МУЗЫКА
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Ирина Петровна Евдокимова

Рабочие программы 3 - 4 классы "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_-_4_b_klass_muzyka.doc319 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»

                                                                                                                       «Утверждаю»

                                                                                                                                                                Директор школы  Зырянова  Т. Н.                                  

                                                                                                                             «___»________________2017 г.

                                                                                                                                                         __________________________

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка»

(начальное общее образование)

«Гармония»

на 2016 – 2018  учебный год

                                                                                    Разработчик:

                                                                                            Евдокимова И. П.

                                                                                                             учитель начальных классов,

                                                                                                                                 первая  квалификационная категория

Обсуждена  и согласована  на МО                                                Принята на педсовете

Протокол № ____ от «____»_________2017  г.                            Протокол № ____ от «___»________2017  г.

2.  Пояснительная записка

   

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014, 31.12.2015 года);
  • основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е. К. Зырянова»;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
  • авторской программы М. С. Красильниковой, (2013 г.);
  • программы формирования универсальных учебных действий МБОУ БСШ №1 им. Е. К. Зырянова;
  • положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».

В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цель изучения курса  «Музыка»: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры.

Задачи музыкального образования по данной программе:

1. Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества.

2. Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», – в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей.

3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства: композитора-исполнителя-слушателя.

4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.  

          Изменения в программе: изменений в программе нет. 

            Для реализации программного содержания используются УМК: 

          для учащихся: Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И. Музыка. Учебник для общеобразовательных учреждений.

                                      Смоленск: Ассоциация XXI век.

     для учителя: Красильникова М. С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для общеобразовательных учреждений.

                               Смоленск: Ассоциация XXI век.

Описание места учебного предмета в учебном плане

        На изучение курса «Музыка» в начальной школе отводится  всего 135 часов.

Класс

Количество часов в учебном году

Количество часов в неделю

первый класс

33

1

второй класс

34

1

третий класс

34

1

четвертый класс

34

1

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

(Музыка)

    При изучении учебного предмета «Музыка» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:

  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • ценит культурные и исторические памятники посёлка;
  • уважает другие народы России;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважает ценности семьи;
  • бережно относится к родной природе;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых,    сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

При изучении учебного предмета «Музыка» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных универсальных учебных действий:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

При изучении учебного предмета «Музыка» будут созданы условия для формирования следующих познавательных универсальных учебных действий:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.

При изучении учебного предмета «Музыка» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных универсальных учебных действий:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения курса «Музыка»

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Музыка в жизни человека
Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
    Выпускник научится:
  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

4.  Содержание учебного предмета

(Музыка)

2016 – 2017 учебный год

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Личностные УУД:

1. Знает историю своего посёлка, семьи, школы.

2. Ориентирован на принятие образца «хорошего» ученика.

3. Демонстрирует предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

4. Осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежности.

5. Проявляет чувство гордости за свою Родину, народ, посёлок.

6. Осознаёт  свою гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России.

7. Понимает нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих людей.

8. Ориентируется в поведении на принятие моральных норм.

9. Выполняет основные правила соблюдения здорового образа жизни.

Познавательные УУД:

1.Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

2. Осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;

3. Использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;

4. Строит сообщения в устной и письменной форме;

5.Ориентируется на разнообразие способов решения задач;

6. Владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

7.Осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

8. Осуществляет  синтез как составление целого из частей;

9.Проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

10.Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

11.Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

12.Обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

13.Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

14.Устанавливает аналогии;

15.Владеет рядом общих приёмов решения задач.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определяет важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Понимает и сохраняет учебную задачу, понимает смысл инструкции учителя и вносит в неё коррективы.

4.Самостоятельно определяет цель учебной деятельности самостоятельно.

5 . Планирует свои действия в соответствии с учебными задачами, различает способ и результат собственных действий.

6 . Оценивает выполнение задания по определённым критериям.

7.Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;

8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно.

9. Вносит коррективы в выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

10. Определяет правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

11. Выполняет учебные действия в устной, письменной речи.

Коммуникативные УУД:

1. Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относится к своему мнению.

7. Понимает точку зрения другого.

8. Участвует в работе группы, распределять роли, договаривается друг с другом.

Раздел 1.

Соотношение контрастных музыкальных тем в симфоническом произведении

(9 часов)

Истоки возникновения музыки.

Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки.

Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей.

 Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Размышлять о контрасте как основе музыкального  развития и отражения в художественном воспроизведении явлений природы и жизни человека. Исследовать контрастные темы в пройденных произведениях, сопоставлять различные варианты их сочетания. Выявлять смысл исполнительского развития в песне. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. Овладевать средствами вербального и невербального общения. Углублять представления о неразрывном единстве музыки и жизни.  

Развивать познавательный интерес.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Анализировать художественное произведение как процесс и как результат.  

Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.

Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении.

Анализировать развёртывание музыкальных историй в романсе, песне, былине, характеризовать их образный строй, особенности мелодии, сопровождения, манеры исполнения.

Воплощать развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки (песня, романс, былина).

Выявлять действие принципов повтора и контраста (сходства и различия) в вокальных  произведениях разной формы (куплетная форма, рондо, былинное сказание).

Раздел 2.

Контраст и единство тем-образов в симфонии. В. А. Моцарт. Симфония № 40.

 (7 часов)

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке.

 Средства  музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.). Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение. Музыкальная речь как способ общения между людьми.

Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение.

Единство содержания и формы в музыке.

Формы простые, сложные, циклические.

Бытование музыкальных произведений.

Иметь представление о литературной основе симфонической сюиты  Грига «Пер Гюнт». Прогнозировать, какое развитие получат разные образы в музыкальных номерах сюиты. Охватывая произведение целостно, анализировать средства музыкальной выразительности. Сопоставлять и характеризовать контрастные музыкальные образы, анализировать средства их воплощения. Воплощать музыкальные характеристики персонажей в разных видах музыкальной (сценической) деятельности. Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Передавать в пластическом исполнении диалог двух контрастных музыкальных героев. Выявлять черты стиля (музыкальные образы и их развитие) музыки Э. Грига. Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.  Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественных произведений.

Высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Распознавать жизненное содержание художественного произведения, воспринимая целостно сюиту и кантату  как музыкальную историю. Синтезировать целое из частей с самостоятельным достраиванием недостающих компонентов. Выявлять логику повторения тем-образов в разных частях одного произведения. Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений. Узнавать на слух основные темы произведения. Иметь представление о роли лейттем в создании целостной музыкальной истории. Размышлять над основной идеей и особенностями музыкального языка Э. Грига и С. С. Прокофьева.

Раздел 3

Контраст и единство образов в опере

(9 часов)

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Иметь общее представление о месте,

времени, обстановке действия в опере

«Князь Игорь» Бородина. Распознавать по музыке происходящее на сцене действие.

Исследовать интонационные связи хоров интродукции.

Выявлять родство мелодий хоров интродукции с мелодиями русских

народных песен.

Распознавать жизненное содержание художественного произведения.

Анализировать видеофрагмент интродукции оперы, соотносить музыкальные и сценические образы.

Выявлять интонационную основу мелодии хора девушек. Характеризовать соотношение мелодии и слов в женском хоре. Ориентироваться в графической записи тем первой картины первого действия оперы.

Сравнивать  темы ариозо Ярославны с музыкальными характеристиками Игоря, Галицкого и русских людей в интродукции, выявлять в них сходные интонации и объяснять причину этого сходства.

Сочинять варианты мелодий для хора девушек.

Распознавать жизненное содержание художественных образов.  Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальный и сценический образы.

Ориентироваться в графической модели музыкальной темы. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану.

Раздел 4

Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле и симфонической фантазии

всего – 9 часов

(6 часов + 3 часа резерв)

Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского «Картинки с выставки».  Фортепианный цикл. Сюита. Музыкальный портрет. Органный пункт. Остинато. Форшлаг. Скерцо. Фермата. Аккорд. Разные интерпретации звучания. Взаимосвязь темы «Прогулки»  и других пьес сюиты, их контрастирование.

Размышлять, как можно музыкой «оживить» произведение живописи. Проводить аналогии между живописным и музыкальным произведением. Ориентироваться в графической модели музыкального произведения.  Анализировать особенности средств музыкальной выразительности фортепианных миниатюр цикла.

Предполагать, слушая музыку, что могло быть изображено на рисунке («Старый замок» и др.) Сравнивать различные интерпретации исполнения. Сравнивать особенности звучания темы «Прогулка» в начале и конце цикла ( «С мёртвыми на мёртвом языке»).Высказывать аргументы за и против сравнения пьесы «Богатырские ворота» и финала оперы Глинки «Иван Сусанин».

Сравнивать звучание двух главных музыкальных тем произведения, предложить варианты их названия. Находить общие конструктивные элементы в двух темах по графической записи.

Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения.

Высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Ориентироваться в графическом конспекте произведения и опираться на него при слушании, анализе.

Расширять представление об образном строе музыки Глинки и особенностях его музыкальной речи.

Содержание учебного предмета (Музыка)

4 класс

2017 – 2018 учебного года

 

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Раздел 1.

Лирико-эпическая опера Н. Римского-Корсакова  «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

9 часов

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Древнерусский эпос легенды, предания, повествования) как основа  либретто оперы.

Завязка лирической линии оперы.        

Действие 1. Пустыня

(три разворота)

Выразительность и изобразительность музыкальной характеристики

места и времени действия. Экспозиция образов  Февронии и Всеволода: отношение к миру,

нравственные ценности.

Характерные интонации

музыкальной речи героев.

Действие 2.

Малый Китеж

(пять разворотов)

Жанровая палитра сцены народного гуляния

(медвежья потеха, былина

гусляра, корительная, свадебная). Музыкальный портрет Гришки Кутерьмы,

жанровые истоки и основные интонации его музыкальной характеристики.

Столкновение нравственных позиций Февронии и

Кутерьмы, интонационно-жанровый контраст их музыкального языка.

Завязка героико-патриотической линии оперы,

Музыкально-образные

характеристики русских и татар. Русская историческая песня «Про татарский

полон» – одна из характеристик образа татар. Драматические события финала второго действия.

Действие 3. Картина 1.

Большой Китеж

(три разворота)

Рассказ Поярка о событиях в Малом Китеже. Реакции

китежан на трагическую

весть, интонационно-жанровые истоки их музыкальной речи (молитва китежан, плач отрока, моно-лог-размышление Юрия, походная дружинников).

Чудесное преображение

Большого Китежа. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» – музыкальные характеристики противоборствующих сил,

этапы развёртывания «действия», исход битвы.

Действие 3. Картина 2.

Берег озера Светлый Яр

Развитие образов Февронии и Гришки.

Плач Февронии и его

интонационно-жанровая

характеристика. Реакция татар на чудесное преображение Большого Китежа.

Действие 4. Картина 1.

Лесная чаща

(два разворота)

Вступление – музыкальная

характеристика обстановки

действия. Развитие образов Февронии и Гришки (продолжение). Молитва и «свистопляска» Гришки.  Трансформация

интонаций Кутерьмы в сцене безумия. Этапы чудесного преображения при-

роды. Восхождение Февронии и призрака Всеволода.

 

Действие 4. Картина 2.

Невидимый град

Китеж

Музыкальная характеристика волшебного Китежа. Завершение

лирической линии оперы – свадебный обряд.

Завершение нравственно-этической линии оперы – письмо Февронии

к Гришке. Нравственно-философская идея

оперы.

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о

невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Обобщение

(два разворота)

Эпическая опера. Многоплановость драматургии:

столкновение китежского и татарского «миров»,

лирическая линия Февронии и Всеволода, нравственный «поединок»

Февронии и Кутерьмы.

Лейттемы и лейтинтонации в опере.  

Разнообразие народно-жанровых

истоков музыкального

языка оперы. Композиция оперы.

Предвосхищать особенности музыкального действия  оперы-сказания и музыкальных характеристик её героев.

По словесным репликам Февронии и Всеволода  импровизировать интонации их музыкальной речи, разыгрывать фрагмент диалога по ролям.

Слушать, напевать сцену знакомства главных героев оперы, узнавать

на слух и характеризовать повторяющиеся в их музыкальной речи попевки. Определять

певческие голоса героев.

Слушать, узнавать на слух вступление «Похвала пустыне», петь,

пластически интонировать основные темы, характеризовать по музыке обстановку действия,

размышлять о значении слова «пустыня» в его названии.

Слушать и узнавать на

слух ариозо Февронии,

характеризовать и напевать его основные темы.

Соотносить музыкальные характеристики

главной героини и образов природы.

По монологу Февронии

характеризовать её необыкновенные способности и круг общения.

Слушать диалог Февронии и Всеволода, характеризовать героев и

развитие их отношений,

выделять этапы диалога,

определять и напевать

повторяющиеся интонации их музыкальной

речи.

Узнавать на слух, напевать хор охотников,  

узнавать на слух, характеризовать и напевать тему Китежа. Принимать участие в обсуждении видеофрагмента.

Выявлять особенности построения массовых сцен в опере.

Узнавать на слух, петь, инсценировать эпизод

медвежьей потехи и песню гусляра.

Разучить и исполнить по

группам хор «С кем не велено встреваться», характеризовать особенности жанра корительной.

Составить композицию

сцены народного гуляния и инсценировать её,

передавая особенности

музыкальной речи героев и реакцию народа на

происходящие события.

Напевать и узнавать на слух реплики Гришки,

характеризовать их жанровую основу, выявлять круг характерных для

его музыкальной речи интонаций. Создавать сценический образ

Гришки, сравнивать отношение к Гришке богатых и простых людей.

Узнавать на слух, напевать музыку свадебного поезда, характеризовать выразительные и

изобразительные черты музыки.

Импровизировать фрагменты диалога Гришки и Февронии в опоре на

характерные обороты их

музыкальной речи.

Слушать и анализировать диалог Гришки и Февронии в опере.

Размышлять над жизненным содержанием

сценического действия.

Узнавать на слух и петь хоры «Как по мостикам»

и «Ой, беда идёт, люди», характеризовать их ин-

тонационно-образный строй, жанровые основы.

Разыгрывать сцену перелома  действия (вторжение в свадебный обряд хора «Ой, беда идёт, люди»).

Узнавать на слух, петь, анализировать музыкальные характеристики  монголо-татар.

Размышлять над нравственным смыслом поступков Гришки, Февронии и китежан.

Узнавать на слух сцену Поярка с китежанами,

ориентироваться в её построении. Напевать

реплики китежан, мелодию рассказа Поярка.

Импровизировать послание китежанам татар на основе их лейттем.

Моделировать реакции

разных групп китежан на известие о вражеском нашествии.

Узнавать на слух и

напевать фрагменты монолога князя Юрия, характеризовать интонационные истоки его

музыкальной речи.

Узнавать на слух и напевать молитву китежан, сравнивать три её про-

ведения.

Узнавать на слух реплики отрока, характеризовать интонационный

строй его речи.

Петь и инсценировать песню дружинников.

Соотносить пере интонирование темы Китежа

на протяжении картины с изменением сценической ситуации.

Узнавать на слух  сцену волшебного преображения Китежа, напевать

основные темы, выявлять этапы их развития и средства музыкальной

выразительности.

Размышлять над смыслом   появления  в сцене преображения Китежа

интонаций Яро-славны из интродукции оперы «Князь Игорь» А. Бородина.

Предвосхищать драматургию  симфонической

картины боя.

Узнавать на слух музыку

симфонической картины «Сеча при Керженце», напевать темы-характеристики русских и татар,

воссоздавать по музыке события боя.

Пластически импровизировать

симфоническую картину, передавать в исполнении взаимодействие

противоборствующих сил.

Распознавать по музыке

начала картины обстановку действия, состояние монголо-татар, Февронии и Гришки.

Узнавать на слух лейттемы и лейтинтонации героев.

Узнавать на слух и напевать плач Февронии,

определять его интонационно-жанровую

основу.

Напевать  предшествующие темы  Февронии,  родственные теме плача.

Подбирать из музыкальной речи  Февронии и Гришки интонации и попевки к репликам их диалога и импровизировать его по ролям.

Обсуждать сценическое воплощение диалога в Видео-записи.

Размышлять над оправданием Гришкой своего

предательства, решением Февронии помочь ему бежать.

Определять по музыке сценические события

в завершении картины и реакцию татар на чудесное преображение

Китежа.

Моделировать музыкальную картину лесной

чащи (по аналогии со вступлением к опере), анализировать её композиционную функцию

в опере.

Определять изменения в состоянии Февронии и Гришки по музыке и

словам их диалога.

Моделировать и узнавать на слух сцену молитвы Февронии и

Гришки, инсценировать фрагмент этой сцены.

Предполагать «воздействие» молитвы на Гриш-ку до её прослушивания, узнавать на слух его «свистопляску»,

выявлять её интонационно-жанровую основу.

Сопоставлять два контрастных обращения:

Гришки к нечистой силе (четвёртое действие) и

Февронии к пустыне (первое действие).

Выявлять их конструктивную основу.

Узнавать на слух и напевать колыбельную

Февронии, выявлять интонационное родство

с предшествующими темами героини.

По музыке определять и передавать в пластическом интонировании

этапы волшебного

преобразования леса, характеризовать  «краски» симфонического

оркестра.

Находить отличия в пении реальных и волшебных птиц. Сравнивать сцены Февронии

и Всеволода в первом и четвёртом действиях.

Определять функции этих сцен в композиции

оперы.

Исполнять фрагмент перехода Февронии и

призрака Всеволода в

преображённый Китеж.

Находить музыкальное

подтверждение появлению героев в преображённом Китеже.

Допевать и инсценировать  свадебную песню, прерванную появлением

врагов.

Слушать и анализировать сцену сочинения

Февронией письма к Гришке, выявлять роль

этой сцены в развитии образа Февронии.

По музыке определять и передавать в пластическом интонировании

этапы волшебного

преобразования леса, характеризовать  «краски» симфонического

оркестра.

Находить отличия в пении реальных и волшебных птиц.

Находить музыкальное

подтверждение появлению героев в преображённом Китеже.

Допевать и инсценировать  свадебную песню, прерванную появлением

врагов.

Слушать и анализировать сцену сочинения

Февронией письма к Гришке, выявлять роль

этой сцены в развитии образа Февронии.

Напевать темы Февронии и Гришки и выявлять конструктивное родство контрастных тем.

Напевать лейттемы оперы, определять на слух варианты их звучания в

разных эпизодах оперы.

Напевать темы, связанные с основными сюжетными линиями оперы, характеризовать эти линии и давать

обобщённые названия.

Приводить примеры пересечения разных сюжетных линий в судьбах героев оперы.

Сравнивать два видеофрагмента одной сцены оперы, обсуждать

особенности сценического воплощения каждой версии.

Личностные осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;

  • уважает другие народы России;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважает ценности семьи;
  • бережно относится к родной природе;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

Регулятивные

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

   Познавательные

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Раздел 2.

Эпическая симфония. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина

7 часов

А. П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»)

Симфонический цикл, его строение, характер частей (на примере пройденных симфоний).

Предполагаемый круг образов «Богатырской»

симфонии А. П. Бородина.

Часть 1. Экспозиция

(два разворота)

Композиционные функции основных тем экспозиции. Музыкальные

образы экспозиции и их взаимодействие. Народно-жанровые основы тематизма, ритмические, тембровые, динамические

особенности. Акцент.

Тенденции развития основных тем-образов.

Часть 2. Скерцо

Картина «Богатырских

игрищ»

Основные темы

части, сопоставление

«русских» и «восточных» интонаций. Средства вырази -тельности. Остинато. Синкопа.

Построение скерцо (трёхчастная форма). Интонационно-образные связи с первой частью.

Часть 3. Анданте

Содержание медленной

части симфонии и особенности её построения.

Образ сказителя Баяна:

музыкальное воплощение традиций былинного

распева, звуко-подражание

переборам гуслей. Интонационные связи тематизма с музыкой предшествующих

частей.

Часть 4. Финал

Картина народного

праздника. 

Основные темы финала.

Обобщение образных сфер симфонии.

Интонационные связи частей симфонии.

А. П. Бородин. Симфония № 2. Обобщение

Своеобразие музыкальных образов и их развёртывания в «Богатырской»

симфонии А. П. Бородина.

Характер частей и их

последовательность в

эпической симфонии.

Интонационно-тематические связи между частями

симфонии.

Интонационно-образные связи «Богатырской»

симфонии с оперой

«Князь Игорь».

«История создания «Богатырской» симфонии А. П. Бородина»;

«Образы русских богатырей в музыке и изобразительном искусстве» и др.

 Напевать и пластически

интонировать основные

темы пройденных симфоний в опоре на графическую схему.

Моделировать круг образов симфонии из жизни русских богатырей и

составлять обобщённый

план произведения.

Подбирать из известной

музыки Бородина темы для частей «Богатырской» симфонии.

Узнавать на слух, напевать, характеризовать

и пластически интонировать главную тему

симфонии. Сравнивать

проведения главной темы в экспозиции,

репризе и коде в опоре на графическую запись.

Импровизировать варианты изменения главной

темы в разработке.

Моделировать образ второго героя, слушать,

напевать, пластически интонировать его тему,

выявлять преобразование интонаций первого героя.

Анализировать и пластически интонировать

развитие тем двух героев в связующей теме в

опоре на графическую

запись.

Моделировать, слушать и разучивать побочную тему первой части,

определять способ её развития, продумывать

исполнительский план и пластически интонировать.

Слушать, напевать и пластически интонировать заключительную

тему в опоре на графическую запись, анализировать сближение в ней главной и побочной тем.

Пластически интонировать экспозицию первой

части.

Обобщать направление

развития тем в экспозиции первой части, предполагать характер их

дальнейшего развития в

разработке.

Моделировать круг

образов скерцо Богатырской симфонии А.

Бородина.

Подбирать из музыки первой части интонации

для скерцо и импровизировать мелодии на их

основе.

Узнавать на слух, анализировать, пластически

интонировать, напевать основные темы скерцо.

Давать обобщённое

название второй части.

Выявлять интонационные связи музыки первой и второй частей симфонии Бородина.

Определять построение части, составлять её графическую схему.

Пластически интонировать скерцо в опоре на графическую схему.

Определять на слух, петь, характеризовать

начальный образ, выявлять приёмы звукоподражания, аккомпанировать на воображаемых гуслях.

Узнавать на слух, характеризовать, петь и пластически интонировать

основные темы части, давать им названия.

Слушать Анданте, определять построение части, её кульминацию и

репризу.

Воссоздавать рассказ Баяна, ориентируясь по характеру тем и их последовательности.

Устанавливать интонационные связи Анданте

с музыкой предшествующих частей.

Пластически импровизировать третью часть симфонии в опоре на рафическую схему.

Моделировать образный строй финала симфонии

Бородина. Узнавать на слух музыку финала,

напевать и пластически интонировать его основные темы.  

Характеризовать музыкальные

образы (основные темы) и этапы их развития.

Рассматривать финал как завершение музыкальной истории симфонии.

Определять интонационные связи тем финала

с музыкой предшествующих частей.

Составлять исполнительский план и пластически интонировать фрагмент финала (по выбору учащихся).

Передавать основные этапы развёртывания музыкальной истории симфонии в разных видах музыкальной деятельности.

Узнавать на слух и напевать сходные по характеру темы из Второй симфонии и оперы «Князь Игорь» А .П. Бородина.

Узнавать на слух и напевать сходные по характеру темы из Второй симфонии и романса

«Спящая княжна»

А. П. Бородина. Обобщать круг образов, характерных для музыки А. П. Бородина.

Готовить и проводить конкурс знатоков музыки А. П. Бородина.

 

Предъявлять результаты

проектной деятельности, связанной с творчеством А. П. Бородина. Предъявлять результаты  проектной деятельности, связанной с творчеством А. П. Бородина.

Раздел 3.

Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама

9 часов

П. И. Чайковский.

Опера «Пиковая дама»

Литературная основа оперы. Интродукция:

сопоставление трёх интонационных сфер (повествовательная, драматическая,

                 лирическая).

Моделирование идеи оперы по характеру тем интродукции и их

последовательности.

Картина 1.

В Летнем саду  (четыре разворота)

Музыкальные характеристики места и времени

действия, разных групп гуляющих. Музыкальные

образы главных героев оперы,  разнообразие  форм и жанров в характеристике героев (ариозо,

дуэт, квинтет, бал-лада и др.).

Завязка лирической  (ариозо Германа) и драматической (баллада Томского) линий развития  оперы.

Картина 2.

В комнате Лизы  (два разворота)

Музыкальная характеристика атмосферы жизни  Лизы и её подруг. Вокальные жанры: романс и песня. Сцена Лизы и Германа. Прорастание интонаций темы любви в музыкальной речи Лизы и Германа. Ария Лизы и ариозо Германа: интонационные

и жанровые особенности, построение. Драматургическая роль оркестра в опере.

Как соотносятся темы оперы?

Лейттемы и лейтинтонации оперы. Конструктивное родство контрастных тем.

Картина 3.

Бал в доме

знатного вельможи  

(два разворота)

Сцена великосветского бала: музыкальная характеристика, жанровые  атрибуты. Музыкальный  портрет Елецкого, его отношение к Лизе.

Записка Лизы. Мелодекламация. Пастораль  «Искренность пастушки».

Соотношение музыкального языка в пасторали и основном действии  оперы.

Выбор Лизы. Разлад в душе Германа. Шутка офицеров. Лейттемы оперы и смысл их появления в картине.

Картина 4.

 В покоях

графини

(два разворота).

Музыкальная характеристика места и времени действия, состояния Германа.

Выразительность и изобразительность музыки.

Остинато струнных инструментов. Монолог Германа.

Музыкальный портрет Графини, её окружение (хор приживалок). Монолог и песенка Графини.

Диалог-поединок Графини

и Германа – трагическая

кульминация оперы.  Интеграция и переинтонирование лейтинтонаций оперы.

Роль оркестра в передаче

состояний Графини.

Причины отчаяния Германа и Лизы.

Картина 5.

В казарме.

Комната Германа

Многоплановость музыкальной характеристики  действия: жанровые атрибуты военного быта (сигнал трубы и дробь барабана), воспоминания

(хорал) и страдания  Германа (диалог в оркестре).

Речитатив и мелодекламация. Преобразования

лейттем в сцене призрака

Графини и Германа.

 

Картина 6.

На набережной

Завершение развития образа Лизы. Вступление к картине: жанровая основа  (траурный марш), интонационные связи с музыкой второй картины.

Содержание и пост-роение арии Лизы, интонационные истоки её мелодии. Этапы развития дуэта Лизы и Германа. Крушение мечты Лизы о счастье.

Картина 7.

В игорном доме

Хор гостей игорного дома, их отношение к жизни. Заключительная

сцена, её построение.

Ариозо ослеплённого

удачей Германа: синтез

и преобразование контрастных лейт-интонаций оперы.

Просветление сознания Германа: прощание с Лизой и Елецким.

Тема любви как нравственный

итог оперы.

П. И. Чайковский.

Опера «Пиковая дама». Обобщение

(два разворота)

Сюжетные линии, этапы развития конфликта,

композиция оперы. Лейттемы и лейтинтонации

оперы, развитие основных тем-образов. Баллада Томского и её роль в музыкальной драматургии оперы. Сравнение конфликтов в операх «Пиковая дама» П. Чайковского и «Иван Сусанин» М. Глинки.

«Образы Германа и Лизы в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» и одноименной опере П. И. Чайковского»

«История создания оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского»

Узнавать на слух, напевать и пластически

интонировать темы интродукции.

Характеризовать темы интродукции, приводить

примеры похожих тем из музыки П. Чайковского. Предполагать

содержание оперы по её названию, характеру и

соотношению тем интродукции.

Узнавать на слух и

Напевать начальную тему первой картины, по музыке определять

обстановку действия.

Определять и напевать

характерные интонации

разных групп гуляющих, исполнять хор

мальчиков. Составлять

композицию начальной

сцены и разыгрывать её

по ролям. Характеризовать Германа по диалогу Сурина и Чекалинского.

Узнавать на слух и исполнять темы двух ариозо Германа, анализировать его музыкальную речь.

Узнавать на слух дуэт Елецкого и Германа, предполагать причины

сведения в дуэте героев, испытывающих противоположные чувства

(счастье-страдание).

Предполагать образ невесты Елецкого и подыскивать для её характеристики тему из уже прозвучавших в опере.

Узнавать на слух музыку, звучащую при появлении Лизы (в сопровождении Графини), размышлять над тем, кого эта тема характеризует и

что предвещает.

Слушать квинтет и обсуждать причины страха, охватившего всех

героев.

Узнавать на слух и напевать балладу Томского, выделять ключевые

интонации баллады и вспоминать фрагменты оперы, где они звучали. Характеризовать,

напевать, пластически интонировать тему, звучащую в оркестре в припеве баллады, давать ей

название.

Узнавать на слух музыку сцены грозы, соотносить темы завершения и

начала первой картины.

Характеризовать реакцию Германа на сложившуюся жизненную ситуацию.

Узнавать на слух и напевать дуэт Лизы и Полины, романс Полины и

песню девушек.

Соотносить внутренний мир Лизы с музыкальной атмосферой её

жизни.

Составлять музыкальную композицию сцены девичника и разыгрывать её по ролям.

Характеризовать отличия мелодики романса и песни.

Узнавать на слух и напевать мелодии арии Лизы, распознавать по

музыке чувства и мысли героини.

Выявлять интонации,

характерные для каждого раздела арии, определять построение арии.

Слушать диалог Лизы и Германа, узнавать на

слух и напевать мелодии двух ариозо Германа,

выявлять этапы развития сценического действия.

Приводить примеры

родства интонаций музыкальной речи Лизы и Германа.

Предугадывать музыку в момент появления

Графини, реакцию Лизы и Германа на приход графини. Выделять слухом партию оркестра и

наблюдать за отражением в ней драматических

событий. Определять тему, обобщающую события картины, дать ей название.

Выявлять в музыке двух картин лейт темы, обосновывать свою точку

зрения музыкальными примерами.

Напевать темы и общие элементы в них, выявлять конструктивное

родство контрастных тем.

Напевать и сопоставлять

мелодии Германа, выявлять характерные для его речи интонации.

Характеризовать по музыке обстановку бала,

настроение гостей, выявлять жанровые признаки полонеза.

Узнавать на слух и напевать мелодию арии Елецкого, сопоставлять тему арии с другими

лирическими темами  оперы.

Узнавать на слух и импровизировать чтение Германом записки Лизы, характеризовать

Приём мелодекламации.

Объяснять при-чины повторения офицерами фразы из баллады Томского и реакцию

Германа на их шутку.

Узнавать на слух звучание лейттем оперы и объяснять их смысл.

Узнавать на слух интермедию, напевать и разыгрывать дуэт Прилепы и Миловзора. Характеризовать отличия интонационно-образного строя музыки интермедии от музыки основного

действия оперы. Размышлять над сходством жизненных ситуаций

героев интермедии и оперы. Предвосхищать

дальнейшие действия Германа, опираясь на музыку, завершающую

диалог. Озвучивать состояние Германа, крадущегося по ночному дому Графини, на основе лейтинтонаций оперы.

Узнавать на слух и напевать темы оркестрового

вступления, выявлять смысл преобразования лейтинтонаций, наблюдать за их

развитием. Анализировать воплощение  в музыке противоречивости состояния Германа.

Узнавать на слух, напевать и разыгрывать хор

приживалок, харакеризовать выразительность и изобразительность его мелодии.

Узнавать на слух монолог и песенку Графини, напевать её мелодию.

Характеризовать музыкальную речь Графини.

Выявлять выразительность и изобразительность остинатного мотива в оркестре.

Узнавать на слух диалог Германа и Графини, выявлять его смысловые

этапы.

Напевать мелодию ариозо Германа, анализировать развитие интонаций его речи.  

Характеризовать «партию» Графини в диалоге,

анализировать средства выразительности и пластически интонировать.

Слушать и анализировать завершение картины как итог произошедших событий, характеризовать звучание темы

трёх карт, подбирать в

музыке Чайковского

сходные по образному содержанию темы.

Понимать жизненное содержание сценического действия. Объяснять

воплощение в музыке реакций Германа и Лизы

на случившееся.

Узнавать на слух вступление к пятой картине, определять по музыке

обстановку действия и внутреннее состояние героя, характеризовать его жанровое и тематическое содержание.  Характеризовать особенности

речитативов в партиях Германа и Графини, соотносить выразительность и изобразительность их музыкальной

речи со сценическим  действием.  

 

 Размышлять

о  сложившейся ситуации и предвосхищать

выбор Германа.

Узнавать на слух и напевать мелодию вступления к шестой картине,

определять её жанровые

и интонационные истоки.  

Узнавать на слух и

напевать арию Лизы,

характеризовать её состояние. Выявлять связь

мелодии арии с предшествующими темами Лизы и объяснять смысл

этих связей.

Слушать и характеризовать сцену Германа и

Лизы, выявлять этапы в развитии диалога, размышлять о причинах

крушения мечты Лизы о счастье, предвосхищать

последующее развитие

действия.

Характеризовать по музыке начального хора

седьмой картины обстановку в игорном доме,

жизненные взгляды его гостей.

Определять на слух интонации, звучащие в оркестре при вступлении

Германа в игру. Определять на слух и напевать

ариозо Германа, характеризовать жизненную позицию ослеплённого

удачей Германа. Выявлять интонационные связи мелодии ариозо с лейттемами оперы.

По музыке заключительной сцены оперы

определять, как меняется

жизненная позиция Германа после проигрыша,

о ком он вспоминает, у кого просит прощения.

Определять характер звучания и смысл темы

любви в завершении оперы.

Напевать темы героев  оперы, вспоминать основные события музыкальной истории в опоре на краткий конспект.

Иметь представление о

построении оперы: её экспозиции, разработке,

репризе. Характеризовать основные сюжетные линии

оперы, размышлять над отличием конфликтов в

операх «Пиковая дама»

П. Чайковского и

 «Иван Сусанин» М. Глинки.

Узнавать на слух и напевать балладу Томского,

анализировать её интонационное содержание,

объяснять, почему музыка баллады открывает

оперу и является источником остальных тем

интродукции.

Принимать участие в игре «Знатоки оперы

«Пиковая дама» П.

Чайковского»: напевать разные темы оперы и

определять, что происходит на сцене во время

их звучания, проверять

себя просмотром соответствующих видеофрагментов.

Предъявлять результаты

проектной деятельности, связанной с творчеством А. П. Бородина.

Предъявлять результаты

проектной деятельности, связанной с творчеством А. П. Бородина.

Раздел 4.

Традиции музыкальной культуры моего народа

6 часов + 3 часа резерва

Народная музыка в

произведениях русских

композиторов

(три разворота)

Разнообразие жанров

народной музыки (гимн, колыбельная, хороводная, былина, историческая, солдатская, корительная, свадебная, лирическая, шуточная, частушка, плясовая, плач).

Опера как панорама народной жизни, жанры народной музыки в характеристике обстановки

действия, чувств и мыслей героев.

Народно-жанровые истоки инструментальной музыки русских композиторов.

Музыкальный

материал: Г. Свиридов. Кантата

«Курские песни». Р. Щедрин «Озорные частушки».

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.

Образы природы в произведениях русских композиторов

(три разворота)

Разнообразие образов природы, выразительность и изобразительность их характеристик.

Связь образов природы с жизнью героев произведений разных  музыкальных жанров.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов. Романс

«Здесь хорошо», Концерт

№ 2 для фортепиано с оркестром.

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.

Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов (два разворота)

Многоплановость образов защитников Отечества, интонационное  родство их музыкальных  характеристик с образами  народа.  Образы врагов и  столкновение противоборствующих сил.

Проектная работа «ВОВ  в песнях русских композиторов»,

«Музыка и музыканты на полях ВОВ», «Гимн России: история создания  и его авторы»

 Государственный

гимн России.

Музыка А. В .Александрова. Слова С. В. Михалкова

Гимн – символ государства России.

«Русская народная музыка»

 По страницам произведений русской музыкальной классики

Эпический, драматический, лирический характеры отражения жизни в музыке.

Включение композитором в свою музыку известных интонаций и

тем, написанных другим

композитором. Смысл

реминисценций в музыке.

Музыкальный материал

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной  школе.

Мир музыки моего народа

Палитра образов, жанров,

стилей музыки русских

композиторов.

Музыкальный материал

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.

Музыкальные проекты

2 (два разворота)

Разновидности музыкальных проектов: исполнительские, исследовательские.

Организация проектной

деятельности.

Формы представления

результатов: конкурсы,

фестивали, презентации

и др.

Иметь представление

о жанрах народной

музыки, уметь характеризовать жанры по их

жизненному предназначению, средствам выражения.

Узнавать на слух и напевать мелодии, записанные на с. 98–101 страницах учебника, определять произведения,

где они звучат, и жанры народной музыки, к которым они относятся.

Приводить свои примеры сходных по жанру мелодий из народной и

композиторской музыки.

Сочинять мелодию к словам курской народной песни «Зелёный дубок», отмечать приёмы развития мелодии.

Слушать первую часть кантаты, напевать её мелодию, характеризовать жанровую основу песни, особенности звучания симфониического оркестра. Распознавать

музыкальную историю в последовательности семи народных песен, давать обобщённое на-

звание каждой части кантаты.

Узнавать на слух фрагмент концерта «Озорные частушки» Р. Щедрина,

выявлять особенности

жанра частушки по музыке концерта для оркестра.

Петь мелодию частушки, приводить примеры

её варьирования в музыке концерта,

выявлять черты звукоизобразительности.

 Пластически импровизировать фрагмент концерта.

Сочинять частушки и исполнять их. Узнавать на слух и исполнять фрагменты

произведений,

представленные на с. 104–107 учебника.

Определять выразительность и изобразительность музыки образов

природы, выявлять их связь с жизнью героев музыкальных историй.

Узнавать на слух, напевать и характеризовать

романс С. Рахманинова

«Сирень», наблюдать за

развёртыванием начальной интонации мелодии в опоре на графическую

запись. Узнавать на слух медленную часть Второго

концерта для фортепиано с оркестром С.

Рахманинова, напевать её мелодию и передавать

в пластическом интонировании  разные варианты звучания основной

темы. Характеризовать

тембровое развитие  темы, соотношение партий солиста и оркестра,

пластически интонировать диалог фортепиано

и оркестра, разделившись на группы.

Выявлять сходство и различие музыки медленной части Второго фортепианного концерта С. Рахманинова

с музыкой медленных частей Пятой симфонии

Л. Бетховена, Четвёртой симфонии П. И. Чайковского, Сороковой симфонии

В. А. Моцарта.

Узнавать на слух и напевать музыкальные

характеристики противоборствующих сил

героико-патриотических произведений, представленные на с. 110–113

учебника. Анализировать этапы развития

конфликтных образов в  

музыкальных произведениях героико-патриотического содержания.

  Предъявляют  результаты индивидуальной и групповой проектной

деятельности.

Подбирать музыку для публичного исполнения

индивидуально, в группе или коллективно. Распознавать в музыке жизненные образы, человеческие отношения и

характеры. Разрабатывать исполнительский план музыкального произведения.

Соотносить музыкальное произведение с  исполнительскими возможностями собственными и одноклассников.

Размышлять об отличиях отражения одного и

того же события в хоре

«Ой, беда идёт, люди» и

рассказе Поярка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и

деве Февронии».

Соотносить характер

этих сцен с определениями «эпический» и «драматический» в словаре  учебника. Приводить  примеры лирических  сцен оперы. Узнавать в музыке сцены затмения в опере А. П. Бородина «Князь  Игорь» интонации из

Пятой симфонии Бетховена, интерпретировать  их смысл.

Выявлять в сцене преображения Большого Китежа (из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии») интонации из сцены появления княгини Яро-славны в интродукции оперы «Князь

Игорь». Размышлять об

их смысле. Узнавать на слух музыку  героев пройденных произведений, напевать их

темы.  

Исполнительский проект:

Подбирать музыку для публичного исполнения

индивидуально, в группе

или коллективно.

Распознавать в музыке

жизненные образы, человеческие отношения и

характеры.

Разрабатывать исполнительский план музыкального произведения.

Соотносить музыкальное произведение с

исполнительскими возможностями собственными и одноклассников. Доносить содержание

музыкального произведения до публики в его

концертном исполнении.

Обобщать результаты

исполнительского проекта, анализировать исполнение музыки перед публикой.

Исследовательский проект:

Подбирать музыкальные

произведения, искать

информацию, необходимую для раскрытия

темы проекта.

Охватывать музыкальное произведение как

процесс и как результат.

Выявлять изменения,

происходящие в музыкальных темах, на основе принципов повтора и контраста.

Соотносить новую музыку с пройденными в

классе произведениями. Обобщить результаты

исследования в презентации: подобрать

музыкальные примеры,

изобразительный ряд,

подготовить выступление.

Представлять результаты

проектной деятельности

в разных формах и видах

исполнения.

Проанализировать

процесс выполнения

проекта, сделать выводы для совершенствования своей работы.

5. Тематическое планирование (Музыка)

3 класс

2016 – 2017 учебный год (34 часа)

п/п

Тема урока

Кол - во часов

Дата проведения

                               КАК УСТРОЕНО КРУПНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

план

факт

Соотношение контрастных музыкальных тем в симфоническом произведении

(9 часов)

1

Как соотносятся контрастные музыкальные темы  в опере Глинки «Иван Сусанин» 

1

5.09

2

Как соотносятся контрастные музыкальные темы  в опере Глинки «Иван Сусанин»

1

12.09

3

Как соотносятся контрастные музыкальные темы  в симфонической сюите Грига «Пер Гюнт»

1

19.09

4 - 8

Контраст и единство тем-образов в кантате. С. С. Прокофьев. Кантата  «Александр Невский»

5

26.09

3.10

10.10

17.10

24.10

9

Обобщение. Как соотносятся контрастные музыкальные темы в произведениях, изученных в первой четверти

1

7.11

Контраст и единство тем-образов в симфонии. В. А. Моцарт. Симфония № 40.

 (7 часов)

10.

Что я знаю о симфонии?

1

14.11

11.

В. А. Моцарт. Симфония №40. Моделируем темы первой части.

1

21.11

12.

В. А. Моцарт. Симфония №40. Моделируем темы первой части.

1

28.11

13.

Первая часть Симфонии № 40 В. А. Моцарта (графический конспект)

1

5.12

14.

Моделируем композицию Симфонии № 40 В. А. Моцарта (два разворота)

1

12.12

15.

Моделируем композицию Симфонии № 40 В. А. Моцарта (два разворота)

1

19.12

16.

В. А. Моцарт. Симфония №40. Обобщение.

1

26.12

Контраст и единство образов в опере

(9 часов)

17.

А. П. Бородин. Опера  «Князь Игорь».

1

16.01

18.

А. П. Бородин. Опера  «Князь Игорь». Интродукция.

1

23.01

19.

А. П. Бородин. Опера  «Князь Игорь». Первое действие, картина первая

1

30.01

20.

А. П. Бородин. Опера  «Князь Игорь». Первое действие, картина вторая

1

6.02

21-22

А. П. Бородин. Опера  «Князь Игорь». Второе действие

2

13.02

20.02

23

А. П. Бородин. Опера  «Князь Игорь». Третье действие  

1

27.02

24

А. П. Бородин. Опера  «Князь Игорь». Четвёртое действие

1

6.03

25

А. П. Бородин. Опера  «Князь Игорь». Обобщение

1

13.03

Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле и симфонической фантазии

всего – 9 часов  (6 часов + 3 часа резерв)

26-27

Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского «Картинки с выставки»  

2

20.03

3.04

28-29

Родство контрастных образов в симфоническом произведении.

Промежуточная аттестация: защита проекта «Известные российские композиторы»

2

10.04

17.04

30-31

Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская»

2

24.04

15.05

32

Родство контрастных образов в музыкальных произведениях. Обобщение.

1

22.05

33-34

Викторина «Лучший знаток музыки».

2

25.05

29.05

Тематическое планирование (Музыка)

4 класс

2017 – 2018 учебный год

 

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата прохождения

План

Факт

Раздел 1.

Лирико-эпическая опера Н. Римского-Корсакова  

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» -  9 часов

1

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

1

7.09

2

Действие 1. Пустыня. Выразительность и изобразительность музыкальной характеристики  места и времени действия

 

1

14.09

3

Действие 2. Малый Китеж.  Жанровая палитра сцены народного гуляния

1

21.09

4

Действие 3. Картина 1.  Большой Китеж. Рассказ Поярка о событиях в Малом Китеже. Действие 3. Картина 2.

Берег озера Светлый Яр

1

28.09

5

Действие 4. Картина 1. Лесная чаща

Вступление – музыкальная характеристика обстановки действия

1

5.10

6

Действие 4. Картина 2. Невидимый град

Китеж. Музыкальная характеристика волшебного Китежа

1

12.10

7

Действие 4. Картина 2. Невидимый град

Китеж. Музыкальная характеристика волшебного Китежа

1

19.10

8

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о

невидимом граде Китеже и деве Февронии».

1

26.10

9

Обобщение. Эпическая опера. Многоплановость драматургии.

1

2.10

Раздел 2.

Эпическая симфония. Симфония № 2  («Богатырская») А. Бородина - 7 часов

10/1

А. П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»).

Часть 1. Экспозиция (два разворота)

1

16.11

11/2

Часть 2. Скерцо Картина «Богатырских  игрищ»        

1

23.11

2 четв.

12/3

Часть 3. Анданте

1

30.11

13/4

Часть 4. Финал Картина народного праздника.

1

7.12

14/5

А. П. Бородин. Симфония № 2. Обобщение

1

14.12

15/6

«История создания «Богатырской» симфонии А. П. Бородин

1

21.12

16/7

«Образы русских богатырей в музыке и изобразительном искусстве»

1

28.12

Раздел 3.

Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама – 9 часов

17/1

П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама».

Литературная основа оперы.  В Летнем саду

1

11.01

18/2

Картина 2.  В комнате Лизы  

1

18.01

3 четв.

19/3

Картина 3.  Бал в доме  знатного вельможи  

Картина 4.   В покоях  графини

1

25.01

20/4

Картина 5.   В казарме.  

1

1.02

21/5

  Картина 6.  На набережной

1

8.02

22/6

Картина 7.   В игорном доме

1

15.02

23/7

П. И. Чайковский.  Опера «Пиковая дама». Обобщение

1

22.02

24/8

«Образы Германа и Лизы в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» и одноименной опере П. И. Чайковского»

1

1.03

25/9

«История создания оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского»

1

15.03

Раздел 4. Традиции музыкальной культуры моего народа -  6 часов  + 3 часа  резерва

26/1

Народная музыка в произведениях русских композиторов

1

22.03

27/2

Образы природы в произведениях русских композиторов

1

5.04

28/3

Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов

1

12.04

4 четв.

29/4

Промежуточная аттестация: защита проекта «Великая Отечественная война в творчестве композиторов»

1

19.04

30/5

«Русская народная музыка»

1

26.04

31/6

По страницам произведений русской музыкальной классики

1

3.05

32/7

По страницам произведений русской музыкальной классики

1

10.05

33/8

Мир музыки моего народа

1

17.05

34/9

Музыкальные проекты.    Разновидности музыкальных проектов: исполнительские, исследовательские.

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...