Мастер-класс «Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью»
учебно-методический материал

Зайцева Юлия Александровна

Мастер-класс «Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Мастер-класс «Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью»

                                                                  Подготовила: учитель Зайцева Ю.А.

     Коррекция  и  развитие  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики дефектологии  и  психологии.  У  детей  с  ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности  и  незрелость  эмоционально-волевой  сферы.  При  умственных нагрузках  у  таких  детей  отмечается  повышенная  утомляемость  и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не  только к неустойчивости  внимания,  но  и  к  раздражительности,  беспокойству  и негативному  поведению.  У  большинства  детей  отмечается  несформированность  межполушарного  взаимодействия  от  глубинных уровней  и  до  мозолистого  тела.  Наличие    данных    характеристик способствует  возникновению  трудностей  в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.    

     При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.
Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией  (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).
     Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Видя и понимая проблемы детей, мне очень хочется помочь, скорректировать, развить всё что можно.

     В своей работе на уроках  я использую  нейропсихологические и кинезиологические игры и упражнения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью. 

Что же такое нейропсихология и кинезиология?

Нейропсихология – наука о взаимосвязи психических процессов (память, внимание, речь, мышление, и т.д.) с работой головного мозга, его отделов, правого и левого полушария.

Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе с детьми является признанным эффективным видом психологической помощи, помогающим детям справиться с трудностями в учебе и общении, которые зачастую связаны с особенностями индивидуального развития психических функций в раннем возрасте.

Нейропсихологические упражнения – воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывающее активизацию высших психических функций.

Нейропсихологический подход– один из методов помощи детям, помогающий преодолеть: 

  • снижение общей работоспособности;
  • повышенную утомляемость;
  • рассеянность;
  • нарушение мыслительной деятельности;
  • снижение функции внимания и памяти;
  • несформированность пространственных представлений;
  • недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности. 

В целом, нейропсихологическая коррекция не только помогает преодолеть трудности в обучении, но позитивно влияет на общее развитие личности ребенка: 

  • стабилизирует эмоциональный фон;
  • нормализует самооценку;
  • помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.

     Для более действенной и эффективной коррекционно-развивающей работы я присовокупила к нейропсихологическим упражнениям ещё и кинезиологию.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно они  позволяют создать новые нейронные связи и улучшить  работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности  взаимодействия полушарий головного мозга. 

      Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

     Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. 

Они развивают:

  • мозолистое тело;
  • повышают стрессоустойчивость;
  • синхронизируют работу полушарий;
  • улучшают мыслительную деятельность и речь;
  • способствуют улучшению памяти и внимания;
  • развивают пространственные представления;
  • мелкую и крупную моторику;
  • облегчают процесс чтения и письма;
  • позволяют снизить утомляемость и повысить способность к произвольному контролю.

Оба эти направления работы имеют свои упражнения, на развитие межполушарного взаимодействия.

Методы и приемы кинезиологических упражнений:

 Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата;

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;

Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;

Массаж – воздействует на биологически активные точки;

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Комплекс кинезиологических упражнений:

Растяжка «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое,как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Дыхательное упражнение «Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Телесные упражнения «Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Упражнение для развития мелкой моторики «Лезгинка»

Любим ручками играть и лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

Глазодвигательные упражнения «Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Примеры нейропсихологических игр и упражнений:

Зеркальное рисование (двуручное)

Межполушарная доска

Графомоторный планшет

Нейроклассики для пальчиков

Разноцветный текст

Нейролабиринты

Нейроигры: «Круги», «Жесты», «Ручки», «Цепочки», «Ладошки»

Нейроковрики: «Моторика и интеллект», «Цифры, буквы, фигуры»

     И, конечно же, очень важный аспект современной системы образования – это эдоровьесберегающие технологии. В каждом моем занятии обязательно есть упражнения направленные на профилактику плоскостопия, нарушений осанки и зрения (дальнозоркости и близорукости), элементы дыхательной и координационной гимнастика, развитие вестибулярного аппарата.

      Таким образом, для успешной работы с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, я использую симбиоз современных научных направлений, позволяющих мне, как учителю, наиболее эффективно заниматься коррекционно-развивающей работой. 

     В результате системного подхода  и широкого круга разнообразных игр-упражнений, где один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной. У детей развивается межполушарное взаимодействие, что, в свою очередь, является основой интеллектуального роста ребенка, компенсируются различные недостатки развития всех психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь) и когнитивной сферы. И что, очень важно, происходит профилактика нарушения здоровья.

     Я, считаю, что такие занятия необходимы всем детям, как с проблемами в развитии, так и условно нормативным. Ведь развивать такие качества как: смекалка, сообразительность, широта, самостоятельность и нестандартность мышления необходимо всем детям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...

Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....

Использование современных медиатехнологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

В данной разработке представлен материал из опыта работы с ИКТ в начальной школе....

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся....