Статья «Речевые упражнения и игры как средства активизации общения в процессе социализации детей с ОВЗ»
статья (2, 3 класс) по теме

Посохова Юлия Станиславовна

Социализация ребенка с ОВЗ и дальнейшая интеграция в общество невозможна без развития его коммуникативной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_uprazhneniya_i_igry_2.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Речевые упражнения и игры как средства активизации общения в процессе

 социализации детей с ОВЗ»

     Социализация ребенка с ОВЗ и дальнейшая интеграция в общество невозможна без развития его коммуникативной сферы.

     В коррекционной школе работа по развитию коммуникативной функции речи имеет сходные с общеобразовательной школой цели: повышение произносительной

 культуры речи, обогащение словаря, усвоение навыков и умений связной

 устной и письменной речи. Однако здесь имеются свои особенности, связанные с уровнем речевого развития учеников. Коммуникативная сфера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания педагогов. Общение – это тот фактор, который во многом определяет успешное развитие ребенка и его место в обществе. Дефицит общения влечёт за собой отставание и отклонение в психическом развитии. Всем известно, что игра является самой важной деятельностью ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Поэтому включение игр и речевых упражнений в социально-педагогический коррекционный процесс младших школьников обеспечивает успешное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Участвуя в игре, ребенок развивает внимание, память, мышление, воспитывает эмоционально-

волевую сферу. Благодаря играм создается особая «теплая» эмоциональная среда,

стимулирующая развитие личности ребенка и его коммуникативные навыки.

 Речевые игры и упражнения формируют грамотную речь, правильное звукопроизношение, развивают мелкую моторику.

У детей с ОВЗ имеются проблемы ограничения в различных видах деятельности.

В отличие от сверстников, жизненный опыт таких детей сильно ограничен, слабо

 устанавливаются социальные связи. Трудности в освоении окружающего мира приводят к эмоциональным проблемам: страхам, тревогам, неуверенности в себе. Когда ребенок не может выразить свои переживания, возрастает его эмоциональное напряжение, и, как следствие, возникают поведенческие проблемы. От того, как будет сформирована речь умственно отсталого ребенка, зависит и усвоение им учебного материала, степень общего развития.

В работе по развитию коммуникативных навыков младших школьников используются речевые игры и упражнения, «Речевые цепочки», игры с мячом, инсценировки и т.д. Речевые игры проводятся на уроках закрепления, обобщения тем по чтению, письму, развитию речи. Тематика речевой игры может быть самая разнообразная,

 варьируется в зависимости от целей и задач урока, возраста и уровня развития детей.

Цель игры: активизация речи ребенка, обучение детей речевому и игровому взаимодействию друг с другом. Речевая игра заряжает эмоционально, пополняет словарь,

 развивает познавательные интересы и расширяет знания об окружающем мире, развивает связную речь.

I этап – работа со словом

(объясняется и уточняется

его лексическое значение)

II этап – включение слова в

контекст: в словосочетание, предложение

III этап – включение

предложения с данным словом в текст (построение текста)

Этапы игры:

I. Работа со словом.

На доске прикреплен бумажный цветок, на его лепестках написаны слова на весеннюю

тему: весна, солнышко, капель, проталины, мать-и-мачеха, ручьи, набухли, пере-

летные, скворечники и т.д.

Ребенок «отрывает» лепесток, четко читает слово и объясняет его лексическое значе-

ние, ученики уточняют и дополняют его. Слабоуспевающие дети объясняют слово с

опорой на наглядность и по наводящим вопросам учителя.

«Мать-и-мачеха – это первые весенние цветы».

«Скворечники – это домики для птиц».

II. Работа со словосочетанием, включение слова в словосочетание, предложение.

Ученик, объяснивший слово, написанное на лепестке, «дарит» это слово своему одно-

класснику, который составляет с данным словом словосочетание.

Таня: Я дарю это слово Роме!

Рома: Новые скворечники.

Появляется запись на доске: новые скворечники. Аналогично проходит работа и над

остальными словами.

Звонкая капель, теплое солнышко, цветочки мать-и-мачехи, темные проталины,

перелетные птицы, долгожданная весна, звонкие ручьи, набухли почки.

Устно составляются предложения с данными словосочетаниями и начинается работа с

текстом.

III. Работа с текстом.

Построенные, по опорным словам, и словосочетаниям предложения проговариваются,

включаются в текст, который записывается на доске и в тетрадях.

Со временем сюжет иллюстраций усложняется, вопросы и ответы становятся

более распространенными.

Таким образом, для успешной социализации детей с ОВЗ, необходимым

условием является развитие коммуникативно-речевых навыков, которые формируются

на уроках и коррекционных занятиях посредством речевых игр и упражнений и влияют на дальнейшую жизнь ребенка, делая его успешным и полноценным членом

 общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности"

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности            В развитии познавательной активности младших школьников особо...

Статья на тему "Дидактическая игра, как средство активизации внимания младшего школьника".

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам обще...

статья Дидактическая игра как средство развития пространственных представлений у детей

ОглавлениеВведение.. 3Глава I. Теоретические  основы развития пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактической игры... 71.1.  Понятие пространственных представ...

Статья на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Пальчиковые игры как средство активизации речи детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - процесс активизации речи детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе непосредственной образовательной деятельности будут использоваться различные пал...

Статья на тему "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Ведущий вид деятельности ученика начальной школы - игра, поэтому наиболее успешное обучение - это обучение в игре....

Мастер-класс «Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью»

Мастер-класс «Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталость...