образовательная программа дополнительного образования "Шахматы"
рабочая программа (2 класс)
программа для учебно - тренировочной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»
МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671610, Республика Бурятия, п. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540, эл. адрес: barguzinschool@gmail.com
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании зам. директора по ВР Директор _______
кафедры_________ ___________ Молчанов А.И.
Протокол № _____ Цыденова Ж.В. «____» ___________2018 год.
От «_____»_______2018 год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Шахматы»
Возраст учащихся 7 – 16 лет
Срок обучения 1 год
Составитель:
Ухинова С.Б.
педагог дополнительного
образования
Баргузин
2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. «Шахматы »
«Без шахмат нельзя представить полноценного
воспитания умственных способностей памяти.
Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной
школы как одна из элементов умственной культуры».
В.А.Сухомлинский
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты, а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
Актуальность программы.
Актуальность программы продиктована требованиями времени – ФГОС второго поколения, в соответствии с которым приоритетными направлениями внеурочной деятельности определены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная деятельность. Раздел «Внеурочная деятельность» обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции. Формирование развитой личности – сложная задача. Преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на х педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), использовании интерактивной доски и интернет - ресурсов.
Программа адресована
учащимся 2 -11 классов МБОУ «Баргузинская СОШ».
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:
- Ознакомить с историей шахмат;
- Обучить правилам игры;
- Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
- Формировать навыки запоминания;
- Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
- Прививать навыки самодисциплины;
- Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Валеологические:
- Соблюдать надлежащую обстановку и гигиенические условия в классе
- Создавать здоровый психологический климат на уроках, повышать мотивацию учащихся
Характеристика занятий.
Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер.
- направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность.
- Объединение включает учащихся 2 - 11 классов, прошедших первую, вторую ступень обучения во втором классе.
- Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
- В составе группы второго года обучения - 15 человек.
- На 2 и 3 год обучения дети принимаются по результатам обучения первого года. Программа составлена для обучения детей с разными психологическими особенностями, не обладающими специальными способностями и рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся два раза в неделю по 2,5 академических часа во внеурочное время. По субботам организованы соревнования.
Ведущие принципы.
Общепедагогическая методика различает лекционный метод, задачный метод и рабочий метод преподавания.
Следует отдавать предпочтение тому методу, который прививает склонность к самостоятельному мышлению и учитывает специфическую ситуацию в процессах шахматного мышления.
Наиболее приемлемым является заданный метод, т.е. преподавания по так называемому проблемному принципу.
Сюда относятся инициатива и самостоятельная работа учащегося - рациональное зерно всего метода.
Конечно, при самостоятельном решении задач учащимися преподаватель затрачивает больше времени, нежели с помощью лекционного метода преподавания. Зато при самостоятельном изучении и повторении учебного материала приобретенные знания усваиваются глубже и прочнее.
Исходя из исследований, для преподавания шахмат могут быть сформулированы следующие дидактико-методические принципы:
- единство обучения шахматам и обучения;
- систематичности;
- доступности;
- наглядности;
- прочного усвоения знаний, способностей и умения.
Принцип единства обучения шахматам и воспитания.
- Образование и воспитание диалектически связаны между собой.
- Под получением образования понимают передачу и усвоение полного объема учебного материала, умения и способности его применения.
- Воспитание личности - это сложный и многообразный процесс, зависящий от интеллектуальных, эмоциональных и волевых влияний.
Формами воспитательного воздействия являются:
- целенаправленное создание определенной ситуации, например участие в дискуссиях, выступления командных соревнованиях, принятие на себя обязательств общественного характера;
- возложение на молодых спортсменов конкретных ответственных задач, передачи им небольших педагогических функций в процессе обучения или тренировки.
Принцип систематичности.
В основу этого принципа входит содержание учебного материала и способ его преподавания.
- Первое правило - в зависимости от возраста детей учитывается психологическая настройка и цель занятия, теоретическая подготовка, практические упражнения, тематические тренировочные партии, повторение пройденного материала, проверка домашних заданий.
- Второе правило - материал должен излагаться педагогом последовательно, в определенном логическом порядке, на известном педагогическом принципе- «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому».
- Третье правило - вновь изучаемый материал следует разложить на составные части, которые располагаются по определенной системе с иллюстрацией на конкретном примере.
- Четвертое правило - каждое занятие должно иметь хотя бы один ключевой момент, который помогает успешно разобраться в данной тематике (в основах теории дебютов, принципов эндшпиля, стратегии миттельшпиля и т.п.).
Принцип доступности.
В основу этого принципа входит учет индивидуальных, возрастных, физиологических и иных особенностей учащихся.
- Активизация творческих сил и дидактической помощи.
- Различия в скорости или темпе обучения.
- Индивидуальный подход.
- Умение обнаружить врожденные способности учащегося и оказать содействие их совершенствованию.
Принцип наглядности.
Переходя к этому принципу, начнем с того, что у большинства людей из всех видов памяти, самой эффективной является зрительная, поскольку известно, что человек в среднем на 85 % познает мир с помощью глаз. «Наглядность - абсолютный фундамент всякого познания» (И.Песталоцци).
Предметные компетенции обучающихся формируются в соответствии требований ФГОС:
- Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
- Участии в тренировочных играх, в соревнованиях по шахматам;
- В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
- В проведении педагогом инструктажей;
- В применении индивидуальных форм работы;
- В корректировке игры;
- В рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
- Педагогическое наблюдение;
- Учет результативности участия обучаемых в соревнованиях.
- Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
- Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
- Изучении специализированной литературы;
- Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
- В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
- В проведении бесед;
- В применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
- Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
- Определение уровня эрудиции обучаемых.
Организация образовательного процесса.
Формы занятий: используется групповая форма; работа по звеньям; в малых группах; индивидуальная работа.
При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
- структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
Оценка результативности второго года обучения.
Формирование знаний, умений и навыков.
К концу учебного года дети должны знать:
- Основные тактические приемы.
- Основы дебюта, миттельшпиля, эндшпиля.
- Партии при открытом, полуоткрытом и закрытом дебютах.
К концу учебного года дети должны уметь:
- Записывать шахматную партию.
- Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
- Проводить тактические комбинации и приемы.
Формой контроля результативности образовательной программы дополнительного образования «Шахматы» являются следующие мероприятия:
- Личные участия в районных и республиканских турнирах.
- Командные соревнования.
- Участия в интернет – турнирах.
- Личное первенство «Шахматные Надежды», в открытом Первенстве Бурятии.
- Сеанс одновременной игры.
- Интеллектуальные турниры.
Учебно - тематический план года обучения.
№ п\п | Наименование разделов | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Шахматная азбука. Повторение пройденного материала. | 8 | 4 | 4 |
3 | Тактические приемы и комбинации | 20 | 10 | 10 |
4 | Основы дебюта и партии | 30 | 15 | 15 |
5 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 8 | 4 | 4 |
ИТОГО: | 68 | 34 44 | 34 |
Содержание программы третьего года обучения.
Вводное занятие:
- Комплектование группы
- Правила техники безопасности на занятии, в школе, на перемене.
1. Вторая ступень. Шахматная азбука. Элементы шахматной партии. (повторение пройденного материала).
- О правилах поведения во время игры.
- Что такое мат. Мат одинокому королю ладьей, ферзем, двумя слонами, слоном и конем.
- Шахматные задачи. Учебные партии.
- Практика учебных партий.
2. Третья ступень.
- Тактические приемы и комбинации (связка, сквозной удар, ловля фигуры, двойной удар).
- Принцип быстрейшего развития.
- Гармоничное пешечное расположение.
- Ошибочная игра в дебюте.
- Дебют: открытые дебюты, полуоткрытые дебюты, закрытые дебюты.
- Как играть в миттельшпиле и эндшпиле.
- Реализация материального перевеса.
- Пешке помогает король. О крайних пешках.
- Позиционное преимущество (территориальное).
- Оппозиция.
- Преимущество во времени. Цейтнот.
- Короткие партии и ловушки.
- Шахматные задачи. Учебные партии.
- Практика учебных партий.
Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:
- наличие единого контингента воспитанников;
- взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;
- единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;
- осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
- обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;
- определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста
- система оценок достижений обучающихся.
Условие реализации программы.
Для проведения занятий требуются:
- Просторный хорошо проветриваемый кабинет.
- Удобные столы и стулья.
- Шахматные доски и шахматы (1 комплект на 2 учащихся ).
- Шахматные часы (1 часы на 2 учащихся ).
- Демонстрационные доски и шахматные фигуры ( 2 комплекта ).
- Проекционные аппараты, компьютеры с программным обеспечением, интерактивная доска.
- Наглядные пособия, дидактические материалы.
Программно – методическое обеспечение.
Для педагога
1. Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. Шахматы в школе. Первый год обучения. Второй год обучения. Третий год обучения. Москва, Просвещение, 2016 г .
2. Методические рекомендации «Шахматы в школе». Первый , второй, третий год обучения. Москва, Просвещение, 2016 г .
Для детей
1. Рабочие тетради «Шахматы в школе». Второй и третий год обучения. Е.А. Прудникова. Москва, Просвещение, 2016 г
2. Сухин И. «Удивительные приключения в шахматной стране», Издательство Москва «Поматур», 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-473996-1418032202.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-882587-1485253672.jpg)
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-1015449-1519481899.jpg)
О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования
Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...