ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы для начинающих»
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему
В программе изложены основы по обучению учеников начальных классов игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma.shahmatydocx.docx | 57.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»
Отделение дополнительного образования
«Утверждаю»
Руководитель ОДО
___________ Дзамоева И.Р.
«__» _________ 2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы для начинающих»
Направленность: общеразвивающая.
Уровень программы: ознакомительный.
Автор-составитель: Шкилькова Н.В.,
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 6-9 лет
Срок реализации: 2 года
Москва
2017
РАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: общеразвивающая.
Уровень программы: ознакомительный.
Программа составлена на базе «Дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы» Д.А.Давлетова. Данный курс шахмат предназначен для обучения детей от 6 до 9 лет в течение 2 лет с нагрузкой 2 раза в неделю по 1 часу. За это время учащиеся получат основы шахматных знаний, необходимых для успешного ведения игры, и познакомятся с историей возникновения и развития шахмат. Программа направлена на всестороннее развитие личности, расширение круга общения школьников, реализацию способностей детей и построена на основании выводов ведущих педагогов-психологов В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина о возможностях развивающего обучения, которое стимулирует развитие разносторонних интересов и потребности в обучении.
Известно, что шахматы – это не только игра. Они помогают научиться управлять своим поведением, воспитывают самокритичность, организованность, чувство коллективизма, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, положительно влияют на развитие и совершенствование психических процессов и таких качеств, как память, внимание, восприятие, пространственное воображение, логическое мышление.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, воспитанники приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.
Шахматы могут оказать благоприятное влияние и на общее развитие детей. Безусловно, существует положительная развивающая связь шахмат со школьными предметами, прежде всего с математикой, геометрией, историей, географией, русским и иностранными языками. Например, с такими понятиями, как «центр», «квадрат», «треугольник», «горизонталь» и другими учащиеся познакомятся на уроках шахмат раньше, чем на уроках геометрии. Сама шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет учащемуся решать математические задачи любой сложности.
Шахматное образование включает в себя знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера и повышение уровня общей образованности детей. Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным потенциалом воспитанников: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и умения преодолевать трудности.
Цель и задачи программы
Используя богатые игровые ресурсы шахмат, на первый план выдвигаются следующие цели:
- организовать полноценный досуг учащихся через обучение игре в шахматы;
- заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представления об окружающем мире;
- развить личность ребенка и его творческие способности;
- приобщить школьников к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач.
Обучающие:
- научить детей играть в шахматы;
- дать учащимся теоретические и практические знания по шахматной игре;
- узнать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;
- способствовать овладению ребятами основ шахматной теории, тактики и техникой расчета вариантов;
- способствовать развитию познавательной самостоятельности и научить работе с шахматной литературой;
- изучение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших условиях.
Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное;
- планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
- научить уважать соперника.
Развивающие:
- развивать образное и ассоциативное мышление;
- обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире;
- организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы;
- развивать способность к самооценке и самоконтролю;
- расширить кругозор ребенка.
Основными разделами курса на каждом году обучения являются темы: дебют, эндшпиль, тактика, стратегия, история и решение задач. В первый год изучаются правила игры в шахматы, темы по матованию одинокого короля и пешечный эндшпиль. А также закладываются и создаются основы для получения первоначальных навыков чтения, изучения иностранных языков, пространственного мышления.
На втором году обучения происходит первичное ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют, чемпионы мира. Продолжается изучение эндшпиля и решение задач.
При обучении детей шахматам их знания должны пополняться и элементарными сведениями исторического характера. В курсе не ставится задача подробного изучения творчества шахматистов, а предполагает лишь первое знакомство с лучшими представителями этой древней игры. Самостоятельные экскурсии в мир шахматной истории формируют и развивают у младших школьников навык чтения.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих прочное усвоение знаний и овладение навыками, является проверка и оценка. Основными видами проверочных работ по курсу шахмат являются: домашние задания, опрос, конкурсы решения задач, практические игры и игра «Угадай-ка».
Проведение занятий
Программа рассчитана на 2 года обучения. В первый год объем программы составит 65 часов, во второй – 66 часов. Занятия проводятся на базе школы № 281 2 раза в неделю по 1 часу с обязательным 5-тиминутным перерывом.
Форма обучения: очная.
Группы формируются по возрастным категориям.
Группа | Год обучения | Возраст | Количество детей |
Начинающие | 1 год обучения | 6-7 лет | до 15 человек |
Продолжающие | 2 год обучения | 7-9 лет | до 15 человек |
Для лучшего усвоения материала занятия могут проводиться как по группам, так и по подгруппам.
1. Групповые занятия.
- рассказ: теоретические вопросы объясняет педагог;
-тактика: закрепление пройденного материала детьми в игровой форме.
2. Занятия по подгруппам.
Проводится разбор только что сыгранной партии, при этом остальные учащиеся еще продолжают игру.
3. Индивидуальная работа.
- работа с заданиями по тактике;
- работа с дебютными справочниками;
- работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно);
- тренировочные партии с преподавателем;
- разбор сыгранной партии.
Формы работы
Процесс обучения учащихся заключается в комплексном освоении теоретического и практического материала. Для более глубокого усвоения теоретической части проводятся практические занятия, соревнования, индивидуальное изучение материалов.
Таким образом, программа предусматривает 3 основные формы занятий:
- комплексное занятие,
- практическое занятие,
- участие в турнирах.
Комплексные занятия состоят из повторения пройденного материала, изучения нового теоретического материала и закрепления его практикой. Например, после изучения темы «пешка» дети играют одними пешками; после изучения темы связка и рассмотрения учебных примеров они решают примеры на связку; после изучения определенного дебюта – разыгрывают и играют партии этим началом.
Практические занятия не содержат изучение нового материала и целиком посвящены практике в игровой форме, которые могут проходить как под руководством педагога, так и при самостоятельном выполнении поставленных задач.
- Тренировочные партии или турниры.
- Тематические турниры по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля.
- Сеансы одновременной игры против тренера или других более сильных шахматистов.
- Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента: соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией.
- Шахматные партии с консультацией: одна группа учащихся играет против другой, имея право совещаться по поводу выбора хода.
Планируемые результаты освоения программы
Знания и умения по шахматам к концу 1 года обучения
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги и др.;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, король, ферзь, конь, пешка;
- ходы: шах и рокировка, нападение, взятие, в том числе и взятие на проходе;
- названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
- цель игры: мат, пат, ничья;
- приемы и способы матования одинокого короля;
- определенные первичные знания по пешечным окончаниям.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- правильно называть фигуры, поля и расставлять фигуры на доске;
- правильно размещать доску и расставлять фигуры на ней;
- играть на турнирах без нарушения правил.
Обучающие игры: «морской бой», «скачем на коне», «до первого шаха» (из начального положения), «двухходовка» и другие.
Шахматные игры: «дай пять шахов», угадай-ка.
Знания и умения по шахматам к концу 2 года обучения
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- некоторые исторические сведения о чемпионах мира по шахматам;
- некоторые гамбиты и дебюты;
- приемы и способы решения задач;
- простейшие тактические удары;
- правила укороченной игры на время.
К концу 2 учебного года учащиеся должны уметь:
- записывать шахматную партию до 20-го хода;
- решать задачи на мат в 1 ход,
- проводить рокировку,
- ставить мат в 2 хода;
- видеть тактические удары.
РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ п/п | Названия разделов | Количество часов | Форма контроля | ||
|
| Всего | Теория | Практика | |
1 год | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 | |
2 | Правила. Доска и ходы фигур. | 4 | 2 | 2 | Наблюдение |
3 | Запись ходов и партии. | 3 | 1 | 2 | Наблюдение |
4 | Цель игры. Взятия фигур. | 5 | 2 | 3 | Наблюдение |
5 | Матование одинокого короля. | 15 | 4 | 11 | Наблюдение |
6 | Пешечные окончания. | 10 | 3 | 7 | Наблюдение |
7 | Тактика. | 6 | 3 | 3 | Наблюдение |
8 | Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль. | 6 | 3 | 3 | Наблюдение |
9 | Тренировочные партии. | 5 | 1 | 4 | Наблюдение |
10 | Турнир. | 10 | 0 | 10 | Наблюдение, оценка |
65 | 20 | 45 | |||
2 год | |||||
1 | Исторические сведения. | 1 | 1 |
| |
2 | Мат в 1 ход. | 5 | 2 | 3 | Наблюдение |
3 | Мат в 2 хода. | 5 | 2 | 3 | Наблюдение |
4 | Дебют. Рокировка. | 5 | 2 | 3 | Наблюдение |
5 | Пешечные окончания. | 5 | 2 | 3 | Наблюдение |
6 | Двойной удар с шахом. | 9 | 2 | 7 | Наблюдение |
7 | Гамбиты – как средство обострения борьбы. Королевский гамбит. | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
8 | Решение задач и обучающие игры. | 9 | 2 | 7 | Наблюдение |
9 | Сеансы одновременной игры. | 3 | 0 | 3 | Наблюдение |
10 | Тренировочные и консультативные партии. | 7 | 0 | 7 | Обсуждение |
11 | Разбор партий. | 3 | 3 | 0 | Обсуждение |
12 | Турниры с укороченным временем. | 10 | 0 | 10 | Наблюдение, оценка |
| Итого: | 66 | 17 | 49 |
Содержание
Первый год
- Вводное занятие. История возникновении шахмат.
- Правила. Шахматная доска. Горизонтали, вертикали, центр-горка, край и угол. Фигуры и пешки. Ходы фигур. Расстановка фигур в начальной позиции.
- Обозначение полей шахматной доски. Разделение шахматной доски. Запись шахматной партии (шахматная нотация). Морской бой.
- Цель игры – победа в партии. Взятия фигур и пешек. Размен. Жертва. Комбинация с жертвой. Пути достижения победы. Ничья.
- Король – самая важная шахматная фигура. Как ходит король. Король против короля. Оппозиция. Матование одинокого короля. Ладья. Мат ладьей. Решение задач на линейный мат. Пат. Мат ферзем. Слон. Мат двумя ладьями. Ладья против слона. Ферзь против ладьи. Ферзь против двух ладей. Конь. Чем опасен конь. В чем слабость коня. Мат конем. Закрепление материала и контроль успеваемости.
- Пешки: ходы, взятия, удары, превращение. Функции пешки. Сильные и слабые пешки. Король и пешка против одинокого короля. Правило квадрата. Король и две пешки против одинокого короля. Пешка против пешки. Пешка против различных фигур (исключения из правил). Пешечный прорыв. Пешка, поддержанная легкой фигурой. Минусы лишней пешки. Превращение пешки в фигуру. Закрепление материала и контроль успеваемости.
- Тактика. Советы и примеры из практики. Двойной удар. Завлечение и отвлечение. Сила и ценность шахматных фигур. Закрепление материала и контроль успеваемости.
- Дебют. Законы и заповеди дебюта. Детский мат. Правила развития фигур. Миттельшпиль. Эндшпиль. Закрепление материала и контроль успеваемости.
- Тренировочные партии. Этика поведения во время партии. Игра команда на команду. Поиск совместных решений.
- Закрепление материала и турнир.
Второй год
- Исторические сведения. Быстрые и медленные шахматы. Чемпионы мира.
- Мат в один ход. Выбор фигуры. «Спертый» мат. Диагональный мат. Горизонтальный (вертикальный) мат. «Эполетный» мат.
- Мат в два хода. Взятие. Перекрытие. Блокировка. Связывание.
- Дебют. Как нельзя играть в дебюте. Рокировка. Использование слабостей позиции соперника после проведения рокировки. Двойной шах. «Спертый» мат. Выигрыш материала. Общие принципы игры в дебюте.
- Пешечные окончания. Повторение. Правило квадрата пешки. Сохранение оппозиции. Типичные ошибки.
- Двойной удар с шахом. Коневая вилка. Двойной удар по диагонали. Двойной удар по вертикали (горизонтали). Двойной удар по двум диагоналям. Мнимая защита связанной фигуры.
- Гамбиты – как средство обострения борьбы. Королевский гамбит.
- Решение задач и обучающие игры.
- Сеансы одновременной игры.
- Тренировочные и консультативные партии.
- Разбор партий.
- Турниры с укороченным контролем времени.
Игры в турнирах – 20 часов.
РАЗДЕЛ 3
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
Программа предполагает использование следующих методик обучения:
- методика индивидуального обучения (обуславливает особый подход к каждому учащемуся);
- методика проблемного обучения (поиск самостоятельных решений в освоении теории, техники и приемов в шахматах);
- методика дифференциального обучения (предполагает разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей учащихся).
Основываясь на принципах систематичности и последовательности, доступности и наглядности, сознательности и активности, можно выделить следующие методы обучения:
- словесный – беседа, объяснение, рассказ, дискуссия, лекция;
- наглядный – позволяет использовать разнообразные дидактические материалы (карточки с задачами, демонстрация на магнитной доске);
- игровой – предусматривает создание игровой ситуации на уроке и ее разрешение.
Условия реализации программы
Условиями для успешной реализации программы является правильное формирование групп учащихся с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей, а также квалификация педагога и соответствующий уровень материально-технического обеспечения.
Место и оборудование для занятий
- светлое помещение площадью 40 кв. м с большими окнами,
- наличие дополнительного освещения для вечерних занятий,
- удобные столы и стулья,
- школьная доска для записей учителя,
- шкаф для хранения шахмат, часов, книг и бланков,
- демонстрационная шахматная доска,
- шахматы и доски,
- шахматные часы.
Для занятий от преподавателя требуются:
- библиотека необходимой литературы, шахматные справочники и книги,
- наглядная агитация,
- бланки для записи партий,
- турнирные таблицы.
Для реализации программы от учащегося необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
- чистая тетрадь в клеточку,
- блокноты шахматиста для записи партий,
- ручка, карандаш,
- шахматы (для домашних самостоятельных занятий).
Формы и виды контроля
В процессе практической работы используются следующие способы отслеживания результатов:
- просмотр и исправление ошибок педагогом,
- оценка качества выполненного задания,
- участие и занятые места в турнирах.
Оценка деятельности
- похвала и поощрение – положительные вербальные подкрепления способствуют выработке интереса к шахматам в целом;
- личные и командные турниры и соревнования являются ведущим способом оценки спортивной деятельности как таковой.
Методы диагностики
результатов на разных этапах изучения программы
Поскольку шахматы по своей природе являются игрой с конечным и совершенно определенным результатом (выигрыш, проигрыш, ничья), основным критерием результативности и освоения материала является успешная игра.
Методы диагностики результатов:
- разбор партий учащихся (не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как демонстрирует общий уровень понимания игры);
- зачеты по эндшпильной технике;
- турниры по техническим позициям эндшпильного типа или этюдным позициям;
- конкурс «угадай ход».
На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей
- правилам игры,
- элементарной технике реализации перевеса.
В первом случае объясняются правила игры, во втором – алгоритмы выигрыша в эндшпилях.
В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим для изучения более сложных вопросов. Во время игры и при решении задач необходимо постоянно учитывать конкретные способности позиции, что не позволяет играть по жесткой схеме.
Большое значение приобретают общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, но их конкретная реализация является объектом творчества учащегося. Основным методом становится продуктивный. Для того, чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся должен овладеть тактическим арсеналом шахмат.
Происходит формирование следующего алгоритма мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчет – ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении детьми дебютов и основ позиционной игры, особенно – типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является научно-поисковый. Практика показывает, что наиболее эффективным изучение дебютной теории становится в том случае, если большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. Естественно, что сразу добиться этого невозможно. Проведение тематических турниров по различным дебютам и разбор партий позволяют научить школьника основным способам изучения начала шахматной партии.
И, наконец, метод проблемного обучения используется на всех этапах программы, особенно при рассмотрении различий между отдельными школами игры. Дело в том, что, с точки зрения разных направлений шахматной мысли, один и тот же ход, план, дебютная система могут быть одновременно правильными и неправильными, хорошими и плохими. Разбор партий мастеров различных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, отказаться от ложных ценностей, порой, переступить через себя и понять, что незыблемых законов в игре нет, а есть творчество, есть прекрасный мир идей.
Методы коррекции
Учитывая, что становление ряда личностных характеристик ребенка происходит в спортивных шахматных состязаниях, за основу метода коррекции было принято формирование у воспитанника адекватного отношения к поражению. Ведь проигранная партия может восприниматься юным шахматистом по-разному в зависимости от ситуации и вызывать различную реакцию.
Методы коррекции обучения шахматной игре придуманы уже давно, удачно опробованы и представлены в таблице.
Ситуации | Методы коррекции |
1. Ребенок нерешителен, подолгу думает над ходом, боясь допустить ошибку, и, как следствие, попадает в цейтнот. | Воспитанник играет тренировочные партии, в которых тренер обращает внимание не на результат, а на время, затраченное на обдумывание хода. |
2. Юный шахматист играет слишком осторожно и пассивно. | Учащемуся дается возможность сыграть в турнире с более слабыми соперниками (при этом результаты турнира не будут иметь для ребенка отрицательных последствий даже при большом числе поражений). |
3. Обучающийся допускает грубые ошибки от переутомления в конце игры. | Вместе с воспитанником вырабатывается соответствующий его возможностям ритм игры. Обозначается возможное время для отдыха во время партии (например, когда над ходом думает соперник). |
Естественно, эта таблица не может, да и не должна рассматривать все возможные проблемы детей. Она просто характеризует метод принижения роли спорта в шахматах (пусть в ущерб качеству игры на каком-то этапе) для выработки новых качеств в ребенке, которые потом обеспечат его шахматный рост и создание более комфортных условий для занятий.
.
Список литературы
Основная (для учащихся)
- Д. Давлетов, В. Костров, «Шахматы для детей и родителей», СПб, «Книжный мир», 1996 г.
- В. Костров, Н. Яковлев, «Шахматы для детей и родителей», СПб, 1997 г. Для шахматистов 2-3 разряда.
- В. Костров, Рожков, «100 шахматных заданий (мат в 1 ход)», СПб, 1996 г.
- В. Костров, Рожков, «100 шахматных заданий (мат в 2 хода)», Спб, 1997 г.
- Д.Давлетов, В. Костров, «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей», СПб, «Ювента», 2001 г.
- Д. Давлетов, В. Костров, «626 шахматных задач. Решебник», СПб, «Литера», 2003 г.
- Д.Давлетов, В. Костров, «Уроки шахмат», М., «Астрель», 2006 г.
- В. Барский, «Карвин в Шахматном лесу», М., ООО «Дайв», 2008 г.
Дополнительная (для учителя)
- Алехин А.А. На пути к высшим шахматным достижениям. – М.: ФиС, 1991.
- Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-4-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1969.
- В. Костров, «Занимательные шахматы. Нескучный учебник.», СПб, «Тригон», 1997.
- Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974.
- Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 2-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1971.
- Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры, - Минск: МП Бесядзь, 1997.
- Котов А.А. Шахматное наследие Алехина. – М,: ФиС, 1982.
- Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М,, 1980.
- Лисицин Г.М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1953.
- Нейштадт Я.И. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
- Портиш Л., Шаркози Б. 600 окончаний. – М., 1979.
- Теория и практика шахматной игры. Под ред. Я.Б.Эстрина. – М.: Высшая школа, 1984.
Приложение 1
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»
Отделение дополнительного образования
«Утверждаю»
Руководитель ОДО
___________ Дзамоева И.Р.
«__» _________ 2017
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК
программы «Шахматы для начинающих» для группы первого года обучения,
количество часов: 65.
Педагог дополнительного образования Шкилькова Н.В.
№ занятия п/п | Названия разделов | Количество часов | Форма проведения занятий | Форма контроля |
| ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | групповая | Наблюдение |
2-5 | Правила. Доска и ходы фигур. | 4 | групповая | Наблюдение |
6-8 | Запись ходов и партии. | 3 | групповая | Наблюдение |
9-13 | Цель игры. Взятия фигур. | 5 | групповая | Наблюдение |
14-28 | Матование одинокого короля. | 15 | групповая | Наблюдение |
29-38 | Пешечные окончания. | 10 | групповая | Наблюдение |
39-44 | Тактика. | 6 | групповая | Наблюдение |
45-50 | Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль. | 6 | групповая | Наблюдение |
51-55 | Тренировочные партии. | 5 | групповая | Наблюдение |
56-65 | Турнир. | 10 | групповая | Наблюдение, оценка |
Итого: | 65 |
Приложение 2
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»
Отделение дополнительного образования
«Утверждаю»
Руководитель ОДО
___________ Дзамоева И.Р.
«__» _________ 2017
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК
программы «Шахматы для начинающих» для группы второго года обучения,
количество часов: 66.
Педагог дополнительного образования: Шкилькова Н.В.
№ занятия п/п | Названия разделов | Количество часов | Форма проведения занятия | Форма контроля |
1 | Исторические сведения. | 1 | групповая | Наблюдение |
2-6 | Мат в 1 ход. | 5 | групповая | Наблюдение |
7-11 | Мат в 2 хода. | 5 | групповая | Наблюдение |
12-16 | Дебют. Рокировка. | 5 | групповая | Наблюдение |
17-21 | Пешечные окончания. | 5 | групповая | Наблюдение |
22-30 | Двойной удар с шахом. | 9 | групповая | Наблюдение |
31-34 | Гамбиты – как средство обострения борьбы. Королевский гамбит. | 4 | групповая | Наблюдение |
35-43 | Решение задач и обучающие игры. | 9 | групповая | Наблюдение |
44-46 | Сеансы одновременной игры. | 3 | групповая | Наблюдение |
47-53 | Тренировочные и консультативные партии. | 7 | групповая | Наблюдение |
54-56 | Разбор партий. | 3 | групповая | Наблюдение |
57-66 | Турниры с укороченным контролем времени. | 10 | групповая | Наблюдение, оценка |
Итого: | 66 |
Приложение 3
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»
Отделение дополнительного образования
«Утверждаю»
Руководитель ОДО
___________ Дзамоева И.Р.
«__» _________ 2017
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы «Шахматы для начинающих» на 2017-2018 учебный год для группы первого года обучения,
количество часов: 65.
Педагог дополнительного образования: Шкилькова Н.В
№ занятия п/п | Дата | Названия разделов | Количество часов | Форма проведения занятий | Форма контроля | |
|
| |||||
Сентябрь | ||||||
1 | 05.09 | Вводное занятие. | 1 | групповая | Наблюдение | |
2-5 | 07.09 12.09 14.09 19.09 | Правила. Доска и ходы фигур. | 4 | групповая | Наблюдение | |
6-8 | 21.09 26.09 28.09 | Запись ходов и партии. | 3 | групповая | Наблюдение | |
Всего: | 8 | |||||
Октябрь | ||||||
9-13 | 03.10 05.10 10.10 12.10 17.10 | Цель игры. Взятия фигур. | 5 | групповая | Наблюдение | |
14-17 | 19.10 24.10 26.10 31.10 | Матование одинокого короля. | 4 | групповая | Наблюдение | |
Всего: | 9 | |||||
Ноябрь | ||||||
18-26 | 02.11 07.11 09.11 14.11 16.11 21.11 23.11 28.11 30.11 | Матование одинокого короля. | 9 | групповая | Наблюдение | |
Всего: | 9 | |||||
Декабрь | ||||||
27-28 | 05.12 07.12 | Матование одинокого короля. | 2 | групповая | Наблюдение | |
29-34 | 12.12 14.12 19.12 21.12 26.12 28.12 | Пешечные окончания. | 6 | групповая | Наблюдение | |
Всего: | 8 | |||||
Январь | ||||||
35-38 | 09.01 11.01 16.01 18.01 | Пешечные окончания. | 4 | групповая | Наблюдение | |
39-41 | 23.01 25.01 30.01 | Тактика. | 3 | групповая | Наблюдение | |
Всего: | 7 | |||||
Февраль | ||||||
42-44 | 01.02 06.02 08.02 | Тактика. | 3 | групповая | Наблюдение | |
45-49 | 13.02 15.02 20.02 22.02 27.02 | Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль. | 5 | групповая | Наблюдение | |
Всего: | 8 | |||||
Март | ||||||
50 | 01.03 | Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль. | 1 | групповая | Наблюдение | |
51-55 | 06.03 13.03 15.03 20.03 22.03 | Тренировочные партии. | 5 | групповая | Наблюдение | |
56-57 | 27.03 29.03 | Турнир. | 2 | групповая | Наблюдение, оценка | |
Всего: | 8 | |||||
Апрель | ||||||
58-65 | 03.04 05.04 10.04 12.04 17.04 19.04 24.04 26.04 | Турнир. | 8 | групповая | Наблюдение, оценка | |
Всего: | 8 | |||||
Итого: | 65 |
Приложение 4
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»
Отделение дополнительного образования
«Утверждаю»
Руководитель ОДО
___________ Дзамоева И.Р.
«__» _________ 2017
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы «Шахматы для начинающих» на 2018-2019 учебный год для группы второго года обучения,
количество часов: 66.
Педагог дополнительного образования: Шкилькова Н.В.
№ п/п | Дата | Названия разделов | Количество часов | Форма проведения занятия | Форма контроля |
Сентябрь | |||||
1 | 04.09 | Исторические сведения. | 1 | групповая | Наблюдение |
2-6 | 06.09 11.09. 13.09 18.09 20.09 | Мат в 1 ход. | 5 | групповая | Наблюдение |
7-8 | 25.09 27.09 | Мат в 2 хода. | 2 | групповая | Наблюдение |
Всего: | 8 | ||||
Октябрь | |||||
9-11 | 02.10 04.10 09.10 | Мат в 2 хода. | 3 | групповая | Наблюдение |
12-16 | 11.10 16.10 18.10 23.10 25.10 | Дебют. Рокировка. | 5 | групповая | Наблюдение |
17 | 30.10 | Пешечные окончания. | 1 | групповая | Наблюдение |
Всего: | 9 | ||||
Ноябрь | |||||
18-21 | 01.11 06.11 08.11 13.11 | Пешечные окончания. | 4 | групповая | Наблюдение |
22-26 | 15.11 20.11 22.11 27.11 29.11 | Двойной удар с шахом. | 5 | групповая | Наблюдение |
Всего: | 9 | ||||
Декабрь | |||||
27-30 | 04.12 06.12 11.12 13.12 | Двойной удар с шахом. | 4 | групповая | Наблюдение |
31-34 | 18.12 20.12 25.12 27.12 | Гамбиты – как средство обострения борьбы. Королевский гамбит. | 4 | групповая | Наблюдение |
Всего: | 8 | ||||
Январь | |||||
35-41 | 10.01 15.01 17.01 22.01 24.01 29.01 31.01 | Решение задач и обучающие игры. | 7 | групповая | Наблюдение |
Всего: | 7 | ||||
Февраль | |||||
42-43 | 05.02 07.02 | Решение задач и обучающие игры. | 2 | групповая | Наблюдение |
44-46 | 12.02 14.02 19.02 | Сеансы одновременной игры. | 3 | групповая | Наблюдение |
47-49 | 21.02 26.02 28.02 | Тренировочные и консультативные партии. | 3 | групповая | Наблюдение |
Всего: | 8 | ||||
Март | |||||
50-53 | 05.03 07.03 12.03 14.03 | Тренировочные и консультативные партии. | 4 | групповая | Наблюдение |
54-56 | 19.03 21.03 26.03 | Разбор партий. | 3 | групповая | Наблюдение |
57 | 28.03 | Турниры с укороченным контролем времени. | 1 | групповая | Наблюдение, оценка |
Всего: | 8 | ||||
Апрель | |||||
58-66 | 02.04 04.04 09.04 11.04 16.04 18.04 23.04 25.04 30.04 | Турниры с укороченным контролем времени. | 9 | групповая | Наблюдение, оценка |
Всего: | 9 | ||||
| Итого: | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Шахматы для начинающих"
Внеурочная деятельность 3 класс...
рабочая программа по курсу дополнительного образования "Скрапбукинг для начинающих"
Рабочая программа по курсу дополнительного образования "Скрапбукинг для начинающих" для 1-2 класса начальной школы. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО в области технологии, ИЗО, окружаю...
образовательная программа дополнительного образования "Шахматы"
программа для учебно - тренировочной группы...
Дополнительное образование. Шахматы. Первый год обучения.
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерал...
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Шахматы"
программа расчитана на 2 года обучения. Предусмотрено 68 часов по 1 часу в неделю. В кружке занимаются дети младшего и среднего школьного возраста....
Общеобразовательная программа дополнительного образования "Шахматы" 3 года
Программа «Краски» для детей 8-13 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Распоряжение №1676-р Критерии оценк...
Программа дополнительного образования "Шахматы"
Данная программа обладает мощным воспитательным потенциалом. Дети, участвуя в соревнованиях, играх, учатся взаимному уважению, преодолению психологических и коммуникативных сложностей. В ходе реализац...