Статья «Речевые упражнения и игры как средства активизации общения в процессе социализации детей с ОВЗ»
статья (2, 3 класс) по теме
Социализация ребенка с ОВЗ и дальнейшая интеграция в общество невозможна без развития его коммуникативной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_uprazhneniya_i_igry_2.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Речевые упражнения и игры как средства активизации общения в процессе
социализации детей с ОВЗ»
Социализация ребенка с ОВЗ и дальнейшая интеграция в общество невозможна без развития его коммуникативной сферы.
В коррекционной школе работа по развитию коммуникативной функции речи имеет сходные с общеобразовательной школой цели: повышение произносительной
культуры речи, обогащение словаря, усвоение навыков и умений связной
устной и письменной речи. Однако здесь имеются свои особенности, связанные с уровнем речевого развития учеников. Коммуникативная сфера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания педагогов. Общение – это тот фактор, который во многом определяет успешное развитие ребенка и его место в обществе. Дефицит общения влечёт за собой отставание и отклонение в психическом развитии. Всем известно, что игра является самой важной деятельностью ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Поэтому включение игр и речевых упражнений в социально-педагогический коррекционный процесс младших школьников обеспечивает успешное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Участвуя в игре, ребенок развивает внимание, память, мышление, воспитывает эмоционально-
волевую сферу. Благодаря играм создается особая «теплая» эмоциональная среда,
стимулирующая развитие личности ребенка и его коммуникативные навыки.
Речевые игры и упражнения формируют грамотную речь, правильное звукопроизношение, развивают мелкую моторику.
У детей с ОВЗ имеются проблемы ограничения в различных видах деятельности.
В отличие от сверстников, жизненный опыт таких детей сильно ограничен, слабо
устанавливаются социальные связи. Трудности в освоении окружающего мира приводят к эмоциональным проблемам: страхам, тревогам, неуверенности в себе. Когда ребенок не может выразить свои переживания, возрастает его эмоциональное напряжение, и, как следствие, возникают поведенческие проблемы. От того, как будет сформирована речь умственно отсталого ребенка, зависит и усвоение им учебного материала, степень общего развития.
В работе по развитию коммуникативных навыков младших школьников используются речевые игры и упражнения, «Речевые цепочки», игры с мячом, инсценировки и т.д. Речевые игры проводятся на уроках закрепления, обобщения тем по чтению, письму, развитию речи. Тематика речевой игры может быть самая разнообразная,
варьируется в зависимости от целей и задач урока, возраста и уровня развития детей.
Цель игры: активизация речи ребенка, обучение детей речевому и игровому взаимодействию друг с другом. Речевая игра заряжает эмоционально, пополняет словарь,
развивает познавательные интересы и расширяет знания об окружающем мире, развивает связную речь.
I этап – работа со словом
(объясняется и уточняется
его лексическое значение)
II этап – включение слова в
контекст: в словосочетание, предложение
III этап – включение
предложения с данным словом в текст (построение текста)
Этапы игры:
I. Работа со словом.
На доске прикреплен бумажный цветок, на его лепестках написаны слова на весеннюю
тему: весна, солнышко, капель, проталины, мать-и-мачеха, ручьи, набухли, пере-
летные, скворечники и т.д.
Ребенок «отрывает» лепесток, четко читает слово и объясняет его лексическое значе-
ние, ученики уточняют и дополняют его. Слабоуспевающие дети объясняют слово с
опорой на наглядность и по наводящим вопросам учителя.
«Мать-и-мачеха – это первые весенние цветы».
«Скворечники – это домики для птиц».
II. Работа со словосочетанием, включение слова в словосочетание, предложение.
Ученик, объяснивший слово, написанное на лепестке, «дарит» это слово своему одно-
класснику, который составляет с данным словом словосочетание.
Таня: Я дарю это слово Роме!
Рома: Новые скворечники.
Появляется запись на доске: новые скворечники. Аналогично проходит работа и над
остальными словами.
Звонкая капель, теплое солнышко, цветочки мать-и-мачехи, темные проталины,
перелетные птицы, долгожданная весна, звонкие ручьи, набухли почки.
Устно составляются предложения с данными словосочетаниями и начинается работа с
текстом.
III. Работа с текстом.
Построенные, по опорным словам, и словосочетаниям предложения проговариваются,
включаются в текст, который записывается на доске и в тетрадях.
Со временем сюжет иллюстраций усложняется, вопросы и ответы становятся
более распространенными.
Таким образом, для успешной социализации детей с ОВЗ, необходимым
условием является развитие коммуникативно-речевых навыков, которые формируются
на уроках и коррекционных занятиях посредством речевых игр и упражнений и влияют на дальнейшую жизнь ребенка, делая его успешным и полноценным членом
общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности"
Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности В развитии познавательной активности младших школьников особо...
Статья на тему "Дидактическая игра, как средство активизации внимания младшего школьника".
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам обще...
статья Дидактическая игра как средство развития пространственных представлений у детей
ОглавлениеВведение.. 3Глава I. Теоретические основы развития пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактической игры... 71.1. Понятие пространственных представ...
Статья на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Пальчиковые игры как средство активизации речи детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - процесс активизации речи детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе непосредственной образовательной деятельности будут использоваться различные пал...
Статья на тему "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"
Ведущий вид деятельности ученика начальной школы - игра, поэтому наиболее успешное обучение - это обучение в игре....
Мастер-класс «Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью»
Мастер-класс «Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталость...