"Шахматы для начинающих"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение № 5
«Гимназия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение № 5 «Гимназия»
Рассмотрено на заседании методической кафедры учителей начальных классов Протокол № ___ от______ 2013г | Утверждаю: Директор МАОУ №5 «Гимназия» В.Н. Подлиповская «____» ____________________ |
Согласовано:
Заместитель директора по УР
___________Н.В.Котельникова
«____» ___________________
Заместитель директора по МР
______________ О.А.Евсеева
«____» ___________________
Протокол заседания методического
совета школы № ___ от_____ 2013г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Шахматы для начинающих»
на 2013 - 2014 учебный год
Составитель: Букина Л.Ю.
Содержание рабочей программы
1.Пояснительная записка с учебно-тематическим планированием (стр.2-11):
1.1 нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа (стр.3);
1.2 сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа (стр.3);
1.3 информация о количестве учебных часов (стр.4);
1.4 цель и задачи изучения предмета (стр.4);
1.5 предметное содержание и ценностные ориентиры содержания учебного предмета, направленные на духовно-нравственное развитие обучающихся (стр.4-5);
1.6 требования к уровню подготовки обучающихся и результатам освоения обучающихся 3 класса программы по шахматам (стр.5-7);
1.7 учебно-тематическое планирование по учебному предмету (стр.7);
1.11 учебно-методическое обеспечение программы с указанием основного учебника, учебных пособий для обучающихся, методической литературы для учителя, материально-технического оснащения образовательного процесса (стр.8).
2.Календарно-тематическое планирование (стр.9-12).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы для начинающих» для 3-4 классов МАОУ №5 «Гимназия» на 2013-2014 учебный год разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);
- Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 с учётом внесённых изменений приказами Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74;
- примерной программы для обучающихся 3-4-х классов начальной школы «Шахматная школа» под редакцией А.А.Тимофеева, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.– М.: Просвещение, 2011).
-учебного плана МАОУ № 5 «Гимназия» (прот. № 1 от 30.08.2013г);
-положения о рабочей программе МАОУ № 5 «Гимназия» (утверждено на педагогическом совете, прот. № 6 от 01.03.2012).
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программой предусматривается шестьдесят семь шахматных занятий (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя девять тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа разработана для детей на начальном этапе обучения в третьих-четвертых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи семилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)
Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Содержание курса
- Шахматная доска и фигуры.
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций. Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
- Ходы и взятия фигур
Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения. Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
- Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
- Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»
- Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта
Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.
- Особенности матования одинокого короля.
Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.
- Тактические приёмы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.
Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определённую и на неизвестную темы; участие в турнирах.
8. Начальные сведения об эндшпиле.
Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль оппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игры на пат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
8. Начальные сведения о миттельшпиле.
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то…». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиции короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7 (2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Блокада.
Практическая работа: отработка на практике миттельшпиля.
10. Подведение итогов года.
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).
К концу изучения курса дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу изучения курса дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Шахматная доска и фигуры | 2 | 1 | 1 | |
2 | Ходы и взятия фигур | 8 | 3 | 5 | |
3 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | 8 | 3 | 5 | |
4 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | 8 | 2 | 6 | |
5 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. | 10 | 3 | 7 | |
6 | Особенности матования одинокого короля | 7 | 2 | 5 | |
7 | Тактические приёмы и особенности их применения. | 7 | 2 | 5 | |
8 | Начальные сведения об эндшпиле | 8 | 2 | 6 | |
9 | Начальные сведения о миттельшпиле | 8 | 2 | 6 | |
10 | Подведение итогов курса. | 2 | - | 2 | |
Итого | 68 | 20 | 48 |
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование учебного оборудования |
1 | Книгопечатная продукция |
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 класса:
| |
2 | Наглядные пособия |
Коробки с деревянными шахматами Коробки с магнитными шахматами Плакаты: Различные позиции в шахматах | |
3 | Игры и игрушки |
Игры настольно-печатные «Чудесный мешочек» | |
4 | Учебное оборудование |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Учебный стол Учебный стул Учительский стол Учительский стул | |
5 | Технические средства |
Компьютер Магнитофон Мультимедийный проектор |
Используемая литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
5. Программа «Шахматы – школе», автор А.А.Тимофеев.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
1 | Шахматная доска и фигуры. | ||
2 | Шахматная доска и фигуры. | ||
3 | Ходы и взятия фигур | ||
4 | Ходы и взятия фигур | ||
5 | Ходы и взятия фигур | ||
6 | Ходы и взятия фигур | ||
7 | Ходы и взятия фигур | ||
8 | Ходы и взятия фигур | ||
9 | Ходы и взятия фигур | ||
10 | Ходы и взятия фигур | ||
11 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | ||
12 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | ||
13 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | ||
14 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | ||
15 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | ||
16 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | ||
17 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | ||
18 | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». | ||
19 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | ||
20 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | ||
21 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | ||
22 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | ||
23 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | ||
24 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | ||
25 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | ||
26 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | ||
27 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. | ||
28 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. | ||
29 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. | ||
30 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. | ||
31 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. | ||
32 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. | ||
33 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. | ||
34 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. | ||
35 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. | ||
36 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. | ||
37 | Особенности матования одинокого короля | ||
38 | Особенности матования одинокого короля | ||
39 | Особенности матования одинокого короля | ||
40 | Особенности матования одинокого короля | ||
41 | Особенности матования одинокого короля | ||
42 | Особенности матования одинокого короля | ||
43 | Особенности матования одинокого короля | ||
44 | Тактические приёмы и особенности их применения. | ||
45 | Тактические приёмы и особенности их применения. | ||
46 | Тактические приёмы и особенности их применения. | ||
47 | Тактические приёмы и особенности их применения. | ||
48 | Тактические приёмы и особенности их применения. | ||
49 | Тактические приёмы и особенности их применения. | ||
50 | Тактические приёмы и особенности их применения. | ||
51 | Начальные сведения об эндшпиле | ||
52 | Начальные сведения об эндшпиле | ||
53 | Начальные сведения об эндшпиле | ||
54 | Начальные сведения об эндшпиле | ||
55 | Начальные сведения об эндшпиле | ||
56 | Начальные сведения об эндшпиле | ||
57 | Начальные сведения об эндшпиле | ||
58 | Начальные сведения об эндшпиле | ||
59 | Начальные сведения о миттельшпиле | ||
60 | Начальные сведения о миттельшпиле | ||
61 | Начальные сведения о миттельшпиле | ||
62 | Начальные сведения о миттельшпиле | ||
63 | Начальные сведения о миттельшпиле | ||
64 | Начальные сведения о миттельшпиле | ||
65 | Начальные сведения о миттельшпиле | ||
66 | Начальные сведения о миттельшпиле | ||
67 | Подведение итогов курса. | ||
68 | Подведение итогов курса. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".
Разработка сценария мероприятия по шахматам....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы для начинающих»
В программе изложены основы по обучению учеников начальных классов игре в шахматы....
Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».
Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...
Соревнования по шашкам и шахматам «Шашки и шахматы - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия».
Известно, что игра в шашки и шахматы равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в общест...
Этика для начинающих игроков в шахматы
В данном материале приводится список правил поведения для начинающих игроков в шахматы. Познакомить юных шахматистов с ними нужно как можно раньше. Таким образом на занятиях будет меньше конфликтов, с...