Конспект открытого занятия кружка «Кукольный мир»
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Кулешова Татьяна Алексеевна

Тема занятия:  1. Виды кукол. Кукла-марионетка.

                             2. Показ спектакля «Волшебник Изумрудного города».

 

Цели занятия: 1. Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

                             2. Познакомить с устройством кукол-марионеток и способами работы с такими куклами.

                             3. Развивать способность к импровизации;  

                                 совершенствовать умение работать с перчаточной куклой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kukolnyy_mir_01.10.17.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия кружка «Кукольный мир»

в 4 «А» классе

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 Кулешова Т.А.

г. Пушкино

Тема занятия:  1. Виды кукол. Кукла-марионетка.

                            2.  Показ спектакля «Волшебник Изумрудного города».

Цели занятия: 1. Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой

                               деятельности.

                           2. Познакомить с устройством кукол-марионеток и                                      

          способами работы с такими куклами.

                           3. Развивать способность к импровизации;                          

         совершенствовать умение работать с перчаточной

         куклой.

Формируемые УУД.

Регулятивные: знакомство с видами театральных кукол; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: расширение кругозора о жизнедеятельности кукольного театра; совершенствование техники работы с куклами; развитие воображения, фантазии.

Коммуникативные: умение дружно работать в коллективе; умение общаться с одноклассниками и учителем в процессе коллективной творческой деятельности; развитие творческой активности в совместной  творческой деятельности.

Оборудование и материалы к уроку: модели настольных кукол, сделанные            учащимися; пальчиковые куклы; куклы-марионетки деревянные ( по 2 на группу); кукла-марионетка (демонстрационная); перчаточные куклы к спектаклю «Волшебник Изумрудного города»; декорации; ширма.                                                                

        Ход занятия

1. Вступительное слово учителя:

        Друзья мои, я очень рада

        Войти в приветливый наш класс.

        И для меня уже награда  -

                    Сиянье ваших умных глаз,

        Я знаю: каждый в классе – гений,

        Но без труда талант не впрок.

        Так соберём копилку мнений

        И вместе проведём кружок!

2. Дорогие ребята, сегодня мы вспомним то, чему научились и узнаем что-то новое. Это новое, как всегда, очень интересное. И мы продолжаем путешествие в мир кукол.

- Скажите, с какими видами кукол вы уже познакомились?

( Настольные, перчаточные и пальчиковые.)

- Хорошо. Давайте их продемонстрируем.

( Ребята надевают куклы разных видов. )

3.  «Угадай героя сказки». ( Ученики отгадывают героя сказки и демонстрируют куклу.)

- К морю синему шагал.

  Чудо-рыбку он поймал.

- Этот круглый шалунишка

  Убежал из дома в лес.

  Аппетитный, очень вкусный

  И попал он на обед.

- Скачет зверушка-

  Не рот, а ловушка.

  Попадут в ловушку

  И комар, и мушка.

- Любит путать он следы,

  Чем спасётся от беды.

  И меняет свои шубки,

  Но трусишка просто жуткий.

                             

- Будьте очень осторожны-

  Провести она всех может.

  Ох, и хитрая она-

  Обманула колобка!

- Мой белый брат

  Во льдах живёт

  И рыбу ест морскую,

  А я люблю пчелиный мёд

  И ягоду лесную.

- Она тащит в свою норку

  То сухарь, то хлеба корку.

  Чтоб хватило ей сполна,

  Натаскала и зерна.

- Вот старушка хороша

  Колобка нам испекла!

4. Знакомство с куклой-марионеткой. Небольшие сообщения детей из истории появления кукол. 

- Игрушки, управляемые с помощью нитей или верёвок, имеют древнюю историю. Считается, что первые марионетки на шарнирах появились в 14 веке.

- Куклы участвовали в представлениях и гораздо раньше, ещё в Древнем Египте. Но название «марионетки» появилось только в средние века.

- Средневековые театральные куклы использовались в первую очередь для представлений с религиозным сюжетом. Считается, что слово «марионетка» происходит от названия кукол, изображавших Деву Марию и называвшихся

 «Mariotte» . Это уменьшительный вариант имени Мария.

- Со временем такое название стали давать всем куклам, которые управлялись с помощью нитей. Некоторые источники утверждают, что название «марионетка» произошло от фамилии изобретателя кукол на шарнирах – итальянца Мариони.

- Через некоторое время марионетки стали участвовать в спектаклях не только с религиозными, но и с бытовыми сюжетами. Слово «марионетка» даже стало нарицательным. Так называют тех, кто действует не по собственной инициативе, а управляется кем-то извне.

Учитель: А я, ребята, ещё читала, что марионетка – гениальная модель человека. Древнегреческий мыслитель, философ Платон, беседуя со своими учениками, брал в руки куклу и объяснял, что людьми, как и куклами-марионетками, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Порока. Но слушаться надо только золотой нити Разума!

5. «Волшебный сундучок».  Звучит музыка «В гостях у сказки».

   Учитель достаёт демонстрационную куклу из «сундучка» и

   показывает технику работы с такой куклой.

6. Работа с куклой-марионеткой:

        а) показ учителя

Учитель:  Мало знать, надо  уметь. А чтобы уметь, надо пробовать. Вот вы сейчас и попробуете поработать с куклой.

Каждой группе учащихся раздаются деревянные куклы-марионетки. Ребята пробуют работать с такой куклой.

        б) работа детей с куклами

7. Учитель: С куклой-марионеткой мы ещё будем работать, а сейчас давайте покажем наше умение владеть перчаточной куклой.

Учащийся (глашатай):  Смотрите, смотрите да не говорите, что вы не видели.

Слушайте, слушайте да не говорите, что вы не слышали. Только сегодня и только сейчас. Только для вас мы покажем спектакль «Волшебник Изумрудного города».

8. Показ спектакля «Волшебник Изумрудного города».

Действие 1.

 

Пространство сцены разделено на 2 части синими горами. Справа – Элли и Тотошка. Слева – Бастинда колдует.

Рассказчик.

В маленьком посёлке у высоких синих  горживёт девочка Элли со своим четвероногим другом.

Элли. Тотошенька, какой ты славный щенок!

Тотошка. Ав!Ав!

Рассказчик.

А за синими горами лежит волшебная страна. И все её жители боятся злой

волшебницы Бастинды, у которой, конечно, нет друзей.

Бастинда. Мне друзья не нужны! Я – сама по себе! Вредная, ужасная, злая и опасная!

                          Карача-марача,

                          Варись моё зелье,                            

                          Вызову я ураган!

                          Карача-марача,

                          И бурю в придачу,

                          Ливень, дожди и туман!

                                                   

Тотошка. Ррр!…

Элли. Ты что, Тотошка? А! Буря начинается. Какие чёрные тучи! Страшно!

Бежим к дому!

Рассказчик. Не успели Элли и Тотошка добежать до своего дома, как волшебный ураган подхватил их и перенёс через синие горы.

Действие 2.

Волшебная страна. Среди цветов и трав лежат Элли и Тотошка.

Тотошка. Гав-гав… Вот это да…Где это мы,Элли? (пытается облизать Элли)

Элли. Тотошенька, милый, перестань лизаться. Щекотно!

Тотошка. Ты проснулась. Ура!

Элли. Ой! Что за чудеса! Тотошка, ты разговариваешь?

Тотошка. Ещё как!

Песня.        Неразлучные друзья Элли и Тотошка.        2 р.

        Ну-ка, Элли, поднимись, отряхнись немножко!

Элли.  Ха-ха! Тотошка! Какой ты смешной! Но…где мы?

Тотошка. Я думаю, что мы попали в волшебную страну за синими горами.

Элли. Ух, ты! Наверное, нас перенёс сюда сильный ураган!

Тотошка. Да-да. Это был не простой ураган, а волшебный.

Элли. Как же нам попасть домой?

Тотошка. Смотри! Дорожка из жёлтого кирпича. Пойдём по ней.

Элли. В путь!

Песня.                   Мы идём к родному дому. Ищем мы друзей!        2 р.

                              Вместе с ними – точно знаем, будет веселей!

Действие 3.

Звучит музыка.Появляется Страшила.

Тотошка. Смотри, Элли, соломенное чучело!

Страшила. Здравствуйте. Я не совсем чучело.

Тотошка. Ррр… . Оно ещё и разговаривает!

Элли. Тотошка, нужно быть вежливым! Здравствуйте.

Страшила. Добрый день. Меня зовут… Страшила. Но я не  страшный, а добрый.

Тотошка. Можешь меня погладить.

Страшила. Спасибо.(гладит Тотошку) А куда вы идёте?

Элли. Мы идём домой. Только наш дом за синими горами.

Страшила. Уу. Это далеко. Вам может помочь волшебник Гудвин. Но сначала надо победить злую волшебницу Бастинду. Это она вызвала ураган!

Элли. Страшила, пойдём с нами!

Страшила. Хорошо. Мне нужно к Гудвину в Изумрудный город. Хочу попросить у волшебника немного ума.

Песня.                  Мы идём к родному дому. Ищем мы друзей!       2 р.

                             Вместе с ними – точно знаем, будет веселей!    

Звучит музыка. Появляется Железный Дровосек.

Тотошка. Смотрите, друзья! Рыцарь в железных доспехах.

Железный Дровосек. Хотел бы я быть рыцарем. Но я Дровосек. У меня и топор есть.

Элли. Здравствуй, Железный Дровосек. Я – Элли. А это мои друзья, Страшила и Тотошка.

Страшила. Дровосек, а ты будешь драться?

Железный Дровосек. Ни в коем случае. Я хороший!

Элли. Мы идём в Изумрудный город к волшебнику Гудвину. А по пути нам нужно победить злую волшебницу Бастинду.Тогда мы с Тотошкой вернёмся домой.

Железный Дровосек. Возьмите меня. Я хочу попросить у Гудвина доброе сердце.

Элли. Пойдём.

Песня.         Мы идём к родному дому. Ищем мы друзей!         2 р.

                    Вместе с ними – точно знаем, будет веселей!    

Тотошка.  Ой-ой-ой! Гав! Навстречу идёт лев!

Железный Дровосек.  Какой-то он странный. Увидел нас и в кустах спрятался.

Страшила. Уважаемый Лев! Здравствуйте.

Лев.  Здр…здравствуйте.

Тотошка.  Почему ты так дрожишь?

Лев. Я… мне… немного страшно.

Элли. Но ведь львы ничего не боятся!

Лев. Это другие львы, смелые. А я – трусливый.

Тотошка. Ну и ну!

Лев. Да мне надо попасть к волшебнику Гудвину. Я хочу попросить у него смелость. 

Элли. Тогда нам по пути!

                                             Мы идём к родному дому, мы нашли друзей.  

        Песня.        С Дровосеком, Львом, Страшилой        2 р.

        Стало веселей!

Действие 4.

На берегу ручья друзья встречают злую волшебницу Бастинду.

Бастинда. Что? Что? Что? Кто это веселится?

Тотошка.  Это мы!

Бастинда. А кто вы такие?

Элли. Я – Элли. А это мои друзья: Страшила, Железный Дровосек, трусливый Лев и Тотошка. Мы идём в Изумрудный город к Гудвину, чтобы он исполнил наши желания. А по пути нам нужно победить злую Бастинду. Тогда мы с Тотошкой вернёмся домой.

Бастинда. Бастинду победить невозможно! Потому что Бастинда… это я!

Друзья ахают.

Бастинда. Я сама кого угодно побеждю… Нет, не так. Победю! Опять не так. В общем, я вас сделаю своими слугами!

Страшила. Не бывать этому!

Железный Дровосек. Я не дам в обиду своих друзей!

Лев. Тебе придётся иметь дело со мной!

Тотошка.  И со мной!

Бастинда. Ну, погодите у меня! Карача-марача…

Элли. Бастинда, я знаю, почему ты такая злая. Оттого, что чумазая. Тебе надо помыться!

Бастинда. Нет, ни в коем случае!!!

Элли. Друзья, помогите мне. Вот же ручеёк!

        Все плещут на Бастинду водой.

Бастинда. Как вы узнали, что больше всего на свете я боюсь воды?

                             Быть беде, быть беде-

                             Растворяюсь я в воде.

                                 Я одной воды боюсь.

                             Ой, сейчас я растворюсь…      (Звучит музыка)

Тотошка.  Исчезла…

Лев. Элли! Ты освободила волшебную страну от злой колдуньи.

Страшила. Молодец, девочка! Будет тебе от волшебника Гудвина награда!

Железный Дровосек. И ты обязательно вернёшься домой вместе с Тотошкой.

Рассказчик. Так и случилось. Смелая и добрая девочка Элли вместе с Тотошкой вернулись домой. А потом не раз ещё путешествовали в волшебную страну, чтобы повидаться со своими друзьями.

Страшила. Со мной!

Железный Дровосек. И со мной!

Лев. И со мной!

        Волшебная страна чудесных тайн полна,

Песня.        Здесь ценятся любовь и добрые дела!           2 р.

9. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Луна-спутник Земли" - Открытое занятие кружка "Юный эрудит"

Занятие кружка в рамках ФГОС 2 класс. Конспект, презентация, дидактический материал....

Сценарий открытого занятия кружка "Умелые ручки"- творческая мастерская "Северная берегиня"

Цель этого занятия познакомить детей с историей народной игрушки, с технологией изготовления народной куклы "Северная берегиня" . Задачи занятия: Познакомить с историей возникновения куклы,...

Конспект открытого занятия кружка «Оч.умелые ручки» Ландыши, ландыши…

Образовательные:Ø закреплять  и расширять знания, полученные на занятиях трудового обученияØ сформировать новые навыки работы с бумагой в технике квиллингØ обучить  детей скручивать бумагу, ...

Конспект открытого занятия кружка «Волшебное тесто»

Первоначальные сведения из истории возникновения тестопластики, научить учащихся освоить на практике одну из техник работы с соленым тестом....

Открытое занятие кружка"Бисероплетение". Занятие "Цветущая ветка сакуры"

Открытое занятие кружка "Бисероплетение" на тему "Цветущая ветка сакуры", проведенное на Республиканском семинаре. Занятие познакомило детей с отличительными особенностями искусств...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

План-конспект открытого занятия кружка «Мир логики» по теме: " Графический редактор «ПервоЛого». Учимся использовать его инструменты и палитру. Сохранение страницы альбома. Иллюстрация к сказке «Колобок».

План-конспект открытого занятия по "ПервоЛого" , проведенного на городском семинаре «Системный подход  в работе с различными категориями учащихся через внедрение информационн...