63 | Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще. | + | 1ч | ||
64 | Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков» | + | 1ч | ||
65 | Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса». | + | 1ч | ||
66-67 | Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе. | + | 2ч |
3 класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)
68 | Внеурочная деятельность «Юный эколог» в 3 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год. | + | 1ч | ||
69 | Осенняя экскурсия в берёзовую рощу, выявление экологических проблем. | + | 1ч | ||
70 | Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа» | + | 1ч | ||
71 | Деревья, кустарники и травы Томской области. | + | 1ч | ||
72 | Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края» | + | 1ч | ||
73-74 | Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска) | + | 2ч | 1ч | |
75 | Экскурсия на Синий Утёс в Аникино («Чёртов палец») | + | 1ч | ||
76 | Экскурсия на Песчаное озеро. | + | 1ч | ||
77-78 | Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное» | + | 2ч | ||
79 | Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями) | + | 1ч | ||
80-81 | Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области». | + | 2ч | ||
82 | Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области». | + | 1ч | ||
83 | Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2013» | + | 1ч | ||
84 | Деревья, кустарники и травы Томской. | + | 1ч | ||
85 | Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края» | + | 1ч | ||
86 | Медиа – игра «Растения Томской области» | + | 1ч | ||
87 | Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2013 года». | + | 1ч | ||
88 | Акция «Покормите птиц зимой!» | + | 1ч | ||
89-90 | Подготовка к мастер – классу, работа в группах, подбор материала. | + | 1ч | ||
91 | Мастер- класс «Птица 2013года» в рамках акции «Дети- детям!» | + | 1ч | ||
92 | Это интересно. Птицы – наши помощники. | + | 1ч | ||
93 | Зависимость внешнего вида и поведения животного от места их обитания. | + | 1ч | ||
94-95 | Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области». | + | 2ч | ||
96 | Медиа-игра «Животные Томской области». | + | 1ч | ||
97 | Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!» | + | 1ч | ||
98 | Презентация мастер – класса «Птица года 2013». | + | 1ч | ||
99 | Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще. | + | 1ч | ||
100 | Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков» | + | 1ч | ||
101 | Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса». | + | 1ч | ||
102 | Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе. | + | 1ч |
4класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)
103 | Внеурочная деятельность «Юный эколог» в 4 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год. | + | 1ч | ||
104 | Осенняя экскурсия на болото в окрестностях «Соснового бора», выявление экологических проблем. | + | 1ч | ||
105 | Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа» | + | 1ч | ||
106 | Деревья, кустарники и травы Томской области. | + | 1ч | ||
107 | Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края» | + | 1ч | ||
108-109 | Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска) | + | 2ч | ||
110 | Экскурсия в Ларинский заказник. Звёздный ключ. | + | 1ч | ||
111 | Экскурсия «Таловские чаши». | + | 1ч | ||
112-113 | Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное» | + | 2ч | ||
114 | Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями) | + | 1ч | ||
115-116 | Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области». | + | 2ч | ||
117 | Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области». | + | 1ч | ||
118-119 | Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2014» | + | 2ч | ||
120 | Деревья, кустарники и травы Томской области.. | + | 1ч | ||
121 | Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края» | + | 1ч | ||
122 | Медиа – игра «Растения Томской области» | + | 1ч | ||
123 | Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2014 года». | + | 1ч | ||
124 | Акция «Покормите птиц зимой!» | + | 1ч | ||
125-126 | Подготовка к мастер – классу, работа в группах, подбор материала. | + | 2ч | ||
127 | Мастер- класс «Варакушка- птица 2014года» в рамках акции «Дети- детям!» | + | 1ч | ||
128 | Исчезающие растения Томской области и их охрана. | + | 1ч | ||
129 | Охрана животных в Томской области. | + | 1ч | ||
130 | Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области». | + | 1ч | ||
131 | Медиа-игра «Животные Томской области». | + | 1ч | ||
132 | Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!» | + | 1ч | ||
133 | Презентация мастер – класса «Птица года 2014». | + | 1ч | ||
134 | Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще. | + | 1ч | ||
135 | Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков» | + | 1ч | ||
136 | Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса». | + | 1ч | ||
137 | Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе. | + | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....
Комментарии
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, углубляет патриотическое и экологическое воспитание младших школьников.