рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа (3 класс) на тему
рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_ekolog.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновский художественно-технический лицей
Утверждаю
Директор МБОУ Видновского
художественно-технического лицея
_______________И.В. Николаева
« _____»____________ 2013г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Клуб «Юный эколог»
для 3 класса
составила учитель начальных классов
Лошкарева Мария Викторовна
2013-2014 учебный год
Оглавление
- Пояснительная записка
- цели и задачи курса_____________________________________________________________________________3
- Требования к уровню освоения курса _______________________________________________________________5
- Календарно-тематическое планирование ____________________________________________________________ 8
- Перечень учебно-методического обеспечения:
- список литературы для учителя ___________________________________________________________________15
- список литературы для учащихся _________________________________________________________________ 15
- источники информации для дополнительного изучения курса учащимися _______________________________ 16
- предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы ___________________________________16
- использование средств ИКТ в учебном процессе_____________________________________________________17
1. Пояснительная записка
Программа внеурочного клуба « Юный эколог » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 3 класса А. А. Плешакова, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Программа разработана на основе авторской программы Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение,
Программа «Юный эколог» относится к духовно-нравственному направлению рассчитана на 35 часов
В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
- Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
- Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младшими школьниками
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам
- ознакомление с научной, художественной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
В работе с детьми часто используются слова “исследование”, “исследуем”. Дети задают вопрос и ищут на него ответ, наметив план действий, описывают основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делая выводы, фиксируя результаты. В программу включены различные формы подачи образовательного материала, которые подскажут, как сделать познавательную деятельность более интересной и практически направленной. Используются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы. Учащиеся будут составлять экологические проекты. Совершать экскурсии и прогулки в природу, моделировать, разрабатывать и создавать экологические знаки. Показывать театрализованные представления, сценки. Проводить экологические акции, исследования. Составлять памятки, гербарии.
Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Правила поведения в природе. Географическая карта и план.
Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Требования к усвоению знаний
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России; г. Видное
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-составлять экологические модели, трофические цепи;
-доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
-заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Виды деятельности и формы занятий:
- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
- получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
3. Календарно-тематическое планирование
Внеурочное занятие (тема, название) | Количество часов | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые умения | дата | Скорек.сроки | |
1-2 | Птицы нашего двора | 2 | Беседа, экскурсия, презентация | Подготовка к беседе и экскурсии | Наблюдать объекты и явления природы доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Умение выражать свои мысли полно и точно; | ||
3-4 | Изготовление кормушек для птиц | 2 | Беседа, творческая работа | Проведение беседы, экскурсии и викторины | Понимать тексты о природе. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Умение выражать свои мысли полно и точно; | ||
5-6 | Комнатные растения в квартире, в классе. Уход за комнатными растениями | 2 | Викторина, экскурсия, презентация | Проведение экскурсии и викторины | применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; | Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Волевая саморегуляция; | ||
7-8 | Кошка и собака – друзья человека. Все о кошках | 2 | Беседа, викторина, практическая работа | Проведение беседы, экскурсии и викторины | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | Умение выражать свои мысли полно и точно; Целеполагание; Волевая саморегуляция; | ||
9-10 | Уход за домашним животным | 2 | Урок-игра, викторина, презентация | Проведение урока-игры, викторины | ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Целеполагание; Волевая саморегуляция; | ||
11-12 | Бытовые приборы в квартире | 2 | Беседа, видео-урок | Проведение беседы, экскурсии. | Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | Осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки | ||
13-14 | Зимующие птицы. Помощь птицам зимой
| 2 | Беседа, презентация, викторина | Проведение беседы, показ видео-урока. | улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; | ||
15-16 | Вода в моем доме и природе | 2 | Беседа, викторина, видео-урок | Разработка викторин. Подготовка к творческим работам. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка; Коррекция | ||
17-18 | Береги здоровье с молоду | 2 | Беседа, викторина, презентация | Проведение беседы, разработка викторины | заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; | осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки; | ||
19-20 | Изделия изо льна. Русская народная одежда | 2 | Беседа, видео-урок, викторина, творческая работа | Проведение беседы, показ видео-урока | осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; | Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка; Коррекция | ||
21-22 | Жизнь животных зимой | 2 | Беседа, викторина, презентация | Проведение беседы, разработка и проведение викторины | ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); | Анализ объектов Выбор критериев для сравнения; доказательство Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Оценка; Коррекция | ||
23-24 | Экологический проект | 2 | Практический урок, викторина. | Проведение беседы, подготовка к выполнению практических работ | улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); | Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка; Коррекция | ||
25-27 | Обитатели водоёмов Водоёмы нашего села | 3 | Беседа, экскурсия, викторина | Проведение беседы, подготовка к выполнению практических работ | осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; | интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; | ||
28-29 | Маленький огород на подоконнике. Посадка цветов | 2 | Беседа, практическая работа, викторина | Проведение беседы, подготовка к выполнению практических работ | ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); | Анализ объектов; Синтез как составление частей целого; доказательство Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Целеполагание; Волевая саморегуляция | ||
30-33 | Экологический десант. Экскурсия в лес | 3 | Беседа, экскурсия, практический урок | Проведение беседы, подготовка к выполнению практических работ | осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; | Выбор наиболее эффективного способа решения; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Целеполагание; Волевая саморегуляция | ||
34-35 | Итоговое занятие | 2 | Беседа, экскурсия, практический урок | Проведение беседы, подготовка к выполнению практических работ | осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; | Умение выражать свои мысли полно и точно; Целеполагание; Волевая саморегуляция |
3.Список используемой литературы:
.1 Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1. Гераськина Е.Г., Кувшинова Л.В. Экологический клуб «Почемучки». – Новокузнецк, 2011,26с.
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
Дополнительная литература
1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.
3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.
Предметные Интернет ресурсы
http://viki.rdf.ru/cat/literatura/
pedsovet.org/component/option,com_mtree/task.../cat_id,1273/Сохраненная копия - Похожие
festival.1september.ru/articles/564834/
открытыйурок.рф/articles/500258/Сохраненная копия
www.nsportal.ru/.../otkrytyi-urok-po-literaturnomu-chteniyu-napersn..
http://festival.1september.ru/files/articles/50/5090/509080/img1.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/16/829/16829844_F.JPG
4. Использование средств ИКТ в учебном процессе
№ | Тема | Кол-во часов в теме | Количество уроков с использованием | ||||||
Компьютер- ного класса | Мобиль- ного класса | Презентаций | Возм. интерактивной доски | Тестовых оболочек | Системы для голосования | ЦОР | |||
1 | Юный эколог | 35ч | 10 | 17 | 15 | 10 | 9 | 15 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
кафедры начального образования
от «26» августа 2013 № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Попова С. Н.
«26» августа 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и здоровье"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Экология здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учеб...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и краеведение"
Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории горо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Экология и человек »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности «Экология и человек »...