рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа (3 класс) на тему

Лошкарева Мария Викторовна

рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_ekolog.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновский художественно-технический лицей

Утверждаю

Директор МБОУ Видновского

художественно-технического лицея

_______________И.В. Николаева

                                                                                           « _____»____________    2013г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Клуб «Юный эколог»

для 3 класса

составила учитель начальных классов

 Лошкарева Мария Викторовна

2013-2014 учебный год

Оглавление

  1. Пояснительная записка

- цели и задачи курса_____________________________________________________________________________3

  1. Требования к уровню освоения курса _______________________________________________________________5
  2. Календарно-тематическое планирование ____________________________________________________________ 8
  3. Перечень учебно-методического обеспечения:

- список литературы для учителя ___________________________________________________________________15

- список литературы для учащихся _________________________________________________________________ 15

- источники информации для дополнительного изучения курса учащимися _______________________________ 16

- предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы ___________________________________16

- использование средств ИКТ в учебном процессе_____________________________________________________17

1. Пояснительная записка

     Программа внеурочного клуба « Юный эколог » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 3 класса А. А. Плешакова, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Программа разработана на основе авторской программы Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение,

Программа «Юный эколог» относится  к  духовно-нравственному направлению рассчитана на 35 часов

В результате расширения реализуются следующие учебные цели:

  1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
  2. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

    Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы.

 Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младшими школьниками
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам

- ознакомление с научной, художественной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

 В работе с детьми часто используются слова “исследование”, “исследуем”. Дети задают вопрос  и ищут на него ответ, наметив план действий, описывают основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делая выводы, фиксируя результаты. В программу включены различные формы подачи образовательного материала, которые подскажут, как сделать познавательную деятельность более интересной и практически направленной. Используются  ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы. Учащиеся будут составлять  экологические проекты. Совершать экскурсии и прогулки в природу, моделировать, разрабатывать и создавать экологические знаки.  Показывать театрализованные представления, сценки. Проводить экологические акции, исследования. Составлять памятки, гербарии.

Природа —  то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы.

Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания.  Границы сред обитания.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

Воздух.  Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие.  Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).  Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.

 Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

 Правила поведения в природе. Географическая карта и план.

 Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Требования к усвоению знаний

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России; г. Видное

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-составлять экологические модели, трофические цепи;

 -доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

-заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;


Виды деятельности и формы занятий:

  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);

  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

3. Календарно-тематическое планирование

Внеурочное занятие (тема, название)

Количество часов

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые умения

дата

Скорек.сроки

1-2

 Птицы нашего двора

2

Беседа, экскурсия, презентация

Подготовка к беседе и экскурсии

Наблюдать объекты и явления

природы

 доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Умение выражать свои мысли  полно и точно;

3-4

Изготовление кормушек для птиц  

2

Беседа,  творческая работа

Проведение беседы, экскурсии и викторины

Понимать тексты о природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

5-6

Комнатные растения в квартире, в классе. Уход за комнатными растениями

2

Викторина, экскурсия, презентация

Проведение экскурсии и викторины

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Разрешение конфликтов.

Волевая саморегуляция;

7-8

Кошка и собака – друзья человека. Все о кошках

2

Беседа, викторина, практическая работа

Проведение беседы, экскурсии и викторины

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Целеполагание;

Волевая саморегуляция;

9-10

Уход за домашним животным

2

Урок-игра,  викторина, презентация

Проведение урока-игры,  викторины

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Целеполагание;

Волевая саморегуляция;

11-12

Бытовые приборы в квартире

2

Беседа, видео-урок

Проведение беседы, экскурсии.

Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки

13-14

Зимующие птицы. Помощь птицам зимой

 

2

Беседа, презентация, викторина

Проведение беседы, показ видео-урока.

улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Выделение познавательной цели;

15-16

Вода в моем доме и природе

2

Беседа, викторина, видео-урок

Разработка викторин. Подготовка к творческим работам.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Постановка вопросов;

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Разрешение конфликтов.

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Оценка;

Коррекция

17-18

Береги  здоровье с молоду

2

Беседа, викторина, презентация

Проведение беседы, разработка викторины

заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки;

19-20

Изделия изо льна. Русская народная одежда

2

Беседа, видео-урок, викторина, творческая работа

Проведение беседы, показ видео-урока

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

Постановка вопросов;

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Разрешение конфликтов.

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Оценка;

Коррекция

21-22

Жизнь животных зимой

2

Беседа, викторина, презентация

Проведение беседы, разработка и проведение викторины

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

Анализ объектов

Выбор критериев для сравнения;

доказательство Постановка вопросов;

Умение выражать свои мысли  полно и точно; Оценка;

Коррекция

23-24

Экологический проект

2

Практический урок, викторина.

Проведение беседы, подготовка к выполнению практических работ

улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Разрешение конфликтов.

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Оценка;

Коррекция

25-27

Обитатели водоёмов

Водоёмы нашего села

3

Беседа, экскурсия, викторина

Проведение беседы, подготовка к выполнению практических работ

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

28-29

Маленький огород на подоконнике. Посадка цветов

2

Беседа, практическая работа, викторина

Проведение беседы, подготовка к выполнению практических работ

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

Анализ объектов;

Синтез как составление частей целого;

доказательство Постановка вопросов;

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

30-33

Экологический десант.

Экскурсия в лес

3

Беседа, экскурсия, практический урок

Проведение беседы, подготовка к выполнению практических работ

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

Выбор наиболее эффективного способа решения;

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Разрешение конфликтов.

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

34-35

Итоговое занятие

2

Беседа, экскурсия, практический урок

Проведение беседы, подготовка к выполнению практических работ

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

3.Список используемой литературы:

.1  Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

 2.  Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.:Просвещение, 2010, 119с.

3.  Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

4.  Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

 Дополнительная литература

1. Гераськина Е.Г., Кувшинова Л.В. Экологический клуб «Почемучки». – Новокузнецк, 2011,26с.

1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.

2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.

 3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.

5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.

7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.  

Список литературы для обучающихся

Основная литература

1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.

2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.

Дополнительная литература

1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.

2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.

3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.

Предметные Интернет ресурсы

http://viki.rdf.ru/cat/literatura/

pedsovet.org/component/option,com_mtree/task.../cat_id,1273/Сохраненная копия - Похожие

festival.1september.ru/articles/564834/

открытыйурок.рф/articles/500258/Сохраненная копия

www.nsportal.ru/.../otkrytyi-urok-po-literaturnomu-chteniyu-napersn..

http://tv-22.ru/wp-content/uploads/2011/06/A._S._Pushkin__avtoportret_chernovik_Evg._Onegina_fevral_1829.jpg

http://festival.1september.ru/files/articles/50/5090/509080/img1.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/16/829/16829844_F.JPG

 

4. Использование средств ИКТ в учебном процессе

Тема

Кол-во часов в теме

Количество уроков с использованием

Компьютер-

ного класса

Мобиль-

ного класса

Презентаций

Возм.

интерактивной

доски

Тестовых оболочек

Системы для голосования

ЦОР

1

Юный эколог

35ч

10

17

15

10

9

15

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

кафедры начального образования

от «26»  августа 2013 № 1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Попова С. Н.

«26» августа 2013 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и здоровье"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Экология здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учеб...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и краеведение"

Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории горо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Экология и человек »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности «Экология и человек »...