статья Дидактическая игра как средство развития пространственных представлений у детей
статья (1 класс)

Оглавление

Введение.. 3

Глава I. Теоретические  основы развития пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактической игры... 7

1.1.  Понятие пространственных представлений и их развитие в онтогенезе  7

1.2.  Особенности пространственных представлений у  старших дошкольников  12

1.3.  Педагогические условия использования дидактических игр для развития пространственных представлений у старших дошкольников. 15

Глава II. Эмпирическое исследование развития пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактической игры... 23

2.1.  Исследование уровня развития пространственных представлений у старших дошкольников. 23

2.2.  Разработка картотеки дидактических игр, направленной на развитие пространственных представлений у  старших дошкольников. 34

2.3 Методические рекомендации по использованию дидактических игр со старшими дошкольниками. 36

Заключение.. 42

Список литературы... 44

ПриложениЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Дидактическая игра как средство развития пространственных представлений у  старших дошкольников



 Теоретические  основы развития пространственных представлений у  школьников посредством дидактической игры

 Понятие пространственных представлений и их развитие в онтогенезе

Пространственные представления  - это представления о пространственных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов. Продуктом представления является образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования им при решении различного рода задач. В зависимости от особенностей предмета выделяют два основных вида представлений: визуальные, за которыми стоят конкретные образы, и абстрактно-логические, за которыми стоят абстрактные понятия. Пространственные представления являются основой логически определяемых понятий, на которых строится изучение школьниками геометрии.

Пространственные представления, изучению которых посвящены работы Б.Г. Ананьева  Л.С. Выготского , А.Р. Лурия , Н.Я.Семаго и М.М. Семаго и других, являются одними из наиболее сложных по строению психических процессов, играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являются необходимым условием ориентировки человека в пространстве.

Пространственная ориентировка - это вид восприятия, который обеспечивается работой зрительного, слухового, кинестетического

А.Л.Сиротюк также отмечает, что пространственные представления имеют сложную структуру и выделяет три составляющие пространственной организации: реальное пространство, представления о пространстве и квазипространство. Согласно представлениям данного автора, в онтогенезе ребенок усваивает три категории элементарных знаний о пространстве:

1) отражение удаленности предмета и его местоположения;

2) ориентировка в направлениях пространства;

3) отражение пространственных отношений между предметами .

А.В. Семенович, анализируя уровневое, вертикальное строение пространственных представлений как функциональной системы, предлагает модель пространственных представлений, включающую в себя 7 уровней :

1-й уровень. «Темное мышечное чувство». Биоритмы, биологические часы человека. Включенность в ритмику окружающей среды.

2-й уровень. Соматогнозис. Гомеостатическая ритмика организма. Ритм дыхания, сердца, гормональных колебаний, ходьбы и т.д.

3-й уровень. Метрика и топология. Локализация событий жизни во времени, наслоение их на время. Длительность событий или/и интервалов между ними. Их скорость, ритм, темп, канон.

4-й уровень. Координатные представления. Прошлое - настоящее - будущее.

5-й уровень. Структурно-топологические представления. Восприятие отдельных субъективных (переживаемых и пережитых) и объективных (в том числе исторических) событий собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас.

6-й уровень. Проекционные представления. Хронология. Вербальное, концептуальное обозначение времени. Время линейное и циклическое, дискретное, континуальное и голографическое.

7-й уровень. Стратегия, когнитивный стиль личности, актуализирующийся в процессе взаимодействия с индивидуальным и внешним временем .

Все указанные уровни пространственных представлений формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень с неизбежностью включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостный ансамбль зрелой психики.

Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, А.В. Семенович, А.Л.Сиротюк и другие авторы указывают, что каждый этап развития пространственных представлений в онтогенезе должен быть, не просто пройден, но и упрочен и вовремя отторможен ребенком, его телом в движении, так как именно степени свободы сенсомоторной актуализации заложат основу для дальнейшего наращивания всего психического потенциала .

Познание ребенком пространственных отношений непосредственно связано с отражением явлений материального мира. Эта закономерность достаточно ясно проявляется в области непосредственно-чувственного отражения, то есть в области ощущений и восприятий.

Б.Г. Ананьев отмечает, что накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира – необходимая предпосылка для образования и развития восприятия пространства . Второй предпосылкой является специализация пространственных признаков вещей и пространственных отношений между ними как сигнальных раздражителей.

С.А. Мусихина и Е.В. Самарина отмечают, что на ранних этапах развития «становление ориентировки в пространстве связано с появлением у ребенка чувства собственного тела, с развитием движений, зрительно-моторной координации, предметно-практической деятельности». При этом формируются представления о пространственных взаимоотношениях между находящимися в окружающем ребёнка пространстве двумя и более предметами, представления о взаимоотношении внешних объектов по отношению к собственному телу.

Восприятие пространства требует интеграции двигательных, зрительных и вестибулярных ощущений при ведущей роли двигательных ощущений. По мнению Б.Г.Ананьева, наиболее значимыми новообразованиями являются:

1) возраст 2 месяцев, когда у ребенка формируется фиксация взора на объекте (лицо мамы) - приближение – удаление;

2) в три – пять месяцев формирование прослеживания взора за объектом: в вертикальной плоскости, в горизонтальной плоскости, вокруг;

3) в четыре месяца происходит дифференциация движения головы и конечностей;

4) к шести месяцам начинают развиваться манипулятивные действия, что приводит к формированию акта осязания;

5) в семь – восемь месяцев начинает формироваться моторная ассиметрия, т. е. предпочтение правой или левой руки;

6) к девяти – десяти месяцам происходит совершенствование зрительно – моторной координации, появляется зрительная коррекция и зрительный контроль, за движением.

Начиная с одного года, до трех лет основным новообразованием является наличие вертикального положения тела, а, следовательно, включение восприятия пространства и ощущения равновесия и ускорения.

Ребенок очень рано начинает ориентироваться в окружающем его реальном, а затем воображаемом пространстве с учетом положения собственного тела. Овладев миром вещей и явлений, дети познают их пространственные свойства путем выделения отношения порядка, т.е. путем расположения объектов по отношению друг к другу, через выделение их контура. Первые пространственные образы у детей возникают при осознании ими схемы собственного тела. Все предметы воспринимаются с учетом его вертикального положения. Эта позиция служит отправной точкой для создания разнообразных и адекватных пространственных образов.

К трем годам жизни, как отмечает Б.Г. Ананьев, у ребенка складывается системный механизм пространственной ориентировки, включающий определенные взаимосвязи зрения, кинестезии и статико-динамических ощущений (равновесия и ускорения). В этих взаимосвязях видоизменяется и приобретает качественно новый характер функция каждого из анализаторов.

Позже пространственные термины усваиваются по отношению к конкретной ситуации, а затем распространяются на другие.

Таким образом, пространственные представления являются одними из наиболее сложных по строению психических процессов. Их формирование начинается уже на ранних этапах онтогенеза и они являются базисными для развития многих других психических функций.

 Особенности пространственных представлений у  школьников.

Отмечается, что в школьном возрасте выделяются два основных фактора развития ориентировки в пространстве:

- расширяющийся практический опыт в освоении окружающего мира;

- формирование игровой деятельности, т. к. игра требует учета пространственного признака объекта.

В целом к старшему дошкольному возрасту у детей складываются системы механизма восприятия пространства, пространственные признаки и отношения между предметами, при этом появляются вербализованные обозначения пространства. Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).

Заключение

Пространственные представления являются сложной многоуровневой структурой психики. Восприятие пространства опирается на взаимодействие различных анализаторов, интеграцию зрительных, слуховых и кинестетических ощущений. Формирование восприятия пространства в онтогенезе протекает на основе активных движений с опорой на схему собственного тела  и накопление чувственных представлений об объектах окружающего мира.

Результативность дидактических игр зависит от соблюдения педагогических условий их организации и проведения:  дидактическая игра – это, прежде всего, средство развития способностей ребенка;  в основе игры должна лежать деятельность старших дошкольников; воспитателю важно хорошо владеть методикой организации и проведения игровых упражнений и игр;  игра должна иметь конкретную тему, дидактическую цель и задачи;  предлагать решение посильных для старших дошкольников задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоятельности;  создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;  при построении игры рекомендуется  соблюдать порядок: завязка, развитие действия, кульминация, развязка – финал, подведение итогов;  важно продумывать не только наглядное, но и красочное оформление игры;   необходимо собирать картотеку  игр, отвечающих поставленным задачам, в том числе - развитию пространственных представлений.

Для проведенного нами эмпирического исследования уровней развития пространственных представлений у старших дошкольников были использованы следующие методики:

- методика исследования пространственных представлений по перцептивному действию;

Это позволяет говорить о том, что в целом исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что процесс развития пространственных представлений у старших дошкольников будет успешным при условии систематической и целенаправленной работы воспитателей с использованием дидактической игры.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста

"Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"В.А. Сухомлинский...

Музыкально-Дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей.

Методическая разработка Музыкально-Дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей....

Статья "Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у младших школьников с ОВЗ"

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей с ОВЗ. Значение игры для психического развития ребёнка. Виды дидактических игр и методика их испол...

«Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»

Познавательная  активность  школьников с ограниченными возможностями здоровья  в большинстве случаев сама по  себе  не  возникает,...

«Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ».

Основной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого...

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Курсовая работа на тему "Музыкально-дидактическая игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста"...

Семинар-практикум для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи детей»

В статье представлен материал для проведение семинара-практикума с педегогами о дидактических играх, как средстве развития речи детей....